Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
от ответчика: Борисовой Л.М., представителя по доверенности от 01.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" августа 2012 года по делу N А33-8933/2012, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с краевого государственного казенного учреждения "Идринское лесничество" ИНН 2414000320, ОГРН 1022400746301 (далее - учреждение, ответчик) 79 231 рубля 42 копеек земельного налога и 15 846 рублей 28 копеек штрафа.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 09 августа 2012 года не согласен, считает, что льгота, установленная решением Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 15.11.2010 N 43-ВН "О внесении изменений и дополнений в решение Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 14.10.2009 N 187-ВН "О введении земельного налога", подлежит применению к правоотношениям, возникшим с 01.01.2011, и неприменима к спорному периоду (2010 год), в связи с чем, просит взыскать с учреждения земельный налог за 2010 год в сумме 79 231 рубля 42 копеек и штраф в размере 15 846 рублей 28 копеек.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2012 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт о взыскании с учреждения в доход бюджета 69 462 рублей 40 копеек земельного налога, 13 892 рублей 48 копеек штрафа за неуплату указанного налога. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2013 года постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2012 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Третий арбитражный апелляционный суд.
Учреждение 04.04.2013 и 21.05.2013 представило апелляционному суду пояснения о том, что при расчете суммы земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:14:2801012:5 следует применять ставку в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости с учетом вида разрешенного использования земельного участка. Учитывая, что право на налоговую льготу возникло у налогоплательщика в ноябре 2010 года, исчисление суммы земельного налога в отношении спорного земельного участка следует производить с учетом коэффициента 10/12 в соответствии с пунктом 10 статьи 396 Кодекса.
Налоговый орган в представленных 22.04.2013 пояснениях не согласился с доводами заявителя о применении налоговой ставки 0,5 процента от кадастровой стоимости.
Налоговый орган о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы от 29 марта 2013 года ему направлено, публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя налогового органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, в ходе которой согласно акту камеральной налоговой проверки от 12.09.2011 N 1225 выявлено, что учреждение при наличии объекта налогообложения (земельные участки с кадастровыми номерами 24:14:2801043:10, 24:14:2801012:5) не исполнило обязанность по исчислению и уплате земельного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение от 18.10.2011 N 834, которым учреждение привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа в размере 16 380 рублей 31 копейки, а также предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 81 901 рубля 56 копеек.
Требованием N 785 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.11.2011 налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу и штраф в указанных размерах.
Поскольку данное требование в части уплаты 15 846 рублей 28 копеек налоговой санкции и 79 231 рубля 42 копеек налога учреждением в установленный срок не исполнено, инспекция обратилась с требованием о взыскании указанных сумм недоимки и штрафа в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя ответчика и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
На основании пункта 2 статьи 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, взыскание налога производится в судебном порядке с организации, имеющий открытый лицевой счет.
Из материалов дела следует, что ответчик имеет один открытый лицевой счет, что подтверждается сведениями Отделения по Идринскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 06.06.2011 N 27-03-08/229. Иные лицевые (расчетные) счета в финансовых органах, кредитных организациях у ответчика отсутствуют. Следовательно, налоговый орган правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения земельного налога и штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 названной статьи).
Пунктом 4 статьи 5 Кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу положений абзаца 4 пункта 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Решением Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 14.10.2009 N 187-ВН "О введении земельного налога" (далее - решение Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 14.10.2009 N 187-ВН) установлены ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.
В положения пункта 5.2 данного нормативного акта решением Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 15.11.2010 N 43-ВН "О внесении изменений и дополнений в решение Идринского сельского Совета депутатов от 14.10.2009 N 187-ВН "О введении земельного налога" (далее - решение Совета депутатов от 15.11.2010 N 43-ВН) внесены изменения, согласно которым от уплаты земельного налога освобождены бюджетные учреждения, финансируемые из краевого бюджета, - в отношении земельных участков, используемых для реализации лесохозяйственных регламентов в лесничествах и лесопарках.
Пункт 2 решения Совета депутатов от 15.11.2010 N 43-ВН устанавливает, что данный нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования.
Таким образом, право на льготу по земельному налогу возникло у учреждения с момента вступления в силу (официального опубликования) решения Совета депутатов от 15.11.2010 N 43-ВН, положениями которого оно установлено, а именно с 17.11.2010, поскольку нормы решения Совета депутатов от 15.11.2010 N 43-ВН, как улучшающие положение указанной категории налогоплательщиков, к которой относится учреждение, не содержат оговорки об обратной силе действия во времени.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменил постановление апелляционного суда от 04 декабря 2012 года по настоящему делу в связи с тем, что судом была неверно исчислена сумма земельного налога за 2010 год, подлежащая взысканию с учреждения. Кассационный суд указал, что, применяя при расчете суммы налога ставку в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости, апелляционный суд не дал оценку виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:14:2801012:5 в зависимости от разграничения, установленного пунктом 2 решения Совета депутатов от 14.10.2009 N 187-ВН, не мотивировал выбор указанного размера налоговой ставки.
