Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2013 ПО ДЕЛУ N А56-9148/2013

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу N А56-9148/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Сомовой Е.А., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халиковой К.Н. (после перерыва Душечкиной А.И.)
при участии:
от истца (заявителя): представителя Пасканной Е.С. по доверенности от 10.01.2013
от ответчика (должника): представителей Харчева В.Е. по доверенности от 05.06.2013 N 03-06/09267, Цховребова Р.П. по доверенности от 14.09.2012 N 03/15491
от 3-го лица: представителя Камаловой Л.А. по доверенности от 31.01.2013 N 03-16/18583
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12918/2013) ООО "Агентство Финансовых исследований" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2013 по делу N А56-9148/2013 (судья Паско О.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Агентство Финансовых Исследований"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Межрайонная ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу
об обязании возвратить излишне уплаченные суммы налога

установил:

Общество с ограниченной Общество с ограниченной ответственностью "Агентство Финансовых Исследований" (адрес: 191119, Россия, Санкт-Петербург, Марата, д. 69-71, лит. А, ОГРН: 1057810470519) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 9579690 руб., в том числе из федерального бюджета 2359470 руб. по налогу, 81953 руб. 00 коп. переплаты по пеням, 153077 руб. 00 коп. переплаты по штрафам; из бюджета субъекта Российской Федерации - в сумме 6985190 руб. 00 коп.
Определением 21.03.2013 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу.
Суд первой инстанции решением от 30.04.2013 года отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт.
При рассмотрении апелляционной жалобы был объявлен перерыв до 22.07.2012 до 12 часов 20 минут.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы, а представитель налогового органа их отклонил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Кодекса).
В то же время приведенная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Для реализации налогоплательщиком указанных положений Кодекса и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 78 Кодекса).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Агентство финансовых исследований" до 28.01.2009 г. состояло на учете в Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу.
Согласно акту сверки N 319 от 29.01.2008 (л.д. 111 - 124) в 2007 году переплаты по налогу на прибыль у заявителя не имелось.
Общество уплатило авансовые платежи: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в общей сумме 2 480 652 руб. (платежными поручениями N 15 от 28.01.2008 г. на сумму 826 884 руб., N 49 от 28.02.2008 г. на сумму 826 884 руб., N 87 от 28.03.2008 г. на сумму 826 884 руб.); по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ в общем размере 6 678 675 руб., (платежными поручениями N 16 от 28.01.2008 г. на сумму 2 226 225 руб., N 50 от 28.02.2008 г. на сумму 2 226 225 руб., N 88 от 28.03.2008 г. на сумму 2 226 225 руб.).
По данным налоговой декларации за 2007 год Общество получило убыток в хозяйственной деятельности, вследствие чего произведено уменьшение уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль на 2 594 500 руб. - в федеральный бюджет, на 6 985 190 руб. - в бюджет субъекта Российской Федерации, а всего уменьшено по декларации 9 579 690 руб. (раздел 2 стр. 280 декларации).
Далее, при представлении налогового расчета от фактической прибыли за 1 квартал 2008 года заявитель снова произвел уменьшение налога - 2 405 874 руб. в федеральный бюджет и 6 477 355 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации. За полугодие 2008 года заявителем представлен налоговый расчет с доначислением налога.
28.10.2008 г. заявителем представлен налоговый расчет по налогу на прибыль 9 мес. 2008 г., в котором снова произвел уменьшение сумм уплаченных авансовых платежей: 224 821 руб. - в федеральный бюджет и 1 147 302 руб. - в бюджет субъекта РФ.
Наличие у заявителя переплаты в 2008 году подтверждается актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 126 от 28.01.2009 г. (по состоянию на 01.01.2009): 3 976 714 руб. (федеральный бюджет) и 10 706 531 руб. (бюджет субъекта РФ) (л.д. 240 - 256).
26.11.2010 заявитель получил из Инспекции баланс расчетов на 17.11.2010 N 9403 (л.д. 29 - 31), в котором значилась переплата по налогу на прибыль в Федеральный бюджет в сумме 3 786 652 руб., в бюджеты субъекта Российской Федерации в сумме 23 414 501 руб.
