Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-5992/12

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу N А41-5992/12


Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Западная долина" Глухова Е.А. по доверенности N 1 от 16 января 2012 года
от ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Темишева А.Х. по доверенности от 28 июня 2013 года N 163-Д, Бадмаева С.А. по доверенности от 04 июня 2013 года N 155-Д
рассмотрев 30 июля - 06 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 19 марта 2013 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Нечаевой С.В.
по делу N А41-5992/12
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Западная долина" (ОГРН 1075015001973) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании незаконными действий, третье лицо Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Западная долина" (далее - ООО "Западная долина", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области) о признании незаконными действий ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, выраженные в письменном ответе от 03.10.2011 N 01-51/2644, по предоставлению для целей налогообложения не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:17 04 08:275, - 50:26:17 04 08:279, - 50:26:17 04 08:287, - 50:26:17 04 08:283, - 50:26:17 04 08:293, - 50:26:17 04 08:311, - 50:26:17 04 08:272, - 50:26:17 04 08:310, - 50:26:17 04 08:308, - 50:26:17 04 08:303, - 50:26:17 04 08:305, - 50:26:17 04 08:306, - 50:26:17 04 08:300, - 50:26:17 04 08:298, - 50:26:17 04 08:296, - 50:26:17 04 08:290, - 50:26:17 04 08:292, - 50:26:17 04 08:294, - 50:26:17 04 08:288, - 50:26:17 04 08:286, - 50:26:17 04 08:284, - 50:26:17 04 08:282, - 50:26:17 04 08:276, - 50:26:17 04 08:277, - 50:26:17 04 08:278, - 50:26:17 04 08:273, - 50:26:17 04 08:281, - 50:26:17 04 08:299, - 50:26:17 04 08:301, - 50:26:17 04 08:309, - 50:26:17 04 08:304, - 50:26:17 04 08:271, - 50:26:17 04 08:291, - 50:26:17 04 08:312, - 50:26:17 04 08:274, - 50:26:17 04 08:289, - 50:26:17 04 08:307, - 50:26:17 04 08:280, - 50:26:17 04 08:302, - 50:26:17 04 08:285, - 50:26:17 04 08:297, - 50:26:17 04 08:295, об обязании Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области представить Обществу для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2011 год сведения о нормативной цене земельных участков по состоянию на 01.01.2011 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: - 50:26:17 04 08:275, - 50:26:17 04 08:279, - 50:26:17 04 08:287, - 50:26:17 04 08:283, - 50:26:17 04 08:293, - 50:26:17 04 08:311, - 50:26:17 04 08:272, - 50:26:17 04 08:310, - 50:26:17 04 08:308, - 50:26:17 04 08:303, - 50:26:17 04 08:305, - 50:26:17 04 08:306, - 50:26:17 04 08:300, - 50:26:17 04 08:298, - 50:26:17 04 08:296, - 50:26:17 04 08:290, - 50:26:17 04 08:292, - 50:26:17 04 08:294, - 50:26:17 04 08:288, - 50:26:17 04 08:286, - 50:26:17 04 08:284, - 50:26:17 04 08:282, - 50:26:17 04 08:276, - 50:26:17 04 08:277, - 50:26:17 04 08:278, - 50:26:17 04 08:273, - 50:26:17 04 08:281, - 50:26:17 04 08:299, - 50:26:17 04 08:301, - 50:26:17 04 08:309, - 50:26:17 04 08:304, - 50:26:17 04 08:271, - 50:26:17 04 08:291, - 50:26:17 04 08:312, - 50:26:17 04 08:274, - 50:26:17 04 08:289, - 50:26:17 04 08:307, - 50:26:17 04 08:280, - 50:26:17 04 08:302, - 50:26:17 04 08:285, - 50:26:17 04 08:297, - 50:26:17 04 08:295.
