Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю на решение от 11.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Пономаренко С.П.) и постановление от 25.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Журавлева В.А., Колупаева Л.А.) по делу N А03-6887/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Чертовских Алексея Владимировича (ОГРН 304220426700234) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (629305, Алтайский край, город Бийск, переулок Мартьянова, 59/1) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Кальсина А.В.) в заседании участвовал представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - Киселев С.И. по доверенности от 26.12.2012.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Чертовских Алексей Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - инспекция) от 21.02.2012 N 365 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции).
Решением от 11.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 25.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 11.10.2012 и постановление от 25.12.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного предпринимателем требования.
Податель жалобы считает, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для освобождения предпринимателя от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), поскольку фактическая уплата налога состоялась 01.08.2011, то есть после истечения установленного срока уплаты (19.02.2011).
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предпринимателем не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:04:230002:25, площадью 18 182 кв. м, находящегося по адресу: Алтайский край, Бийский район, поселок Пригородный, улица Яминская, 40.
Инспекцией взыскано с предпринимателя на основании представленной им первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год 84 713 рублей, исчисленных исходя из кадастровой стоимости названного земельного участка в размере 5 647 511 рублей 02 копеек.
08.09.2011 предприниматель представил уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, исчислив к уплате налог в размере 998 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 66 546 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации инспекцией составлен акт от 19.12.2011 N 4868 и принято решение от 21.02.2012 N 365 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 16 742 рублей. Этим же решением предпринимателю доначислено и предложено к уплате в бюджет 83 715 рублей земельного налога за 2010 год, 1 210 рублей 59 копеек пени.
Основанием для принятия такого решения явился вывод инспекции о том, что предприниматель при исчислении земельного налога обязан был исходить из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" (далее - постановление от 28.12.2009 N 546).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 11.04.2012 решение инспекции оставлено без изменения.
Предприниматель, не согласившись с решением инспекции, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции счел верным размер земельного налога, определенный предпринимателем в уточненной налоговой декларации за 2010 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка с учетом постановления Администрации Алтайского края от 13.04.2004 N 162 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" (далее - постановление от 13.04.2004 N 162). При этом суд первой инстанции указал, что расчет инспекции основан на кадастровой стоимости земельного участка, которая могла применяться с 01.01.2011.
Суд апелляционной инстанций, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, исходил из иных оснований для признания недействительным решения инспекции. Ссылаясь на статью 390 Налогового кодекса, статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд указал, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, относятся к земельному законодательству Российской Федерации. Руководствуясь статьями 5, 36 Закона Алтайского края от 09.11.2006 N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" при определении момента вступления в силу постановления от 28.12.2009 N 546, опубликованного 30.12.2009, апелляционный суд счел, что с 01.01.2010 ранее действовавшее постановление от 13.04.2004 N 162, содержащее результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края, не применяется. Результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость земельного участка, были доведены до сведения налогоплательщиков до начала налогового периода - 2010 года. Налоговые обязательства подлежат определению предпринимателем исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением от 29.12.2009 N 546. Поскольку до принятия оспариваемого решения инспекции предпринимателем уплачен земельный налог за 2010 год, то отсутствует событие налогового правонарушения.
Выводы апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 42 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в статье 122 Налогового кодекса деяний (действий или бездействия).
Апелляционным судом установлено, что сумма земельного налога, подлежащая уплате предпринимателем в 2010 году и исчисленная на основании постановления от 28.12.2009 N 546, составляет 84 713 рублей. Эта сумма взыскана инспекцией со счета предпринимателя 01.08.2011.
Данное обстоятельство инспекцией не оспаривается.
Поскольку на момент принятия инспекцией оспариваемого решения у предпринимателя отсутствовала задолженность по земельному налогу за 2010 год, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение инспекции.
Подлежит отклонению довод кассационной жалобы о наличии основания для привлечения к ответственности предпринимателя по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса как основанный на ошибочном толковании указанной нормы права.
Фактически предприниматель подвергнут штрафу за несвоевременную уплату земельного налога за 2010 год, то есть за деяние, не образующее состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса.
За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки законодатель предусмотрел начисление пени (статьи 72, 75 Налогового кодекса).
