Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций; Банковский вклад (депозит); Банковские операции; Банковский счет
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Фефеловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу благотворительного фонда социальной защиты "Милосердие" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.03.2008 г. (судья Бессонова Е.В.),
принятое по заявлению благотворительного фонда социальной защиты "Милосердие" к инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка о признании частично незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка N 585 от 13.11.2007 г. и об обязании возместить сумму излишне уплаченного налога
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Гурьева А.А. - адвоката по доверенности б/н от 14.03.2008 г.;
- от налогового органа: Наливайченко М.С. - специалиста первого разряда по доверенности N 03-09 от 22.05.2008 г.
установил:
Благотворительный фонд социальной защиты "Милосердие" (далее - заявитель, благотворительный фонд, фонд) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением (с учетом уточнения требований и выделения в отдельное производство части из них - заявление от 05.02.2008 г., определение от 05.02.2008 г.) о признании частично незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка (далее - инспекция, налоговый орган) N 585 от 13.11.2007 г. об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль и об обязании инспекции возместить излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 1493581 руб., в том числе за 2004 год - 306277 руб., за 2005 год - 1187354 руб.
Решением от 31.03.2008 г. Арбитражный суд Липецкой области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, благотворительный фонд обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что излишняя уплата налога на прибыль в рассматриваемом периоде произошла вследствие ошибочного включения им в доходы при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль процентов, полученных по договорам банковского вклада. По мнению благотворительного фонда, проценты, полученные от банков, следует квалифицировать как целевые поступления, полученные безвозмездно от других организаций на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, использованные получателем по назначению, в связи с чем, согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), данные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, благотворительный фонд уплачивал налог на прибыль в рассматриваемый период путем внесения ежемесячных авансовых платежей.
26.01.2007 г. благотворительный фонд представил в налоговый орган уточненные декларации по налогу на прибыль за 2004-2005 г.г., по которым сумма налога на прибыль к уменьшению составила за 2004 г. - 306277 руб., за 2005 г. - 1187354 руб.
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Левобережному району г. Липецка была проведена выездная налоговая проверка благотворительного фонда социальной защиты "Милосердие" по вопросу своевременности и правильности уплаты в бюджет налога на прибыль за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г. По результатам ее проведения составлен акт проверки N 1432 от 04.05.2007 г. и принято решение N 23 от 09.06.2007 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым благотворительному фонду предложено уплатить 1493581 руб. налога на прибыль, в том числе за 2004 г. - 306277 руб., за 2005 г. - 1187354 руб. Данное решение не было оспорено благотворительным фондом.
31.10.2007 г. фонд обратился в инспекцию с заявлением, в котором просил возвратить перечисленные им в бюджет суммы налога на прибыль, в том числе за 2004 г. - 306277 руб., за 2005 г. - 1187354 руб. как излишне уплаченные, ввиду включения в доходы при формировании налогооблагаемой базы процентов, полученных по договорам банковского вклада.
Решением налогового органа от 13.11.2007 г. N 585 фонду было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием переплаты по налогу на прибыль в карточке лицевого счета по учету уплаты налога на прибыль (с учетом решения N 23 от 09.06.2007 г., принятого по результатам выездной налоговой проверки).
Не согласившись с действиями налогового органа, благотворительный фонд обратился в Арбитражный суд Липецкой области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Порядок возврата сумм излишне уплаченного налога регламентируется статьей 78 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод, что основанием для возврата налога является наличие по нему переплаты.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, благотворительный фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели, не имеющей в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли (пункт 1.5 устава). Основными видами деятельности благотворительного фонда, в соответствии с уставом, является благотворительная деятельность, оказание материальной и благотворительной помощи физическим и юридическим лицам.
В рассматриваемый период фонд осуществлял благотворительную деятельность в соответствии с утвержденными благотворительными программами "Новолипецкий ветеран", "Забота", "Детство", "Спорт", "Здоровье", "Зеленый мир", "Единовременная помощь", "Духовное развитие", "Липецкие вечера", "Наука и культура", финансируя исполнение каждой благотворительной программы согласно утвержденным сметам.
При этом, временно свободные денежные средства размещались фондом в банках путем заключения депозитных договоров с акционерным обществом "Липецккомбанк" и договоров банковского вклада с акционерным обществом "Сберегательный банк России" с целью сохранения и защиты от инфляции перечисленных благотворителями денежных средств, используемых в дальнейшем для осуществления благотворительной деятельности.
В соответствии с условиями заключенных договоров, на суммы банковских вкладов банками были начислены и получены фондом проценты, размер которых составил в 2004 г. - 1275947 руб., в 2005 г. - 4947308 руб. (включая доход от положительных курсовых разниц в сумме 31348 руб.).