При этом ООО "Западная долина" указывало, что ему неправомерно представлены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, внесенные в государственный кадастр недвижимости, несоответствующие действующему законодательству Российской Федерации, так как не соблюдена пятилетняя периодичность проведения кадастровой оценки и не учтено разрешенное использование принадлежащих ему на праве собственности земельных участков. Данные действия приводят к нарушению прав Общества, как налогоплательщика земельного налога.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.03.2013 заявленные ООО "Западная долина" требования удовлетворены.
В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) просит отменить незаконное и необоснованное решение суда первой инстанции от 19.03.2013 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Западная долина" требований.
При этом, указывая на неправильное применение и нарушение судом норм материального права Управление Росреестра по Московской области отмечает, что не является органом кадастрового учета и представлять сведения, для налогообложения не уполномочено. Несмотря на не надлежаще оформленный запрос Общества, оспоренные действия ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области по предоставлению письмом от 03.10.2011 внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости являются правомерными и обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Западная долина", указывая на необоснованность ее доводов, просит оставить решение Арбитражного суда Московской области от 19.03.2013 без изменения, а кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области без рассмотрения, прекратив производство по кассационной жалобе в связи с наличием оснований для ее возвращения. При этом указывается, что предоставленный Управлением Росреестра по Московской области суду "список внутренних почтовых отправлений", с отметкой Почты России о принятии к пересылке трех заказных писем, почтовой квитанцией не является. Кассационная жалоба подписана лицом на основании доверенности выданной и.о. руководителя Управления Росреестра по Московской области.
В судебном заседании представители Управления Росреестра по Московской области, возражая против прекращения производства по поданной с соблюдением требований закона жалобе, поддержали доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ООО "Западная долина" настаивая на прекращении производства по кассационной жалобе, отмечая несостоятельность ее доводов, указал на правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, осуществившего при проверке действий ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, выраженных в письменном ответе от 03.10.2011 N 01-51/2644, по предоставлению для целей налогообложения сведений о кадастровой стоимости земельных участков из государственного кадастра недвижимости, проверку соответствия этой стоимости действующему законодательству Российской Федерации.
Извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области и Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились.
Арбитражный суд кассационной инстанции, не найдя оснований для прекращения производства по подписанной надлежащим лицом и поданной в установленном порядке кассационной жалобы, проверив в судебном заседании с объявлением перерыва с 30 июля по 06 августа 2013 года правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение от 19.03 2013 отмене, в связи с нарушением при его принятии норм права.
При рассмотрении дела арбитражный суд первой инстанции указал, что как следует из свидетельств о государственной регистрации прав, ООО "Западная долина" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: - 50:26:17 04 08:275, - 50:26:17 04 08:279, - 50:26:17 04 08:287, - 50:26:17 04 08:283, - 50:26:17 04 08:293, - 50:26:17 04 08:311, - 50:26:17 04 08:272, - 50:26:17 04 08:310, - 50:26:17 04 08:308, - 50:26:17 04 08:303, - 50:26:17 04 08:305, - 50:26:17 04 08:306, - 50:26:17 04 08:300, - 50:26:17 04 08:298, - 50:26:17 04 08:296, - 50:26:17 04 08:290, - 50:26:17 04 08:292, - 50:26:17 04 08:294, - 50:26:17 04 08:288, - 50:26:17 04 08:286, - 50:26:17 04 08:284, - 50:26:17 04 08:282, - 50:26:17 04 08:276, - 50:26:17 04 08:277, 50:26:17 04 08:278, - 50:26:17 04 08:273, - 50:26:17 04 08:281, - 50:26:17 04 08:299, - 50:26:17 04 08:301, - 50:26:17 04 08:309, - 50:26:17 04 08:304, - 50:26:17 04 08:271, - 50:26:17 04 08:291, - 50:26:17 04 08:312, - 50:26:17 04 08:274, - 50:26:17 04 08:289, - 50:26:17 04 08:307, - 50:26:17 04 08:280, - 50:26:17 04 08:302, - 50:26:17 04 08:285, - 50:26:17 04 08:297, - 50:26:17 04 08:295, и в связи с этим Общество является налогоплательщиком земельного налога.
