Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "11" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" октября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.,
судей: Бутиной И.Н., Споткай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савицкас Н.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" лице филиала по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" августа 2013 года по делу N А33-5425/2013, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
дачное некоммерческое партнерство "Скандинавская деревня" (далее - истец) (ИНН 2463228246, ОГРН 1112468027000, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (далее - ответчик, Учреждение, ФГУБ "ФКП Росреестра") (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Красноярск) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский края, Емельяновский район, участок N 32, определив ее равной рыночной стоимости в размере 5 017 480 рублей.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 11.04.2013 возбуждено производство по делу. Решением от 02.08.2013 исковые требования удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Емельяновский район, участок N 32, равной его рыночной стоимости в размере 3 608 571 рубль 62 копейки, определенной по состоянию на 01.01.2008.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в апелляционной жалобе указало следующее:
- - судом разрешен спор на основании заявленных требований к Учреждению, не содержащего материальных оснований заявленных требований к Учреждению;
- - Учреждение не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку Учреждение как орган учета не принимает участия в спорах по поводу определения размера стоимости;
- - решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11,
- - статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (далее - Закон об оценочной деятельности), которая устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость не применяется к данной ситуации, так как результаты определения кадастровой стоимости не оспариваются истцом;
- - судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом;
- - судом не дана оценка доводу Учреждения касательно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 01.03.2011 N 275-ОО;
- - истцом не представлена экспертиза отчета на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете;
- - судом не дана оценка отчету от 11.04.2013 N 11-13.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 11.10.2013.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы заявителя апелляционной жалобы отклонены, истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по договору купли-продажи от 02.08.2011 и договору купли продажи от 20.09.2011 Дачное некоммерческое партнерство "Скандинавская деревня" приобрело в собственность земельный участок, с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский края, Емельяновский район, участок N 32.
Право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.07.2012, номер записи регистрации 24-24-01/192/2012-290, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 30.07.2012 серии 24ЕК 467769.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 05.07.2012 N 24/12-196434 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 внесен в государственный кадастр недвижимости 02.07.2012, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:184, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка; ориентир д. Вечерницы; участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: Красноярский края, Емельяновский район, участок N 32; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадь 48 245+/- 154 кв. м, кадастровая стоимость 18 099 594 рубля 20 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 375 рублей 16 копеек/кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 была определена в размере 18 099 594 рубля 20 копеек в соответствии с Методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, на основании удельного показателя кадастровой стоимости 375,16 руб./кв. м, установленного в Приложении N 2 к Постановлению Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 г. N 251-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, и дачных объединений Красноярского края".
По результатам оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной экспертом Макаровой Юлией Сергеевной (далее - Марковой Ю.С.) - оценщиком некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков", в отчете N 11-13 от 11.04.2013, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский края, Емельяновский район, участок N 32, на дату оценки 02.07.2012 составила 5 017 480 рублей.
Согласно заключению эксперта Макаровой Ю.С. от 26.07.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, по состоянию на 01.01.2008, составленному на основании отчета N 11 ОЦ - 13 от 11.04.2013, рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 48 245 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 по состоянию на 01.01.2008, составляет 3 608 571 рубль 62 копейки.
В материалы дела представлено положительное экспертное заключение N 355/05/13 от 06.05.2013 некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков" в соответствии с которым, отчет N 11-13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков".
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе, судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьями 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно установлено, что истец с 2013 года является плательщиком земельного налога, исчисляемого от его кадастровой стоимости, установленной на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Согласно пункту 3 названной статьи, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Законом об оценочной деятельности введена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка".
В статье 24.19. Закона об оценочной деятельности закреплен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с указанной выше нормой, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 23.06.2013 N 10761/11, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что участникам гражданского оборота, предоставлено право на обращение в арбитражный суд с иском о приведении актуальной кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, в соответствие с его рыночной стоимостью.
По результатам оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной экспертом Макаровой Юлией Сергеевной - оценщиком некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков", в отчете N 11-13 от 11.04.2013, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский края, Емельяновский район, участок N 32, на дату 02.07.2012 (дата постановки на кадастровый учет земельного участка) составила 5 017 480 рублей, на дату 01.01.2008 (дата, на которую были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п) составила 3 608 571 рубль 62 копейки.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 образован в результате раздела другого земельного участка и поставлен на государственный кадастровый учет как вновь образованный 02.07.2012.
