Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2013 ПО ДЕЛУ N А35-8297/2012

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2013 г. по делу N А35-8297/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21.01.2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, Общества с ограниченной ответственностью "Фортуна",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 03.09.2012 по делу N А35-8297/2012 (судья Ольховников А.Н.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ОГРН 1026103270280, ИНН 6164205110) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительными ненормативных актов,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - ООО "Фортуна", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) в регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: 305000, г. Курск, пер. Радищева, д. 115а, 117а, на основании поданного 28 марта 2012 года Обществом заявления и обязании Инспекции снять пункт приема ставок букмекерской конторы и пункт приема ставок тотализатора с налогового учета в качестве объектов налогообложения налогом на игорный бизнес с 28.03.2012.
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.09.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора, просит изменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что налоговый орган не отказывал Обществу в регистрации изменений объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а сообщил о невозможности выдачи приложения к свидетельству в связи с отсутствием, по мнению налогового органа, количества единиц, подлежащих уменьшению. Кроме того, по мнению Инспекции, датой представления Обществом заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговый орган в виде почтового отправления должна считаться фактическая дата получения налоговым органом данного заявления.
В судебное заседание не явились представители Общества и Инспекции, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 16.11.2011 N 319-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому установлены объекты налогообложения налогом на игорный бизнес: процессинговый центр тотализатора, процессинговый центр букмекерской конторы, пункт приема ставок тотализатора, пункт приема ставок букмекерской конторы (пп. 3 - 6 п. 1 ст. 366 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ каждый указанный объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе не позднее, чем за два дня до даты открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы каждого объекта налогообложения. Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта налогообложения. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Налогоплательщику необходимо также регистрировать в инспекции изменение количества объектов налогообложения в связи с выбытием касс букмекерских контор (касс тотализаторов), в том числе открытых до вступления в силу Федерального закона от 16.11.2011 N 319-ФЗ. Любое изменение их количества должно быть зарегистрировано в налоговом органе не позднее чем за два дня до даты установки (открытия) или выбытия (п. 3 ст. 366 НК РФ). Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком соответствующего заявления в налоговый орган (пункт 4 ст. 366 НК РФ). Налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган лично или через своего представителя либо направить заявление в виде почтового отправления с описью вложения (пункт 5 ст. 366 НК РФ).
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения подается в налоговый орган по месту открытия процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора, пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора.
Минфин России в Письме от 30.12.2011 N 03-05-05-05/12 указал, что в настоящее время Приказ от 22.12.2011 N 184н "Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес" находится на государственной регистрации в Минюсте России. До вступления в силу данного Приказа при регистрации процессинговых центров букмекерских контор и тотализаторов, а также пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов рекомендуется использовать форму, доведенную до налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 20.12.2011 N ЕД-4-3/21748@.
Письмом от 20.12.2011 N ЕД-4-3/21748@ ФНС РФ предложена рекомендуемая форма заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. При этом инструкция о порядке заполнения формы не разработана.
Федеральным законом от 16.11.2011 N 319-ФЗ, которым внесены соответствующие изменения в главу 29 Налогового кодекса РФ, не предусмотрены переходные положения, регулирующие порядок регистрации новых объектов налогообложения, открытых до вступления в силу этого Закона. Такие объекты должны включаться в базу по налогу на игорный бизнес начиная с 1 января 2012 года.
Согласно положениям ст. 368 НК РФ налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц.
В силу п. 1 ст. 370 НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Порядок исчисления налога в случае выбытия объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа или при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода установлен положениями пунктов 3 и 4 статьи 370 НК РФ.
Согласно пункту 4 названной статьи при выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Из материалов дела следует, что ООО "Фортуна" осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании лицензии N 5 от 30.06.2009.
Обществом подано в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области (по месту регистрации юридического лица) сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации, расположенного по адресу: 305000, г. Курск, пер. Радищева, д. 115а, 117а. Подразделение поставлено на налоговый учет (уведомление от 27.04.2011 N 2922839 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску) с момента открытия обособленного подразделения, то есть с 13.04.2011.
30 декабря 2011 года Обществом в адрес налогового органа направлены почтовым отправлением с описью вложения, заявления о регистрации пункта приема ставок букмекерской конторы и пункта приема ставок тотализатора соответственно.
