Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Хромова М.В., действующего на основании доверенности от 07.03.2012,
представителей ответчика - Масловой Н.В., действующей на основании доверенности от 14.01.2013, Шаблиной Т.Ю., действующей на основании доверенности от 18.02.2013,
представителя третьего лица - Чекуновой О.Н., действующей на основании доверенности от 06.02.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2012 по делу N А17-1062/2012, принятое судом в составе судьи Новикова Ю.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Терминал-Центръ" (ИНН: 3702053496, ОГРН: 1043700061525)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (ИНН: 3728012590, ОГРН: 1043700251088),
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области,
о признании частично недействительным решения,
установил:
закрытое акционерное общество "Терминал-Центръ" (далее - ЗАО "Терминал-Центръ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган) от 23.12.2011 N 16-76 в части доначисления и предложения уплатить налог на прибыль за 2008 год в размере 4 080 851 рубль, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2008 год, в виде штрафа в размере 690 562 рубля 20 копеек, начисления и предложения уплатить налог на прибыль за 2009 год в размере 3 589 127 рублей, привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2009 год, в виде штрафа в размере 717 825 рублей 40 копеек, начисления и предложения уплатить пени по налогу на прибыль за 2008 и 2009 годы в сумме 1 283 341 рубль 68 копеек.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2012 требования, заявленные ЗАО "Терминал-Центръ", удовлетворены в полном объеме.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Обществом выполнены все условия предусмотренные нормами Налогового кодекса Российской Федерации, необходимые для формирования резерва для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основного средства - ТК "БИМАРТ".
Налоговый орган считает, что налогоплательщик в целях учета расходов на ремонт в порядке статьи 324 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе осуществлять сложный и дорогой вид ремонта основных средств в тех же налоговых периодах, в которых создаются резервы под такой ремонт. Кроме того, Инспекция считает, что Обществом в предыдущих налоговых периодах производились аналогичные ремонтные работы, следовательно, налогоплательщиком не выполнено условие, предусмотренное пунктом 2 статьи 324 Налогового кодекса Российской Федерации, для увеличения предельного размера отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Управления поддерживает апелляционную жалобу Инспекции, просит ее удовлетворить, а решение суда от 13.11.2012 отменить и отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании представитель Общества указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка в отношении ЗАО "Терминал-Центръ" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что Обществом неправомерно увеличена сумма резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств на сумму отчислений на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в 2008 и 2009 годах ежегодно на сумму 19 621 232 рубля.
Результаты проверки отражены в акте от 21.11.2011 N 16-66 (т. 1 л.д. 59-67).
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика заместителем начальника Инспекции принято решение от 23.12.2011 N 16-76 о привлечении ЗАО "Терминал-Центръ" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить штрафные санкции, доначисленные налоги и пени (т. 1 л.д. 76-85).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 20.02.2011 N 12-16/01883 решение Инспекции от 23.12.2011 N 16-76 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 102-105).
Решением Федеральной налоговой службы от 18.06.2012 N СА-4-9/9917@ решение Инспекции от 23.12.2011 N 16-76 и решение Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 20.02.2011 N 12-16/01883 признаны обоснованными и соответствующими законодательству Российской Федерации о налогах и сборах (т. 2 л.д. 177-178).
Не согласившись с решением налогового органа Общество, обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил требования налогоплательщика. При этом суд пришел к выводу, что Обществом выполнены все условия предусмотренные нормами Налогового кодекса Российской Федерации, необходимые для формирования резерва для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основного средства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ЗАО "Терминал-Центръ" является плательщиком налога на прибыль.
В силу статьи 247 Кодекс объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Расходами в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Понесенные расходы признаются таковыми в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания расходов в соответствии со статьями 272 и 273 Кодекса.
Порядок определения расходов при методе начисления определен статьей 272 Кодекса, согласно которой расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 253 Кодекса предусмотрено, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 260 Кодекса).
В пункте 1 статьи 324 Кодекса установлено, что в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 324 Кодекса налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утвержденных налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса (абзац 2 пункта 2 статьи 324 Кодекса).
В пункте 8 ПБУ 6/01 установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Нормативы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств определяются по правилам абзаца 3 пункта 2 статьи 324 Кодекса, при этом, если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период и в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода (абзац 4 пункта 2 статьи 324 Кодекса).
В случае создания налогоплательщиком резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва (абзац 5 пункта 2 статьи 324 Кодекса).
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 324 Кодекса, если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.
Как следует из материалов дела, приказом от 03.12.2007 N 25 управляющим ЗАО "Терминал-Центръ" создана комиссия по проведению технического осмотра здания ТЦ "БИМАРТ" по адресу: г. Иваново, ул. Лежневская, д. 164 (т. 1 л.д. 129).
