Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.05.2013 N 33-2342/2013

Разделы:
Земельный налог; Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. N 33-2342/2013


Судья Морозова О.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Озерова С.А., Пучковой Л.В.,
при секретаре Б.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - представителя администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2013 года по делу по иску К.И. к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконными постановлений N от <...> и N от <...> об отказе в предоставлении земельного участка, признании права на приобретение земельного участка под здания, строения, сооружения, принятии решения о предоставлении земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка на территории бывшей спортивной базы "..." под здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности К.И.,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пучковой Л.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

К.И. обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, в котором (с учетом уточнений) просил суд:
- - признать право на приобретение земельного участка, площадью <...> кв. м, и земельного участка, площадью <...> кв. м, в собственность по десятикратной ставке земельного налога под принадлежащими ему объектами недвижимости, расположенными по адресу: <адрес>;
- - признать незаконным постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от <...> N;
- - признать незаконным постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от <...> N;
- - обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области принять решение о предоставлении в собственность по десятикратной ставке земельного налога земельный участок, площадью <...> кв. м, и земельный участок, площадью <...> кв. м, под принадлежащими ему объектами недвижимости;
- - обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области подготовить и направить в его адрес проект договора купли-продажи указанных земельных участков.
В обоснование своих требований К.И. указал, что является собственником комплекса зданий по адресу: <адрес> (бывшая спортивная база завода "..."), состоящего из здания изолятора, площадью <...> кв. м, здания обслуживающего персонала, площадью <...> кв. м, здания столовой, площадью <...> кв. м, здания главного корпуса (спального), площадью <...> кв. м, здания клуба, площадью <...> кв. м, здания дом сторожа, площадью <...> кв. м, здания подсобного помещения столовой, площадью <...> кв. м, здания насосной скважины, площадью <...> кв. м.
С сентября <...> года истец неоднократно обращался в администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области с требованием об оформлении земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, заявлениями о предоставлении земельного участка на праве собственности путем выкупа в соответствии с частями 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в чем ему было отказано (л.д. 19 - 24, 75 - 80, 122 - 127 т. 1).
В суде первой инстанции представитель ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области К.Д. требования истца не признал. В обоснование возражений относительно предмета спора указал, что истцом не соблюден порядок приобретения земельных участков в собственность, установленный Земельным кодексом Российской Федерации. Так, земельные участки, право на приобретение которых, просит признать истец, на кадастровом учете не состоят, следовательно, не могут выступать объектом гражданских прав. Кроме того, испрашиваемый истцом земельный участок, общей площадью <...> кв. м, частично расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N под строительство: "...".
Представители ответчика администрации муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, ГУП "Леноблинвентаризация" в лице филиала Приозерское БТИ, ЛОГБУ "Ленобллес" в лице филиала Приозерское лесничество в судебное заседание не явились, заявив о рассмотрении дела в их отсутствие.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2013 года постановлено иск К.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район от <...> N об отказе в предоставлении земельного участка в собственность под приобретенные объекты недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, К.И.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район от <...> N об отказе в предоставлении земельного участка в собственность под приобретенные объекты недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, К.И.