ООО "Западная долина" обратилось 30.06.2011 в Управление Росреестра по Московской области с письменным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных указанных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости, действующей для целей налогообложения по состоянию на 01.012011 с указанием нормативно-правового акта утвердившего результаты кадастровой оценки.
Управление Росреестра по Московской области, письмом от 19.08.2011 направило обращение ООО "Западная долина" для исполнения в ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области.
ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области 03.10.2011 подготовлен ответ за N 01-51/2644 с информацией о кадастровой стоимости земельных участков внесенной в государственный кадастр недвижимости, который получен Обществом 14.10.2011 г.
Согласно полученному ответу, по состоянию на 01.01.2011 в реестре объектов недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: - 50:26:0170408:275 в размере 865845,36 руб., - 50:26:0170408:279 в размере 311608,08 руб., - 50:26:0170408:287 в размере 474831.36 руб., - 50:26:0170408:283 в размере 311608,08 руб., - 50:26:0170408:293 в размере 327248,64 руб., - 50:26:0170408:311 в размере 122007597 руб., - 50:26:0170408:272 в размере 2059340,40 руб., - 50:26:0170408:310 в размере 1140958 руб., - 50:26:0170408:308 в размере 375373 руб., - 50:26:0170408:303 в размере 326446 руб., - 50:26:0170408:305 в размере 326446 руб., - 50:26:0170408:306 в размере 252254 руб., - 50:26:0170408:300 в размере 363743,28 руб., - 50:26:0170408:298 в размере 311608,08 руб., - 50:26:0170408:296 в размере 289149,84 руб., - 50:26:0170408:290 в размере 364545,36 руб., - 50:26:0170408:292 в размере 252254,16 руб., - 50:26:0170408:294 в размере 327248,64 руб., - 50:26:0170408:288 в размере 774408,24 руб., - 50:26:0170408:286 в размере 356123,52 руб., - 50:26:0170408:284 в размере 356123,52 руб., - 50:26:0170408:282 в размере 283134,24 руб., - 50:26:0170408:276 в размере 534185,28 руб., - 50:26:0170408:277 в размере 356123,52 руб., - 50:26:0170408:278 в размере 356123,52 руб., - 50:26:0170408:273 в размере 1414067,04 руб., - 50:26:0170408:281 в размере 252254,16 руб., - 50:26:0170408:301 в размере 692195 руб., - 50:26:0170408:309 в размере 445154 руб., - 50:26:0170408:304 в размере 326446 руб., - 50:26:0170408:271 в размере 39485997,36 руб., - 50:26:0170408:291 в размере 252254,16 руб., - 50:26:0170408:312 в размере 5971485 руб., - 50:26:0170408:274 в размере 490471,92 руб., - 50:26:0170408:289 в размере 824939,28 руб., - 50:26:0170408:307 в размере 397029 руб., - 50:26:0170408:280 в размере 252254,16 руб., - 50:26:0170408:302 в размере 560252 руб., - 50:26:0170408:285 в размере 356123,52 руб., - 50:26:0170408:297 в размере 311608,08 руб., - 50:26:0170408:295 в размере 299175,84 руб.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170408:299, по состоянию на 01.01.2011 года в реестре объектов недвижимости отсутствуют.
Кадастровая стоимость данного земельного участка внесена в реестр объектов недвижимости 02.08.2011 в размере 311608,08 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков рассчитана с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 401,04 руб. /кв. м, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 N 187-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории "Земли населенных пунктов" на территории Наро-Фоминского района Московской области".