10.12.2007 комиссией по проведению технического осмотра здания ТЦ "БИМАРТ" (г. Иваново, ул. Лежневская, д. 164) составлен акт осмотра технического состояния объекта (здание, строение, сооружения), который содержит выводы о необходимости капитального ремонта цоколя (ориентировочный срок ремонта - один раз в четыре-пять лет), отмостков (ориентировочный срок ремонта - один раз в три-четыре года), колонн и столбов (ориентировочный срок ремонта - один раз в четыре-пять лет), колонны архитектурных козырьков - с периодичностью один раз в три года, покрытия (прогоны - требуется капитальный ремонт, срок исполнения - срочно, покрытие кровельное - требуется капитальный ремонт, срок исполнения - не позднее, чем через три года, дополнительные элементы покрытия-ограждения - требуется восстановление, срок исполнения - не позднее двух лет), фасадов (по облицовке стенового покрытия замечаний нет, по крыльцу и входным зонам - требуется ремонт, срок исполнения - не позднее двух - трех лет, эвакуационным выходам - требуется капитальный ремонт, срок исполнения - не позднее одного - двух лет, оконные проемы - требуется частичная замена, периодичность исполнения - один раз в пять лет, двери - требуется полная замена, периодичность - один раз в четыре-пять лет), интерьеров и формообразующего оборудования (полы - требуется восстановительный ремонт покрытия, срок исполнения - не позднее двух лет, перегородки - требуется замена в срок не позднее одного года, лестницы - требуется переборка и восстановление, срок исполнения - срочно, доклевеллеры - замена потребуется через три-четыре года) т. 1 л.д. 130-131).
Приказом N 26 от 28.12.2007 в учетной политике Общества на 2008 год предусмотрено создание резерва на ремонт основных средств, в том числе на дорогостоящий ремонт, определен норматив отчислений в указанный резерв в размере 10,51 процента от совокупной стоимости основных средств в год, на 2008 год указанный резерв создан в размере 19 876 154 рубля (т. 1 л.д. 137)
Приказом N 29 от 29.12.2007 утверждена учетная политика организации для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения на 2008 год (т. 1 л.д. 132).
Согласно пункту 3 учетной политики для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения на 2008 год Заявителем принято решение о создании резерва на ремонт основных средств, в том числе на осуществление дорогостоящих капитальных ремонтов, сроком на 5 лет (т. 1 л.д. 133-135).
Согласно пункту 3.6 учетной политики для целей налогообложения прибыли расходы на ремонт основных средств, в том числе капитальный долгосрочный, учитываются путем создания резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств в порядке, установленном статьей 324 Налогового кодекса Российской Федерации. Резерв на долгосрочный капитальный ремонт создается на период 2008-2013 годы сроком на 5 лет. Сумма резерва определяется на основании смет, сметных расчетов и т.п., списывается в расходы равномерно в течение пяти налоговых периодов; сумма резерва, не полностью использованная в налоговом периоде, переносится на следующий налоговый период; сумма резерва, не полностью использованная по окончании срока создания резерва, включается в состав внереализационных доходов; сумма ремонтных работ, превышающая сумму резерва по окончании срока создания резерва, включается в состав расходов.
27.12.2007 директором управляющей компании утвержден Расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств на 2008 год, согласно которому (т. 1 л.д. 138):
- - совокупная стоимость амортизируемых основных средств по состоянию на 01.01.2008 составила 189 193 752 рубля;
- - норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств - 10,51%;
- - предельная величина отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в 2008 году - 19 876 154 рубля, в том числе: плановые прочие ремонты - 254 922 рубля, дорогостоящий капитальный ремонт - 19 621 232 рубля.
29.12.2008 директором управляющей компании утвержден Расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств на 2009 год, согласно которому (т. 1 л.д. 139):
- - совокупная стоимость амортизируемых основных средств по состоянию на 01.01.2009 составила 188 502 523 рубля;
- - норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств - 10,71%;
- - предельная величина отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в 2009 году - 20 181 232 рубля, в том числе: плановые прочие ремонты - 560 000 рублей, дорогостоящий капитальный ремонт - 19 621 232 рубля.
Указанные расчеты нормативов отчислений являются составными частями учетной политики Общества на 2008 и 2009 годы.
Таким образом, из представленных документов Общества следует, что ежегодные отчисления в резерв на проведение дорогостоящего ремонта основных средств на 2008 и 2009 годы определены в пределах 19 621 232 рубля.
Согласно локальному сметному расчету для проведения ремонтных работ здания ТЦ "БИМАРТ", расположенного по адресу г. Иваново, ул. Лежневская, д. 164, на период 2008-2012 годы, определена стоимость ремонтных работ кровельного покрытия, зенитных фонарей, покрытия полов, доклевеллеров, дверей и ворот, тепловых завес, оборудования, кровельного ограждения, кровель пристроек, систем вентиляции, огнезащиты стальных конструкций и др. в общей сумме 115 765 269 рублей 05 копеек, в том числе НДС - 17 659 108 рублей 84 копейки, общая стоимость работ без НДС 98 106 160 рублей 21 копейка (т. 1 л.д. 143-145).