Учитывая вышеизложенное и исходя из принципа единообразного подхода к рассмотрению настоящей категории преобразовательных исков об установлении в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд апелляционной инстанции соглашается с обоснованностью установления судом первой инстанции в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была утверждена действующая на сегодняшний день государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений нормативным правовым актом Красноярского края - на 01.01.2008 года.
При таких обстоятельствах, требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости правомерно признано судом первой инстанции обоснованным и подлежащим удовлетворению и по результатам рассмотрения настоящего дела кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости равной 3 608 574 рубля 62 копейки по состоянию на 01.01.2008 года.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Непринятие комиссией решения не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде. Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов, предполагает исковой порядок защиты права.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком. Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют. Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки суду апелляционной инстанции не представлены, тогда как представленный в материалы дела отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, доказательств обратного ответчиком не представлено.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участков в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценки от 11.04.2013 N 11-13.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночной стоимости, установленной и утвержденной в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В виду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о неверном толковании судом первой инстанции положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка отчету от 11.04.2013 N 11-13 и истцом не представлена экспертиза отчета на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, отклонены судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Судами установлено, что ДНП "Скандинавская деревня" в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату установления кадастровой стоимости 02.07.2012 г. обратилось к независимому оценщику Макаровой Ю.С. Согласно Отчета N 11-13 от 11.04.2013 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 48 245 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Вечерницы. Участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край. Емельяновский район, участок N 32 по состоянию на 02.07.2012 г. составляет 5 017 480 рублей, на дату 01.01.2008 (дата, на которую были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п) составила 3 608 571 рубль 62 копейки. Независимый оценщик Макарова Ю.С. является членом Саморегулируемой организации оценщиков НП "Деловой союз оценщиков".
Согласно Отчета Саморегулируемой организации оценщиков НП "Деловой союз оценщиков" N 355\\05\\13 от 06.05.2013 г. отчет N 11-13 от 11.04.2013 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 48 245 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков". Кроме того, в Отчете Саморегулируемой организации оценщиков НП "Деловой союз оценщиков" N 355\\05\\13 от 06.05.2013 г. указано, что методические основы оценки рыночной стоимости объектов имущества изложены в отчете оценщика N 11-13 от 11.04.2013 г. в достаточном объеме, замечаний по обоснованию, применению и произведенным расчетам у СРО нет.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения суд первой инстанции основывался на представленном истцом отчете об определении рыночной стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 02.07.2012, что противоречит положениям статьи 24.19 Закон об оценочной деятельности, в которой говорится, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (на 01.08.2008 года) не принимается судом апелляционной инстанции.
В Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 указано, что Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п установлена дата - 01.01.2008, на которую были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края.
При таких обстоятельствах, довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в представленном истцом в материалы дела отчете указание на дату 01.01.2008, является несостоятельным.
Более того, согласно заключению эксперта Макаровой Юлии Сергеевны от 26.07.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, по состоянию на 01.01.2008, составленному на основании отчета N 11 ОЦ - 13 от 11.04.2013, рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 48 245 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 по состоянию на 01.01.2008, составляет 3 608 571 рубль 62 копейки.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом разрешен спор на основании заявленных требований к Учреждению, не содержащего материальных оснований заявленных требований к Учреждению, ФГБУ "ФКП Росреестра" не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку Учреждение как орган учета не принимает участия в спорах по поводу непосредственного размера стоимости, также подлежат отклонению.
Суд обоснованно признал надлежащим ответчиком по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Для предоставления интересов и их защиты на территории Красноярского края создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (пункт 26 приложения к уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии").
