Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2008 N 06АП-А37/2008-2/96 ПО ДЕЛУ N А37-1785/2007-5

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2008 г. N 06АП-А37/2008-2/96


Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Захаревич Б.В.
Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от ФГУП "Аэропорт Магадан": Муравьев А.С., представитель по доверенности от 01.02.2008 б/н
от МИФНС России N 1 по Магаданской области: Рощина О.А. - представитель по доверенности от 26.11.2007 N 05/50765, Дзивина В.В. - представитель по доверенности от 31.01.2008 N 05/27-02479
от 3-го лица: ГУ МО "Администрация ОЭЗ": представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан"
на решение от 07.12.2007
по делу N А37-1785/2007-5
Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривала судья Е.А. Адаркина
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Магадан"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
3-е лицо: Государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны"
о признании недействительным решения от 30.08.2007 N 12-13/85 в части

Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Магадан" (далее - ФГУП "Аэропорт Магадан", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - МИФНС, налоговый орган) от 30.08.2007 N 12-13/85 в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 622 231,02 руб. (п. п. 1 п. 1), налога на добавленную стоимость - 1 592 321,60 руб. (п. п. 2 п. 1), доначисления налога на прибыль в размере 3 111 155,11 руб. (п. п. 1 п. 3), доначисления налога на добавленную стоимость за 2006 год в сумме 7 961 608 руб. (п. п. 2 п. 3), а также п. п. 1, 2 п. 2 в части начисления пени на доначисленные суммы налогов в оспариваемой части.
Определением от 14.09.2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны".
Решением суда от 07.12.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Суд, применив статьи 112, 114, 146 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), уменьшил размер штрафных санкций по налогу на прибыль до 100 000 руб., по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) до 50 000 руб., а также признал недействительным доначисление НДС в размере 7 961 608 руб. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что налогоплательщик вправе не уплачивать налог на прибыль в бюджет с прибыли, полученной по операциям, осуществляемым в пределах Особой экономической зоны и Магаданской области, в связи с чем, убытки, полученные от операций в пределах зоны могут уменьшать налогооблагаемую прибыль от деятельности в ОЭЗ и не могут уменьшать прибыль, полученную от операций за ее пределами.
Не согласившись с судебным решением, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт частично изменить на том основании, что финансовым результатом налогоплательщика за 2006 год явился убыток в сумме 2 599 051 руб., в связи с чем, у него отсутствовала обязанность по уплате налога на прибыль. Судом не учтено, что налоговый орган неправомерно доначислил налог на прибыль с налоговой базы в сумме 12 963 146 руб., не с фактического результата за 2006 год в виде убытка, а с положительного результата, исчисленного вне ОЭЗ. Не дана оценка тому обстоятельству, что действующим законодательством не установлена обязанность налогоплательщика представлять декларации по результатам деятельности в ОЭЗ и вне ОЭЗ, и у налогового органа отсутствовали основания для разделения налоговой базы по налогу на прибыль за 2006 год, необходимость которого обусловлена заявлением на получение льготы. При этом право на применение льготы предприятие, как участник ОЭЗ не заявляло.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции изменить и удовлетворить заявленные им требования в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению налога на прибыль за 2006 год в сумме 3 111 155,11 руб., соответствующих пеней и штрафа в сумме 666 579,07 руб.
Представители налогового органа в заседании суда отклонили доводы апелляционной жалобы, считают обжалуемый судебный акт законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, в том числе налога на прибыль за период с 01.01.2005 по 31.12.2006 и налога на добавленную стоимость - с 01.01.2006 по 31.12.2006, в ходе которой установлена неполная уплата данных налогов в результате занижения налоговой базы.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 20.07.2007 N *12Д73 и, с учетом рассмотрения возражений, вынесено решение от 30.08.2007 N 12-13/85 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа за неполную уплату налога на прибыль за 2005 - 2006 годы и налога на добавленную стоимость за 2006 год, начислении пени и доначислении недоимки по указанным налогам.
Не согласившись с решением инспекции по указанным эпизодам, налогоплательщик оспорил его в судебном порядке.
До вынесения судом первой инстанции решения, налоговый орган признал обоснованность требований предприятия в части необоснованного доначисления НДС в размере 7 961 608 руб., соответствующих пеней и привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 1 592 321,60 руб., в остальной части доводы налогоплательщика отклонил.
