Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А. Суминой
Судей: В.М. Голикова, И.С. Панченко
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Легион": представитель не явился;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу: Алексеева Н.А., представитель по доверенности от 09.09.2013 N 02363/08661;
- рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легион"
на решение от 22.07.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013
по делу N А80-141/2013 Арбитражного суда Чукотского автономного округа
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Приходько С.Н.; в суде апелляционной инстанции судьи: Сапрыкина Е.И., Гричановская Е.В., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Легион"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения в части
Общество с ограниченной ответственностью "Легион" (ОГРН 1078709001326, юридический адрес: 689000, г. Анадырь, ул. Берзиня, 22-29; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, юридический адрес: 689000, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 14; далее - инспекция, налоговый орган) от 29.03.2013 N 6 о привлечении в ответственности за совершение налогового правонарушения в части неуплаты налога в сумме 339 471 руб. на доход, полученный в виде возмещения стоимости гарантированного перечня услуг за счет средств регионального финансирования за 2010 и 2011 г.г.
Решением суда от 22.07.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что денежные средства, полученные обществом в виде возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению из средств окружного бюджета, не являются целевыми средства, следовательно, они должны были быть включены в налогооблагаемую базу.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, общество является субъектом малого предпринимательства, возмещение за счет средств окружного бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела, носит целевой характер и является субсидией, предоставляемой из окружного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг.
Общество ходатайством от 21.11.2013 просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чукотского автономного округа, с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласен, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Легион" является юридическим лицом с основным видом деятельности - организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, и в соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации в 2010 и 2011 годах применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, в ходе которой установлено:
- - в 2010 году налогоплательщиком получены от Отделения ПФ РФ по Чукотскому автономному округу, Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа, юридических и физических лиц доходы от реализации ритуальных услуг 2 505 482 руб.;
- - в 2011 году от Отделения ПФ РФ и юридических лиц доходы в виде возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению в сумме 735 558 руб., от Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа - 8 133 997 руб., всего - 8 869 555 руб., которые не включены в налогооблагаемую базу.
По результатам проверки составлен акт от 01.03.2013 N 1 и 29.03.2013 принято решение N 6 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по статьям 119, 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации. Также обществу доначислены УСН, ЕНВД, НДФЛ и соответствующие им пени.
Не согласившись с принятым инспекцией решением в части доначисления к уплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 339 471 руб., общество обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
В проверяемый период общество в соответствии со статьей 346.12 НК РФ применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - согласно пункту 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации - доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу статьей 249, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении облагаемой налогом на прибыль базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 07.07.2003 N 195 утвержден порядок возмещения за счет средств окружного бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что между обществом и администрацией городского округа Анадырь 02.08.2010 заключен договор, предметом которого является оказание услуг по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь, а также дополнительное соглашение от 30.12.2010 N 1 к настоящему договору. Расчеты между сторонами по данному договору осуществляются ежемесячно по фактическим расходам, согласно: расчету стоимости оказанных услуг, счету и счету-фактуры на оплату услуг по погребению умерших, акту приемки выполненных услуг по погребению; отчету об использовании средств окружного бюджета на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.
Возмещение стоимости услуг осуществляется Департаментом промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЧАО на расчетный счет общества.
