Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.03.2013 ПО ДЕЛУ N А32-122/2012

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. по делу N А32-122/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Исток-Траст" (ИНН 2303019741, ОГРН 1022300717966) - Киреева О.И. (доверенность от 12.01.2013), отсутствие заинтересованных лиц: Федеральной службы по финансовым рынкам России, регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Исток-Траст" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2012 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 (судьи Соловьева М.В., Иванова Н.Н., Сулименко О.А.) по делу N А32-122/2012, установил следующее.
ЗАО "Исток-Траст" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления от 11.07.2011 N 18-10-134/пн регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (далее - отделение) и решения от 12.09.2011 N 11-133/рн Федеральной службы по финансовым рынкам России по жалобе общества на названное постановление.
Решением от 15.08.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.11.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в неисполнении в установленный срок предписания отделения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 15.08.2012 и постановление апелляционной инстанции от 29.11.2012, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, общество обязано выполнять исключительно законные требования контролирующих органов. Предписание о предоставлении информации таковым не являлось, поскольку направлено обществу в рамках проведения камеральной проверки по заявлению физического лица. Согласно пункту 7.2 Административного регламента по исполнению ФСФР государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (далее - Административный регламент) заявления физических лиц проверяются без проведения камеральной проверки. В запросах о предоставлении информации не указано основание проведения камеральной проверки.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 01.04.2011 в Белореченскую межрайонную прокуратуру поступило обращение Схаляхо Р.И. о неправомерных действиях общества.
По результатам рассмотрения обращения прокуратура направила в адрес отделения указание о рассмотрении обращения гражданина Схаляхо Р.И.
Руководитель отделения вынес поручение от 12.04.2011 N 18-11-029-03/пч о проведении камеральной проверки общества на предмет соблюдения эмитентом требований законодательства об акционерных обществах при предоставлении документов общества по требованию акционера.
По результатам проверки отделение направило обществу предписание от 16.05.2011 N 18-11-мл-03/1874 со сроком исполнения до 26.05.2011 о предоставлении справки с указанием информации о регистраторе общества с приложением подтверждающих документов (договор на ведение реестра владельцев ценных бумаг общества и акт приема-передачи документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг общества, либо приказ о назначении лица, ответственного за ведение реестра общества); в случае если ведение реестра общество осуществляет самостоятельно - справку об операциях по лицевому счету зарегистрированного лица Схаляхо Р.И. с момента открытия лицевого счета по дату исполнения предписания, с приложением документов, послуживших основанием для проведения операций по счету (копия анкеты зарегистрированного лица, копия передаточных распоряжений и др.).
Предписание от 16.05.2011 N 18-11-мл-03/1874 получено обществом 21.05.2011.
В письме от 30.05.2011 заявитель сообщил отделению о том, что ведение реестра акционеров осуществляется обществом самостоятельно. Справка об операциях по лицевым счетам любого из акционеров общества будет незамедлительно направлена в адрес отделения после получения мотивированного запроса.
27 июня 2011 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 18-11-260/пр-ап с участием представителя общества Киреева О.И.
11 июля 2011 года отделение приняло постановление, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс); назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 тыс. рублей.
Полагая, что постановление является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации (далее - ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности).
На основании пункта 7 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" ФСФР России вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг обязательные для исполнения предписания, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти в области рынка ценных бумаг.
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На основании части 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации акционер общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.
Согласно статье 90 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) информация об обществе предоставляется акционерам в соответствии с требованиями этого закона и иных правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 91 Закона N 208-ФЗ общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 Закона N 208-ФЗ. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Частью 9 статьи 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых не выполняется законное предписание уполномоченного органа в области финансовых рынков.
Факт невыполнения обществом предписания отделения в установленный срок, образующий объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса, установлен судами на основе имеющихся в материалах дела доказательств. Из материалов дела следует, что в ответ на полученное предписание от 16.15.2011 общество указало заинтересованному лицу на немотивированность требований по представлению документов (информации).
Довод заявителя о том, что в направляемых в адрес общества запросах о предоставлении информации не указано основание проведения камеральной проверки, не принимается во внимание судом кассационной инстанции.
Порядок исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора закреплен в Административном регламенте.
Согласно пункту 17 Административного регламента камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях организацией законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и в других необходимых для исполнения ФСФР России (РО ФСФР России) своих полномочий случаях. Камеральная проверка назначается решением руководителя (заместителя руководителя) ФСФР России, оформленным письменным поручением руководителя (заместителя руководителя) ФСФР России.
В силу пункта 21 Административного регламента камеральная проверка проводится путем истребования информации и документов у проверяемой организации и/или иных организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации, и анализа такой информации и документов.
При проведении камеральной проверки ФСФР России вправе истребовать у организации любые необходимые для проведения камеральной проверки и решения вопросов, относящихся к компетенции ФСФР России, объяснения, сведения и документы.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что региональное отделение, являющееся территориальным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, наделено правом направления коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации предписаний в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
Из материалов дела следует, что камеральная проверка проводилась по поручению руководителя отделения от 12.04.2011 N 1811-029-03/пч. Проводя камеральную проверку и запрашивая в ходе проверки у общества информацию и документы, перечисленные в предписании, отделение действовало в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, в частности с соблюдением порядка, установленного пунктом 17 Административного регламента. Содержание предписания от 16.15.2011 соответствует требованиям пунктов 15.1 - 15. 3 Административного регламента.
Требования указанного предписания обществом в установленный срок не исполнены.
Диспозиция части 9 статьи 19.5 Кодекса не содержит каких-либо исключений относительно характера предписаний, за неисполнение которых предусмотрена ответственность, а устанавливает ответственность за неисполнение любого законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, включая и предписание о предоставлении документов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не принимаются кассационным судом. Переоценка установленных фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу N А32-122/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.И.АФОНИНА
Судьи
Е.В.АРТАМКИНА
И.И.ФЕФЕЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)