С учетом изложенного отсутствуют основания, установленные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 25.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-6887/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Г.В.ЧАПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.04.2013 ПО ДЕЛУ N А03-6887/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. по делу N А03-6887/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю на решение от 11.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Пономаренко С.П.) и постановление от 25.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Журавлева В.А., Колупаева Л.А.) по делу N А03-6887/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Чертовских Алексея Владимировича (ОГРН 304220426700234) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (629305, Алтайский край, город Бийск, переулок Мартьянова, 59/1) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Кальсина А.В.) в заседании участвовал представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - Киселев С.И. по доверенности от 26.12.2012.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Чертовских Алексей Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - инспекция) от 21.02.2012 N 365 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции).
Решением от 11.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 25.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 11.10.2012 и постановление от 25.12.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного предпринимателем требования.
Податель жалобы считает, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для освобождения предпринимателя от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), поскольку фактическая уплата налога состоялась 01.08.2011, то есть после истечения установленного срока уплаты (19.02.2011).
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предпринимателем не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:04:230002:25, площадью 18 182 кв. м, находящегося по адресу: Алтайский край, Бийский район, поселок Пригородный, улица Яминская, 40.
Инспекцией взыскано с предпринимателя на основании представленной им первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год 84 713 рублей, исчисленных исходя из кадастровой стоимости названного земельного участка в размере 5 647 511 рублей 02 копеек.
08.09.2011 предприниматель представил уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, исчислив к уплате налог в размере 998 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 66 546 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации инспекцией составлен акт от 19.12.2011 N 4868 и принято решение от 21.02.2012 N 365 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 16 742 рублей. Этим же решением предпринимателю доначислено и предложено к уплате в бюджет 83 715 рублей земельного налога за 2010 год, 1 210 рублей 59 копеек пени.
Основанием для принятия такого решения явился вывод инспекции о том, что предприниматель при исчислении земельного налога обязан был исходить из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" (далее - постановление от 28.12.2009 N 546).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 11.04.2012 решение инспекции оставлено без изменения.
Предприниматель, не согласившись с решением инспекции, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции счел верным размер земельного налога, определенный предпринимателем в уточненной налоговой декларации за 2010 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка с учетом постановления Администрации Алтайского края от 13.04.2004 N 162 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" (далее - постановление от 13.04.2004 N 162). При этом суд первой инстанции указал, что расчет инспекции основан на кадастровой стоимости земельного участка, которая могла применяться с 01.01.2011.
Суд апелляционной инстанций, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, исходил из иных оснований для признания недействительным решения инспекции. Ссылаясь на статью 390 Налогового кодекса, статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд указал, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, относятся к земельному законодательству Российской Федерации. Руководствуясь статьями 5, 36 Закона Алтайского края от 09.11.2006 N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" при определении момента вступления в силу постановления от 28.12.2009 N 546, опубликованного 30.12.2009, апелляционный суд счел, что с 01.01.2010 ранее действовавшее постановление от 13.04.2004 N 162, содержащее результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края, не применяется. Результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость земельного участка, были доведены до сведения налогоплательщиков до начала налогового периода - 2010 года. Налоговые обязательства подлежат определению предпринимателем исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением от 29.12.2009 N 546. Поскольку до принятия оспариваемого решения инспекции предпринимателем уплачен земельный налог за 2010 год, то отсутствует событие налогового правонарушения.
Выводы апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 42 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в статье 122 Налогового кодекса деяний (действий или бездействия).
Апелляционным судом установлено, что сумма земельного налога, подлежащая уплате предпринимателем в 2010 году и исчисленная на основании постановления от 28.12.2009 N 546, составляет 84 713 рублей. Эта сумма взыскана инспекцией со счета предпринимателя 01.08.2011.
Данное обстоятельство инспекцией не оспаривается.
Поскольку на момент принятия инспекцией оспариваемого решения у предпринимателя отсутствовала задолженность по земельному налогу за 2010 год, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение инспекции.
Подлежит отклонению довод кассационной жалобы о наличии основания для привлечения к ответственности предпринимателя по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса как основанный на ошибочном толковании указанной нормы права.
Фактически предприниматель подвергнут штрафу за несвоевременную уплату земельного налога за 2010 год, то есть за деяние, не образующее состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса.
За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки законодатель предусмотрел начисление пени (статьи 72, 75 Налогового кодекса).
С учетом изложенного отсутствуют основания, установленные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 25.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-6887/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Г.В.ЧАПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)