Кроме того, суд кассационной инстанции с учетом пункта 10 статьи 396 Кодекса признал неправильным произведенный апелляционным судом расчет размера недоимки пропорционально количеству дней в 2010 году, за которые подлежит уплате земельный налог до 17.11.2010.
В силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Пунктом 1 статьи 396 Кодекса предусмотрено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Пунктом 2 решения Совета депутатов от 14.10.2009 N 187-ВН налоговые ставки дифференцированы в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков. В отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, установлена ставка в размере 0,5 процента от налоговой базы (кадастровой стоимости), в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента от кадастровой стоимости.
Постановлением администрации Идринского района Красноярского края от 25.01.1993 N 20 Идринскому лесхозу предоставлен земельный участок для несельскохозяйственного использования (для размещения цеха лесопиления). Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 24:14:2801012:5 площадью 35 857 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, Идринский район, с. Идринское, ул. Горького, 25 "А", имеет разрешенное использование - для эксплуатации территории под цех лесопиления и фактически используется для размещения пилорамы.
В решении от 18.10.2011 N 834 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения также установлено со ссылкой на указанные документы, что предоставленный учреждению на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером 24:14:2801012:5 площадью 35 857 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, Идринский район, с. Идринское, ул. Горького, 25 "А", используется для размещения пилорамы Идринского лесхоза.
Согласно пункту 2.1 устава краевого государственного казенного учреждения "Идринское лесничество", утвержденного приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края, учреждение создано для выполнения государственных функций и услуг в целях обеспечения реализации лесохозяйственного регламента, обеспечения соблюдения требований лесного законодательства и пожарной безопасности в лесах. Лесохозяйственный регламент Идринского лесничества утвержден приказом от 22.12.2008 N 149-о. Из пункта 2.3 устава следует, что учреждение осуществляет реализацию продуктов переработки древесины.
Осуществляемые учреждением виды деятельности относятся к обработке древесины и производству изделий из дерева в соответствии с подразделом DD "Обработка древесины и производство изделий из дерева" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:14:2801012:5, данный участок предназначен для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, поэтому в силу пункта 2 решения Совета депутатов от 14.10.2009 N 187-ВН при расчете земельного налога в отношении указанного участка подлежит применению налоговая ставка в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости.
Таким образом, размер земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:14:2801012:5 площадью 35 857 кв. м при применении налоговой ставки 0,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 282 094 рубля 67 копеек составит 26 410 рублей 48 копеек (5 282 094 рубля 67 копеек * 0,5%).
Согласно пункту 10 статьи 396 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Учреждение имеет право на льготу по уплате земельного налога, предусмотренную пунктом 5 решения Совета депутатов от 14.10.2009 N 187-ВН (в редакции решения Совета депутатов от 15.11.2010 N 43-ВН), со дня вступления в силу данного решения - с 17.11.2010.
Учитывая, что право на налоговую льготу возникло у налогоплательщика в ноябре 2010 года, исчисление суммы земельного налога в отношении спорного земельного участка производится с учетом коэффициента 10/12, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствовала налоговая льгота (10 месяцев), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (12 месяцев).
Сумма земельного налога за 2010 год с учетом применения с 17.11.2010 налоговой льготы составит 22 008 рублей 73 копейки (26 410 рублей 48 копеек * 10/12), сумма штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса - 4401 рубль 75 копеек (22 008 рублей 73 копейки * 20%).
Следовательно, решение суда первой инстанции следует отменить на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового судебного акта о взыскании с учреждения в доход бюджета 22 008 рублей 73 копейки земельного налога, 4401 рубль 75 копеек штрафа за неуплату указанного налога. В остальной части заявленного требования следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций с учреждения следует взыскать в доход федерального бюджета 1624 рубля 87 копеек государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенного требования.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2012 года по делу N А33-8933/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения "Идринское лесничество" (ИНН 2414000320, ОГРН 1022400746301) в доход бюджета 22 008 рублей 73 копейки земельного налога, 4401 рубль 75 копеек штрафа за неуплату указанного налога.
