Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2013 N 05АП-2706/2013 ПО ДЕЛУ N А24-4378/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. N 05АП-2706/2013

Дело N А24-4378/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 04 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Г.М. Грачева, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому,
апелляционное производство N 05АП-2706/2013
на решение от 28.01.2013 года
судьи А.М. Сакун
по делу N А24-4378/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (ИНН 4101035889, ОГРН 1044100663507, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.12.2004)
к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю" (ИНН 4101074172, ОГРН 1024101017368, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.08.2002)
о взыскании 1000 руб. 00 коп.
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю": не явились, извещено,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - заявитель, ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому, инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю, учреждение) 1.000 рублей штрафной санкции за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.01.2013 в удовлетворении требований налогового органа отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях учреждения отсутствовал состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, следовательно, отсутствуют основания для взыскания штрафа.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции, инспекция просит его отменить, как незаконное и необоснованное, в связи с неправильным применением норм материального права.
Мотивируя доводы апелляционной жалобы, налоговый орган считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Инспекция признает наличие у учреждения льготы по земельному налогу в виде освобождения от налогообложения, вместе с тем, ссылаясь на статью 80 НК РФ, Письмо ФНС России от 15.10.2012 N БС-4-11/17435@ "О земельном налоге" указывает, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю обязано было представить налоговую декларацию и указать в разделе 2 налоговой декларации код налоговой льготы.
От Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В представленном в материалы дела отзыве учреждение возразило на доводы жалобы налогового органа, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Указанные выше ходатайства сторон в соответствии со статьями 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией рассмотрены и удовлетворены. В связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому проведена камеральная налоговая проверка представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, о чем 15.05.2012 составлен акт N 10-19/29305.
Рассмотрев материалы проверки, налоговым органом принято решение от 22.06.2012 N 10-09/27413 о привлечении Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (дата фактического представления 12.03.2012) в виде штрафа в размере 1.000 руб.
Требованием по состоянию на 03.08.2012 N 3473 Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю" предложено добровольно уплатить налоговые санкции в срок до 23.08.2012.
Неисполнение учреждением требования в добровольном порядке в установленный срок явилось основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Положениями статьи 389 НК РФ определены объекты обложения земельным налогом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ, не признаются объектами налогообложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень таких земельных участков определен пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее Закон от 21.07.1993 N 5473-1) уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации включает в себя: учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, центральный орган уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 статьи 11 Закона от 21.07.1993 N 5473-1, имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
Постановлением Правительства РФ N 89 от 01.02.2000 (в редакции Постановления Правительства РФ N 650 от 29.10.2003) утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, куда входят следственные изоляторы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
По правилам пункта 1 статьи 395 НК РФ, освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функции.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю, учредителем учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России; в пункте 1.10 Устава закреплено, что учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, 06.10.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю учреждению выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок кадастровый номер: 41: 01: 010130:141 для эксплуатации здания режимного корпуса N 1, общая площадь 25285 кв. м.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что находящийся во владении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю земельный участок кадастровый номер: 41: 01: 010130:141 изъят из оборота и в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ не является объектом обложения земельным налогом.
При этом судом учтено, что налоговым органом не оспаривается наличие у учреждения льготы в виде освобождения от налогообложения в отношении находящегося в его владении земельного участка, а также отнесение указанного земельного участка к изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из статьи 23 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (статья 80 НК РФ).
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Поскольку у учреждения отсутствовал объект обложения земельным налогом, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю не возникло и обязанности по представлению декларации по земельному налогу за спорный налоговый период, а довод заявителя жалобы в указанной части - необоснованным.
При этом ссылка налогового органа на письмо ФНС России от 15.10.2012 N БС-4-11/17435@ "О земельном налоге" судебной коллегией не принимается, так как данный документ носит разъяснительный характер и не является нормативным правовым актом, который может быть положен в основу судебного акта в соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Более того, данное письмо ФНС России разъясняет порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу для судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет, которые в силу пункта 11 стати 395 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от налогообложения земельным налогом, соответственно, разъяснения, данные в указанном письме, к рассматриваемым правоотношениям не относятся.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции об отсутствии в действиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а довод заявителя жалобы в указанной части признает необоснованным.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций, арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции имелись основания для отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании с учреждения штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год в размере 1.000 рублей.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения суда в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также нарушения или неправильного применения норм материального права, приведших к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.01.2013 года по делу N А24-4378/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.В.РУБАНОВА

Судьи
Г.М.ГРАЧЕВ
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)