На основании сметного расчета был составлен и утвержден график проведения ремонтных работ ТЦ "БИМАРТ", расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Лежневская, д. 164, проведение данных работ предусмотрено в течение 2008-2012 годов ежеквартально (т. 1 л.д. 140-142):
- - на 2008 год в сумме 12 041 625 рублей 63 копейки, в том числе: на 1, 2 и 4 кварталы 2008 года работы не планировались, на 3 квартал 2008 года - в сумме 12 041 625 рублей 63 копейки;
- - на 2009 год в сумме 18 909 626 рублей 81 копейка, в том числе: на 1 квартал 2009 года - 1 345 740 рублей 36 копеек, на 2 квартал 2009 года - 5 422 260 рублей 82 копейки, на 3 квартал 2009 года - 12 141 625 рублей 63 копейки, на 4 квартал 2009 года работы не планировались;
- - на 2010 год в сумме 19 639 444 рублей 29 копеек, в том числе: на 1 квартал 2010 года - 958 988 рублей 04 копейки, на 2 квартал 2010 года - 6 444 023 рубля 80 копеек, на 3 квартал 2010 года - 12 236 432 рубля 45 копеек, на 4 квартал 2010 года работы не планировались;
- - на 2011 год в сумме 26 713 396 рублей 72 копейки, в том числе: на 1 квартал 2011 года - 4 671 294 рубля 74 копейки, на 2 квартал 2011 года - 13 785 681 рубль 34 копейки, на 3 квартал 2011 года - 4 540 330 рублей 90 копеек, на 4 квартал 2011 года - 3 716 089 рублей 74 копейки;
- - на 2012 год в сумме 20 802 066 рублей 76 копеек, в том числе: на 1 квартал 2012 года - 13 865 681 рубль 34 копейки, на 2 квартал 2012 года - 3 417 739 рублей 65 копеек, на 3 квартал 2012 года - 3 518 645 рублей 77 копеек, на 4 квартал 2012 года работы не планировались.
В здании ТЦ "БИМАРТ" Обществом в налоговых периодах, предшествующих 2008-2009 годы строительные и/или ремонтные работы, указанные в названном Графике ремонтных работ не производились, затрат не было.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в 2008 году в сумме 19 876 154 рубля и в 2009 году в сумме 20 181 232 рубля учтены Обществом в бухгалтерском учете на балансовом счете "96".
В состав расходов, связанных с доходами от реализации, заявленных в налоговой декларации за 2008 год Общество включило отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в сумме 19 876 154 рубля, из них: на проведение дорогостоящего ремонта - 19 621 232 рубля, на прочий плановый ремонт - 254 922 рубля.
В состав расходов, связанных с доходами от реализации, заявленных в налоговой декларации за 2009 год Общество включило отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в сумме 20 181 232 рубля, из них: на проведение дорогостоящего ремонта - 19 621 232 рубля, на прочий плановый ремонт - 560 000 рубля.
Оценив описанные выше доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные Обществом документы соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации о порядке формирования резерва на особо сложный и дорогой капитальный ремонт основных средств, следовательно, Общество, не допустило занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2008, 2009 годы.
Суд апелляционной инстанции считает, что довод налогового органа о том, что накопления на особо сложные и дорогие виды ремонтов основных средств должны проводиться более одного периода и в этих периодах не использоваться по назначению, основан на неправильном толковании норм налогового законодательства.
Исходя из положений пункта 3 статьи 260 и пункта 2 статьи 324 Кодекса возможность создания резервов под предстоящий ремонт основных средств преследует целью предоставление налогоплательщику права на равномерный учет расходов на такой ремонт. При этом налогоплательщику предоставлено право списывать на расходы отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, проведение которого запланировано в период более одного календарного года, равными долями на последнее число соответствующего текущего отчетного (налогового) периода независимо от фактического осуществления затрат на проведение такого ремонта в пределах общего периода создания резерва.
Из решения Инспекции следует, что налоговый орган не оспаривает потребность Общества в проведении в течение 5 лет дорогостоящего ремонта основных средств, соответствие учетной политики Общества требованиям налогового законодательства, а также правильность определения нормативов отчислений в созданный резерв предстоящих расходов, размер самих отчислений в этот резерв, и достоверность графика ремонтных работ и сметного расчета, что также отражено в фактических обстоятельствах, не требующих дальнейшего доказывания, от 29.05.2012 N 1, от 07.06.2012 N 2, от 04.10.2012 N 4 (т. 2 л.д. 108-110, 119, т. 3 л.д. 43).
