Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Матвеев Д.А., доверенность от 30 января 2012 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Аверина Л.В., доверенность от 21 декабря 2011 г. N 469;
- от третьих лиц:
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от общества с ограниченной ответственностью "ВИС" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 г. по делу N А55-14185/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вариант" (ИНН 6319132355, ОГРН 1066319102244), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "ВИС", г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вариант" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении в собственность Обществу за выкуп земельного участка площадью 2087 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707004:17, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. З. Космодемьянской, д. 7В, обязании Министерства в месячный срок по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, принять решение о предоставлении в собственность Общества за выкуп земельного участка площадью 2087 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707004:17, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. З. Космодемьянской, д. 7В, в месячный срок с момента вынесения решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2087 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707004:17, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. З. Космодемьянской, д. 7В, по цене 439 997 руб., рассчитанной на основании подп. 1 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" и подп. 1 п. 5 постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога", с предложением заключить указанный договор.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части обязания Министерства принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направления проекта договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, рассчитанной на основании пп. 1 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" и пп. 1 п. 5 постановления Самарской городской Думы N 188 "Об установлении ставки земельного налога"; принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Вариант" в части требований об обязании Министерства принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направления проекта договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, рассчитанной на основании пп. 1 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" и пп. 1 п. 5 Постановления Самарской городской Думы N 188 "Об установлении ставки земельного налога".
В апелляционной жалобе указывает, что при вынесении решения суд пришел к выводу о возможности применения при расчете выкупной цены земельного участка пп. 1 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" и пп. 1 п. 5 постановления Самарской городской Думы N 188 "Об установлении ставки земельного налога"; условие договора о цене земельного участка должно определяться в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, действующих на момент заключения указанного договора; заявителем не был соблюден предусмотренный ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) досудебный порядок урегулирования спора; принимая во внимание вид разрешенного использования спорного земельного участка "под автомобильную стоянку", по мнению Министерства, при расчете выкупной цены данного земельного участка применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5 процента, установленная пп. 7 п. 5 постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога".
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 10 октября 2012 г. до 14 час. 10 мин. 17 октября 2012 г.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 09 сентября 2011 г. ООО "ВИС" заключило договор купли-продажи нежилых зданий, расположенных на арендуемом земельном участке, с гражданином Солуяновым О.В.
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: - нежилое здание площадью 264,90 кв. м, нежилое здание площадью 7,10 кв. м, двухэтажное нежилое здание площадью 14,30 кв. м, расположенные по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. З. Космодемьянской, д. 7В.
Вышеуказанные нежилые здания заявитель приобрел у Солуянова О.В. по договору купли-продажи от 12 октября 2011 г.
Право собственности заявителя на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26 октября 2011 г.
Заявитель, полагая, что имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, 13 декабря 2011 г. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2087 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707004:17, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. З. Космодемьянской, д. 7В.
Министерство не уведомило заявителя о результате рассмотрения данного заявления, каких-либо обращений в его адрес не направило.
Считая, что Обществом представлены все необходимые документы, а Министерство затягивает процедуру предоставления земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд.
29 июня 2012 г. Министерство отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка по причине того, что испрашиваемый земельный участок был предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ВИС", при этом заявление ООО "ВИС" о расторжении указанного договора аренды не поступало, имеется задолженность по арендной плате.
Не согласившись с решением об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка Обществу, заявитель просит признать данное решение незаконным.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленные по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Вариант" за выкуп земельного участка площадью 2087 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707004:17, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Зои Космодемьянской, д. 7В, не соответствует требованиям ст. ст. 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя заявителю в полной мере реализовать его право на выкуп земельного участка, занимаемого объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности.
В указанной части лица, участвующие в деле, не обжалуют судебный акт.
Удовлетворяя заявленные требования в части определения цены выкупа земельного участка, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений осуществляется по цене, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от величины населенных пунктов и вида использования, расположенных на выкупаемом земельном участке зданий, строений, сооружений, а также ставок земельного налога.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 г. лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с подпунктом 4 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" до 1 января 2012 г. лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения в городах Самаре, Тольятти - в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Исходя из положений ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 1 п. 5 постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога", налоговая ставка в отношении земельных участков, занятых гаражами и автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта, составляет 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту от 07 декабря 2011 г. N 63-00-102/11-333909 вид разрешенного использования испрашиваемого заявителем земельного участка указан "под автомобильную стоянку", кадастровая стоимость составляет 12 222 139,84 руб.
При этом право требовать указания в резолютивной части решения суда порядка определения выкупной цены приватизируемого в порядке ст. 36 ЗК РФ земельного участка следует из положений подпунктов 1.1, 1.2 ст. 36 ЗК РФ, которые устанавливают обязательный для уполномоченных органов порядок определения выкупной цены земельного участка.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у Общества, являющегося собственником объектов недвижимого имущества, права на применение льготной цены выкупа земельного участка.
