Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 07.05.2013 ПО ДЕЛУ N А33-7956/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2013 г. N А33-7956/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Мангатаевой Т.Г.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Красноярского края представителей Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Красноярска Гилевой Т.Б. (доверенность от 09.01.2013), Чайковской Н.В. (доверенность от 25.04.2013) и открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт" Литвиновой М.В. (доверенность от 13.03.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 6 ноября 2012 года по делу N А33-7956/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 января 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Смольникова Е.Р.; суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),

установил:

открытое акционерное общество "Красноярскнефтепродукт" (ОГРН 1022401784954, далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 20.01.2011 N 36 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2011 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2011 года, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2012 года указанные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении дела общество изменило предмет требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: просило признать недействительным решение налоговой инспекции в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу в сумме 110 078 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 6 ноября 2012 года уточненные требования общества удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 января 2013 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о том, что у налоговой инспекции не имелось основания для доначисления обществу авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2010 года, поскольку спорный земельный участок не был предоставлен в установленном порядке обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, не соответствует фактическим обстоятельствам по делу и имеющимся в деле доказательствам. Налоговая инспекция также полагает необоснованным вывод судов о наложении границ спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:400130:70 и земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400130:625 и 24:50:0400130:666. Налоговая инспекция указывает, что определение местоположения границ участка относится к полномочиям органов, уполномоченных на проведение кадастрового учета. Кроме того, границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:70 не определены.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество указывает на необоснованность изложенных в ней доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи представители налоговой инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель общества против жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, обществом 16.07.2010 в налоговую инспекцию представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2010 года, согласно которому исчислен земельный налог в общей сумме 319 684 рублей, в том числе по земельному участку с кадастровым номером 24:50:0400130:666 - в сумме 102 661 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки названного расчета составлен акт проверки от 02.11.2010 N 5116 и вынесено решение от 20.01.2011 N 36 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить земельный налог в сумме 272 120 рублей. Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод налоговой инспекции о неправомерном занижении обществом авансового платежа по земельному налогу за указанный период в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:400130:70, предоставленного обществу в постоянное (бессрочное) пользование на основании свидетельства от 17.12.1992 N 716.
Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом уточненные требования в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу в сумме 110 078 рублей за 2 квартал 2010 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:400130:70. При этом суд исходил из того, что общество не является плательщиком земельного налога в отношении указанного земельного участка. Кроме того, начисление налоговой инспекцией оспариваемой суммы авансового платежа по земельному налогу за спорный земельный участок могло привести к двойному налогообложению.
Арбитражный апелляционный суд поддержал указанную позицию арбитражного суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы судов законными и обоснованными.
Статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как установлено судами при новом рассмотрении дела, мэром г. Красноярска принято постановление 19.11.1992 N 441 "О выдаче свидетельств землепользователям на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в г. Красноярске" во исполнение постановления администрации города от 22.01.1992 N 23 "О проведении земельной реформы в г. Красноярске". В пункте 94 постановления от 19.11.1992 N 441 предписано выдать свидетельство на право пользования землей Красноярской нефтебазе на фактически занимаемую территорию автозаправочной станции N 4 на земельном участке площадью 10 809,35 кв.м по ул. Шахтеров - Березина в Центральном районе.
Свидетельство N 716 на право пользования земельным участком площадью 1,08 га по ул. Шахтеров - Березина в Центральном районе для взимания налоговой платы за землю выдано Красноярской нефтебазе 17.12.1992.
Согласно кадастровой выписке от 05.05.2009 N 24ЗУ/09-134332 кадастровый номер 24:50:0400130:70 земельного участка площадью 10 800 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, внесен в государственный кадастр недвижимости 24.02.2005 на основании свидетельства на право пользования землей от 17.12.1992 N 716.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения администрации города Красноярска от 21.03.2006 N 420-недв обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Газсервис" предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок общей площадью 1952 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров; пунктом 3 указанного распоряжения в пункт 94 постановления администрации города Красноярска от 19.11.1992 N 441 внесены изменения, согласно которым площадь земельного участка уменьшена до 8854 кв.м.
Согласно кадастровой выписке от 06.06.2012 N 24/12-162604 кадастровый номер 24:50:0400130:625 земельного участка площадью 1 952 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 18, внесен 28.09.2006 в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 1.4 распоряжения администрации города Красноярска N 440-ж от 05.05.2009 "Об утверждении градостроительных планов земельных участков в Советском районе" утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров, 18, площадью 0,360 га.
