Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Рудых С.Ф., доверенность от 06.06.2013 г. N 67,
от ответчиков:
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - Горин Д.А., доверенность от 10.01.2013 г. N 16-03-11/00135,
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области - Долгова О.А., доверенность от 14.01.2013 г. N 16-06-14/00225, Яковлева С.Г., доверенность от 11.01.2013 г. N 16-06-14/000191,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атрибут"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2013 г. по делу N А72-12116/2012 (судья Пиотровская Ю.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атрибут" (ОГРН 1077321002186), Ульяновская область, г. Новоульяновск,
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, Ульяновская область, р.п. Ишеевка,
Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо:
Правительство Ульяновкой области, Ульяновск,
о признании недействительными решений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атрибут" (далее - заявитель, ООО "Атрибут", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - первый ответчик, Межрайонная ИФНС России N 2 по Ульяновской области, Инспекция) от 24.08.2012 г. N 16-08-05/16683 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - второй ответчик, УФНС России по Ульяновской области) от 08.10.2012 г. N 16-15-11/12314 по апелляционной жалобе.
Решением суда первой инстанции от 04.03.2013 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Атрибут" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзывах на апелляционную жалобу ответчики, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчиков возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки представленной 12.04.2012 г. Обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области составлен акт от 19.07.2012 г. N 02967 дсп и принято решение от 24.08.2012 г. N 16-08-05/16683 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен земельный налог в размере 495 111 руб.
Основанием доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик неправомерно применил к налоговому периоду 2011 года кадастровую стоимость земельных участков, определенную в постановлении Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 г. N 21-П.
По мнению налогового органа, в сфере налогообложения постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 г. N 21-П вступает в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Постановление от 18.01.2012 г. N 21-П было опубликовано 27.01.2012 г., соответственно для целей налогообложения указанное постановление действует с 01.01.2013 г.
Таким образом, вышеуказанное постановление не распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011 г., и не предусматривает обратную силу действия.
Следовательно, налоговая база по земельному налогу за 2011 год не могла быть исчислена, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Кроме того, на запрос Инспекции от 05.05.2012 г. N 16-0831/8270 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области представлена информация о кадастровой стоимости спорных земельных участков ООО "Атрибут" по состоянию на 01.01.2011 г., согласно которой кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 73:19:120116:115 составила 161 584 774 руб., с кадастровым номером 73:19:120116:343-7 914 251 руб. На основании данной информации Инспекцией и был сделан расчет земельного налога на 2011 год.
Решением УФНС по Ульяновской области 08.10.2012 N 16-15-11/12314 решение Инспекции оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения.
Не согласившись с решениями ответчиков, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 г. N 508-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Ульяновской области.
Судом первой инстанции установлено, что Обществу принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с кадастровыми номерами 73:19:120116:115, 73:19:120116:343. Первоначально заявленная к уплате сумма земельного налога по указанным участкам составила 2 542 486 руб., исчислена из кадастровой стоимости земельных участков 161 584 774 руб. и 7 914 251 руб. соответственно с учетом постановления Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 г. N 508-П.
В уточненной налоговой декларации Обществом уменьшен к уплате земельный налог по указанным земельным участкам на 495 111 руб., их кадастровая стоимость определена в соответствии с постановлением Правительства от 18.01.2012 г. N 21-П.
Постановлением Правительства от 18.01.2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011 г.
Пунктом 2 названного постановления постановление Правительства N 508-П признано утратившим силу.
Кадастровая стоимость принадлежащих Обществу земельных участков определена: с кадастровым номером 73:19:120116:115 в сумме 130 669 080 руб., с кадастровым номером 73:19:120116:343-5 822 592 руб.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 г. N 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Пунктом 1 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" вступает в силу в порядке, определенном ст. 5 Кодекса, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Постановление от 18.01.2012 г. N 21-П было опубликовано 27.01.2012 г., следовательно, для целей налогообложения оно действует с 01.01.2013 г.
На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление Правительства от 18.01.2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2013 г., то есть с начала нового налогового периода.
Довод Общества о том, что определение кадастровой стоимости земель по состоянию на 01.01.2011 г. означает придание постановлению от 18.01.2012 г. N 21-П обратной силы и распространение на налоговые правоотношения с указанной даты, является ошибочным.
Как правильно указал суд первой инстанции, указание даты - 01.01.2011 г. в постановлении от 18.01.2012 г. N 21-П определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете с 01.01.2011 г.
Общество в обоснование правомерности своих доводов ссылается на разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Российской Федерации от 12.09.2011 г. N 03-05-05-02/46, от 19.12.2012 г. N 03-05-0502/123, от 18.12.2012 г. N 03-05-04-02/105, от 20.09.2012 г. N 03-05-05-02/97, от 30.10.2012 г. N 03-05-05-02/110, от 15.03.2012 г. N 03-05-05-02/15, от 26.10.2012 г. N 03-05-05-02/107.
В указанных разъяснениях Департамент указывает, что вновь утвержденные в нормативном акте результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика. При этом в письмах Департамента указано, что такими нормативными актами являются те акты, положения которых распространяются на прошлые налоговые периоды.
Между тем постановление от 18.01.2012 г. N 21-П не может быть отнесено к таким актам, поскольку не содержит ссылки на его распространение на прошлые налоговые периоды.