Суд указал, что требования заявителя об установлении цены обусловлены нормами подпункта 1 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" и подпункта 1 п. 5 постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога" и, соответственно, вытекают из публичных полномочий Министерства имущественных отношений Самарской области.
Между тем судом не учтено следующее.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" определено, что рассмотрение заявления собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность, для органов местного самоуправления является обязательным, а в случае уклонения от заключения договора, договор заключается в порядке ст. 445 ГК РФ.
По настоящему делу требование заявлено в порядке главы 24 АПК РФ в связи с наличием отказа Министерства в предоставлении в собственность Общества испрашиваемого земельного участка, однако при этом, в связи с уклонением Министерства от заключения договора, имеется и требование о подготовке проекта договора на определенных условиях, которые подлежат рассмотрению с учетом требований ст. ст. 432, 455 ГК РФ, п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ, Закона Самарской области "О земле" и постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога" и, следовательно, условие договора о цене выкупа, не могло быть предметом рассмотрения по настоящему делу.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2012 г. по делу N А55-22289/2011.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению путем исключения из третьего абзаца резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 г. слов "по цене, рассчитанной на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 18 Закона Самарской области "О земле" и подпункта 1 пункта 5 Постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога".
В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что суд первой инстанции принял решение без сведений из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об отнесении испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования.
Министерство указывает, что соответствующий запрос в Департамент направлен 05 мая 2012 г., ответ на запрос в настоящее время не получен.
Арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить, что названные обстоятельства не являлись основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Кроме того, в материалах дела имеется план границ испрашиваемого земельного участка, на котором Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара нанесены красные линии. Из данного плана, а также из кадастрового паспорта земельного участка от 07 декабря 2011 г. N 63-00-102/11-333909 следует, что данный земельный участок в границах красных линий не находится, к территориям общего пользования не принадлежит.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 г. по делу N А55-14185/2012 изменить.
Исключить из третьего абзаца резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 г. слова "по цене, рассчитанной на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 18 Закона Самарской области "О земле" и подпункта 1 пункта 5 Постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2012 ПО ДЕЛУ N А55-14185/2012
Разделы:Земельный налог; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. по делу N А55-14185/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Матвеев Д.А., доверенность от 30 января 2012 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Аверина Л.В., доверенность от 21 декабря 2011 г. N 469;
- от третьих лиц:
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от общества с ограниченной ответственностью "ВИС" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 г. по делу N А55-14185/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вариант" (ИНН 6319132355, ОГРН 1066319102244), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "ВИС", г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вариант" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении в собственность Обществу за выкуп земельного участка площадью 2087 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707004:17, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. З. Космодемьянской, д. 7В, обязании Министерства в месячный срок по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, принять решение о предоставлении в собственность Общества за выкуп земельного участка площадью 2087 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707004:17, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. З. Космодемьянской, д. 7В, в месячный срок с момента вынесения решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2087 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707004:17, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. З. Космодемьянской, д. 7В, по цене 439 997 руб., рассчитанной на основании подп. 1 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" и подп. 1 п. 5 постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога", с предложением заключить указанный договор.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части обязания Министерства принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направления проекта договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, рассчитанной на основании пп. 1 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" и пп. 1 п. 5 постановления Самарской городской Думы N 188 "Об установлении ставки земельного налога"; принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Вариант" в части требований об обязании Министерства принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направления проекта договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, рассчитанной на основании пп. 1 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" и пп. 1 п. 5 Постановления Самарской городской Думы N 188 "Об установлении ставки земельного налога".
В апелляционной жалобе указывает, что при вынесении решения суд пришел к выводу о возможности применения при расчете выкупной цены земельного участка пп. 1 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" и пп. 1 п. 5 постановления Самарской городской Думы N 188 "Об установлении ставки земельного налога"; условие договора о цене земельного участка должно определяться в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, действующих на момент заключения указанного договора; заявителем не был соблюден предусмотренный ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) досудебный порядок урегулирования спора; принимая во внимание вид разрешенного использования спорного земельного участка "под автомобильную стоянку", по мнению Министерства, при расчете выкупной цены данного земельного участка применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5 процента, установленная пп. 7 п. 5 постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога".
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 10 октября 2012 г. до 14 час. 10 мин. 17 октября 2012 г.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 09 сентября 2011 г. ООО "ВИС" заключило договор купли-продажи нежилых зданий, расположенных на арендуемом земельном участке, с гражданином Солуяновым О.В.
