Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2013 N 17АП-3217/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-41956/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. N 17АП-3217/2013-АК

Дело N А60-41956/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей: Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вихаревой М.М.
при участии:
от заявителя ОАО Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс" (ОГРН 1026601903327, ИНН 6659008764) - Кузнецова С.С., доверенность от 09.01.2013, Балаболина Л.Н., доверенность от 09.01.2013
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области (ОГРН 1046605229780, ИНН 6664014668) - Лапо С.А., доверенность от 09.01.2013
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 февраля 2013 года
по делу N А60-41956/2012,
принятое судьей Ивановой С.О.
по заявлению ОАО Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс"
к Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области
о признании недействительным решения в части,

установил:

Открытое акционерное общество Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс", (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области N 6124 от 28.06.2012 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по налогу (с учетом уточненных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что на момент подачи обществом налоговой декларации действовала кадастровая стоимость, установленная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, и общество знало об этом; решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-18166/2012 об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной, вступило в законную силу 24.07.2010, то есть после вынесения решения по камеральной проверке по земельному налогу за 2011 г., и данная рыночная стоимость не могла быть положена в основу принимаемого решения; в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 установление кадастровой стоимости, равной рыночной, применимо только к правоотношениям, возникшим после формирования правовой позиции суда.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик 27.01.2012 представил в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2011, по которой исчислил налог в размере 641 607 рублей, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:59:101024:42 - 156 489 513 рублей.
По результатам проведения инспекцией камеральной налоговой проверки представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год составлен акт проверки N 26792 от 15.05.2012.
На основании данного акта проверки налоговым органом вынесено решение N 6124 от 28.06.2012 о доначислении земельного налога в размере 30 919 рублей, авансовых платежей по земельному налогу в сумме 92 751 рубль.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Свердловской области, которое своим решением N 1044/12 от 21.09.2012 указанное решение Инспекции оставлено без изменения.
ОАО Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что рыночная стоимость, установленная решением суда по делу N А60-18166/2012 с 01.01.2007, подлежит применению с 01.01.2007.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что на момент подачи обществом налоговой декларации действовала кадастровая стоимость, установленная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, и общество знало об этом; решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-18166/2012 об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной, вступило в законную силу 24.07.2010, то есть после вынесения решения по камеральной проверке по земельному налогу за 2011 г., и данная рыночная стоимость не могла быть положена в основу принимаемого решения; в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 установление кадастровой стоимости, равной рыночной, применимо только к правоотношениям, возникшим после формирования правовой позиции суда.
Исследовав указанные доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2). На территории муниципального образования город Пермь земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии со статьей 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1). Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4).
Согласно пункту 11 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Общество является плательщиком земельного налога в отношении принадлежащего ему земельного участка, общей площадью 68855 кв. м, расположенного по адресу: г. Полевской Свердловской области, ул. 8 Марта, 1 с кадастровым номером 66:59:0101024:42.
Результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 1347-ПП), которым в отношении спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость 186 652 823 рубля.
Впоследствии результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 695-ПП), которым в отношении спорного земельного участка установлена иная кадастровая стоимость.
В соответствии с п. 3 данного Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Свердловской области Постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
В связи с вышеизложенным кадастровая стоимость земельного участка, установленная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2011 год.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-18166/2012 от 22.06.2012 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 66:59:0101024:42 по состоянию на 01.01.2007, равная рыночной, в размере 58 299 000 рубля.
Указанное судебное решение вступило в законную силу 22.07.2012.
Обществом подана налоговая декларация по земельному налогу за 2011, по которой налог исчислен и уплачен в бюджет исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 156 489 513 рублей.
Оспариваемым решением обществу доначислен земельный налог за 2011 в размере 756 277 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 186 652 823 рубля, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, по состоянию на 01.01.2007.
Вывод суда первой инстанции о распространении кадастровой стоимости земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением суда, в размере 58 299 000 руб. на 2011 год, является ошибочным по следующим основаниям.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (данный порядок действовал до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 66:59:0101024:42 по состоянию на 01.01.2007, равная рыночной, в размере 58 299 000 рубля, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-18166/2012 от 22.06.2012, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2011 г.
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2011 г. в отношении спорного земельного участка налоговым органом законно и обоснованно применена кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2013 года по делу N А60-41956/2012 следует отменить. В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области N 6124 от 28.06.2012 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по налогу, следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2013 года по делу N А60-41956/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)