Первоначально при формировании налогового обязательства соответствующего периода данные суммы были отнесены фондом в состав внереализационных доходов, с которых был исчислен и уплачен в бюджет налог на прибыль за 2004 г. в сумме 306227 руб., за 2005 г. - в сумме 1187354 руб. Факт исчисления и перечисления данных сумм в бюджет подтверждается имеющимися в материалах дела налоговыми декларациями и платежными поручениями на уплату налога и сторонами не оспаривается.
В представленных в налоговый орган уточненных налоговых декларациях за 2004-2005 г.г. указанные суммы налога на прибыль заявлены фондом к уменьшению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения, в том числе, благотворительных целей.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Понятие фонда содержится в статье 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статье 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе, при этом вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к источникам формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах относятся, в том числе, дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам.
Правовое регулирование деятельности благотворительных организаций осуществляется Федеральным законом N 135-ФЗ от 11.08.1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Согласно статье 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, представлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительной организацией, в соответствии со статьей 6 названного Закона, является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций (статья 7 Закона). Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Пунктом 1 статьи 12 данного Федерального закона определено, что благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций и осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Статья 15 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" определяет источники формирования имущества благотворительной организации. В их число входят доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг.
Статьей 246 Налогового кодекса установлено, что российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Следовательно, благотворительный фонд, как и любая некоммерческая организация, будучи юридическим лицом, является плательщиком налога на прибыль
Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.
Согласно статье 247 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу статьи 248 Налогового кодекса под доходами понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.
В пункте 6 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
Состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен в статье 251 Налогового кодекса. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, поэтому все виды доходов, не упомянутые в нем, подлежат налогообложению в общем порядке.
В силу положений пункта 2 названной статьи при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся (применительно к рассматриваемому спору из предусмотренных пунктами 1 - 12 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса), в частности, средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Исходя из приведенных норм, доходы могут не учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль применительно к сложившейся ситуации только при соблюдении следующих условий:
- 1) поступления должны носить целевой характер, т.е. быть полученными на осуществление благотворительной деятельности, на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности;
- 2) поступления должны носить безвозмездный характер, т.е. быть полученными по безвозмездной сделке;
- 3) денежные средства должны быть использованы получателем по назначению.
Доходы, полученные в виде процентов по договорам банковского вклада (депозита), не могут рассматриваться в качестве целевых поступлений, полученных безвозмездно от других организаций на содержание некоммерческой организации, ведение ею уставной деятельности, использованные указанным получателем по назначению, так как не соответствуют ни одному из трех критериев, приведенных выше.
Так, пункт 3 статьи 43 Налогового кодекса определяет понятие процентов как любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Пункт 2 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации называет безвозмездным договор, по которому одна сторона обязуется представить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного представления. Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным (пункт 1 статьи 423 Гражданского кодекса). Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Банк выплачивает вкладчику проценты на сумму вклада в размере, определяемом договором банковского вклада.
То есть, обязанность банка по договору банковского вклада состоит в обеспечении возврата суммы вклада и выплате процентов. Вознаграждение банка за исполнение этой обязанности состоит в том, что вкладчик предоставляет банку право использовать сумму вклада в течение срока его хранения.
Следовательно, по договору банковского вклада банк оказывает услуги вкладчику, в том числе выплачивает проценты, не безвозмездно. В то же время, для банка, выплачивающего проценты, безразличен характер дальнейшего использования вкладчиком этих процентов, поскольку установление целевого характера использования процентов не относится к условиям заключения договора банковского вклада.
Из анализа приведенных положений гражданского и налогового законодательства следует, что размещение благотворительным фондом временно свободных денежных средств путем заключения с кредитным учреждением договора банковского вклада (депозита) не противоречит действующему законодательству, однако, полученные по данным договорам проценты не отвечают установленным критериям безвозмездности и целевой определенности, в связи с чем являются внереализационными доходами и, следовательно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общем порядке. При этом, неведение благотворительным фондом предпринимательской или иной экономической деятельности в данном случае не является критерием для формирования налогооблагаемой прибыли.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль N 585 от 13.11.2007 г. частично незаконным и для обязания налогового органа возместить излишне уплаченный налог на прибыль за 2004 г. в сумме 306277 руб., за 2005 г. - в сумме 1187354 руб., поскольку фактически у налогоплательщика отсутствует переплата по налогу на прибыль за указанные периоды в указанных суммах.