Удовлетворяя заявленные ООО "Западная долина" требования, признавая незаконными действия ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, выраженные в письменном ответе от 03.10.2011 N 01-51/2644, по предоставлению для целей налогообложения не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков и обязывая Управление Росреестра по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области представить Обществу для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2011 год сведения о нормативной цене земельных участков по состоянию на 01.01.2011 арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются налогоплательщиками земельного налога.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно п. 2 ст. 390 НК РФ для целей налогообложения кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", принятым во исполнение пункта 14 ст. 396 НК РФ, в свою очередь, установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о ГКН).
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 2 ст. 66 ЗК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В силу п. 4 Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального (разрешенного) использования.
Согласно п. 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).
Полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Московской области предоставлены Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкологии Московской области) (п. 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 г. N 681/27).
На основании предоставленных полномочий результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Наро-Фоминского района Московской области утверждены Распоряжением Минэкологии Московской области от 29.11.2005 N 187-РМ (в редакции распоряжения Минэкологии Московской области от 07.09.2007 N 116-РМ) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории "Земли населенных пунктов" на территории Наро-Фоминского района Московской области".
Данным распоряжением Минэкологии Московской области утверждалась не кадастровая стоимость каждого конкретного земельного участка, а средние удельные показатели кадастровой стоимости, дифференцированные в зависимости от вида разрешенного использования и местоположения земельного участка.
Для тех случаев, когда результаты кадастровой оценки утверждены в виде удельных показателей кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного использования.
Распоряжением Минэкологии Московской области от 29.11.2005 N 187-РМ определено несколько видов разрешенного использования земельных участков, для которых устанавливаются дифференцированные удельные показатели кадастровой стоимости (УПКС) в зависимости от местоположения земельных участков, в том числе - Земли под домами индивидуальной жилой застройки.
Кадастровая стоимость земельных участков Общества, относящихся к категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", с местоположением: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Марушкинское, вблизи дер. Большое Свинорье определена на основании УПКС утвержденного Распоряжением Минэкологии Московской области от 29.11.2005 N 187-РМ для вида разрешенного использования "под домами индивидуальной жилой застройки" (401,04 руб./кв. м).
Между тем, судом установлено, что правовые основания для применения указанного УПКС, предусмотренного для вида разрешенного использования "под домами индивидуальной жилой застройки", к земельным участкам с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" отсутствуют.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков признается налоговой базой по земельному налогу, правовое регулирование определения кадастровой стоимости должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщика.
Поэтому, требование определенности (конкретности и понятности) нормативных правовых актов, а также установленные п. 7 ст. 3 НК РФ гарантии прав налогоплательщика, в соответствии с которыми все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика, распространяются и на нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.
Поэтому суд посчитал, что у ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области при сообщении сведений о кадастровой стоимости земельных участков внесенных в реестр объектов недвижимости отсутствовали правовые основания для указания о применения УПКС, утвержденного Распоряжением Минэкологии Московской области от 29.11.2005 г. N 187-РМ для вида разрешенного использования "под домами индивидуальной жилой застройки", в отношении незастроенных земельных участков общества с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
По мнению суда в рассматриваемом случае, применительно к земельным участкам Общества с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" подлежит применению общий УПКС "Прочие земли поселений", утвержденный Распоряжением Минэкологии Московской области от 29.11.2005 г. N 187-РМ.
Для земельных участков с местоположением: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Марушкинское, вблизи дер. Большое Свинорье удельный показатель кадастровой стоимости "прочие земли поселений" составляет (190,37 руб./кв. м).
Кроме этого суд также исходил из того, что в соответствии с п. 3 Правил (в редакции, применимой к рассматриваемым отношениям) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Положения пункта 3 Правил сформулированы императивно, из чего следует, что применение кадастровой оценки, с момента проведения которой истекли 5 лет, не допускается.
По состоянию на 01.01.2011, т.е. на дату определения налоговой базы по земельному налогу за 2011 году, пятилетний срок действия кадастровой оценки, утвержденной Распоряжением Минэкологии Московской области от 29.11.2005 N 187-РМ (в редакции распоряжения Минэкологии Московской области от 07.09.2007 N 116-РМ), истек и эта кадастровая оценка применяться не может.