- Признать право К.И. на приобретение земельных участков в собственность по десятикратной ставке земельного налога под принадлежащими К.И. объектами недвижимости, расположенными по адресу: <адрес>: здание изолятора, площадью <...> кв. м (условный номер N), здание для обслуживающего персонала, площадью <...> кв. м (условный номер N), здание столовой, площадью <...> кв. м (условный номер N), здание клуба, площадью <...> кв. м (условный номер N), здание дом сторожа, площадью <...> кв. м (условный номер N), здание подсобного помещения столовой, площадью <...> кв. м (условный номер N), здание насосной скважины, площадью <...> кв. м (условный номер N);
- Обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в порядке и сроки, предусмотренные п. п. 6 - 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации утвердить и выдать утвержденную схему расположения земельного участка, обязав и администрацию муниципального образования Петровское сельское поселение - подписать акт согласования границ, как приложение к межевому плану земельного участка под объекты недвижимости, находящиеся в собственности К.И., для организации базы отдыха, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, установив в соответствии с требованиями земельного законодательства границы земельных участков под объектами недвижимости, расположенными по адресу: <адрес> с учетом имеющейся схемы расположения земельного участка, согласованной с главой администрации муниципального образования Петровского сельского поселения К., и ситуационной схемы территории вблизи <адрес>: а именно - единого земельного участка N, площадью <...> кв. м, под зданием изолятора (условный номер N), зданием для обслуживающего персонала (условный номер N); единого земельного участка N с определением его площади с учетом границ земельного участка под автомобильный путепровод (имеющий кадастровый номер N), под здание столовой, площадью <...> кв. м (условный номер N), здание клуба, площадью N кв. м (условный номер N), здание дом сторожа, площадью N кв. м (условный номер N), здание подсобного помещения столовой, площадью N кв. м (условный номер N), здание насосной скважины, площадью N кв. м (условный номер N);
- Обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу подготовить и направить в адрес К.И. проект договора купли-продажи земельных участков по десятикратной ставке земельного налога (с предложением о заключении соответствующего договора) под принадлежащими ему объектами недвижимости, расположенными по адресу: <адрес> под здание изолятора, площадью N кв. м (условный номер N), здание для обслуживающего персонала, площадью N кв. м (условный номер N), здание столовой, площадью N кв. м (условный номер N), здание клуба, площадью N кв. м (условный номер N), здание дом сторожа, площадью N кв. м (условный номер N), здание подсобного помещения столовой, площадью N кв. м (условный номер N), здание насосной скважины, площадью N кв. м (условный номер N) (л.д. 11 - 27, т. 2).
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области просит решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2013 года отменить полностью, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы положены доводы, аналогичные доводам возражений относительно предмета спора.
Кроме того указано на необоснованное вмешательство суда в деятельность уполномоченных органов по решению вопросов о предоставлении земельных участков (л.д. 31 - 32, т. 2).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца К.И. - Т. просит решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения (л.д. 42 - 43, т. 2).
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности этих причин не представили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, К.И. является собственником здания изолятора, площадью N кв. м, здания для обслуживающего персонала, площадью N кв. м, здания столовой, площадью N кв. м, здания клуба, площадью N кв. м, здания дом сторожа, площадью N кв. м, здания подсобного помещения столовой, площадью N кв. м, здания насосной скважины, площадью N кв. м, и здания главного корпуса (спального), расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от <...>, договора дарения от <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <...> и <...> (л.д. 48 - 55 т. 1).
Указанные объекты недвижимого имущества располагались на земельном участке, площадью N, с кадастровым номером N предоставленном ГПП "<...>" в постоянное пользование постановлением главы администрации Приозерского района от <...> N для размещения спортивной базы (л.д. 39, 40 т. 1).
В связи с ликвидацией ОАО "<...>", являющегося правопреемником ГПП "<...>", постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от <...> N право постоянного пользования земельным участком, площадью N га, прекращено (л.д. 195 т. 1).
Решением территориального отдела Управления Роснедвижимости по Приозерскому району от <...> N указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учета (л.д. 196 т. 1).
<...> К.И. обратился с заявлением к главе администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об оформлении земли под принадлежащими ему объектами (л.д. 25 т. 1).
Решением земельной комиссии муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от <...> К.И. рекомендовано предоставить кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, либо подать заявление о выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 244 т. 1).
<...> К.И. обратился к главе администрации Петровской волости с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка для выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета (л.д. 245 т. 1).
Согласно сообщению главы администрации от <...> данные схемы были согласованы в декабре 2010 года (л.д. 247 т. 1).
Поскольку решения о предоставлении земельного участка не последовало, К.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, которое решением Приозерского городского суда Ленинградской области от <...> было удовлетворено и администрация обязана принять решение по заявлению К.И. о предоставлении земельного участка.
Постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от <...> N К.И. отказано в предоставлении земельного участка в собственность по десятикратной ставке земельного налога (л.д. 31 т. 1).
Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 мая 2012 года производство по делу по заявлению К.И. о признании незаконным постановления от <...> N и обязании администрации принять решение о предоставлении земельного участка прекращено в связи с установлением судом спора о праве.
Постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от <...> N К.И. повторно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность по мотиву отсутствия документов, предусмотренных пунктами 5, 6 и 8 перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475 (л.д. 129 - 130 т. 1).
Для устранения причин отказа К.И. рекомендовано сформировать под объектами недвижимости земельные участки и поставить их на государственный кадастровый учет.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что отказ истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату противоречит положениям статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктам 2 и 3 Постановления Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 310 "О регулировании отдельных вопросов приобретения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области".
Кроме того, суд первой инстанции отклонил доводы администрации о том, что испрашиваемые земельные участки не поставлены на кадастровый учет, указав, что именно администрация в месячный срок с момента обращения истца должна была осуществить предусмотренные законом действия (п. п. 5 - 7 ст. 36 ЗК РФ) для организации постановки земельных участков на кадастровый учет.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции неправильными в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, земельные участки предоставляются только субъектам, имеющим вещные права на здания, строения, сооружения, расположенные на соответствующих земельных участках, при этом размер подлежащего предоставлению земельного участка определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исходя из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 1 статьи 37 ЗК РФ, носящей императивный характер, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Суд первой инстанции при разрешении иска правильно сослался на данную норму закона, однако допустил ошибку в его понимании, не учел, что в данной норме установлен порядок приобретения прав на земельный участок, занятый зданиями, строениями, сооружениями, согласно которому именно лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении такого земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета этого земельного участка. Орган местного самоуправления обязан только утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Поскольку истец претендовал на приобретение земельных участков за плату, то в соответствии с вышеуказанным законоположением в отношении этих земельных участков должен был быть осуществлен государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Данные о том, что спорные земельные участки прошли государственный кадастровый учет, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела следует, что испрашиваемый истцом земельный участок, общей площадью N кв. м, частично расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N под строительство: "<...>", что подтверждается выкопировкой из материалов схемы территориального планирования муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 20 декабря 2012 года N 237, постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 02 мая 2012 года N 1566 "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка под строительство объекта: "<...>", постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 28 февраля 2012 года N 668 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым паспортом земельного участка, градостроительными планами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об отказе в предоставлении К.И. земельного участка в собственность под приобретенные объекты недвижимости приняты в соответствии с законом, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для предоставления К.И. судебной защиты избранным им способом, поскольку испрашиваемые земельные участки, площадью <...> кв. м и <...> кв. м, не прошли процедуру государственного кадастрового учета и не сформированы как объекты гражданских правоотношений, следовательно, не могут быть объектом вещного права.
Кроме того, обязав администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области утвердить и выдать утвержденную схему расположения земельного участка, обязав администрацию муниципального образования Петровское сельское поселение подписать акт согласования границ, как приложение к межевому плану земельного участка под объекты недвижимости, находящиеся в собственности К.И., суд первой инстанции при отсутствии к тому оснований, вышел за пределы заявленных истцом требований.
Учитывая изложенное, решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2013 года нельзя признать законными, так как оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, что согласно п. 3 ч. 2 и ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
В удовлетворении исковых требований К.И. следует отказать.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска К.И. к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании права на приобретение земельного участка, площадью N кв. м, и земельного участка, площадью N кв. м, в собственность по десятикратной ставке земельного налога под принадлежащими ему объектами недвижимости, расположенными по адресу: <адрес>, признании незаконным постановления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от <...> N, постановления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от <...> N об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, обязании администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области принять решение о предоставлении в собственность по десятикратной ставке земельного налога К.И. земельный участок, площадью N кв. м, и земельный участок, площадью N кв. м, под принадлежащими ему объектами недвижимости, расположенными по адресу: <адрес>, обязании администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> подготовить и направить в адрес К.И. проект договора купли-продажи земельного участка, площадью N кв. м, и земельного участка, площадью <...> кв. м, по десятикратной ставке земельного налога под принадлежащими ему объектами недвижимости, расположенными по адресу: <адрес>, отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)