Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 02.07.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ОТД "Ясенево"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2013
по делу N А40-167935/2012, принятое судьей Папелишвилли Г.Н.,
по заявлению ОАО "ОТД "Ясенево" (ОГРН 1027705018692; г. Москва, ул. Коровий Вал, д. 1)
к РО ФСФР России в Центральном федеральном округе
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Евстифеева И.С. по доверенности от 02.10.2012,
представителя ответчика Жафяровой Ш.Ш. по доверенности от 23.10.2012,
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2013, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявленных ОАО "ОТД "Ясенево" требований о признании незаконными действий Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, выразившихся в направлении 20.11.2012 в адрес ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" письма N 73-12-ВК-08/59731 "Об отчете об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг", в котором со ссылкой на п. 7 ст. 44 Федерального закона РФ от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" содержится требование о предоставлении документов, подтверждающих сведения, указанные в представленной 12.07.2012 эмитентом справке об оплате ценных бумаг, размещенных путем открытой подписки (от 11.07.2012 исх. N 145), и заверенных в соответствии с требованиями п. 2.1.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н; копии платежных поручений, приходного ордера; выписки из реестра акционеров, отражающих движение акций эмитента в период с 13.04.2012 по 20.06.2012.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что факт нарушения оспариваемыми действиями конкретных прав и законных интересов заявителя материалами дела не подтвержден. Указал, что отсутствует совокупность предусмотренных АПК РФ условий для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. При этом податель жалобы указывает на то, что Стандарты эмиссии, Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным не содержат положений, регламентирующих срок, на который регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг. Считает, что по смыслу п. 2.9 Положения о приостановлении эмиссии, ФСФР России вправе приостановить эмиссию акций до устранения нарушений, выявленных как в ходе государственной регистрации дополнительного выпуска акций, так и в ходе государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. Указывает, что регистрирующий орган обязан был осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с момента получения им документов, то есть до 27.07.2012.
Представитель ответчика в судебном заседании и представленных письменных пояснениях возражал против доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, указав на то, что оспариваемые заявителем действия не нарушают его прав и законных интересов.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа РО ФСФР России в ЦФО от 13.04.2012 N 73-12-503/пз-и осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" в количестве 431 353 832 штуки номинальной стоимостью 0,03 рубля каждая. Выпуску был присвоен государственный регистрационный номер 1-01-07782-A-001D.
21.06.2012 ОАО "ОТД "Ясенево" представило в РО ФСФР России в ЦФО комплект документов для государственной регистрации отчета об итогах указанного дополнительного выпуска ценных бумаг.
По итогам рассмотрения представленных эмитентом документов эмиссия обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "ОТД "Ясенево" была приостановлена. При этом в качестве основания для приостановления эмиссии указано наличие признаков нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации.
Письмом РО ФСФР в ЦФО от 20.11.2012 N 73-12-ВК-08/59731 "Об отчете об итогах дополнительного выпуска" Обществу предложено представить документы, подтверждающие сведения, указанные в представленной 12.07.2012 эмитентом справке об оплате ценных бумаг, размещенных путем подписки от 11.07.2012 N 145, заверенные в соответствии с требованиями п. 2.1.5 Стандартов, копии платежных поручений, приходного ордера; справку по реестру акционеров, отражающую движение акций на эмиссионном счете эмитента в период с 13.04.2012 по 20.06.2012, в месячный срок с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.
Полагая, что указанные действия ответчика нарушают права и законные интересы ОАО "ОТД "Ясенево", заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из неподтвержденности факта нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями ответчика.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Приказу ФСФР России от 11.10.2011 N 11-47/пз-н "О территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам" территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам является региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам, действующее на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальный орган обеспечивает на соответствующих территориях выполнение возложенных на ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФСФР России, территориальных органов ФСФР России и ее структурных подразделений, порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами при исполнении государственной функции по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг определены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспекта ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 30.01.2007 N 07-8/пз-н.
Пунктом 6 Административного регламента установлено, что конечным результатом исполнения государственной функции является: государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; регистрация изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; регистрация проспекта ценных бумаг; отказ в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; отказ в регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг; отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; отказ в регистрации проспекта ценных бумаг.
В соответствии с п. 39 Административного регламента рассмотрение эмиссионных документов включает: проверку содержащихся в эмиссионных документах сведений на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих эмиссию ценных бумаг; проверку соблюдения организацией-заявителем требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих раскрытие информации на рынке ценных бумаг.