В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли в силу п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, при отсутствии по состоянию на 01 января календарного года соответствующей законодательству Российской Федерации кадастровой оценки для целей налогообложения подлежит применению нормативная цена земельных участков.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.03.1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" обязанность по выдаче заинтересованными лицам документа о нормативной цене конкретного земельного участка возлагается на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 1024-р "О подчинении территориальных органов упраздненных, реорганизованных и иных федеральных органов исполнительной власти преобразованным и образованным федеральным органам исполнительной власти" и Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.09.2004 N 255 "Об утверждении структуры территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости" Комитет по земельным ресурсам и землеустройству переименован в Управление Роснедвижимости по Московской области.
Правопреемником упраздненного Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
Таким образом, органом уполномоченным на предоставление сведений о нормативной цене земельных участков в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 в период рассматриваемых правоотношений и в настоящее время являются территориальные органы Росреестра.
В связи отсутствием по состоянию на 01 января 2011 года кадастровой оценки, соответствующей требованиям п. 3 Правил, территориальный орган Росреестра, на основании п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обязан был сообщить Обществу, как налогоплательщику, информацию о нормативной цене земельных участков или сообщить о невозможности определения нормативной цены, если в отношении земельных участков Общества информация о нормативной цене земли в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319, не утверждена.
В случае применения нормативной цены вместо кадастровой стоимости (замещения кадастровой стоимости нормативной ценой), на нормативную цену, применяемую вместо кадастровой стоимости, могут быть распространены положения пункта 3 Правил, устанавливающие максимальный срок действия кадастровой стоимости в течение 5 лет.
В таком случае, при отсутствии нормативной цены земельных участков, утвержденной на текущий календарный год, для целей налогообложения может быть применена ранее утвержденная нормативная цена земельных участков в пределах пятилетнего срока, предусмотренного пунктом 3 Правил.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям для целей исчисления земельного налога за 2011 год может быть применена нормативная цена земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 02.12.2008 г. N 1068/47 "О нормативной цене земли в Московской области в 2009 году", действующая в пределах пятилетнего срока, установленного пунктом 3 Правил.
Применение для целей налогообложения кадастровой стоимости, не соответствующей действующему законодательству Российской Федерации, противоречит положениям п. 2 ст. 390 НК РФ.
В соответствии с предметом заявленных требований судом оценивается законность действий по предоставлению конкретных сведений о кадастровой стоимости, указанных в письменном ответе ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области исх. N 01-51/2644 от 03.10.2011 г.
Оценка законности действий по предоставлению сведений о нормативной цене земельных участков по состоянию на 01.01.2011 может быть дана только после совершения указанных действий и при условии обращения заинтересованного лица за защитой своих прав, нарушенных таким представлением.
Доводы же заинтересованных лиц о том, что Общество не вправе по указанным им основаниям оспаривать законность действий по предоставлению сведений о кадастровой стоимости внесенной в государственный кадастр недвижимости, так как действия по определению кадастровой стоимости земельных участков и внесению сведений в государственный кадастр недвижимости им отдельно не оспариваются, суд нашел несостоятельными.
В соответствии с п. 2 ст. 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а не по данным о кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
В пункте 14 ст. 396 НК РФ прямо установлено, что кадастровая стоимость земельных участков для целей налогообложения предоставляется по результатам государственной кадастровой оценки.
Таким образом, в соответствии с положениями НК РФ для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии требованиями земельного законодательства и результатами государственной кадастровой оценки.
Упоминание о том, что при предоставлении сведений о кадастровой стоимости для целей налогообложения используются данные государственного кадастра недвижимости, появляется только в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52.
Вместе с тем, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 не могут рассматриваться как изменяющие или отменяющие положения п. 2 ст. 390, п. 14 ст. 396 НК РФ, имеющие большую юридическую силу.