Заявлением от 27.12.2010 Общество просило вернуть из Федерального бюджета 3 068 027 руб. из бюджета субъектов Российской Федерации 22 342 218 руб. (л.д. 32).
Инспекция письмом от 12.01.2011 N 11-04/00157 данную переплату не подтвердила и сослалась на направление запроса в Инспекцию N 10 для подтверждения сумм (л.д. 33).
Так как после этого ответа из Инспекции не последовало, Общество заявлением от 17.02.2011 попросило вернуть из Федерального бюджета 2 480 652 руб. и из бюджета Субъектов Российской Федерации 20 760 820 руб. (л.д. 34).
Извещениями от 22.02.2011 N 768 и N 769 (данные документы приняты судом апелляционной инстанции) указанные суммы были возвращены Обществу. При этом, налоговым органом в данных документах делается ссылка на переплату, образованную по платежным документам N 15 от 28.01.2008; N 49 от 28.02.2008; N 87 от 28.03.2008; N 16 от 28.01.2008; N 50 от 28.02.2008; N 88 от 28.03.2008; N 87 от 28.05.2010; N 106 от 28.06.2010.
Следовательно, 22.02.2011 суммы переплаты по спорным платежным документам за 2008 год возвращена Обществу в размере 2 480 652 руб. налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, а также 6 678 675 руб. налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ.
По мнению Общества, после возврата у него имелась переплата налога в общей сумме - 2 168 773 руб., в том числе налога на прибыль в Федеральный бюджет в сумме 587 375 руб. (разница между 3 068 027 руб. по заявлению от 27.12.2010 и фактическим возвратом 12.01.2011 суммы налога 2 480 652 руб. по заявлению от 17.02.2011) и налога в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 1 581 398 руб. (разницы между 22 342 218 руб. по заявлению от 27.12.2010 и фактической суммой возврата 12.01.2011 20 760 820 руб. от 17.02.2011).
Вместе с тем, после возврата обществом из инспекции была получена справка о состоянии расчетов от 19.03.2011 (л.д. 35 - 37), согласно которой у заявителя имелась переплата по налогу на прибыль переплата по федеральному бюджету 1 543 051 руб., по бюджету субъектов Российской Федерации в сумме 4 787 140 руб.
Согласно сверке расчетов по состоянию на 16.09.2012 у Общества числилась переплата по налогу на прибыль уплачиваемому в Федеральный бюджет - в сумме 2 359 470 руб., по пеням - в сумме 81 953 руб., по штрафам - в сумме 153 077 руб. (итого 2 594 500 руб.), а в бюджет субъектов Российской Федерации в сумме 6 985 190 руб. (акт сверки расчетов N 1399).
Заявлением от 28.11.2012 Общество попросило вернуть эти суммы.
Письмом от 12.12.2012 N 11/20698 Инспекция отказала на основании пункта 7 статьи 78 НК РФ.
По акту сверки, по состоянию на 26.12.2012 N 2367, составленному перед подачей искового заявления и в исковом заявлении, Общество просило вернуть переплату по налогу на прибыль, уплачиваемому в Федеральный бюджет - в сумме 2 359 470 руб., по пеням - в сумме 81 953 руб., по штрафам - в сумме 153 077 руб. (итого 2 594 500 руб.) и переплату по налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет субъектов Российской Федерации - в сумме 6 985 190 руб.
Точно такие же суммы переплаты значатся в акте сверки от 13.03.2013, проведенной согласно определению суда.
Наличие у общества переплаты в указанных суммах, установлено судом первой инстанции и не оспаривается налоговым органом.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога в бюджет, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.
Пунктом 3 статьи 78 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
О размере переплаты налога на прибыль по федеральному бюджету 1 543 051 руб., по бюджету субъектов Российской Федерации в сумме 4 787 140 руб. заявитель узнал 19.03.2011.
О размере переплаты по налогу на прибыль, уплачиваемому в Федеральный бюджет - в сумме 2 359 470 руб., по пеням - в сумме 81 953 руб., по штрафам - в сумме 153 077 руб. (итого 2 594 500 руб.) и переплате по налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет субъектов Российской Федерации - в сумме 6 985 190 руб. заявитель узнал 16.09.2012 из акта сверки N 1339.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об уведомлении общества в период с 19.03.2011 по 28.11.2012 налоговыми органами о факте и размере переплаты по налогу на прибыль, пеням и штрафам.