В случае если представленные документы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих эмиссию ценных бумаг, и организацией-заявителем соблюдаются требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих раскрытие информации на рынке ценных бумаг, регистрирующим органом принимается решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, оформляемое соответствующим ненормативным правовым актом, эмитенту направляется соответствующее уведомление (п. п. 41, 42, 53, 54, 56 Административного регламента).
Согласно ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена на любом этапе процедуры эмиссии до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а в случае, если процедурой эмиссии ценных бумаг не предусматривается государственная регистрация отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), до начала размещения эмиссионных ценных бумаг при обнаружении: нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; недостоверной или вводящей в заблуждение информации в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с п. 1.3 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, приостановление эмиссии ценных бумаг - установление Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом временного запрета на осуществление действий, связанных с эмиссией ценных бумаг.
Согласно п. 1.5 Положения эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты регистрации отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.
В соответствии с 2.1 Положения эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом в следующих случаях: нарушения эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии; осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг; нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и (или) проспекте эмиссии; признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске ценных бумаг; отсутствие у эмитента с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения); обнаружения в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации; наличия нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекших приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
В силу п. 2.2 Положения в случае обнаружения признаков нарушений, указанных в п. 2.1 Положения, Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган могут принять решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг.
Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган уведомляют о приостановлении эмиссии ценных бумаг: эмитента; андеррайтера ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена; регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена; организаторов торговли.
В настоящем случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела, эмиссия обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" была приостановлена ввиду обнаружения РО ФСФР России в ЦФО признаков нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" предусмотрено право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" 12.07.2012 в РО ФСФР России в ЦФО направлены документы в соответствии с уведомлением о приостановлении эмиссии ценных бумаг от 06.07.2012 N 73-12-ВК-08/39076.
20.11.2012 в адрес ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" направлено письмо N 73-12-ВК-08/59731 "Об отчете об итогах дополнительного выпуска", в котором Обществу как эмитенту ценных бумаг, предложено представить документы, подтверждающие сведения, указанные в представленной 12.07.2012 эмитентом справке об оплате ценных бумаг, размещенных путем подписки от 11.07.2012 N 145 - заверенные в соответствии с требованиями п. 2.1.5 Стандартов, копии платежных поручений, приходного ордера; справку по реестру акционеров, отражающую движение акций на эмиссионном счете эмитента в период с 13.04.2012 по 20.06.2012, в месячный срок с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.
Апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" действия РО ФСФР России в ЦФО, выразившиеся в направлении 20.11.2012 в адрес ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" письма N 73-12-ВК-08/59731 "Об отчете об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг", совершены регистрирующим органом в соответствии с действующим законодательством о рынке ценных бумаг, в рамках положений вышеприведенного п. 7 ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Как верно указал суд первой инстанции, действия РО ФСФР России в ЦФО совершены в рамках его полномочий, не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку не возлагают на него какие-либо не предусмотренные законом обязанности и не препятствуют заявителю осуществлять свою предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
При этом согласно пункту 2.6.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям настоящих Стандартов, а также в случае выявления иных устранимых нарушений или признаков нарушений регистрирующий орган принимает решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту соответствующее уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока для их устранения (в случае выявления нарушений) и/или необходимости представления эмитентом исправленных и/или дополненных документов.
При представлении эмитентом исправленных и/или дополненных документов в регистрирующий орган представляются только те документы, в которые вносились изменения и/или дополнения. Указанные документы представляются в установленном настоящими Стандартами количестве экземпляров с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.
Согласно пункту 69 Административного регламента в случае приостановления эмиссии ценных бумаг и представления организацией-заявителем исправленных и/или дополненных эмиссионных документов Управление рассматривает такие эмиссионные документы на предмет устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Если выявленные нарушения организацией-заявителем устранены, Управление готовит следующие комплекты документов: заключение; проект приказа регистрирующего органа о возобновлении эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; пресс-релиз (пункт 70 Административного регламента).
Таким образом, эмиссия считается приостановленной до момента издания регистрирующим органом приказа о возобновлении эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, в случае устранения эмитентом выявленных нарушений, или приказа об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, признании выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации, в случае если выявленные нарушения эмитентом не устранены.