При рассмотрении данного дела Арбитражный суд Липецкой области установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку, поэтому основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.04.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу благотворительного фонда социальной защиты "Милосердие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
В.А.СЕРГУТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2008 ПО ДЕЛУ N А36-3703/2007
Разделы:Налог на прибыль организаций; Банковский вклад (депозит); Банковские операции; Банковский счет
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2008 г. по делу N А36-3703/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Фефеловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу благотворительного фонда социальной защиты "Милосердие" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.03.2008 г. (судья Бессонова Е.В.),
принятое по заявлению благотворительного фонда социальной защиты "Милосердие" к инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка о признании частично незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка N 585 от 13.11.2007 г. и об обязании возместить сумму излишне уплаченного налога
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Гурьева А.А. - адвоката по доверенности б/н от 14.03.2008 г.;
- от налогового органа: Наливайченко М.С. - специалиста первого разряда по доверенности N 03-09 от 22.05.2008 г.
установил:
Благотворительный фонд социальной защиты "Милосердие" (далее - заявитель, благотворительный фонд, фонд) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением (с учетом уточнения требований и выделения в отдельное производство части из них - заявление от 05.02.2008 г., определение от 05.02.2008 г.) о признании частично незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка (далее - инспекция, налоговый орган) N 585 от 13.11.2007 г. об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль и об обязании инспекции возместить излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 1493581 руб., в том числе за 2004 год - 306277 руб., за 2005 год - 1187354 руб.
Решением от 31.03.2008 г. Арбитражный суд Липецкой области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, благотворительный фонд обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что излишняя уплата налога на прибыль в рассматриваемом периоде произошла вследствие ошибочного включения им в доходы при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль процентов, полученных по договорам банковского вклада. По мнению благотворительного фонда, проценты, полученные от банков, следует квалифицировать как целевые поступления, полученные безвозмездно от других организаций на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, использованные получателем по назначению, в связи с чем, согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), данные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, благотворительный фонд уплачивал налог на прибыль в рассматриваемый период путем внесения ежемесячных авансовых платежей.
26.01.2007 г. благотворительный фонд представил в налоговый орган уточненные декларации по налогу на прибыль за 2004-2005 г.г., по которым сумма налога на прибыль к уменьшению составила за 2004 г. - 306277 руб., за 2005 г. - 1187354 руб.
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Левобережному району г. Липецка была проведена выездная налоговая проверка благотворительного фонда социальной защиты "Милосердие" по вопросу своевременности и правильности уплаты в бюджет налога на прибыль за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г. По результатам ее проведения составлен акт проверки N 1432 от 04.05.2007 г. и принято решение N 23 от 09.06.2007 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым благотворительному фонду предложено уплатить 1493581 руб. налога на прибыль, в том числе за 2004 г. - 306277 руб., за 2005 г. - 1187354 руб. Данное решение не было оспорено благотворительным фондом.
31.10.2007 г. фонд обратился в инспекцию с заявлением, в котором просил возвратить перечисленные им в бюджет суммы налога на прибыль, в том числе за 2004 г. - 306277 руб., за 2005 г. - 1187354 руб. как излишне уплаченные, ввиду включения в доходы при формировании налогооблагаемой базы процентов, полученных по договорам банковского вклада.
Решением налогового органа от 13.11.2007 г. N 585 фонду было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием переплаты по налогу на прибыль в карточке лицевого счета по учету уплаты налога на прибыль (с учетом решения N 23 от 09.06.2007 г., принятого по результатам выездной налоговой проверки).
Не согласившись с действиями налогового органа, благотворительный фонд обратился в Арбитражный суд Липецкой области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Порядок возврата сумм излишне уплаченного налога регламентируется статьей 78 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод, что основанием для возврата налога является наличие по нему переплаты.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, благотворительный фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели, не имеющей в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли (пункт 1.5 устава). Основными видами деятельности благотворительного фонда, в соответствии с уставом, является благотворительная деятельность, оказание материальной и благотворительной помощи физическим и юридическим лицам.
В рассматриваемый период фонд осуществлял благотворительную деятельность в соответствии с утвержденными благотворительными программами "Новолипецкий ветеран", "Забота", "Детство", "Спорт", "Здоровье", "Зеленый мир", "Единовременная помощь", "Духовное развитие", "Липецкие вечера", "Наука и культура", финансируя исполнение каждой благотворительной программы согласно утвержденным сметам.
При этом, временно свободные денежные средства размещались фондом в банках путем заключения депозитных договоров с акционерным обществом "Липецккомбанк" и договоров банковского вклада с акционерным обществом "Сберегательный банк России" с целью сохранения и защиты от инфляции перечисленных благотворителями денежных средств, используемых в дальнейшем для осуществления благотворительной деятельности.
В соответствии с условиями заключенных договоров, на суммы банковских вкладов банками были начислены и получены фондом проценты, размер которых составил в 2004 г. - 1275947 руб., в 2005 г. - 4947308 руб. (включая доход от положительных курсовых разниц в сумме 31348 руб.).