В остальной части заявленного требования отказать.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения "Идринское лесничество" в доход федерального бюджета 1624 рубля 87 копеек государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N А33-8933/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N А33-8933/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
от ответчика: Борисовой Л.М., представителя по доверенности от 01.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" августа 2012 года по делу N А33-8933/2012, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с краевого государственного казенного учреждения "Идринское лесничество" ИНН 2414000320, ОГРН 1022400746301 (далее - учреждение, ответчик) 79 231 рубля 42 копеек земельного налога и 15 846 рублей 28 копеек штрафа.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 09 августа 2012 года не согласен, считает, что льгота, установленная решением Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 15.11.2010 N 43-ВН "О внесении изменений и дополнений в решение Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 14.10.2009 N 187-ВН "О введении земельного налога", подлежит применению к правоотношениям, возникшим с 01.01.2011, и неприменима к спорному периоду (2010 год), в связи с чем, просит взыскать с учреждения земельный налог за 2010 год в сумме 79 231 рубля 42 копеек и штраф в размере 15 846 рублей 28 копеек.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2012 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт о взыскании с учреждения в доход бюджета 69 462 рублей 40 копеек земельного налога, 13 892 рублей 48 копеек штрафа за неуплату указанного налога. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2013 года постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2012 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Третий арбитражный апелляционный суд.
Учреждение 04.04.2013 и 21.05.2013 представило апелляционному суду пояснения о том, что при расчете суммы земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:14:2801012:5 следует применять ставку в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости с учетом вида разрешенного использования земельного участка. Учитывая, что право на налоговую льготу возникло у налогоплательщика в ноябре 2010 года, исчисление суммы земельного налога в отношении спорного земельного участка следует производить с учетом коэффициента 10/12 в соответствии с пунктом 10 статьи 396 Кодекса.
Налоговый орган в представленных 22.04.2013 пояснениях не согласился с доводами заявителя о применении налоговой ставки 0,5 процента от кадастровой стоимости.
Налоговый орган о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы от 29 марта 2013 года ему направлено, публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя налогового органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, в ходе которой согласно акту камеральной налоговой проверки от 12.09.2011 N 1225 выявлено, что учреждение при наличии объекта налогообложения (земельные участки с кадастровыми номерами 24:14:2801043:10, 24:14:2801012:5) не исполнило обязанность по исчислению и уплате земельного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение от 18.10.2011 N 834, которым учреждение привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа в размере 16 380 рублей 31 копейки, а также предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 81 901 рубля 56 копеек.
Требованием N 785 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.11.2011 налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу и штраф в указанных размерах.
Поскольку данное требование в части уплаты 15 846 рублей 28 копеек налоговой санкции и 79 231 рубля 42 копеек налога учреждением в установленный срок не исполнено, инспекция обратилась с требованием о взыскании указанных сумм недоимки и штрафа в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя ответчика и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
На основании пункта 2 статьи 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, взыскание налога производится в судебном порядке с организации, имеющий открытый лицевой счет.
Из материалов дела следует, что ответчик имеет один открытый лицевой счет, что подтверждается сведениями Отделения по Идринскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 06.06.2011 N 27-03-08/229. Иные лицевые (расчетные) счета в финансовых органах, кредитных организациях у ответчика отсутствуют. Следовательно, налоговый орган правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения земельного налога и штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 названной статьи).
Пунктом 4 статьи 5 Кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу положений абзаца 4 пункта 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Решением Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 14.10.2009 N 187-ВН "О введении земельного налога" (далее - решение Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 14.10.2009 N 187-ВН) установлены ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.
В положения пункта 5.2 данного нормативного акта решением Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 15.11.2010 N 43-ВН "О внесении изменений и дополнений в решение Идринского сельского Совета депутатов от 14.10.2009 N 187-ВН "О введении земельного налога" (далее - решение Совета депутатов от 15.11.2010 N 43-ВН) внесены изменения, согласно которым от уплаты земельного налога освобождены бюджетные учреждения, финансируемые из краевого бюджета, - в отношении земельных участков, используемых для реализации лесохозяйственных регламентов в лесничествах и лесопарках.
Пункт 2 решения Совета депутатов от 15.11.2010 N 43-ВН устанавливает, что данный нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования.
Таким образом, право на льготу по земельному налогу возникло у учреждения с момента вступления в силу (официального опубликования) решения Совета депутатов от 15.11.2010 N 43-ВН, положениями которого оно установлено, а именно с 17.11.2010, поскольку нормы решения Совета депутатов от 15.11.2010 N 43-ВН, как улучшающие положение указанной категории налогоплательщиков, к которой относится учреждение, не содержат оговорки об обратной силе действия во времени.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменил постановление апелляционного суда от 04 декабря 2012 года по настоящему делу в связи с тем, что судом была неверно исчислена сумма земельного налога за 2010 год, подлежащая взысканию с учреждения. Кассационный суд указал, что, применяя при расчете суммы налога ставку в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости, апелляционный суд не дал оценку виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:14:2801012:5 в зависимости от разграничения, установленного пунктом 2 решения Совета депутатов от 14.10.2009 N 187-ВН, не мотивировал выбор указанного размера налоговой ставки.