С учетом изложенных обстоятельств, ЗАО "Терминал-Центръ" при исчислении налога на прибыль за 2008-2009 годы обоснованно в соответствии с требование налогового законодательства списало на расходы отчисления на предстоящий особо сложный и дорогой ремонт основных средств в размере 19 621 232 рубля (ежегодно).
Довод Инспекции о том, что в 2006 году Обществом производились аналогичные виды ремонта, отклоняется апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.07.2006 между ЗАО "Терминал-Центръ" (Заказчик) и ООО "Сигма-ММ" (Подрядчик) заключен договор подряда N 11/06.06 (т. 1 л.д. 148-150), согласно условий которого Подрядчик обязался в соответствии с техническим заданием выполнить строительные работы по ремонту покрытия (кровли) литер "А" ТЦ "БИМАРТ" в осях с 1 по 17 (включительно).
Пунктом 1.1.1 договора предусмотрено, что выполнение работ обусловлено устранением недостатков проектирования и строительства покрытия (кровли) ТЦ "БИМАРТ", выявленных согласно заключению инженерно-строительной экспертизы Ивановской государственной архитектурно-строительной академии от 25.05.2004 (т. 1 л.д. 166-176).
Так из пункта 1.1.2 договора следует, что техническое задание на выполнение работ, указанных в договоре, предусматривает выполнение работ в соответствии с техническим решением изменения узлов покрытия (кровли), разработанным ООО "Сигма-М" в соответствии с соглашением N 1 от 06.07.2005.
Соглашением N 1 от 06.07.2005 об устранении недостатков строительства ТЦ "БИМАРТ", заключенным ЗАО "Терминал-Центръ" (Заказчик) и ООО "Сигма-М" (Подрядчик) предусмотрено, что Подрядчик обязался устранить недостатки в строительстве ТЦ "БИМАРТ", повлекшие выпадение конденсата на стенах и потолке торгового центра, а именно: осуществить работы по конструктивному изменению узлов кровли ТЦ "БИМАРТ", согласно предложенного Подрядчиком технического решения (проекта) т. 1 л.д. 160).
В здании ТЦ "БИМАРТ" в 2006 году Подрядчиком в осях с 1 по 17 производились следующие работы: демонтаж существующего покрытия кровли, демонтаж существующих доборных элементов кровли, фонаря и противопожарных стен, монтаж деревянного бруса, монтаж дополнительной пароизоляции и теплоизоляции, монтаж дополнительной теплоизоляции противопожарных стен, монтаж дополнительного нижнего слоя профлиста, монтаж покрытия кровли, монтаж доборных элементов.
В августе и сентябре 2012 года Обществом представлены в Инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2006 год (корр. 4), 2007 год (корр. 2), 2008 год (корр. 3), 2009 год (корр. 3), 2010 год (корр. 1), 2011 год (корр. 2).
Произведена доплата налога на прибыль организаций, в связи с уточнением налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций в общей сумме 447 345 рублей, пени в общей сумме 312 813 рублей 61 копейка.
В августе и сентябре 2012 года Обществом представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2006 год (корр. 1), за 2007 год (корр. 3), за 2008 год (корр. 3), за 2009 год (корр. 3), за 2010 год (корр. 3), за 2011 г. (корр. 2).
Произведена доплата налога на имущество организаций, в связи с уточнением налоговых деклараций по налогу на имущество организаций в общей сумме 159 680 рублей, пени в общей сумме 63 246 рублей.
Согласно пояснительной записки Общества к данным декларациям от 26.09.2012 необходимость предоставления указанных выше уточненных налоговых деклараций была обусловлена выявлением ошибки, допущенной в 2006 году, а именно затраты на проведение работ 2006 года неверно квалифицировались Обществом как ремонтные работы, и были учтены в составе косвенных расходов, при этом они должны были увеличить стоимость основного средства - здания ТЦ "БИМАРТ" по адресу: г. Иваново, ул. Лежневская, д. 164, так как являлись работами по устранению недостатков строительства ТЦ "Бимарт" (т. 3 л.д. 35-36).
Доказательств того, что вышеуказанные работы производились не в связи с устранением недостатков проектирования и строительства Инспекцией не представлено.
Налоговый орган не проводил контрольных мероприятий по проверке соответствия объемов выполненных работ, строительная экспертиза не назначалась.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Ивановской области правомерно признал недействительным решение налогового органа в части доначисления и предложения уплатить налог на прибыль организаций за 2008 год в сумме 4 080 851 рубль, за 2009 год в сумме 3 589 127 рублей, пеней по налогу на прибыль организаций в сумме 1 283 341 рубль 68 копеек, привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на прибыль организаций за 2008 и 2009 годы в сумме 717 825 рублей 40 копеек.
Апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 13.11.2012 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи, с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2012 по делу N А17-1062/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2013 ПО ДЕЛУ N А17-1062/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. по делу N А17-1062/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Хромова М.В., действующего на основании доверенности от 07.03.2012,
представителей ответчика - Масловой Н.В., действующей на основании доверенности от 14.01.2013, Шаблиной Т.Ю., действующей на основании доверенности от 18.02.2013,
представителя третьего лица - Чекуновой О.Н., действующей на основании доверенности от 06.02.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2012 по делу N А17-1062/2012, принятое судом в составе судьи Новикова Ю.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Терминал-Центръ" (ИНН: 3702053496, ОГРН: 1043700061525)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (ИНН: 3728012590, ОГРН: 1043700251088),
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области,
о признании частично недействительным решения,
установил:
закрытое акционерное общество "Терминал-Центръ" (далее - ЗАО "Терминал-Центръ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган) от 23.12.2011 N 16-76 в части доначисления и предложения уплатить налог на прибыль за 2008 год в размере 4 080 851 рубль, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2008 год, в виде штрафа в размере 690 562 рубля 20 копеек, начисления и предложения уплатить налог на прибыль за 2009 год в размере 3 589 127 рублей, привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2009 год, в виде штрафа в размере 717 825 рублей 40 копеек, начисления и предложения уплатить пени по налогу на прибыль за 2008 и 2009 годы в сумме 1 283 341 рубль 68 копеек.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2012 требования, заявленные ЗАО "Терминал-Центръ", удовлетворены в полном объеме.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Обществом выполнены все условия предусмотренные нормами Налогового кодекса Российской Федерации, необходимые для формирования резерва для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основного средства - ТК "БИМАРТ".
Налоговый орган считает, что налогоплательщик в целях учета расходов на ремонт в порядке статьи 324 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе осуществлять сложный и дорогой вид ремонта основных средств в тех же налоговых периодах, в которых создаются резервы под такой ремонт. Кроме того, Инспекция считает, что Обществом в предыдущих налоговых периодах производились аналогичные ремонтные работы, следовательно, налогоплательщиком не выполнено условие, предусмотренное пунктом 2 статьи 324 Налогового кодекса Российской Федерации, для увеличения предельного размера отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Управления поддерживает апелляционную жалобу Инспекции, просит ее удовлетворить, а решение суда от 13.11.2012 отменить и отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании представитель Общества указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка в отношении ЗАО "Терминал-Центръ" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что Обществом неправомерно увеличена сумма резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств на сумму отчислений на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в 2008 и 2009 годах ежегодно на сумму 19 621 232 рубля.
Результаты проверки отражены в акте от 21.11.2011 N 16-66 (т. 1 л.д. 59-67).
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика заместителем начальника Инспекции принято решение от 23.12.2011 N 16-76 о привлечении ЗАО "Терминал-Центръ" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить штрафные санкции, доначисленные налоги и пени (т. 1 л.д. 76-85).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 20.02.2011 N 12-16/01883 решение Инспекции от 23.12.2011 N 16-76 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 102-105).
Решением Федеральной налоговой службы от 18.06.2012 N СА-4-9/9917@ решение Инспекции от 23.12.2011 N 16-76 и решение Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 20.02.2011 N 12-16/01883 признаны обоснованными и соответствующими законодательству Российской Федерации о налогах и сборах (т. 2 л.д. 177-178).
Не согласившись с решением налогового органа Общество, обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил требования налогоплательщика. При этом суд пришел к выводу, что Обществом выполнены все условия предусмотренные нормами Налогового кодекса Российской Федерации, необходимые для формирования резерва для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основного средства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ЗАО "Терминал-Центръ" является плательщиком налога на прибыль.
В силу статьи 247 Кодекс объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Расходами в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Понесенные расходы признаются таковыми в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания расходов в соответствии со статьями 272 и 273 Кодекса.
Порядок определения расходов при методе начисления определен статьей 272 Кодекса, согласно которой расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 253 Кодекса предусмотрено, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 260 Кодекса).
В пункте 1 статьи 324 Кодекса установлено, что в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 324 Кодекса налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утвержденных налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса (абзац 2 пункта 2 статьи 324 Кодекса).
В пункте 8 ПБУ 6/01 установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Нормативы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств определяются по правилам абзаца 3 пункта 2 статьи 324 Кодекса, при этом, если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период и в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода (абзац 4 пункта 2 статьи 324 Кодекса).
В случае создания налогоплательщиком резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва (абзац 5 пункта 2 статьи 324 Кодекса).
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 324 Кодекса, если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.
Как следует из материалов дела, приказом от 03.12.2007 N 25 управляющим ЗАО "Терминал-Центръ" создана комиссия по проведению технического осмотра здания ТЦ "БИМАРТ" по адресу: г. Иваново, ул. Лежневская, д. 164 (т. 1 л.д. 129).