На период 2011 года действовало постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 г. N 508-П, следовательно, должна применяться кадастровая оценка, утвержденная данным постановлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26.07.2011 г. N 2647/11, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, приведенные ООО "Атрибут" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2013 г. по делу N А72-12116/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2013 ПО ДЕЛУ N А72-12116/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2013 г. по делу N А72-12116/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Рудых С.Ф., доверенность от 06.06.2013 г. N 67,
от ответчиков:
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - Горин Д.А., доверенность от 10.01.2013 г. N 16-03-11/00135,
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области - Долгова О.А., доверенность от 14.01.2013 г. N 16-06-14/00225, Яковлева С.Г., доверенность от 11.01.2013 г. N 16-06-14/000191,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атрибут"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2013 г. по делу N А72-12116/2012 (судья Пиотровская Ю.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атрибут" (ОГРН 1077321002186), Ульяновская область, г. Новоульяновск,
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, Ульяновская область, р.п. Ишеевка,
Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо:
Правительство Ульяновкой области, Ульяновск,
о признании недействительными решений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атрибут" (далее - заявитель, ООО "Атрибут", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - первый ответчик, Межрайонная ИФНС России N 2 по Ульяновской области, Инспекция) от 24.08.2012 г. N 16-08-05/16683 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - второй ответчик, УФНС России по Ульяновской области) от 08.10.2012 г. N 16-15-11/12314 по апелляционной жалобе.
Решением суда первой инстанции от 04.03.2013 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Атрибут" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзывах на апелляционную жалобу ответчики, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчиков возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки представленной 12.04.2012 г. Обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области составлен акт от 19.07.2012 г. N 02967 дсп и принято решение от 24.08.2012 г. N 16-08-05/16683 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен земельный налог в размере 495 111 руб.
Основанием доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик неправомерно применил к налоговому периоду 2011 года кадастровую стоимость земельных участков, определенную в постановлении Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 г. N 21-П.
По мнению налогового органа, в сфере налогообложения постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 г. N 21-П вступает в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Постановление от 18.01.2012 г. N 21-П было опубликовано 27.01.2012 г., соответственно для целей налогообложения указанное постановление действует с 01.01.2013 г.
Таким образом, вышеуказанное постановление не распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011 г., и не предусматривает обратную силу действия.
Следовательно, налоговая база по земельному налогу за 2011 год не могла быть исчислена, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Кроме того, на запрос Инспекции от 05.05.2012 г. N 16-0831/8270 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области представлена информация о кадастровой стоимости спорных земельных участков ООО "Атрибут" по состоянию на 01.01.2011 г., согласно которой кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 73:19:120116:115 составила 161 584 774 руб., с кадастровым номером 73:19:120116:343-7 914 251 руб. На основании данной информации Инспекцией и был сделан расчет земельного налога на 2011 год.
Решением УФНС по Ульяновской области 08.10.2012 N 16-15-11/12314 решение Инспекции оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения.
Не согласившись с решениями ответчиков, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 г. N 508-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Ульяновской области.
Судом первой инстанции установлено, что Обществу принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с кадастровыми номерами 73:19:120116:115, 73:19:120116:343. Первоначально заявленная к уплате сумма земельного налога по указанным участкам составила 2 542 486 руб., исчислена из кадастровой стоимости земельных участков 161 584 774 руб. и 7 914 251 руб. соответственно с учетом постановления Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 г. N 508-П.
В уточненной налоговой декларации Обществом уменьшен к уплате земельный налог по указанным земельным участкам на 495 111 руб., их кадастровая стоимость определена в соответствии с постановлением Правительства от 18.01.2012 г. N 21-П.
Постановлением Правительства от 18.01.2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011 г.
Пунктом 2 названного постановления постановление Правительства N 508-П признано утратившим силу.
Кадастровая стоимость принадлежащих Обществу земельных участков определена: с кадастровым номером 73:19:120116:115 в сумме 130 669 080 руб., с кадастровым номером 73:19:120116:343-5 822 592 руб.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 г. N 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Пунктом 1 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" вступает в силу в порядке, определенном ст. 5 Кодекса, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Постановление от 18.01.2012 г. N 21-П было опубликовано 27.01.2012 г., следовательно, для целей налогообложения оно действует с 01.01.2013 г.
На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление Правительства от 18.01.2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2013 г., то есть с начала нового налогового периода.
Довод Общества о том, что определение кадастровой стоимости земель по состоянию на 01.01.2011 г. означает придание постановлению от 18.01.2012 г. N 21-П обратной силы и распространение на налоговые правоотношения с указанной даты, является ошибочным.
Как правильно указал суд первой инстанции, указание даты - 01.01.2011 г. в постановлении от 18.01.2012 г. N 21-П определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете с 01.01.2011 г.
Общество в обоснование правомерности своих доводов ссылается на разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Российской Федерации от 12.09.2011 г. N 03-05-05-02/46, от 19.12.2012 г. N 03-05-0502/123, от 18.12.2012 г. N 03-05-04-02/105, от 20.09.2012 г. N 03-05-05-02/97, от 30.10.2012 г. N 03-05-05-02/110, от 15.03.2012 г. N 03-05-05-02/15, от 26.10.2012 г. N 03-05-05-02/107.
В указанных разъяснениях Департамент указывает, что вновь утвержденные в нормативном акте результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика. При этом в письмах Департамента указано, что такими нормативными актами являются те акты, положения которых распространяются на прошлые налоговые периоды.
Между тем постановление от 18.01.2012 г. N 21-П не может быть отнесено к таким актам, поскольку не содержит ссылки на его распространение на прошлые налоговые периоды.
На период 2011 года действовало постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 г. N 508-П, следовательно, должна применяться кадастровая оценка, утвержденная данным постановлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26.07.2011 г. N 2647/11, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, приведенные ООО "Атрибут" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2013 г. по делу N А72-12116/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)