Согласно свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 16.01.2012 N 287 Инспекция 12.01.2012 зарегистрировала, в том числе по адресу 305000, г. Курск, пер. Радищева, д. 115а, 117а, пункт приема ставок букмекерской конторы, количество единиц - 1, пункта прием ставок тотализатора, количество единиц - 1.
28.03.2012 Обществом направлено в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, расположенного по адресу: 305000, г. Курск, пер. Радищева, д. 115а, 117а. При заполнении заявления по каждому из объектов Общество в графе "количество единиц" указало количество единиц, оставшихся по указанному адресу, а именно "ноль". Таким образом, Общество, направляя заявления об изменении количества объектов, указало, что из двух зарегистрированных объектов осталось "ноль" объектов.
2 апреля 2012 года ООО "Фортуна" в порядке ст. 84 НК РФ представило в Межрайонную инспекцию N 25 по Ростовской области (по месту регистрации Общества) "Сообщение об обособленных подразделениях Российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией)", согласно которому Общество сообщило о прекращении деятельности (закрытии) обособленного представительства с 02.04.2012 по адресу: г. Курск, пер. Радищева, 115а, 117а.
Письмом от 11.04.2012 N 16-16/013163 Инспекция ФНС по г. Курску сообщила о невозможности выдать приложение к свидетельству "О регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес" от 16.01.2012 N 287, подтверждающее выбытие объектов налогообложения, поскольку, по мнению Инспекции, ООО "Фортуна", указав в заявлении на листе В "Сведения о процессинговых центрах тотализатора (букмекерских конторах), пунктах приема ставок тотализатора (букмекерских конторах)" в графе "количество единиц" показатель "0", указало на отсутствие единиц, подлежащих уменьшению, т.е. невыбытие объектов налогообложения.
В связи с отказом налогового органа произвести уменьшение объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 11.04.2012 Общество 12.04.2012 повторно обратилось с заявлением о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, заполнив форму согласно требованиям Инспекции. По результатам рассмотрения данного заявления Инспекцией были внесены изменения в количество объектов налогообложения.
Как правомерно указал суд первой инстанции, совокупность действий ООО "Фортуна" свидетельствует на волеизъявление Общества, направленное на снятие объектов налогообложения с налогового учета.
Довод Инспекции о том, что она не отказывала Обществу в регистрации изменений объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а сообщила о невозможности выдачи приложения к свидетельству в связи с отсутствием, по мнению налогового органа, количества единиц, подлежащих уменьшению, отклоняются, как необоснованные.
Регистрация объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а также регистрации изменений объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований отказа в регистрации изменений объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, либо оснований оставления заявления без рассмотрения.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушают их законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Как следует из материалов дела, факт незаконности бездействия Инспекции порождает нарушение законных прав ООО "Фортуна", которое необходимо восстановить в судебном порядке. В рассматриваемом случае законные права и интересы Общества нарушены, поскольку определение налоговой базы налога на игорный бизнес непосредственным образом связано с количеством зарегистрированных объектов налогообложения. Таким образом, несвоевременная регистрации изменений объектов налогообложения налогом на игорный бизнес приведет к возложению на Общество обязанности по уплате налога на игорный бизнес за апрель 2012 года.
Довод налогового органа, что датой представления Обществом заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговый орган в виде почтового отправления должна считаться фактическая дата получения налоговым органом данного заявления, отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 366 НК РФ объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения.
Из смысла приведенной норм следует, что обязанность по уплате налога на игорный бизнес прекращается с момента исключения игрового автомата из числа объектов налогообложения.
Заявление о регистрации объекта налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (пункт 5 статьи 366 НК РФ).
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 6.1 НК РФ, сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Исходя из анализа вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, датой регистрации установки или выбытия объектов налогообложения налогом на игорный бизнес является дата отправления заявления о регистрации игровых автоматов почтовым отправлением с описью вложения в налоговый орган по месту установки игровых автоматов.
Правомерность данной позиции подтверждается сложившейся судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (например, Определение ВАС РФ от 24.09.2007 N 11990/07, постановление ФАС МО от 20.10.2008 N КА-А40/8959-08-П по делу N А40-7751/07-90-22).
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражного суда при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 03.09.2012 по делу N А35-8297/2012 следует оставить без изменения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст. 333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 03.09.2012 по делу N А35-8297/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Курской области.

Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Т.Л.МИХАЙЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)