В силу изложенного не принимается как необоснованный довод подателя апелляционной жалобы о том, что эмиссия приостанавливается до момента представления исправленных документов в регистрирующий орган.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что факт нарушения конкретных прав и законных интересов заявителя имеющимися в материалах дела документами не подтвержден.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2013 по делу N А40-167935/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2013 N 09АП-17093/2013 ПО ДЕЛУ N А40-167935/2012
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. N 09АП-17093/2013
Дело N А40-167935/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 02.07.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ОТД "Ясенево"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2013
по делу N А40-167935/2012, принятое судьей Папелишвилли Г.Н.,
по заявлению ОАО "ОТД "Ясенево" (ОГРН 1027705018692; г. Москва, ул. Коровий Вал, д. 1)
к РО ФСФР России в Центральном федеральном округе
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Евстифеева И.С. по доверенности от 02.10.2012,
представителя ответчика Жафяровой Ш.Ш. по доверенности от 23.10.2012,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2013, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявленных ОАО "ОТД "Ясенево" требований о признании незаконными действий Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, выразившихся в направлении 20.11.2012 в адрес ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" письма N 73-12-ВК-08/59731 "Об отчете об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг", в котором со ссылкой на п. 7 ст. 44 Федерального закона РФ от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" содержится требование о предоставлении документов, подтверждающих сведения, указанные в представленной 12.07.2012 эмитентом справке об оплате ценных бумаг, размещенных путем открытой подписки (от 11.07.2012 исх. N 145), и заверенных в соответствии с требованиями п. 2.1.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н; копии платежных поручений, приходного ордера; выписки из реестра акционеров, отражающих движение акций эмитента в период с 13.04.2012 по 20.06.2012.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что факт нарушения оспариваемыми действиями конкретных прав и законных интересов заявителя материалами дела не подтвержден. Указал, что отсутствует совокупность предусмотренных АПК РФ условий для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. При этом податель жалобы указывает на то, что Стандарты эмиссии, Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным не содержат положений, регламентирующих срок, на который регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг. Считает, что по смыслу п. 2.9 Положения о приостановлении эмиссии, ФСФР России вправе приостановить эмиссию акций до устранения нарушений, выявленных как в ходе государственной регистрации дополнительного выпуска акций, так и в ходе государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. Указывает, что регистрирующий орган обязан был осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с момента получения им документов, то есть до 27.07.2012.
Представитель ответчика в судебном заседании и представленных письменных пояснениях возражал против доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, указав на то, что оспариваемые заявителем действия не нарушают его прав и законных интересов.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа РО ФСФР России в ЦФО от 13.04.2012 N 73-12-503/пз-и осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" в количестве 431 353 832 штуки номинальной стоимостью 0,03 рубля каждая. Выпуску был присвоен государственный регистрационный номер 1-01-07782-A-001D.
21.06.2012 ОАО "ОТД "Ясенево" представило в РО ФСФР России в ЦФО комплект документов для государственной регистрации отчета об итогах указанного дополнительного выпуска ценных бумаг.
По итогам рассмотрения представленных эмитентом документов эмиссия обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "ОТД "Ясенево" была приостановлена. При этом в качестве основания для приостановления эмиссии указано наличие признаков нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации.
Письмом РО ФСФР в ЦФО от 20.11.2012 N 73-12-ВК-08/59731 "Об отчете об итогах дополнительного выпуска" Обществу предложено представить документы, подтверждающие сведения, указанные в представленной 12.07.2012 эмитентом справке об оплате ценных бумаг, размещенных путем подписки от 11.07.2012 N 145, заверенные в соответствии с требованиями п. 2.1.5 Стандартов, копии платежных поручений, приходного ордера; справку по реестру акционеров, отражающую движение акций на эмиссионном счете эмитента в период с 13.04.2012 по 20.06.2012, в месячный срок с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.
Полагая, что указанные действия ответчика нарушают права и законные интересы ОАО "ОТД "Ясенево", заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из неподтвержденности факта нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями ответчика.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Приказу ФСФР России от 11.10.2011 N 11-47/пз-н "О территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам" территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам является региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам, действующее на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальный орган обеспечивает на соответствующих территориях выполнение возложенных на ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФСФР России, территориальных органов ФСФР России и ее структурных подразделений, порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами при исполнении государственной функции по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг определены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспекта ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 30.01.2007 N 07-8/пз-н.
Пунктом 6 Административного регламента установлено, что конечным результатом исполнения государственной функции является: государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; регистрация изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; регистрация проспекта ценных бумаг; отказ в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; отказ в регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг; отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; отказ в регистрации проспекта ценных бумаг.
В соответствии с п. 39 Административного регламента рассмотрение эмиссионных документов включает: проверку содержащихся в эмиссионных документах сведений на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих эмиссию ценных бумаг; проверку соблюдения организацией-заявителем требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих раскрытие информации на рынке ценных бумаг.
В случае если представленные документы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих эмиссию ценных бумаг, и организацией-заявителем соблюдаются требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих раскрытие информации на рынке ценных бумаг, регистрирующим органом принимается решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, оформляемое соответствующим ненормативным правовым актом, эмитенту направляется соответствующее уведомление (п. п. 41, 42, 53, 54, 56 Административного регламента).