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: - нежилое здание площадью 264,90 кв. м, нежилое здание площадью 7,10 кв. м, двухэтажное нежилое здание площадью 14,30 кв. м, расположенные по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. З. Космодемьянской, д. 7В.
Вышеуказанные нежилые здания заявитель приобрел у Солуянова О.В. по договору купли-продажи от 12 октября 2011 г.
Право собственности заявителя на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26 октября 2011 г.
Заявитель, полагая, что имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, 13 декабря 2011 г. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2087 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707004:17, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. З. Космодемьянской, д. 7В.
Министерство не уведомило заявителя о результате рассмотрения данного заявления, каких-либо обращений в его адрес не направило.
Считая, что Обществом представлены все необходимые документы, а Министерство затягивает процедуру предоставления земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд.
29 июня 2012 г. Министерство отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка по причине того, что испрашиваемый земельный участок был предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ВИС", при этом заявление ООО "ВИС" о расторжении указанного договора аренды не поступало, имеется задолженность по арендной плате.
Не согласившись с решением об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка Обществу, заявитель просит признать данное решение незаконным.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленные по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Вариант" за выкуп земельного участка площадью 2087 кв. м, кадастровый номер 63:01:0707004:17, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Зои Космодемьянской, д. 7В, не соответствует требованиям ст. ст. 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя заявителю в полной мере реализовать его право на выкуп земельного участка, занимаемого объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности.
В указанной части лица, участвующие в деле, не обжалуют судебный акт.
Удовлетворяя заявленные требования в части определения цены выкупа земельного участка, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений осуществляется по цене, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от величины населенных пунктов и вида использования, расположенных на выкупаемом земельном участке зданий, строений, сооружений, а также ставок земельного налога.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 г. лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с подпунктом 4 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" до 1 января 2012 г. лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения в городах Самаре, Тольятти - в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Исходя из положений ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 1 п. 5 постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога", налоговая ставка в отношении земельных участков, занятых гаражами и автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта, составляет 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту от 07 декабря 2011 г. N 63-00-102/11-333909 вид разрешенного использования испрашиваемого заявителем земельного участка указан "под автомобильную стоянку", кадастровая стоимость составляет 12 222 139,84 руб.
При этом право требовать указания в резолютивной части решения суда порядка определения выкупной цены приватизируемого в порядке ст. 36 ЗК РФ земельного участка следует из положений подпунктов 1.1, 1.2 ст. 36 ЗК РФ, которые устанавливают обязательный для уполномоченных органов порядок определения выкупной цены земельного участка.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у Общества, являющегося собственником объектов недвижимого имущества, права на применение льготной цены выкупа земельного участка.
Суд указал, что требования заявителя об установлении цены обусловлены нормами подпункта 1 п. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" и подпункта 1 п. 5 постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога" и, соответственно, вытекают из публичных полномочий Министерства имущественных отношений Самарской области.
Между тем судом не учтено следующее.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" определено, что рассмотрение заявления собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность, для органов местного самоуправления является обязательным, а в случае уклонения от заключения договора, договор заключается в порядке ст. 445 ГК РФ.
По настоящему делу требование заявлено в порядке главы 24 АПК РФ в связи с наличием отказа Министерства в предоставлении в собственность Общества испрашиваемого земельного участка, однако при этом, в связи с уклонением Министерства от заключения договора, имеется и требование о подготовке проекта договора на определенных условиях, которые подлежат рассмотрению с учетом требований ст. ст. 432, 455 ГК РФ, п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ, Закона Самарской области "О земле" и постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога" и, следовательно, условие договора о цене выкупа, не могло быть предметом рассмотрения по настоящему делу.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2012 г. по делу N А55-22289/2011.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению путем исключения из третьего абзаца резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 г. слов "по цене, рассчитанной на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 18 Закона Самарской области "О земле" и подпункта 1 пункта 5 Постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога".
В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что суд первой инстанции принял решение без сведений из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об отнесении испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования.
Министерство указывает, что соответствующий запрос в Департамент направлен 05 мая 2012 г., ответ на запрос в настоящее время не получен.
Арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить, что названные обстоятельства не являлись основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Кроме того, в материалах дела имеется план границ испрашиваемого земельного участка, на котором Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара нанесены красные линии. Из данного плана, а также из кадастрового паспорта земельного участка от 07 декабря 2011 г. N 63-00-102/11-333909 следует, что данный земельный участок в границах красных линий не находится, к территориям общего пользования не принадлежит.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 г. по делу N А55-14185/2012 изменить.
Исключить из третьего абзаца резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 г. слова "по цене, рассчитанной на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 18 Закона Самарской области "О земле" и подпункта 1 пункта 5 Постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)