10.12.2007 комиссией по проведению технического осмотра здания ТЦ "БИМАРТ" (г. Иваново, ул. Лежневская, д. 164) составлен акт осмотра технического состояния объекта (здание, строение, сооружения), который содержит выводы о необходимости капитального ремонта цоколя (ориентировочный срок ремонта - один раз в четыре-пять лет), отмостков (ориентировочный срок ремонта - один раз в три-четыре года), колонн и столбов (ориентировочный срок ремонта - один раз в четыре-пять лет), колонны архитектурных козырьков - с периодичностью один раз в три года, покрытия (прогоны - требуется капитальный ремонт, срок исполнения - срочно, покрытие кровельное - требуется капитальный ремонт, срок исполнения - не позднее, чем через три года, дополнительные элементы покрытия-ограждения - требуется восстановление, срок исполнения - не позднее двух лет), фасадов (по облицовке стенового покрытия замечаний нет, по крыльцу и входным зонам - требуется ремонт, срок исполнения - не позднее двух - трех лет, эвакуационным выходам - требуется капитальный ремонт, срок исполнения - не позднее одного - двух лет, оконные проемы - требуется частичная замена, периодичность исполнения - один раз в пять лет, двери - требуется полная замена, периодичность - один раз в четыре-пять лет), интерьеров и формообразующего оборудования (полы - требуется восстановительный ремонт покрытия, срок исполнения - не позднее двух лет, перегородки - требуется замена в срок не позднее одного года, лестницы - требуется переборка и восстановление, срок исполнения - срочно, доклевеллеры - замена потребуется через три-четыре года) т. 1 л.д. 130-131).
Приказом N 26 от 28.12.2007 в учетной политике Общества на 2008 год предусмотрено создание резерва на ремонт основных средств, в том числе на дорогостоящий ремонт, определен норматив отчислений в указанный резерв в размере 10,51 процента от совокупной стоимости основных средств в год, на 2008 год указанный резерв создан в размере 19 876 154 рубля (т. 1 л.д. 137)
Приказом N 29 от 29.12.2007 утверждена учетная политика организации для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения на 2008 год (т. 1 л.д. 132).
Согласно пункту 3 учетной политики для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения на 2008 год Заявителем принято решение о создании резерва на ремонт основных средств, в том числе на осуществление дорогостоящих капитальных ремонтов, сроком на 5 лет (т. 1 л.д. 133-135).
Согласно пункту 3.6 учетной политики для целей налогообложения прибыли расходы на ремонт основных средств, в том числе капитальный долгосрочный, учитываются путем создания резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств в порядке, установленном статьей 324 Налогового кодекса Российской Федерации. Резерв на долгосрочный капитальный ремонт создается на период 2008-2013 годы сроком на 5 лет. Сумма резерва определяется на основании смет, сметных расчетов и т.п., списывается в расходы равномерно в течение пяти налоговых периодов; сумма резерва, не полностью использованная в налоговом периоде, переносится на следующий налоговый период; сумма резерва, не полностью использованная по окончании срока создания резерва, включается в состав внереализационных доходов; сумма ремонтных работ, превышающая сумму резерва по окончании срока создания резерва, включается в состав расходов.
27.12.2007 директором управляющей компании утвержден Расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств на 2008 год, согласно которому (т. 1 л.д. 138):
- - совокупная стоимость амортизируемых основных средств по состоянию на 01.01.2008 составила 189 193 752 рубля;
- - норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств - 10,51%;
- - предельная величина отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в 2008 году - 19 876 154 рубля, в том числе: плановые прочие ремонты - 254 922 рубля, дорогостоящий капитальный ремонт - 19 621 232 рубля.
29.12.2008 директором управляющей компании утвержден Расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств на 2009 год, согласно которому (т. 1 л.д. 139):
- - совокупная стоимость амортизируемых основных средств по состоянию на 01.01.2009 составила 188 502 523 рубля;
- - норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств - 10,71%;
- - предельная величина отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в 2009 году - 20 181 232 рубля, в том числе: плановые прочие ремонты - 560 000 рублей, дорогостоящий капитальный ремонт - 19 621 232 рубля.
Указанные расчеты нормативов отчислений являются составными частями учетной политики Общества на 2008 и 2009 годы.
Таким образом, из представленных документов Общества следует, что ежегодные отчисления в резерв на проведение дорогостоящего ремонта основных средств на 2008 и 2009 годы определены в пределах 19 621 232 рубля.
Согласно локальному сметному расчету для проведения ремонтных работ здания ТЦ "БИМАРТ", расположенного по адресу г. Иваново, ул. Лежневская, д. 164, на период 2008-2012 годы, определена стоимость ремонтных работ кровельного покрытия, зенитных фонарей, покрытия полов, доклевеллеров, дверей и ворот, тепловых завес, оборудования, кровельного ограждения, кровель пристроек, систем вентиляции, огнезащиты стальных конструкций и др. в общей сумме 115 765 269 рублей 05 копеек, в том числе НДС - 17 659 108 рублей 84 копейки, общая стоимость работ без НДС 98 106 160 рублей 21 копейка (т. 1 л.д. 143-145).