7 сентября 2009 года общество обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:666, площадью 3650 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 18.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400130:666 указанный участок площадью 3650 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 18, поставлен на кадастровый учет 14.08.2009.
6 апреля 2010 года между обществом (покупателем) и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (продавец) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:666 для использования нежилого здания, расположенного на участке и принадлежащего покупателю на праве собственности.
11.05.2010 обществом получено свидетельство государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 3650 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 18, с кадастровым номером 24:50:0400130:666.
Распоряжением администрации города Красноярска от 02.08.2010 N 3724-недв пункт 94 постановления администрации города Красноярска от 19.11.1992 N 441 "О выдаче свидетельств землепользователям на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в Красноярске" признан утратившим силу.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:70 за обществом не зарегистрировано; в установленном порядке на право аренды либо право собственности не переоформлено.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", связано с наличием государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, подтверждающих возникновение, изменение или прекращение, в том числе права постоянного (бессрочного) пользования на соответствующий земельный участок.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, постановление администрации г. Красноярска 19.11.1992 N 441 "О выдаче свидетельств землепользователям на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в г. Красноярске", пунктом 94 которого предписано выдать правопредшественнику общества свидетельство на право пользования спорным земельным участком, вынесено с нарушением положений статей 12, 20, 29, 31 Земельного кодекса РСФСР.
В соответствии со статьей 31 названного Земельного кодекса РСФСР к удостоверяющим право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком документам относился государственный акт, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов по форме, утвержденной Советом Министров РСФСР. Форма упомянутого выше государственного акта утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
В материалы дела не представлен правоустанавливающий акт уполномоченного органа государственной власти, выданный обществу на право бессрочного (постоянного) пользования спорным земельным участком в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта. Свидетельство от 17.12.1992 N 716 на право пользования землей не является правоудостоверяющим документом, подтверждающим наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, поскольку выдано на право пользования спорным земельным участком в целях взимания налоговой платы.
Данные фактические обстоятельства налоговой инспекцией не опровергнуты.
Кроме этого, суд кассационной инстанции находит правильными и выводы судов о недопустимости двойного налогообложения с учетом установленного факта наложения границ спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0070 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400130:666 и 24:50:0400130:625. Эти обстоятельства послужили основанием для необоснованного доначисления обществу авансового платежа по земельному налогу в размере 110 078 рублей.
В соответствии с положениями статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2005 году (периоде, в котором согласно сведениям уполномоченного органа спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет), объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в соответствии с федеральными законами. Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре), действовавшего в периоде постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Как следует из материалов дела, при новом рассмотрении дела общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменило предмет заявленного требования и просило признать недействительным решение налоговой инспекции от 20.01.2011 N 36 в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 110 078 рублей, приходящегося на общую площадь наложения 5218 кв.м (3640 кв.м + 1942 кв.м) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0070 площадью 10 800 кв.м с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0400130:666 (площадь наложения 3640 кв.м) и с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0400130:625 (площадью наложения 1942 кв.м).
Факт наложения указанных земельных участков подтверждается заключением землеустроительной экспертизы от 09.08.2012, назначенной судом первой инстанции при новом рассмотрении дела.
Принимая во внимание указанное, а также учитывая недопустимость двойного налогообложения, судами сделан обоснованный вывод о том, что доначисление налоговой инспекцией обществу земельного налога за 2 квартал 2010 года в отношении спорного земельного участка в размере 110 078 рублей является неправомерным.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции свидетельствуют не о нарушении судами норм материального права или неправильном установлении фактических обстоятельств по делу, а о несогласии налоговой инспекции с правовой оценкой, данной судами указанным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется полномочий по переоценке обстоятельств, установленных судами двух инстанций.
Суд кассационной инстанции считает также необходимым отметить следующее.
Отправляя настоящее дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, суд кассационной инстанции в постановлении от 1 марта 2012 года указал на недостаточное исследование судами фактических обстоятельств, связанных с возникновением у общества прав на спорный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0070, а также отсутствие оценки доводов общества о наложении границ спорного земельного участка с двумя другими земельными участками, что могло повлечь двойное налогообложение.
При новом рассмотрении настоящего дела судами были дополнительно исследованы необходимые доказательства, назначена землеустроительная экспертиза, результаты которой приобщены к материалам дела и оценены наравне с другими доказательствами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций надлежащим образом были исполнены обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в его постановлении.
Доказательства, опровергающие установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций в кассационной жалобе не приведены, как и не приведены основания, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты, принятые на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 6 ноября 2012 года по делу N А33-7956/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 января 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:
А.Н.ЛЕВОШКО
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)