Следовательно, налогоплательщик земельного налога на основании п. 2 ст. 390, п. 14 ст. 396 НК РФ вправе оспаривать предоставленные из государственного кадастра недвижимости для целей исчисления земельного налога сведения на том основании, что предоставленные сведения не соответствуют результатам государственной кадастровой оценки и требованиям земельного законодательства о периодичности ее проведения.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, ссылка на то, что оспариваются только действия по предоставлению по просьбе Общества сведения о кадастровой стоимости внесенные в государственный кадастр недвижимости, не освобождает государственный орган предоставивший такие сведения от обязанности доказать соответствие предоставленных сведений о кадастровой стоимости результатам государственной кадастровой оценки и требованиям земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о ГКН), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о ГКН, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В силу п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона о ГКН, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата ее утверждения, в числе других сведений вносятся (отражаются) в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер.
Однако арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела не было учтено, что в соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными, только установив, что эти действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, соответствии с требованиями статей 71, 170 АПК РФ арбитражный суд вправе принять решение только на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследовании имеющихся в деле доказательств, с указанием в судебном акте доказательств, на которых основаны выводы суда об обстоятельствам дела.
Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил требования ООО "Западная долина" о признании незаконными действий ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, выраженных в письменном ответе от 03.10.2011 N 01-51/2644, по предоставлению для целей налогообложения не соответствующей действующему законодательству кадастровой стоимости земельных участков и обязании представить ему, для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2011 год, сведения о нормативной цене земельных участков по состоянию на 01.01.2011, исходя из того, что данные действия (бездействия) нарушают права Общества, как собственника указанных им земельных участков и налогоплательщика.
Однако, суд пришел к выводу о том, что ООО "Западная долина" является собственником указанных им земельных участков и как следствие этого, являясь налогоплательщиком, запрашивал кадастровую стоимость для целей исчисления земельного налога, а видом разрешенного использования этих участков является "для индивидуального жилищного строительства", при отсутствии в материалах дела и не исследованности в судебном заседании подтверждающих эти обстоятельства доказательств, в том числе свидетельств о государственной регистрации права на земельные участки, на которые ссылался суд в своем решении.
Удовлетворяя заявленные ООО "Западная долина" требования о признании незаконными действий (бездействия), в связи с неправомерностью представления для целей налогообложения сведений из государственного кадастра недвижимости, отсутствием по состоянию на 01 января 2011 года государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории "Земли поселений" на территории Наро-Фоминского района Московской области и обязанности соответствующего органа сообщить Обществу, как налогоплательщику, информацию о нормативной цене земельных участков или сообщить о невозможности определения нормативной цены, арбитражный суд первой инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ уполномоченными на утверждение кадастровой стоимости земельных участков органами являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Наро-Фоминского района Московской области утверждены распоряжением Минэкологии Московской области от 29.11.2005 N 187-РМ (в редакции распоряжения Минэкологии Московской области от 07.09.2007 N 116-РМ) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории "Земли населенных пунктов" на территории Наро-Фоминского района Московской области". Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" установлено, что распоряжение Минэкологии Московской области от 29.11.2005 N 187-РМ применяется в части, не противоречащей этому распоряжению.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о ГКН установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 13 статьи 14 этого Закона внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка предоставляются бесплатно по запросам любых лиц в виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления ООО "Западная долина" в соответствии с требованиями действующего законодательства ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области предоставило актуальные сведения, имеющиеся на тот момент в ГКН, что соответствует положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и не нарушает прав и законные интересы общества.
При этом, как установлено судом, фактически требования ООО "Западная долина" сводятся к изменению имеющейся кадастровой стоимости указанных земельных участков, как принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, установлению нормативной стоимости посредством обжалования ответа на обращение Общества о получении кадастровой стоимости земельных участков.