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Красноярского края в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, вышеуказанные доводы ответчика не соответствуют закону, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" августа 2013 года по делу N А33-5425/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Н.БАБЕНКО
Судьи
И.Н.БУТИНА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2013 ПО ДЕЛУ N А33-5425/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N А33-5425/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "11" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" октября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.,
судей: Бутиной И.Н., Споткай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савицкас Н.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" лице филиала по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" августа 2013 года по делу N А33-5425/2013, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
дачное некоммерческое партнерство "Скандинавская деревня" (далее - истец) (ИНН 2463228246, ОГРН 1112468027000, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (далее - ответчик, Учреждение, ФГУБ "ФКП Росреестра") (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Красноярск) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский края, Емельяновский район, участок N 32, определив ее равной рыночной стоимости в размере 5 017 480 рублей.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 11.04.2013 возбуждено производство по делу. Решением от 02.08.2013 исковые требования удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Емельяновский район, участок N 32, равной его рыночной стоимости в размере 3 608 571 рубль 62 копейки, определенной по состоянию на 01.01.2008.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в апелляционной жалобе указало следующее:
- - судом разрешен спор на основании заявленных требований к Учреждению, не содержащего материальных оснований заявленных требований к Учреждению;
- - Учреждение не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку Учреждение как орган учета не принимает участия в спорах по поводу определения размера стоимости;
- - решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11,
- - статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (далее - Закон об оценочной деятельности), которая устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость не применяется к данной ситуации, так как результаты определения кадастровой стоимости не оспариваются истцом;
- - судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом;
- - судом не дана оценка доводу Учреждения касательно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 01.03.2011 N 275-ОО;
- - истцом не представлена экспертиза отчета на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете;
- - судом не дана оценка отчету от 11.04.2013 N 11-13.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 11.10.2013.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы заявителя апелляционной жалобы отклонены, истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по договору купли-продажи от 02.08.2011 и договору купли продажи от 20.09.2011 Дачное некоммерческое партнерство "Скандинавская деревня" приобрело в собственность земельный участок, с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский края, Емельяновский район, участок N 32.
Право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.07.2012, номер записи регистрации 24-24-01/192/2012-290, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 30.07.2012 серии 24ЕК 467769.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 05.07.2012 N 24/12-196434 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 внесен в государственный кадастр недвижимости 02.07.2012, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:184, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка; ориентир д. Вечерницы; участок находится примерно 700 м от ориентира по направлению на юго-восток; почтовый адрес ориентира: Красноярский края, Емельяновский район, участок N 32; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадь 48 245+/- 154 кв. м, кадастровая стоимость 18 099 594 рубля 20 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 375 рублей 16 копеек/кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 была определена в размере 18 099 594 рубля 20 копеек в соответствии с Методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, на основании удельного показателя кадастровой стоимости 375,16 руб./кв. м, установленного в Приложении N 2 к Постановлению Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 г. N 251-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, и дачных объединений Красноярского края".
По результатам оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной экспертом Макаровой Юлией Сергеевной (далее - Марковой Ю.С.) - оценщиком некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков", в отчете N 11-13 от 11.04.2013, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский края, Емельяновский район, участок N 32, на дату оценки 02.07.2012 составила 5 017 480 рублей.
Согласно заключению эксперта Макаровой Ю.С. от 26.07.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, по состоянию на 01.01.2008, составленному на основании отчета N 11 ОЦ - 13 от 11.04.2013, рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 48 245 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 по состоянию на 01.01.2008, составляет 3 608 571 рубль 62 копейки.
В материалы дела представлено положительное экспертное заключение N 355/05/13 от 06.05.2013 некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков" в соответствии с которым, отчет N 11-13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков".
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе, судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьями 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно установлено, что истец с 2013 года является плательщиком земельного налога, исчисляемого от его кадастровой стоимости, установленной на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Согласно пункту 3 названной статьи, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Законом об оценочной деятельности введена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка".
В статье 24.19. Закона об оценочной деятельности закреплен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с указанной выше нормой, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 23.06.2013 N 10761/11, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что участникам гражданского оборота, предоставлено право на обращение в арбитражный суд с иском о приведении актуальной кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, в соответствие с его рыночной стоимостью.
