Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.10.2013 ПО ДЕЛУ N А65-23216/2012

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2013 г. по делу N А65-23216/2012


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Шафинской А.Р., доверенность от 26.10.2012,
ответчика - Бобковой Е.С., доверенность от 09.01.2013 N 2.4-0-12/000021,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2013 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-23216/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Купцова Ивана Васильевича, г. Казань (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань о признании решения незаконным в части,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

индивидуальный предприниматель Купцов Иван Васильевич (далее - предприниматель, заявитель, ИП Купцов И.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган), с привлечением в качестве третьего лица Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление), о признании незаконным решения от 29.06.2012 N 41/11 в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2009 год, пени и штрафа по данному налогу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013, заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Инспекция, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
На основании акта проверки от 06.06.2012 N 40/11 инспекцией вынесено решение от 29.06.2012 N 41/11 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 123 НК РФ в виде штрафа в размере 75 864 руб., доначислен налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2009 год в сумме 140 209 руб., единый социальный налог (далее - ЕСН) за 2009 год, в том числе в Федеральный бюджет в сумме 39 304 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3840 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 6600 руб., НДС за 2009 - 2010 года в сумме 241 694 руб., НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 372 руб., начислено пени в связи с неуплатой вышеуказанных налогов в сумме 92 358 руб.
Решением Управления от 23.08.2012 N 2.14-0-19/01388зг@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение инспекции без изменения.
Заявитель не согласился с решением налогового органа и обратился в арбитражный суд.
Судами первой и апелляционной инстанции заявленные требования удовлетворены.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Основанием для доначисления налоговым органом НДС за 2009 год послужило расхождение данных декларации по НДС, книг покупок и продаж данным справки-расчета.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, восстановлению подлежат суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в случае дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 НК РФ, и передачи основных средств, нематериальных активов и иного имущества, имущественных прав правопреемнику при реорганизации юридических лиц и передачи имущества участнику договора простого товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.
Согласно пункту 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
Следовательно, в отношении приобретаемых налогоплательщиком товаров для исчисления величины налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщик на основании данных бухгалтерского учета ежемесячно должен определять сумму предъявляемого к вычету "входного" налога пользуясь следующими критериями: товарно-материальные ценности (работы, услуги) должны быть оприходованы (приняты к учету); товары (работы, услуги) должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения или для перепродажи; наличие должным образом оформленного счета-фактуры поставщика.
В 2009 - 2010 годах заявитель наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД) осуществлял деятельность по общей системе налогообложения, занимался оптовой торговлей лакокрасочными изделиями, являлся плательщиком НДФЛ, ЕСН, НДС.
Так, предприниматель, согласно пункту 7 статьи 346.26 НК РФ, вел раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой он уплачивает налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Кроме того, при раздельном учете заявителем, на основании первичных документов, составлялись справки-расчеты, по которым определялась налоговая база по общей системе налогообложения и по системе ЕНВД.
Согласно представленных первичных документов и книг покупок, налогоплательщиком суммы "входного" НДС, за исключением сумм НДС по товарам, приобретенным и реализованным в розницу в одном и том же периоде, предъявлялись к вычету в полном объеме.
Налоговый орган на основании справок-расчетов и первичных документов к ним рассчитал сумму НДС за 2009 год в таблице N 5 оспариваемого решения и сделал вывод, что предприниматель занизил сумму НДС за 2009 год подлежащего уплате в бюджет в размере 187 274 руб. в результате неправомерного принятия вычетов по НДС.
Заявитель обратился в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном статьей 139 НК РФ и к поданной апелляционной жалобе им были приложены документы (счет-фактуры от 04.07.2008 N 100602, от 15.08.2008 N 113461, от 17.08.2008 N 130609, от 10.11.2008 N 140101 и расчет суммы НДС за 2009 год), по которому излишне уплачен НДС в сумме 354 311 руб.
Управление не приняло во внимание представленные документы, указав, что само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. В данном случае налоговые вычеты по НДС налогоплательщиком не декларировались, уточненные налоговые декларации не подавались.
Главами 19 и 20 НК РФ, регулирующими порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения налогового органа, не предусмотрено запрета на представление новых, дополнительных документов налогоплательщиком вместе с апелляционной жалобой на решение налогового органа. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик имеет право на представление таких документов, что в свою очередь не предоставляет налоговому органу права на оставление таких документов без внимания. В результате непринятия к рассмотрению представленных налогоплательщиком документов может быть утверждено решение налогового органа, принятого по неполно выясненным обстоятельствам, не определена реальная обязанность налогоплательщика перед бюджетом по уплате налогов, наличие или отсутствие состава налогового правонарушения.
Поскольку Управлением не приняты к рассмотрению представленные предпринимателем новые документы, то это привело к неполному выяснению всех обстоятельств, а соответственно не способствовало сбору достаточных доказательств совершения заявителем налогового правонарушения.
В случае указания инспекцией на недостоверность и (или) противоречивость сведений, содержащихся в представленных им документах, именно на налоговый орган возлагается обязанность доказывания правомерности доначисления налога к уплате.
Как установлено судами, ИП Купцовым И.В. были представлены в налоговый орган уточненные налоговые декларации за 1, 2, 3, 4 квартал 2009 год, при камеральной налоговой проверке которых инспекцией не выявлено недостоверности представленных заявителем счетов-фактур, а также завышения указанного в этих декларациях размера налоговых вычетов.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А65-23216/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ

Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
М.В.ЕГОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)