Однако требования о признании незаконными действий уполномоченного органа по определению размера кадастровой стоимости и обязании внести в ГКН стоимость в другом размере Обществом не заявлялись.
С заявлением о перерасчете кадастровой стоимости земельных участков или получении сведений о их нормативной стоимости ООО "Западная долина" в соответствующие органы не обращалось.
В связи с отменой принятого по делу решения по основаниям нарушения и неправильного применением судом норм права, установлением судом первой инстанции всех обстоятельств имеющих значение для дела, арбитражный суд кассационной инстанции находит возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2013 года по делу N А41-5992/12 отменить.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Западная долина" о признании незаконными действий ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, выраженные в письменном ответе от 03.10.2011 N 01-51/2644, по предоставлению для целей налогообложения не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:26:17 04 08:275, - 50:26:17 04 08:279, - 50:26:17 04 08:287, - 50:26:17 04 08:283, - 50:26:17 04 08:293, - 50:26:17 04 08:311, - 50:26:17 04 08:272, - 50:26:17 04 08:310, - 50:26:17 04 08:308, - 50:26:17 04 08:303, - 50:26:17 04 08:305, - 50:26:17 04 08:306, - 50:26:17 04 08:300, - 50:26:17 04 08:298, - 50:26:17 04 08:296, - 50:26:17 04 08:290, - 50:26:17 04 08:292, - 50:26:17 04 08:294, - 50:26:17 04 08:288, - 50:26:17 04 08:286, - 50:26:17 04 08:284, - 50:26:17 04 08:282, - 50:26:17 04 08:276, - 50:26:17 04 08:277, - 50:26:17 04 08:278, - 50:26:17 04 08:273, - 50:26:17 04 08:281, - 50:26:17 04 08:299, - 50:26:17 04 08:301, - 50:26:17 04 08:309, - 50:26:17 04 08:304, - 50:26:17 04 08:271, - 50:26:17 04 08:291, - 50:26:17 04 08:312, - 50:26:17 04 08:274, - 50:26:17 04 08:289, - 50:26:17 04 08:307, - 50:26:17 04 08:280, - 50:26:17 04 08:302, - 50:26:17 04 08:285, - 50:26:17 04 08:297, - 50:26:17 04 08:295 и об обязании Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области представить Обществу для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2011 год сведения о нормативной цене земельных участков по состоянию на 01.01.2011 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: - 50:26:17 04 08:275, - 50:26:17 04 08:279, - 50:26:17 04 08:287, - 50:26:17 04 08:283, - 50:26:17 04 08:293, - 50:26:17 04 08:311, - 50:26:17 04 08:272, - 50:26:17 04 08:310, - 50:26:17 04 08:308, - 50:26:17 04 08:303, - 50:26:17 04 08:305, - 50:26:17 04 08:306, - 50:26:17 04 08:300, - 50:26:17 04 08:298, - 50:26:17 04 08:296, - 50:26:17 04 08:290, - 50:26:17 04 08:292, - 50:26:17 04 08:294, - 50:26:17 04 08:288, - 50:26:17 04 08:286, - 50:26:17 04 08:284, - 50:26:17 04 08:282, - 50:26:17 04 08:276, - 50:26:17 04 08:277, - 50:26:17 04 08:278, - 50:26:17 04 08:273, - 50:26:17 04 08:281, - 50:26:17 04 08:299, - 50:26:17 04 08:301, - 50:26:17 04 08:309, - 50:26:17 04 08:304, - 50:26:17 04 08:271, - 50:26:17 04 08:291, - 50:26:17 04 08:312, - 50:26:17 04 08:274, - 50:26:17 04 08:289, - 50:26:17 04 08:307, - 50:26:17 04 08:280, - 50:26:17 04 08:302, - 50:26:17 04 08:285, - 50:26:17 04 08:297, - 50:26:17 04 08:295 отказать.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
Е.Ю.ВОРОНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)