На основании сметного расчета был составлен и утвержден график проведения ремонтных работ ТЦ "БИМАРТ", расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Лежневская, д. 164, проведение данных работ предусмотрено в течение 2008-2012 годов ежеквартально (т. 1 л.д. 140-142):
- - на 2008 год в сумме 12 041 625 рублей 63 копейки, в том числе: на 1, 2 и 4 кварталы 2008 года работы не планировались, на 3 квартал 2008 года - в сумме 12 041 625 рублей 63 копейки;
- - на 2009 год в сумме 18 909 626 рублей 81 копейка, в том числе: на 1 квартал 2009 года - 1 345 740 рублей 36 копеек, на 2 квартал 2009 года - 5 422 260 рублей 82 копейки, на 3 квартал 2009 года - 12 141 625 рублей 63 копейки, на 4 квартал 2009 года работы не планировались;
- - на 2010 год в сумме 19 639 444 рублей 29 копеек, в том числе: на 1 квартал 2010 года - 958 988 рублей 04 копейки, на 2 квартал 2010 года - 6 444 023 рубля 80 копеек, на 3 квартал 2010 года - 12 236 432 рубля 45 копеек, на 4 квартал 2010 года работы не планировались;
- - на 2011 год в сумме 26 713 396 рублей 72 копейки, в том числе: на 1 квартал 2011 года - 4 671 294 рубля 74 копейки, на 2 квартал 2011 года - 13 785 681 рубль 34 копейки, на 3 квартал 2011 года - 4 540 330 рублей 90 копеек, на 4 квартал 2011 года - 3 716 089 рублей 74 копейки;
- - на 2012 год в сумме 20 802 066 рублей 76 копеек, в том числе: на 1 квартал 2012 года - 13 865 681 рубль 34 копейки, на 2 квартал 2012 года - 3 417 739 рублей 65 копеек, на 3 квартал 2012 года - 3 518 645 рублей 77 копеек, на 4 квартал 2012 года работы не планировались.
В здании ТЦ "БИМАРТ" Обществом в налоговых периодах, предшествующих 2008-2009 годы строительные и/или ремонтные работы, указанные в названном Графике ремонтных работ не производились, затрат не было.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в 2008 году в сумме 19 876 154 рубля и в 2009 году в сумме 20 181 232 рубля учтены Обществом в бухгалтерском учете на балансовом счете "96".
В состав расходов, связанных с доходами от реализации, заявленных в налоговой декларации за 2008 год Общество включило отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в сумме 19 876 154 рубля, из них: на проведение дорогостоящего ремонта - 19 621 232 рубля, на прочий плановый ремонт - 254 922 рубля.
В состав расходов, связанных с доходами от реализации, заявленных в налоговой декларации за 2009 год Общество включило отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в сумме 20 181 232 рубля, из них: на проведение дорогостоящего ремонта - 19 621 232 рубля, на прочий плановый ремонт - 560 000 рубля.
Оценив описанные выше доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные Обществом документы соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации о порядке формирования резерва на особо сложный и дорогой капитальный ремонт основных средств, следовательно, Общество, не допустило занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2008, 2009 годы.
Суд апелляционной инстанции считает, что довод налогового органа о том, что накопления на особо сложные и дорогие виды ремонтов основных средств должны проводиться более одного периода и в этих периодах не использоваться по назначению, основан на неправильном толковании норм налогового законодательства.
Исходя из положений пункта 3 статьи 260 и пункта 2 статьи 324 Кодекса возможность создания резервов под предстоящий ремонт основных средств преследует целью предоставление налогоплательщику права на равномерный учет расходов на такой ремонт. При этом налогоплательщику предоставлено право списывать на расходы отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, проведение которого запланировано в период более одного календарного года, равными долями на последнее число соответствующего текущего отчетного (налогового) периода независимо от фактического осуществления затрат на проведение такого ремонта в пределах общего периода создания резерва.
Из решения Инспекции следует, что налоговый орган не оспаривает потребность Общества в проведении в течение 5 лет дорогостоящего ремонта основных средств, соответствие учетной политики Общества требованиям налогового законодательства, а также правильность определения нормативов отчислений в созданный резерв предстоящих расходов, размер самих отчислений в этот резерв, и достоверность графика ремонтных работ и сметного расчета, что также отражено в фактических обстоятельствах, не требующих дальнейшего доказывания, от 29.05.2012 N 1, от 07.06.2012 N 2, от 04.10.2012 N 4 (т. 2 л.д. 108-110, 119, т. 3 л.д. 43).
