Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 ноября 2012 года, принятое по делу N А78-4706/2012 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю к Совету сельского поселения "Икабьинское" о взыскании налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год в виде штрафа в размере 1000 руб., в том числе: 100 руб. - с зачислением в федеральный бюджет; 900 руб. - с зачислением в бюджет субъекта Российской Федерации,
(суд первой инстанции - Н.В.Ломако),
при участии в судебном заседании:
- от налогового органа: Туровая Е.С., представитель по доверенности от 16.08.2012;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550035202, ИНН 7524011919, место нахождения: 672039, г. Чита, ул. Кирова, 6, далее - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с требованиями к Совету сельского поселения "Икабьинское" (ОГРН 1057524018188, ИНН 7506003880, место нахождения: 674156, Забайкальский край, Каларский район, п/ст. Икабья, 1 мкр, 15, далее - поселение, учреждение) о взыскании налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год в виде штрафа в размере 1000 руб., в том числе: 100 руб. - с зачислением в федеральный бюджет; 900 руб. - с зачислением в бюджет субъекта Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 12 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что согласно материалам дела налоговой инспекцией не проверялась правильность исчисления учреждением налога на прибыль организаций за 2010 год, не запрашивались подтверждающие документы и не проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусмотрено актами законодательства о налогах и сборах лишь в рамках проведения налоговых проверок. Следовательно, в данном случае налоговый орган должен был провести проверку в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, налоговый орган, установив факт несвоевременного представления Советом сельского поселения "Икабьинское" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год - 25.05.2011, обязан был в течение десяти рабочих дней, то есть до 08.06.2011 составить акт проверки, однако акт проверки составлен налоговым органом 08.09.2011. таким образом, налоговый орган обратился в суд с заявлением с пропуском срока, при этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не подавалось.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12.11.2012 года N А78-4706/2012 об отказе во взыскании штрафных санкций - отменить, а требование налогового органа о взыскании с Совета сельского поселения "Икабьинское" штрафа предусмотренного ст. 119 НК РФ по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2010 год, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 100 руб. 00 коп. и зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 900 руб. 00 коп., всего взыскать в размере 1000 руб. 00 коп. - удовлетворить. Принять по делу N А78-4706/2012 новый судебный акт. Полагает, что в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного законодательством о налогах и сборах срока привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации. По результатам данной проверки может быть подтверждена сумма налога (сумма по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (сумма по данным налогового органа). Таким образом, на основе первичной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год, представленной учреждением 25.05.2011 г. проведена камеральная налоговая проверка с 25.05.2011 г. по 25.08.2011 г., после окончания камеральной налоговой проверки составлен акт - 08.09.2011 г. Вывод суда первой инстанции о нарушении Инспекцией срока на взыскание штрафных санкций в судебном порядке, так как срок обращения в суд с подобным заявлением истек 18.02.2012 г., является ошибочным, поскольку абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ установлено, что исковое заявление о взыскании штрафа с организации в случаях, предусмотренных пп. 1 - 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Расчет срока взыскания штрафа в судебном порядке ((18.08.2011) + 6 месяцев на обращение с заявление в суд (18.02.2012) по оспариваемому решению, описанный судом в решении суда первой инстанции от 12.11.2012 г. по делу N А78-4706/2012 (лист 4 решения), также является ошибочным, поскольку действующая же редакция данной нормы, как и норм п. 3 ст. 46 и п. 2 ст. 48 НК РФ, к которым она отсылает, в качестве дня начала срока исковой давности взыскания штрафов определяет день истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 20.12.2012 г.
Представитель налогового органа в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Учреждение представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 24.12.2012 г. N 672000 57 57435 5.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Совет сельского поселения "Икабьинское" зарегистрирован в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 28.11.2005 за ОГРН 1057524018188, ИНН 7506003880, юридический адрес: 674156, Забайкальский край, Каларский район, п/ст Икабья, 1-й мкр, дом 15, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.05.2012 г. (л.д. 6-9).
Как правильно установлено судом первой инстанции, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю проведена налоговая проверка, которой установлено нарушение Советом сельского поселения "Икабьинское" пункта 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в непредставлении в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год, в связи с чем, составлен акт камеральной налоговой проверки N 10-17/1319 от 08.09.2012 (л.д. 22-23, далее - акт проверки), который был вручен руководителю поселения 15.09.2011 г.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю принято решение N 10-18/1158 от 20.10.2011 о привлечении Совета сельского поселения "Икабьинское" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1000 руб. (л.д. 19-21, далее - решение), которое получено руководителем поселения 27.10.2011 г.
Требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 1970 по состоянию на 22.11.2011 учреждению предложено в срок до 12.12.2011 уплатить штраф в размере 1000 руб. (л.д. 17, далее - требование).
Учитывая, что требование N 1970 учреждением не исполнено, налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о взыскании штрафных санкций в размере 1000 руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя налогового органа в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
На основании подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации Совет сельского поселения "Икабьинское" в 2010 году являлся плательщиком налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.
В силу пункта 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики налога на прибыль организаций представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Как правильно указывает суд первой инстанции, Совет сельского поселения "Икабьинское" налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2010 года представил 25.05.2011 (л.д. 31-36), то есть учреждением был нарушен срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, поскольку срок представления декларации установлен 28 марта 2011 года. Обязанность по своевременному представлению налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год учреждением в установленный срок не исполнена.
Из представленных в материалы дела документов следует, что несвоевременное представление Советом сельского поселения "Икабьинское" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год выявлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, которая осуществляется налоговыми органами с целью соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. При этом камеральная проверка осуществляется налоговым органом, на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что налоговый орган при выявлении совершенного налогоплательщиком правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год, неверно применил форму налогового контроля (камеральная проверка), руководствуясь положениями статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации о проведении проверки в течение трех месяцев.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что выявление налоговым органом факта несвоевременного представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, обнаруженного непосредственно в день представления налогоплательщиком декларации, не требует проведения камеральной налоговой проверки в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно материалам дела налоговой инспекцией не проверялась правильность исчисления учреждением налога на прибыль организаций за 2010 год, не запрашивались подтверждающие документы и не проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусмотрено актами законодательства о налогах и сборах лишь в рамках проведения налоговых проверок.
Налоговый орган, оспаривая данные выводы суда первой инстанции, ссылается на то, что ему необходимо было провести камеральную проверку, чтобы установить действительный размер налога, который влияет на размер штрафа.
Апелляционный суд данные доводы отклоняет по указанным мотивам, а также отмечает, что в акте проверки прямо указано, что в ходе камеральной проверки мероприятия налогового контроля не проводились (п. 1.4), то есть камеральная проверка в том смысле, в котором она понимается в НК РФ, места не имела.
Соответственно, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае налоговый орган должен был провести проверку в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Суд первой инстанции правильно указывает, что налоговый орган, установив факт несвоевременного представления Советом сельского поселения "Икабьинское" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год - 25.05.2011, обязан был в течение десяти рабочих дней, то есть до 08.06.2011 составить акт проверки, однако акт проверки составлен налоговым органом 08.09.2011. Следовательно, налоговый орган создал ситуацию, при которой сроки взыскания штрафных санкций, продлились.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился с заявлением о взыскании с Совета сельского поселения "Икабьинское" налоговых санкций 13.06.2011 (вход. N 4706). С учетом положений статьей 101.4, 100, 69, 70, пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, о том, что налоговым органом пропущен срок на взыскание штрафных санкций в судебном порядке, так как срок обращения в суд с подобным заявлением истек 18.02.2011 (25.05.2011 - дата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год + 10 дней на составление акта 08.06.2011) + 6 дней для направления акта по почте (17.06.2011) + 10 дней на представление возражения на акт проверки (01.07.2011) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения (15.07.2011) + 10 дней на выставление требования (29.07.2011) + 20 дней на исполнение требования (срок исполнения указан в требовании N 1970 от 22.11.2011) (18.08.2011) + 6 месяцев на обращение с заявление в суд (18.02.2011).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявление подано налоговым органом по истечении совокупного срока на взыскание, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не подавалось.