По результатам оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной экспертом Макаровой Юлией Сергеевной - оценщиком некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков", в отчете N 11-13 от 11.04.2013, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Вечерницы, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский края, Емельяновский район, участок N 32, на дату 02.07.2012 (дата постановки на кадастровый учет земельного участка) составила 5 017 480 рублей, на дату 01.01.2008 (дата, на которую были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п) составила 3 608 571 рубль 62 копейки.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 образован в результате раздела другого земельного участка и поставлен на государственный кадастровый учет как вновь образованный 02.07.2012.
Учитывая вышеизложенное и исходя из принципа единообразного подхода к рассмотрению настоящей категории преобразовательных исков об установлении в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд апелляционной инстанции соглашается с обоснованностью установления судом первой инстанции в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была утверждена действующая на сегодняшний день государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений нормативным правовым актом Красноярского края - на 01.01.2008 года.
При таких обстоятельствах, требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости правомерно признано судом первой инстанции обоснованным и подлежащим удовлетворению и по результатам рассмотрения настоящего дела кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости равной 3 608 574 рубля 62 копейки по состоянию на 01.01.2008 года.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Непринятие комиссией решения не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде. Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов, предполагает исковой порядок защиты права.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком. Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют. Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки суду апелляционной инстанции не представлены, тогда как представленный в материалы дела отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, доказательств обратного ответчиком не представлено.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участков в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценки от 11.04.2013 N 11-13.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночной стоимости, установленной и утвержденной в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В виду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о неверном толковании судом первой инстанции положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка отчету от 11.04.2013 N 11-13 и истцом не представлена экспертиза отчета на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, отклонены судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Судами установлено, что ДНП "Скандинавская деревня" в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату установления кадастровой стоимости 02.07.2012 г. обратилось к независимому оценщику Макаровой Ю.С. Согласно Отчета N 11-13 от 11.04.2013 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 48 245 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общей площадью 48 245 кв. м, адрес (местонахождение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Вечерницы. Участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край. Емельяновский район, участок N 32 по состоянию на 02.07.2012 г. составляет 5 017 480 рублей, на дату 01.01.2008 (дата, на которую были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п) составила 3 608 571 рубль 62 копейки. Независимый оценщик Макарова Ю.С. является членом Саморегулируемой организации оценщиков НП "Деловой союз оценщиков".
Согласно Отчета Саморегулируемой организации оценщиков НП "Деловой союз оценщиков" N 355\\05\\13 от 06.05.2013 г. отчет N 11-13 от 11.04.2013 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 48 245 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков". Кроме того, в Отчете Саморегулируемой организации оценщиков НП "Деловой союз оценщиков" N 355\\05\\13 от 06.05.2013 г. указано, что методические основы оценки рыночной стоимости объектов имущества изложены в отчете оценщика N 11-13 от 11.04.2013 г. в достаточном объеме, замечаний по обоснованию, применению и произведенным расчетам у СРО нет.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения суд первой инстанции основывался на представленном истцом отчете об определении рыночной стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 02.07.2012, что противоречит положениям статьи 24.19 Закон об оценочной деятельности, в которой говорится, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (на 01.08.2008 года) не принимается судом апелляционной инстанции.
В Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 указано, что Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 251-п установлена дата - 01.01.2008, на которую были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края.
При таких обстоятельствах, довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в представленном истцом в материалы дела отчете указание на дату 01.01.2008, является несостоятельным.
Более того, согласно заключению эксперта Макаровой Юлии Сергеевны от 26.07.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0280201:1009, по состоянию на 01.01.2008, составленному на основании отчета N 11 ОЦ - 13 от 11.04.2013, рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 48 245 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0280201:1009 по состоянию на 01.01.2008, составляет 3 608 571 рубль 62 копейки.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом разрешен спор на основании заявленных требований к Учреждению, не содержащего материальных оснований заявленных требований к Учреждению, ФГБУ "ФКП Росреестра" не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку Учреждение как орган учета не принимает участия в спорах по поводу непосредственного размера стоимости, также подлежат отклонению.
Суд обоснованно признал надлежащим ответчиком по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Для предоставления интересов и их защиты на территории Красноярского края создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (пункт 26 приложения к уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии").
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Красноярского края в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, вышеуказанные доводы ответчика не соответствуют закону, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" августа 2013 года по делу N А33-5425/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Н.БАБЕНКО
Судьи
И.Н.БУТИНА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)