Согласно ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена на любом этапе процедуры эмиссии до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а в случае, если процедурой эмиссии ценных бумаг не предусматривается государственная регистрация отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), до начала размещения эмиссионных ценных бумаг при обнаружении: нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; недостоверной или вводящей в заблуждение информации в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с п. 1.3 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, приостановление эмиссии ценных бумаг - установление Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом временного запрета на осуществление действий, связанных с эмиссией ценных бумаг.
Согласно п. 1.5 Положения эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты регистрации отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.
В соответствии с 2.1 Положения эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом в следующих случаях: нарушения эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии; осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг; нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и (или) проспекте эмиссии; признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске ценных бумаг; отсутствие у эмитента с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения); обнаружения в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации; наличия нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекших приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
В силу п. 2.2 Положения в случае обнаружения признаков нарушений, указанных в п. 2.1 Положения, Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган могут принять решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг.
Федеральная комиссия, иной регистрирующий орган уведомляют о приостановлении эмиссии ценных бумаг: эмитента; андеррайтера ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена; регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена; организаторов торговли.
В настоящем случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела, эмиссия обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" была приостановлена ввиду обнаружения РО ФСФР России в ЦФО признаков нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" предусмотрено право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" 12.07.2012 в РО ФСФР России в ЦФО направлены документы в соответствии с уведомлением о приостановлении эмиссии ценных бумаг от 06.07.2012 N 73-12-ВК-08/39076.
20.11.2012 в адрес ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" направлено письмо N 73-12-ВК-08/59731 "Об отчете об итогах дополнительного выпуска", в котором Обществу как эмитенту ценных бумаг, предложено представить документы, подтверждающие сведения, указанные в представленной 12.07.2012 эмитентом справке об оплате ценных бумаг, размещенных путем подписки от 11.07.2012 N 145 - заверенные в соответствии с требованиями п. 2.1.5 Стандартов, копии платежных поручений, приходного ордера; справку по реестру акционеров, отражающую движение акций на эмиссионном счете эмитента в период с 13.04.2012 по 20.06.2012, в месячный срок с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.
Апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" действия РО ФСФР России в ЦФО, выразившиеся в направлении 20.11.2012 в адрес ОАО "Объединенный торговый дом "Ясенево" письма N 73-12-ВК-08/59731 "Об отчете об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг", совершены регистрирующим органом в соответствии с действующим законодательством о рынке ценных бумаг, в рамках положений вышеприведенного п. 7 ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Как верно указал суд первой инстанции, действия РО ФСФР России в ЦФО совершены в рамках его полномочий, не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку не возлагают на него какие-либо не предусмотренные законом обязанности и не препятствуют заявителю осуществлять свою предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
При этом согласно пункту 2.6.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям настоящих Стандартов, а также в случае выявления иных устранимых нарушений или признаков нарушений регистрирующий орган принимает решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту соответствующее уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока для их устранения (в случае выявления нарушений) и/или необходимости представления эмитентом исправленных и/или дополненных документов.
При представлении эмитентом исправленных и/или дополненных документов в регистрирующий орган представляются только те документы, в которые вносились изменения и/или дополнения. Указанные документы представляются в установленном настоящими Стандартами количестве экземпляров с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.
Согласно пункту 69 Административного регламента в случае приостановления эмиссии ценных бумаг и представления организацией-заявителем исправленных и/или дополненных эмиссионных документов Управление рассматривает такие эмиссионные документы на предмет устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Если выявленные нарушения организацией-заявителем устранены, Управление готовит следующие комплекты документов: заключение; проект приказа регистрирующего органа о возобновлении эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; пресс-релиз (пункт 70 Административного регламента).
Таким образом, эмиссия считается приостановленной до момента издания регистрирующим органом приказа о возобновлении эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, в случае устранения эмитентом выявленных нарушений, или приказа об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, признании выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации, в случае если выявленные нарушения эмитентом не устранены.
В силу изложенного не принимается как необоснованный довод подателя апелляционной жалобы о том, что эмиссия приостанавливается до момента представления исправленных документов в регистрирующий орган.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что факт нарушения конкретных прав и законных интересов заявителя имеющимися в материалах дела документами не подтвержден.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2013 по делу N А40-167935/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.В.ПРОННИКОВА
Е.В.ПРОННИКОВА
Судьи
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
Л.А.МОСКВИНА
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
Л.А.МОСКВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)