Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.05.2013 ПО ДЕЛУ N А35-2352/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. по делу N А35-2352/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2013.
Полный текст постановления изготовлен 24.05.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егорова Е.И.
судей Ермакова М.Н., Шуровой Л.Ф.
при участии в заседании от:
- Межрайонной ИФНС России N 3 по Курской области, 307176, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина, д. 58/3 Шевцова П.А. - представителя (дов. N 03-15/00007 от 09.01.2013);
- ООО "Ферротранс", 307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина, д. 25, ОГРН 1057746167522 не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 09.10.2012 (судья Лымарь Д.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А35-2352/2012, и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

установил:

ООО "Металлинвесттранс", переименованное в последующем в ООО "Ферротранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Курской области (далее - Инспекция) о признании недействительными требования N 7169 от 14.09.2011 в части предложения уплатить пени в сумме 1 226 532,07 руб. и решения N 44509 от 28.09.2011 о зачете на сумму 1 653 680,73 руб., а также о признании незаконными действий по проведению зачета на основании решения о зачете N 44509 от 28.09.2011 на сумму 1 653 680,73 руб. (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.10.2012 заявленные требования Общества удовлетворены частично.
Решение Инспекции N 44509 от 28.09.2011 о зачете в сумме 1 653 680,73 руб. признано недействительным. Действия Инспекции по проведению зачета в сумме 1 653 680,73 руб. признаны незаконными.
В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельства дела, просит их отменить.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Инспекции, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляло операции по реализации услуг по международной перевозке товаров, а также реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации, в отношении которых в силу положений п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
В указанный в п. 9 ст. 165 НК РФ срок Общество не представило в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении экспортных операций, что послужило основанием налоговому органу для доначисления налогоплательщику НДС по налоговой ставке 18% и соответствующих сумм пени за просрочку уплаты налога.
В связи с чем, Инспекцией направлено Обществу требование N 7169 от 14.09.2011 на уплату начисленной суммы пени за просрочку уплаты НДС за 4 квартал 2010 года.
28.09.2011 Инспекцией принято решение N 44509 об осуществлении зачета на сумму 5 430 597,81 руб. имеющейся у налогоплательщика переплаты по налогу на прибыль с КБК 18210101012021000110, ОКАТО 38405000000 "Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (налог)" на КБК 18210301000012000110 ОКАТО 38405000000 "Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ (пеня)".
О принятом решении, о проведении зачета N 44509 от 28.09.2011 Инспекция уведомила Общество.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Общество оспаривает решение Инспекции в части проведения зачета пеней на сумму 1 653 680,73 руб., начисленных на сумму не уплаченного обществом НДС за период 180 дней с даты выпуска товара в режиме экспорта. С начислением пеней за период начиная со 181 дня по день представления полного пакета документов, подтверждающих экспорт, Общество согласилось.
Между сторонами отсутствует спор по фактическим обстоятельствам дела, касающимся перемещения товара через таможенную границу, а также пакета документов, предоставляемых обществом для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов, в связи с чем, было заключено соглашение по фактическим обстоятельствам дела.
В указанный в п. 9 ст. 165 НК РФ срок Общество не представило в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении экспортных операций, что послужило основанием налоговому органу для дочисления налогоплательщику НДС по налоговой ставке 18% и пеней за просрочку уплаты налога.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования в части, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно п.п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В соответствии с п.п. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС 0 процентов применяется в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями (за исключением перевозчиков на железнодорожном транспорте), владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в п.п. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ отметки таможенных органов.
Перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при оказании указанных услуг, определен в п. 3.7 ст. 165 НК РФ. В данный перечень включены копии контракта на оказание услуг и транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо о помещении вывозимых за пределы территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.5 статьи 165 Налогового кодекса.
Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ документы (их копии), подтверждающие право на применение ставки налога 0 процентов, подлежат представлению налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения указанной налоговой ставки при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов, а также с даты оформления региональным таможенным органом таможенной декларации о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под соответствующий таможенный режим налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), то операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению налог на добавленную стоимость по ставкам 10 или 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы НДС подлежат возврату ему в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров на экспорт момент возникновения обязанности по уплате налога определяется как последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов. В случае, если правомерность применения указанной налоговой ставки не подтверждена в течение 180 дней с даты помещения товаров под соответствующие таможенные режимы, моментом определения налоговой базы по правилам п.п. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ признается день отгрузки товаров.
Суды правильно указали, что из положений п. 9 ст. 167 НК РФ следует, если на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран, налогоплательщик обязан включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу, определив момент ее формирования с даты отгрузки товара, исчислить сумму НДС и уплатить его в бюджет (абзац 1 ст. 52, абзацы 1 и 2 п. 1 ст. 45 НК РФ). Невыполнение названных действий является неуплатой налога в результате занижения налоговой базы влекущих начисление пени.
Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2006 N 14449/05.
Обществом произведен расчет пеней, подлежащих уплате в связи с уплатой налога на добавленную стоимость в более поздние сроки по сравнению с установленными действующим законодательством о налогах и сборах, исходя из того, что пени подлежат начислению начиная со 181-го дня и до дня подачи налоговой декларации вместе с пакетом документов, установленных действующим законодательством для подтверждения налоговой ставки 0 процентов.
В соответствии с представленным Обществом расчетом, пени по НДС, начисленные по вышеуказанной методике, составили 3 776 917,08 руб.
Правильность данного расчета Инспекцией не оспорена.
Соглашаясь с указанным расчетом, суды обоснованно руководствовались правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 15326/05, согласно которой предусмотренные ст. 75 НК РФ пени начисляются начиная со 181-го дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов вместе с указанными в ст. 165 НК РФ документами.
Суды также правильно указали, что п. 9 ст. 167 НК РФ определяет момент формирования налоговой базы при отсутствии факта подтверждения экспортной отгрузки товара. Вместе с тем обязанность по уплате исчисленного НДС возникает на 181 день после отгрузки. Именно этот момент обусловливает начало времени для исчисления пени в порядке ст. 75 НК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия решения N 44509 от 28.09.2011 в части проведения зачета в сумме 1 653 680,73 руб. в счет уплаты пеней, а также для осуществления действий по зачету указанной суммы.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 09.10.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 по делу N А35-2352/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Е.И.ЕГОРОВ

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Л.Ф.ШУРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)