Материалами дела установлено, что в 2006 году предприятие занизило убыток в ОЭЗ в сумме 14 183 894,31 руб., в том числе, налогоплательщиком были завышены расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации в ОЭЗ, на 551 490,97 руб. и внереализационные доходы в ОЭЗ - на 14 735 385,28 руб. Кроме того, ФГУП "Аэропорт Магадан" завышены убытки вне зоны на сумму 1 772 239 руб. и занижены внереализационные доходы вне ОЭЗ на 14 735 385,28 руб., что привело к занижению прибыли на 12 963 146,28 руб. и доначислению налога на прибыль в размере 3 111 155,11 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части неправомерного доначисления инспекцией налога на прибыль в сумме 3 111 155 руб., суд первой инстанции исходил из того, что Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" определены критерии отнесения финансово-хозяйственных операций, осуществляемых участниками ОЭЗ, к операциям, подпадающим под льготный режим налогообложения, а именно:
- - операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Особой экономической зоне или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;
- - объекты операций находятся (выполняются, оказываются) на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники Особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Согласно пункту 3 статьи 5 указанного Закона льготы, установленные данной статьей, предоставляются при условии ведения участниками Особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых в пределах Особой экономической зоны и Магаданской области.
Таким образом, в случае оказания услуг вне ОЭЗ к налогоплательщику должны применяться положения Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 247 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению (пункт 1 статьи 274 Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что 14.03.2005 ФГУП "Аэропорт Магадан" заключен государственный контракт N 1-ФАВТ о предоставлении субсидий для компенсации повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Севера и предприятию предоставлены денежные средства в размере 21 610 025 руб.
Согласно данному контракту предприятие обязано осуществлять качественное обслуживание воздушных судов, а Федеральное агентство воздушного транспорта производит целевое финансирование выполненных организацией работ в порядке, установленном приказом Минтранса РФ от 02.06.2005 N 60 "Об утверждении правил предоставления в 2005 году субсидий за счет средств федерального бюджета федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Росавиации, эксплуатирующим аэродромы с искусственным покрытием, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", предоставляемых на частичную компенсацию расходов, связанных с оказанием ими услуг по обеспечению посадки и взлета воздушных судов на аэродроме.
В соответствии с пунктом 18 блок 2 Учетной политики на 2006 год, утвержденной Приказом ФГУП "Аэропорт Магадан" от 30.12.2005 N 317, субсидии, получаемые из федерального бюджета, распределяются пропорционально удельному весу доходов, полученных от обеспечения взлет-посадки воздушных судов.
Как следует из материалов дела, предприятие оказывало услуги предприятиям - участникам ОЭЗ Магаданской области и другим покупателям, не являющимся участниками ОЭЗ, однако раздельный учет субсидий для компенсации повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Севера, осуществляемой в пределах и за пределами территории ОЭЗ и Магаданской области не вело и распределение субсидии по операциям в Особой экономической зоне и за ее пределами, по методике применения удельного веса не осуществляло.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции установил, что вся сумма субсидии была включена налогоплательщиком в доход в пределах ОЭЗ, в связи с чем, пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган, учитывая учетную политику предприятия, правомерно распределил доходы в ОЭЗ и вне ее по удельному весу, и признал обоснованным доначисление к уплате налога на прибыль по операциям предприятия вне зоны, начисление пени и штрафных санкций.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что убытки, полученные предприятием от операций в пределах ОЭЗ, не могут уменьшать прибыль, полученную от оказания услуг вне ОЭЗ, в связи с чем не освобождает налогоплательщика от обязанности уплачивать налог на прибыль от прибыли, полученной от деятельности вне ОЭЗ.
Суд, применив положения пункта 4 статьи 112 НК РФ, установил обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, и учел их при применении налоговых санкций, правомерно уменьшив размер начисленного налоговым органом штрафа по НДС и налогу на прибыль.
В не обжалуемой части решение суда также является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно применив нормы процессуального и материального права, обоснованно удовлетворил в части начисления НДС, доначисления сумм пени и штрафа заявленные предприятием требования, установив смягчающие ответственность обстоятельства и уменьшив сумму санкций по спорным налогам.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 07.12.2007 по делу N А37-1785/2007-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственную пошлину Федеральному государственному унитарному предприятию "Аэропорт Магадан", излишне уплаченную по платежному поручению от 27.12.2007 N 4379, при подаче апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб. из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий
Б.В.ЗАХАРЕВИЧ

Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Н.В.МЕРКУЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)