С учетом изложенных обстоятельств, ЗАО "Терминал-Центръ" при исчислении налога на прибыль за 2008-2009 годы обоснованно в соответствии с требование налогового законодательства списало на расходы отчисления на предстоящий особо сложный и дорогой ремонт основных средств в размере 19 621 232 рубля (ежегодно).
Довод Инспекции о том, что в 2006 году Обществом производились аналогичные виды ремонта, отклоняется апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.07.2006 между ЗАО "Терминал-Центръ" (Заказчик) и ООО "Сигма-ММ" (Подрядчик) заключен договор подряда N 11/06.06 (т. 1 л.д. 148-150), согласно условий которого Подрядчик обязался в соответствии с техническим заданием выполнить строительные работы по ремонту покрытия (кровли) литер "А" ТЦ "БИМАРТ" в осях с 1 по 17 (включительно).
Пунктом 1.1.1 договора предусмотрено, что выполнение работ обусловлено устранением недостатков проектирования и строительства покрытия (кровли) ТЦ "БИМАРТ", выявленных согласно заключению инженерно-строительной экспертизы Ивановской государственной архитектурно-строительной академии от 25.05.2004 (т. 1 л.д. 166-176).
Так из пункта 1.1.2 договора следует, что техническое задание на выполнение работ, указанных в договоре, предусматривает выполнение работ в соответствии с техническим решением изменения узлов покрытия (кровли), разработанным ООО "Сигма-М" в соответствии с соглашением N 1 от 06.07.2005.
Соглашением N 1 от 06.07.2005 об устранении недостатков строительства ТЦ "БИМАРТ", заключенным ЗАО "Терминал-Центръ" (Заказчик) и ООО "Сигма-М" (Подрядчик) предусмотрено, что Подрядчик обязался устранить недостатки в строительстве ТЦ "БИМАРТ", повлекшие выпадение конденсата на стенах и потолке торгового центра, а именно: осуществить работы по конструктивному изменению узлов кровли ТЦ "БИМАРТ", согласно предложенного Подрядчиком технического решения (проекта) т. 1 л.д. 160).
В здании ТЦ "БИМАРТ" в 2006 году Подрядчиком в осях с 1 по 17 производились следующие работы: демонтаж существующего покрытия кровли, демонтаж существующих доборных элементов кровли, фонаря и противопожарных стен, монтаж деревянного бруса, монтаж дополнительной пароизоляции и теплоизоляции, монтаж дополнительной теплоизоляции противопожарных стен, монтаж дополнительного нижнего слоя профлиста, монтаж покрытия кровли, монтаж доборных элементов.
В августе и сентябре 2012 года Обществом представлены в Инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2006 год (корр. 4), 2007 год (корр. 2), 2008 год (корр. 3), 2009 год (корр. 3), 2010 год (корр. 1), 2011 год (корр. 2).
Произведена доплата налога на прибыль организаций, в связи с уточнением налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций в общей сумме 447 345 рублей, пени в общей сумме 312 813 рублей 61 копейка.
В августе и сентябре 2012 года Обществом представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2006 год (корр. 1), за 2007 год (корр. 3), за 2008 год (корр. 3), за 2009 год (корр. 3), за 2010 год (корр. 3), за 2011 г. (корр. 2).
Произведена доплата налога на имущество организаций, в связи с уточнением налоговых деклараций по налогу на имущество организаций в общей сумме 159 680 рублей, пени в общей сумме 63 246 рублей.
Согласно пояснительной записки Общества к данным декларациям от 26.09.2012 необходимость предоставления указанных выше уточненных налоговых деклараций была обусловлена выявлением ошибки, допущенной в 2006 году, а именно затраты на проведение работ 2006 года неверно квалифицировались Обществом как ремонтные работы, и были учтены в составе косвенных расходов, при этом они должны были увеличить стоимость основного средства - здания ТЦ "БИМАРТ" по адресу: г. Иваново, ул. Лежневская, д. 164, так как являлись работами по устранению недостатков строительства ТЦ "Бимарт" (т. 3 л.д. 35-36).
Доказательств того, что вышеуказанные работы производились не в связи с устранением недостатков проектирования и строительства Инспекцией не представлено.
Налоговый орган не проводил контрольных мероприятий по проверке соответствия объемов выполненных работ, строительная экспертиза не назначалась.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Ивановской области правомерно признал недействительным решение налогового органа в части доначисления и предложения уплатить налог на прибыль организаций за 2008 год в сумме 4 080 851 рубль, за 2009 год в сумме 3 589 127 рублей, пеней по налогу на прибыль организаций в сумме 1 283 341 рубль 68 копеек, привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на прибыль организаций за 2008 и 2009 годы в сумме 717 825 рублей 40 копеек.
Апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 13.11.2012 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи, с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2012 по делу N А17-1062/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)