Учитывая вышеизложенное арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что общество не приобретает товары (работы, услуги) для оплаты которых ему необходимы целевые бюджетные средства, а, напротив, самостоятельно оказывает услуги, и данные средства общество может использовать по своему усмотрению. Следовательно данные бюджетные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгоды, полученной обществом от реализации товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что из анализа имеющихся в материалах дела договора, расчетных документов, а также норм налогового и бюджетного законодательства следует, что денежные средства, полученные обществом, не могут рассматриваться в качестве целевых поступлений из бюджета, в связи с чем полученные обществом денежные средства, подлежат включению в состав доходов, подлежащих налогообложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 22.07.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013 по делу N А80-141/2013 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СУМИНА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
И.С.ПАНЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 10.12.2013 N Ф03-5093/2013 ПО ДЕЛУ N А80-141/2013
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. N Ф03-5093/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А. Суминой
Судей: В.М. Голикова, И.С. Панченко
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Легион": представитель не явился;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу: Алексеева Н.А., представитель по доверенности от 09.09.2013 N 02363/08661;
- рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легион"
на решение от 22.07.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013
по делу N А80-141/2013 Арбитражного суда Чукотского автономного округа
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Приходько С.Н.; в суде апелляционной инстанции судьи: Сапрыкина Е.И., Гричановская Е.В., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Легион"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения в части
Общество с ограниченной ответственностью "Легион" (ОГРН 1078709001326, юридический адрес: 689000, г. Анадырь, ул. Берзиня, 22-29; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, юридический адрес: 689000, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 14; далее - инспекция, налоговый орган) от 29.03.2013 N 6 о привлечении в ответственности за совершение налогового правонарушения в части неуплаты налога в сумме 339 471 руб. на доход, полученный в виде возмещения стоимости гарантированного перечня услуг за счет средств регионального финансирования за 2010 и 2011 г.г.
Решением суда от 22.07.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что денежные средства, полученные обществом в виде возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению из средств окружного бюджета, не являются целевыми средства, следовательно, они должны были быть включены в налогооблагаемую базу.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, общество является субъектом малого предпринимательства, возмещение за счет средств окружного бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела, носит целевой характер и является субсидией, предоставляемой из окружного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг.
Общество ходатайством от 21.11.2013 просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чукотского автономного округа, с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласен, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Легион" является юридическим лицом с основным видом деятельности - организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, и в соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации в 2010 и 2011 годах применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, в ходе которой установлено:
- - в 2010 году налогоплательщиком получены от Отделения ПФ РФ по Чукотскому автономному округу, Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа, юридических и физических лиц доходы от реализации ритуальных услуг 2 505 482 руб.;
- - в 2011 году от Отделения ПФ РФ и юридических лиц доходы в виде возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению в сумме 735 558 руб., от Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа - 8 133 997 руб., всего - 8 869 555 руб., которые не включены в налогооблагаемую базу.
По результатам проверки составлен акт от 01.03.2013 N 1 и 29.03.2013 принято решение N 6 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по статьям 119, 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации. Также обществу доначислены УСН, ЕНВД, НДФЛ и соответствующие им пени.
Не согласившись с принятым инспекцией решением в части доначисления к уплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 339 471 руб., общество обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
В проверяемый период общество в соответствии со статьей 346.12 НК РФ применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - согласно пункту 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации - доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу статьей 249, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении облагаемой налогом на прибыль базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 07.07.2003 N 195 утвержден порядок возмещения за счет средств окружного бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что между обществом и администрацией городского округа Анадырь 02.08.2010 заключен договор, предметом которого является оказание услуг по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь, а также дополнительное соглашение от 30.12.2010 N 1 к настоящему договору. Расчеты между сторонами по данному договору осуществляются ежемесячно по фактическим расходам, согласно: расчету стоимости оказанных услуг, счету и счету-фактуры на оплату услуг по погребению умерших, акту приемки выполненных услуг по погребению; отчету об использовании средств окружного бюджета на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.
Возмещение стоимости услуг осуществляется Департаментом промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЧАО на расчетный счет общества.
Учитывая вышеизложенное арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что общество не приобретает товары (работы, услуги) для оплаты которых ему необходимы целевые бюджетные средства, а, напротив, самостоятельно оказывает услуги, и данные средства общество может использовать по своему усмотрению. Следовательно данные бюджетные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгоды, полученной обществом от реализации товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что из анализа имеющихся в материалах дела договора, расчетных документов, а также норм налогового и бюджетного законодательства следует, что денежные средства, полученные обществом, не могут рассматриваться в качестве целевых поступлений из бюджета, в связи с чем полученные обществом денежные средства, подлежат включению в состав доходов, подлежащих налогообложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 22.07.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013 по делу N А80-141/2013 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СУМИНА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
И.С.ПАНЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)