Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В. Гаврюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Показаньевой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671294624, далее - Заявитель)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ветерок" (ИНН 6601010029, далее - Заинтересованное лицо)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: В.В. Гусева, представитель, доверенность от 28.01.2013 N 5-11;
- от заинтересованного лица: Рустамов Т.А. Оглы, директор, предъявлен паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено. Ходатайств и заявлений не поступило.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо факт совершения правонарушения не оспаривает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
На основании приказа от 22.07.2013 N 395 сотрудниками заявителя 17.07.2013 проведены контрольные мероприятия на предмет соблюдения требований, установленных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 13.12.2012 N 372 "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" в магазине, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. К. Пылаева, 20, в котором осуществляет лицензируемый вид деятельности заинтересованное лицо.
Проверкой установлено, что заинтересованным лицом осуществлялась реализация алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции: товарно-транспортных накладных, разделы А и Б справок к товарно-транспортным накладным, сертификатов соответствия, удостоверений о качестве.
В ходе контрольных мероприятий сотрудниками заявителя оформлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В, протокол изъятия вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В, протокол о взятии проб и образцов от 24.07.2013 N 04-10/395-В.
По результатам рассмотрения материалов проверки (имеются в материалах дела) заявителем в отношении заинтересованного лица составлен протокол от 06.09.2013 N 04-10/395-В/тсд об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 Кодекса.
В связи с тем, что рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) отнесено к подведомственности арбитражных судов, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 14.16 Кодекса поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно ст. 10.2. Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных выше, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается факт реализации заинтересованным лицом алкогольной продукции:
- - вино специальное "Портвейн 777", емк. 0,7 л., крепость 18%, дата розлива 17.01.2012, производитель ООО "Север" в количестве 6 бутылок;
- - вино специальное "Портвейн 72", емк. 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 29.09.2011, производитель ООО "Ставропольалко" в количестве 4 бутылок;
- - водка "Белая березка", емк. 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 23.03.2011, производитель ЛВЗ "Триумф" в количестве 3 бутылок;
- - водка особая "Добрая рожь", емк. 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 21.03.2012, производитель ООО "ПКФ "Березка" в количестве 4 бутылок;
- - водка "Пшеничная", емк. 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 07.06.2012, производитель ООО "ПКФ "Березка" в количестве 8 бутылок;
- - водка "Мудрый стиль золотая" (Wise Style Gold), емк. 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 21.03.2012, производитель ОАО "Нижнекамский ЛВЗ" в количестве 10 бутылок
без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
В силу ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В ч. 3 ст. 1.5 Кодекса также указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Из положений ст. ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 1.5 Кодекса следует, что обязанность по доказыванию обстоятельств административного правонарушения возложена на административные органы, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" также разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства заинтересованным лицом суду не представлено.
Таким образом, как полагает суд, заинтересованным лицом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса.
Вместе с тем требование о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности не подлежит удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения дела в суде истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Согласно ч. 2 данной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасности для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом N 171-ФЗ, при этом согласно ст. 2 указанного закона под оборотом понимается и розничная продажа алкогольной продукции.
Вменяемое заинтересованному лицу административное правонарушение - реализация алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, посягает в первую очередь на установленный Федеральным законом N 171-ФЗ режим государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции.
Исходя из установленного существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться трехмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным ст. 4.5 Кодекса.
Из материалов дела следует, что совершение заинтересованным лицом административного правонарушения обнаружено проверяющими 24.07.2013 (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В).
Таким образом, на дату рассмотрения судом настоящего дела о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса, истек.
На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В силу ч. 3 ст. 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению владельцу.
Изъятая в ходе проверки согласно протоколу изъятия вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В алкогольная продукция возврату не подлежит.
Алкогольную продукцию, указанную протоколе изъятия вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В, следует направить на переработку или уничтожение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671294624) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ветерок" (ИНН 6623029200) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Алкогольная продукция, указанная в протоколе изъятия вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В, возврату не подлежит.