Первоначально при формировании налогового обязательства соответствующего периода данные суммы были отнесены фондом в состав внереализационных доходов, с которых был исчислен и уплачен в бюджет налог на прибыль за 2004 г. в сумме 306227 руб., за 2005 г. - в сумме 1187354 руб. Факт исчисления и перечисления данных сумм в бюджет подтверждается имеющимися в материалах дела налоговыми декларациями и платежными поручениями на уплату налога и сторонами не оспаривается.
В представленных в налоговый орган уточненных налоговых декларациях за 2004-2005 г.г. указанные суммы налога на прибыль заявлены фондом к уменьшению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения, в том числе, благотворительных целей.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Понятие фонда содержится в статье 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статье 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе, при этом вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к источникам формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах относятся, в том числе, дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам.
Правовое регулирование деятельности благотворительных организаций осуществляется Федеральным законом N 135-ФЗ от 11.08.1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Согласно статье 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, представлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительной организацией, в соответствии со статьей 6 названного Закона, является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций (статья 7 Закона). Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Пунктом 1 статьи 12 данного Федерального закона определено, что благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций и осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Статья 15 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" определяет источники формирования имущества благотворительной организации. В их число входят доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг.
Статьей 246 Налогового кодекса установлено, что российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Следовательно, благотворительный фонд, как и любая некоммерческая организация, будучи юридическим лицом, является плательщиком налога на прибыль
Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.
Согласно статье 247 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу статьи 248 Налогового кодекса под доходами понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.
В пункте 6 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
Состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен в статье 251 Налогового кодекса. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, поэтому все виды доходов, не упомянутые в нем, подлежат налогообложению в общем порядке.
В силу положений пункта 2 названной статьи при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся (применительно к рассматриваемому спору из предусмотренных пунктами 1 - 12 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса), в частности, средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Исходя из приведенных норм, доходы могут не учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль применительно к сложившейся ситуации только при соблюдении следующих условий:
- 1) поступления должны носить целевой характер, т.е. быть полученными на осуществление благотворительной деятельности, на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности;
- 2) поступления должны носить безвозмездный характер, т.е. быть полученными по безвозмездной сделке;
- 3) денежные средства должны быть использованы получателем по назначению.
Доходы, полученные в виде процентов по договорам банковского вклада (депозита), не могут рассматриваться в качестве целевых поступлений, полученных безвозмездно от других организаций на содержание некоммерческой организации, ведение ею уставной деятельности, использованные указанным получателем по назначению, так как не соответствуют ни одному из трех критериев, приведенных выше.
Так, пункт 3 статьи 43 Налогового кодекса определяет понятие процентов как любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Пункт 2 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации называет безвозмездным договор, по которому одна сторона обязуется представить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного представления. Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным (пункт 1 статьи 423 Гражданского кодекса). Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Банк выплачивает вкладчику проценты на сумму вклада в размере, определяемом договором банковского вклада.
То есть, обязанность банка по договору банковского вклада состоит в обеспечении возврата суммы вклада и выплате процентов. Вознаграждение банка за исполнение этой обязанности состоит в том, что вкладчик предоставляет банку право использовать сумму вклада в течение срока его хранения.
Следовательно, по договору банковского вклада банк оказывает услуги вкладчику, в том числе выплачивает проценты, не безвозмездно. В то же время, для банка, выплачивающего проценты, безразличен характер дальнейшего использования вкладчиком этих процентов, поскольку установление целевого характера использования процентов не относится к условиям заключения договора банковского вклада.
Из анализа приведенных положений гражданского и налогового законодательства следует, что размещение благотворительным фондом временно свободных денежных средств путем заключения с кредитным учреждением договора банковского вклада (депозита) не противоречит действующему законодательству, однако, полученные по данным договорам проценты не отвечают установленным критериям безвозмездности и целевой определенности, в связи с чем являются внереализационными доходами и, следовательно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общем порядке. При этом, неведение благотворительным фондом предпринимательской или иной экономической деятельности в данном случае не является критерием для формирования налогооблагаемой прибыли.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль N 585 от 13.11.2007 г. частично незаконным и для обязания налогового органа возместить излишне уплаченный налог на прибыль за 2004 г. в сумме 306277 руб., за 2005 г. - в сумме 1187354 руб., поскольку фактически у налогоплательщика отсутствует переплата по налогу на прибыль за указанные периоды в указанных суммах.
При рассмотрении данного дела Арбитражный суд Липецкой области установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку, поэтому основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.04.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу благотворительного фонда социальной защиты "Милосердие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
В.А.СЕРГУТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)