Кроме того, суд кассационной инстанции с учетом пункта 10 статьи 396 Кодекса признал неправильным произведенный апелляционным судом расчет размера недоимки пропорционально количеству дней в 2010 году, за которые подлежит уплате земельный налог до 17.11.2010.
В силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Пунктом 1 статьи 396 Кодекса предусмотрено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Пунктом 2 решения Совета депутатов от 14.10.2009 N 187-ВН налоговые ставки дифференцированы в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков. В отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, установлена ставка в размере 0,5 процента от налоговой базы (кадастровой стоимости), в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента от кадастровой стоимости.
Постановлением администрации Идринского района Красноярского края от 25.01.1993 N 20 Идринскому лесхозу предоставлен земельный участок для несельскохозяйственного использования (для размещения цеха лесопиления). Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 24:14:2801012:5 площадью 35 857 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, Идринский район, с. Идринское, ул. Горького, 25 "А", имеет разрешенное использование - для эксплуатации территории под цех лесопиления и фактически используется для размещения пилорамы.
В решении от 18.10.2011 N 834 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения также установлено со ссылкой на указанные документы, что предоставленный учреждению на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером 24:14:2801012:5 площадью 35 857 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, Идринский район, с. Идринское, ул. Горького, 25 "А", используется для размещения пилорамы Идринского лесхоза.
Согласно пункту 2.1 устава краевого государственного казенного учреждения "Идринское лесничество", утвержденного приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края, учреждение создано для выполнения государственных функций и услуг в целях обеспечения реализации лесохозяйственного регламента, обеспечения соблюдения требований лесного законодательства и пожарной безопасности в лесах. Лесохозяйственный регламент Идринского лесничества утвержден приказом от 22.12.2008 N 149-о. Из пункта 2.3 устава следует, что учреждение осуществляет реализацию продуктов переработки древесины.
Осуществляемые учреждением виды деятельности относятся к обработке древесины и производству изделий из дерева в соответствии с подразделом DD "Обработка древесины и производство изделий из дерева" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:14:2801012:5, данный участок предназначен для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, поэтому в силу пункта 2 решения Совета депутатов от 14.10.2009 N 187-ВН при расчете земельного налога в отношении указанного участка подлежит применению налоговая ставка в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости.
Таким образом, размер земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:14:2801012:5 площадью 35 857 кв. м при применении налоговой ставки 0,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 282 094 рубля 67 копеек составит 26 410 рублей 48 копеек (5 282 094 рубля 67 копеек * 0,5%).
Согласно пункту 10 статьи 396 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Учреждение имеет право на льготу по уплате земельного налога, предусмотренную пунктом 5 решения Совета депутатов от 14.10.2009 N 187-ВН (в редакции решения Совета депутатов от 15.11.2010 N 43-ВН), со дня вступления в силу данного решения - с 17.11.2010.
Учитывая, что право на налоговую льготу возникло у налогоплательщика в ноябре 2010 года, исчисление суммы земельного налога в отношении спорного земельного участка производится с учетом коэффициента 10/12, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствовала налоговая льгота (10 месяцев), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (12 месяцев).
Сумма земельного налога за 2010 год с учетом применения с 17.11.2010 налоговой льготы составит 22 008 рублей 73 копейки (26 410 рублей 48 копеек * 10/12), сумма штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса - 4401 рубль 75 копеек (22 008 рублей 73 копейки * 20%).
Следовательно, решение суда первой инстанции следует отменить на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового судебного акта о взыскании с учреждения в доход бюджета 22 008 рублей 73 копейки земельного налога, 4401 рубль 75 копеек штрафа за неуплату указанного налога. В остальной части заявленного требования следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций с учреждения следует взыскать в доход федерального бюджета 1624 рубля 87 копеек государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенного требования.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2012 года по делу N А33-8933/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения "Идринское лесничество" (ИНН 2414000320, ОГРН 1022400746301) в доход бюджета 22 008 рублей 73 копейки земельного налога, 4401 рубль 75 копеек штрафа за неуплату указанного налога.
В остальной части заявленного требования отказать.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения "Идринское лесничество" в доход федерального бюджета 1624 рубля 87 копеек государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)