Алкогольную продукцию, указанную протоколе изъятия вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В, направить на переработку или уничтожение.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
О.В.ГАВРЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.11.2013 ПО ДЕЛУ N А60-36612/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. по делу N А60-36612/2013
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В. Гаврюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Показаньевой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671294624, далее - Заявитель)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ветерок" (ИНН 6601010029, далее - Заинтересованное лицо)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: В.В. Гусева, представитель, доверенность от 28.01.2013 N 5-11;
- от заинтересованного лица: Рустамов Т.А. Оглы, директор, предъявлен паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено. Ходатайств и заявлений не поступило.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо факт совершения правонарушения не оспаривает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
На основании приказа от 22.07.2013 N 395 сотрудниками заявителя 17.07.2013 проведены контрольные мероприятия на предмет соблюдения требований, установленных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 13.12.2012 N 372 "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" в магазине, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. К. Пылаева, 20, в котором осуществляет лицензируемый вид деятельности заинтересованное лицо.
Проверкой установлено, что заинтересованным лицом осуществлялась реализация алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции: товарно-транспортных накладных, разделы А и Б справок к товарно-транспортным накладным, сертификатов соответствия, удостоверений о качестве.
В ходе контрольных мероприятий сотрудниками заявителя оформлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В, протокол изъятия вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В, протокол о взятии проб и образцов от 24.07.2013 N 04-10/395-В.
По результатам рассмотрения материалов проверки (имеются в материалах дела) заявителем в отношении заинтересованного лица составлен протокол от 06.09.2013 N 04-10/395-В/тсд об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 Кодекса.
В связи с тем, что рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) отнесено к подведомственности арбитражных судов, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 14.16 Кодекса поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно ст. 10.2. Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных выше, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается факт реализации заинтересованным лицом алкогольной продукции:
- - вино специальное "Портвейн 777", емк. 0,7 л., крепость 18%, дата розлива 17.01.2012, производитель ООО "Север" в количестве 6 бутылок;
- - вино специальное "Портвейн 72", емк. 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 29.09.2011, производитель ООО "Ставропольалко" в количестве 4 бутылок;
- - водка "Белая березка", емк. 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 23.03.2011, производитель ЛВЗ "Триумф" в количестве 3 бутылок;
- - водка особая "Добрая рожь", емк. 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 21.03.2012, производитель ООО "ПКФ "Березка" в количестве 4 бутылок;
- - водка "Пшеничная", емк. 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 07.06.2012, производитель ООО "ПКФ "Березка" в количестве 8 бутылок;
- - водка "Мудрый стиль золотая" (Wise Style Gold), емк. 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 21.03.2012, производитель ОАО "Нижнекамский ЛВЗ" в количестве 10 бутылок
без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
В силу ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В ч. 3 ст. 1.5 Кодекса также указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Из положений ст. ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 1.5 Кодекса следует, что обязанность по доказыванию обстоятельств административного правонарушения возложена на административные органы, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" также разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства заинтересованным лицом суду не представлено.
Таким образом, как полагает суд, заинтересованным лицом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса.
Вместе с тем требование о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности не подлежит удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения дела в суде истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Согласно ч. 2 данной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасности для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом N 171-ФЗ, при этом согласно ст. 2 указанного закона под оборотом понимается и розничная продажа алкогольной продукции.
Вменяемое заинтересованному лицу административное правонарушение - реализация алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, посягает в первую очередь на установленный Федеральным законом N 171-ФЗ режим государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции.
Исходя из установленного существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться трехмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным ст. 4.5 Кодекса.
Из материалов дела следует, что совершение заинтересованным лицом административного правонарушения обнаружено проверяющими 24.07.2013 (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В).
Таким образом, на дату рассмотрения судом настоящего дела о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса, истек.
На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В силу ч. 3 ст. 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению владельцу.
Изъятая в ходе проверки согласно протоколу изъятия вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В алкогольная продукция возврату не подлежит.
Алкогольную продукцию, указанную протоколе изъятия вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В, следует направить на переработку или уничтожение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671294624) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ветерок" (ИНН 6623029200) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Алкогольная продукция, указанная в протоколе изъятия вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В, возврату не подлежит.
Алкогольную продукцию, указанную протоколе изъятия вещей и документов от 24.07.2013 N 04-10/395-В, направить на переработку или уничтожение.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
О.В.ГАВРЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)