Доводы налогового органа о том, что срок для обращения в суд определяется только с учетом истечения срока на исполнение требования, отклоняется, как основанный на неправильном толковании норм НК РФ, которые устанавливают последовательную процедуру привлечения к ответственности и взыскания санкций. Каждый этап данной процедуры должен совершаться в установленные сроки, поэтому судом первой инстанции обоснованно проверено соблюдение налоговым органом указанных сроков.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 ноября 2012 года по делу N А78-4706/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2013 ПО ДЕЛУ N А78-4706/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу N А78-4706/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 ноября 2012 года, принятое по делу N А78-4706/2012 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю к Совету сельского поселения "Икабьинское" о взыскании налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год в виде штрафа в размере 1000 руб., в том числе: 100 руб. - с зачислением в федеральный бюджет; 900 руб. - с зачислением в бюджет субъекта Российской Федерации,
(суд первой инстанции - Н.В.Ломако),
при участии в судебном заседании:
- от налогового органа: Туровая Е.С., представитель по доверенности от 16.08.2012;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550035202, ИНН 7524011919, место нахождения: 672039, г. Чита, ул. Кирова, 6, далее - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с требованиями к Совету сельского поселения "Икабьинское" (ОГРН 1057524018188, ИНН 7506003880, место нахождения: 674156, Забайкальский край, Каларский район, п/ст. Икабья, 1 мкр, 15, далее - поселение, учреждение) о взыскании налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год в виде штрафа в размере 1000 руб., в том числе: 100 руб. - с зачислением в федеральный бюджет; 900 руб. - с зачислением в бюджет субъекта Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 12 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что согласно материалам дела налоговой инспекцией не проверялась правильность исчисления учреждением налога на прибыль организаций за 2010 год, не запрашивались подтверждающие документы и не проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусмотрено актами законодательства о налогах и сборах лишь в рамках проведения налоговых проверок. Следовательно, в данном случае налоговый орган должен был провести проверку в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, налоговый орган, установив факт несвоевременного представления Советом сельского поселения "Икабьинское" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год - 25.05.2011, обязан был в течение десяти рабочих дней, то есть до 08.06.2011 составить акт проверки, однако акт проверки составлен налоговым органом 08.09.2011. таким образом, налоговый орган обратился в суд с заявлением с пропуском срока, при этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не подавалось.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12.11.2012 года N А78-4706/2012 об отказе во взыскании штрафных санкций - отменить, а требование налогового органа о взыскании с Совета сельского поселения "Икабьинское" штрафа предусмотренного ст. 119 НК РФ по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2010 год, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 100 руб. 00 коп. и зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 900 руб. 00 коп., всего взыскать в размере 1000 руб. 00 коп. - удовлетворить. Принять по делу N А78-4706/2012 новый судебный акт. Полагает, что в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного законодательством о налогах и сборах срока привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации. По результатам данной проверки может быть подтверждена сумма налога (сумма по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (сумма по данным налогового органа). Таким образом, на основе первичной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год, представленной учреждением 25.05.2011 г. проведена камеральная налоговая проверка с 25.05.2011 г. по 25.08.2011 г., после окончания камеральной налоговой проверки составлен акт - 08.09.2011 г. Вывод суда первой инстанции о нарушении Инспекцией срока на взыскание штрафных санкций в судебном порядке, так как срок обращения в суд с подобным заявлением истек 18.02.2012 г., является ошибочным, поскольку абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ установлено, что исковое заявление о взыскании штрафа с организации в случаях, предусмотренных пп. 1 - 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Расчет срока взыскания штрафа в судебном порядке ((18.08.2011) + 6 месяцев на обращение с заявление в суд (18.02.2012) по оспариваемому решению, описанный судом в решении суда первой инстанции от 12.11.2012 г. по делу N А78-4706/2012 (лист 4 решения), также является ошибочным, поскольку действующая же редакция данной нормы, как и норм п. 3 ст. 46 и п. 2 ст. 48 НК РФ, к которым она отсылает, в качестве дня начала срока исковой давности взыскания штрафов определяет день истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 20.12.2012 г.
Представитель налогового органа в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Учреждение представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 24.12.2012 г. N 672000 57 57435 5.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Совет сельского поселения "Икабьинское" зарегистрирован в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 28.11.2005 за ОГРН 1057524018188, ИНН 7506003880, юридический адрес: 674156, Забайкальский край, Каларский район, п/ст Икабья, 1-й мкр, дом 15, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.05.2012 г. (л.д. 6-9).
Как правильно установлено судом первой инстанции, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю проведена налоговая проверка, которой установлено нарушение Советом сельского поселения "Икабьинское" пункта 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в непредставлении в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год, в связи с чем, составлен акт камеральной налоговой проверки N 10-17/1319 от 08.09.2012 (л.д. 22-23, далее - акт проверки), который был вручен руководителю поселения 15.09.2011 г.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю принято решение N 10-18/1158 от 20.10.2011 о привлечении Совета сельского поселения "Икабьинское" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1000 руб. (л.д. 19-21, далее - решение), которое получено руководителем поселения 27.10.2011 г.
Требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 1970 по состоянию на 22.11.2011 учреждению предложено в срок до 12.12.2011 уплатить штраф в размере 1000 руб. (л.д. 17, далее - требование).
Учитывая, что требование N 1970 учреждением не исполнено, налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о взыскании штрафных санкций в размере 1000 руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя налогового органа в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
На основании подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации Совет сельского поселения "Икабьинское" в 2010 году являлся плательщиком налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.
В силу пункта 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики налога на прибыль организаций представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Как правильно указывает суд первой инстанции, Совет сельского поселения "Икабьинское" налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2010 года представил 25.05.2011 (л.д. 31-36), то есть учреждением был нарушен срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, поскольку срок представления декларации установлен 28 марта 2011 года. Обязанность по своевременному представлению налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год учреждением в установленный срок не исполнена.
Из представленных в материалы дела документов следует, что несвоевременное представление Советом сельского поселения "Икабьинское" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год выявлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, которая осуществляется налоговыми органами с целью соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. При этом камеральная проверка осуществляется налоговым органом, на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что налоговый орган при выявлении совершенного налогоплательщиком правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год, неверно применил форму налогового контроля (камеральная проверка), руководствуясь положениями статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации о проведении проверки в течение трех месяцев.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что выявление налоговым органом факта несвоевременного представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, обнаруженного непосредственно в день представления налогоплательщиком декларации, не требует проведения камеральной налоговой проверки в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно материалам дела налоговой инспекцией не проверялась правильность исчисления учреждением налога на прибыль организаций за 2010 год, не запрашивались подтверждающие документы и не проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусмотрено актами законодательства о налогах и сборах лишь в рамках проведения налоговых проверок.
Налоговый орган, оспаривая данные выводы суда первой инстанции, ссылается на то, что ему необходимо было провести камеральную проверку, чтобы установить действительный размер налога, который влияет на размер штрафа.
Апелляционный суд данные доводы отклоняет по указанным мотивам, а также отмечает, что в акте проверки прямо указано, что в ходе камеральной проверки мероприятия налогового контроля не проводились (п. 1.4), то есть камеральная проверка в том смысле, в котором она понимается в НК РФ, места не имела.
Соответственно, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае налоговый орган должен был провести проверку в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Суд первой инстанции правильно указывает, что налоговый орган, установив факт несвоевременного представления Советом сельского поселения "Икабьинское" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год - 25.05.2011, обязан был в течение десяти рабочих дней, то есть до 08.06.2011 составить акт проверки, однако акт проверки составлен налоговым органом 08.09.2011. Следовательно, налоговый орган создал ситуацию, при которой сроки взыскания штрафных санкций, продлились.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился с заявлением о взыскании с Совета сельского поселения "Икабьинское" налоговых санкций 13.06.2011 (вход. N 4706). С учетом положений статьей 101.4, 100, 69, 70, пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, о том, что налоговым органом пропущен срок на взыскание штрафных санкций в судебном порядке, так как срок обращения в суд с подобным заявлением истек 18.02.2011 (25.05.2011 - дата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год + 10 дней на составление акта 08.06.2011) + 6 дней для направления акта по почте (17.06.2011) + 10 дней на представление возражения на акт проверки (01.07.2011) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения (15.07.2011) + 10 дней на выставление требования (29.07.2011) + 20 дней на исполнение требования (срок исполнения указан в требовании N 1970 от 22.11.2011) (18.08.2011) + 6 месяцев на обращение с заявление в суд (18.02.2011).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявление подано налоговым органом по истечении совокупного срока на взыскание, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не подавалось.
Доводы налогового органа о том, что срок для обращения в суд определяется только с учетом истечения срока на исполнение требования, отклоняется, как основанный на неправильном толковании норм НК РФ, которые устанавливают последовательную процедуру привлечения к ответственности и взыскания санкций. Каждый этап данной процедуры должен совершаться в установленные сроки, поэтому судом первой инстанции обоснованно проверено соблюдение налоговым органом указанных сроков.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 ноября 2012 года по делу N А78-4706/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)