Заявитель не располагал и не мог располагать данными о наличии у него действительного размера суммы переплаты налога в бюджеты в период с 19.03.2011 по 16.09.2012, а также о произведенных налоговым органом распоряжениях в отношении суммы переплаты по налогу на прибыль, факт наличия которой ответчик не оспаривает, поскольку в эти налоговые периоды суммы налога изменялись.
Определить конкретно налоговый период возникновения переплаты стороны не смогли.
Вместе с тем, налоговый органа 22.02.2011 вернул из Федерального бюджета налог на прибыль 2 480 652 руб. и из бюджета Субъектов Российской Федерации 20 760 820 руб. (в том числе налог за период 2008 полностью в размере 2 480 652 руб. налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, а также 6 678 675 руб. налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ) переплату налога, образовавшуюся по состоянию расчетов на 17.11.2010.
Поскольку с заявлением о возврате переплаты в налоговый орган заявитель обратился 28.11.2012, то оснований для отказа в возврате 12.12.2012 не имелось, так как трехлетний срок, установленный статьей 78 НК РФ для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты, налогоплательщиком пропущен не был.
По мнению суда апелляционной инстанции, о переплате налога на прибыль в размере 2 168 773 руб., в том числе налога на прибыль в Федеральный бюджет в сумме 587 375 руб. (разница между 3 068 027 руб. по заявлению от 27.12.2010 и фактическим возвратом 12.01.2011 суммы налога 2 480 652 руб. по заявлению от 17.02.2011) и налога в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 1 581 398 руб. (разницы между 22 342 218 руб. по заявлению от 27.12.2010 и фактической суммой возврата 12.01.2011 20 760 820 руб. от 17.02.2011) Общество узнало 12.01.2011 из письма налогового органа N 11-04/00157.
О размере переплаты налога на прибыль по федеральному бюджету 1 543 051 руб., по бюджету субъектов Российской Федерации в сумме 4 787 140 руб. заявитель узнал 19.03.2011.
О размере переплаты по налогу на прибыль, уплачиваемому в Федеральный бюджет - в сумме 2 359 470 руб., по пеням - в сумме 81 953 руб., по штрафам - в сумме 153 077 руб. (итого 2 594 500 руб.) и переплате по налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет субъектов Российской Федерации - в сумме 6 985 190 руб. заявитель узнал 16.09.2012 из акта сверки N 1339.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанций исходит из того, что совокупность вышеперечисленных сроков (12.01.2011; 19.03.2011; 16.09.2012) когда налогоплательщик должен был узнать о нарушении своего права на возврат налога, пени штрафа, в этом случае должна рассматриваться как моменты, с которого исчисляется трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права.
В суд с заявлением об обязании Инспекции возвратить переплату заявитель обратился в пределах трехлетнего срока, установленного статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, с момента когда он узнал о нарушении своего права на возврат сумм налога, налога, пени и штрафа.
Таким образом, требования общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2013 по делу N А56-9148/2013 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об обязании инспекцию вернуть 9 579 690 руб., в том числе из федерального бюджета 2 359 470 руб. налог на прибыль, 81 953 руб. пени, 153 077 руб. штраф; из бюджета субъекта Российской Федерации налог на прибыль в размере 6 985 190 руб. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агентство Финансовых Исследований" также подлежат взысканию 71 898 руб. 45 коп. судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2013 по делу N А56-9148/2013 отменить.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Агентство Финансовых Исследований" (адрес: 191119, Россия, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 69-71, лит. А, ОГРН: 1057810470519) 9 579 690 руб., в том числе из федерального бюджета 2 359 470 руб. налог на прибыль, 81 953 руб. пени, 153 077 руб. штраф; из бюджета субъекта Российской Федерации налог на прибыль в размере 6 985 190 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агентство Финансовых Исследований" 71 898 руб. 45 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной инстанций.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Агентство Финансовых Исследований" из средств федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 1 000 руб., перечисленную по платежному поручению N 76 от 27.05.2013.

Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
Е.А.СОМОВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)