Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гиданкиной А.В.
судей Андреевой Е.В., Винокур И.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тютюнниковой Я.В.
при участии:
от заявителя: Сидоров В.А. - представитель по доверенности от 10.09.2007 г. N 23-Д
от заинтересованного лица: Рынова Е.Н. - представитель по доверенности от 02.05.2007 г. N 05/9360
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 декабря 2007 г.
по делу А-32-12693/2007-63/324,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЛИНВАН Маркетинг" к заинтересованному лицу - Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару
о признании недействительным решения N 15906 от 22.03.2007 г., а также обязании возвратить штраф в размере 287523 руб. 50 коп.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛИНВАН Маркетинг" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару (далее - Инспекция, налоговый орган) N 15906 от 22.03.2007 г., а также обязании возвратить штраф в размере 287523 руб. 50 коп.
Решением суда от 11 декабря 2007 г. (том 1 л.д. 77-82) признано недействительным решение Инспекции N 15906 от 22.03.2007 г. о привлечении ООО "ЛИНВАН Маркетинг" к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 287523 руб. 50 коп. в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ. Суд обязал Инспекцию возвратить Обществу штраф в сумме 287523 руб. 50 коп., списанный по инкассовому поручению N 39643 от 18.04.2007 г., с Инспекции в пользу Общества взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что Обществом своевременно представлена декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. по устаревшей форме, ответственность за направление декларации неустановленной формы ст. 119 НК РФ не предусмотрена. Материалами дела подтверждается взыскание с общества штрафа в размере 287523,50 руб. на основании инкассового поручения, который подлежит возврату в связи с признанием недействительным решения инспекции N 15906 от 22.03.2007 г. о привлечении ООО "ЛИНВАН Маркетинг" к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 287523 руб. 50 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2007 г. в полном объеме и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.
По мнению подателя жалобы, представленная ООО "ЛИНВАН Маркетинг" в апреле 2006 года декларация по налогу на прибыль за первый квартал 2006 г. не соответствовала требованиям действующего налогового законодательства.
Налоговый орган полагает, что декларация, представленная по форме, не соответствующей установленной, не может стать основанием для проведения камеральной налоговой проверки.
Декларация по налогу на прибыль за первый квартал 2006 г. по форме, утвержденной Приказом Министерства Финансов РФ от 07.02.2006 г. N 24 н, а соответственно подлежащая камеральной налоговой проверке, была представлена Обществом 26.12.2006 г., то есть с нарушением срока, установленного ст. 289 НК РФ, в связи с чем, инспекция считает, что ООО "ЛИНВАН Маркетинг" правомерно привлечено к налоговой ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество с ограниченной ответственностью "ЛИНВАН Маркетинг" указало, что инспекция в нарушение п. 2.1.5 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 г. N САЭ-3-01/444@, не направила обществу в 3-дневный срок уведомление о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме. Считает, что налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. с нарушением сроков, установленных НК РФ, в декабре 2006 г. Считает, что представление декларации по форме, не соответствующей утвержденной Приказом Министерства Финансов РФ от 07.02.2006 г. N 24н, не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ. Ссылается на судебную практику федеральных судов по данному вопросу.
В судебном заседании представители Инспекции и Общества настаивают на доводах апелляционной жалобы и отзыва.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основанием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции Общество, являясь плательщиком налога на прибыль, 28.04.2006 г. направило по почте декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. (л.д. 9, 12-26), что не оспаривается налоговой инспекцией.
В материалах дела имеется уведомление инспекции от 13.11.2006 г. N 631 о том, что декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. составлена по форме, не установленной действующим законодательством и предложение Обществу представить в трехдневный срок декларацию, установленной формы (л.д. 44), доказательств направления данного уведомления в адрес общества инспекция не представила.
26.12.2006 г. общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. установленной формы (л.д. 45-53).
Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации по налогу на прибыль Общества за первый квартал 2006 г., по результатом которой вынесла решение N 15906 от 22.03.2007 г. о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации, в виде штрафа в сумме 287523 руб. 50 коп. (л.д. 10-11).
30.03.2007 г. Обществу выставлено требование N 3220, которым предложено в срок до 09.04.2007 г. уплатить налоговые санкции в добровольном порядке (л.д. 54).
18.04.2007 г. в связи с неисполнением указанного требования, Инспекцией принято решение N 15513 о взыскании 287523 руб. 50 коп. за счет денежных средств налогоплательщика - организации в банках (л.д. 55), на основании которого на расчетный счет в банке общества выставлено инкассовое поручение N 39643 от 18.04.2007 г. на указанную сумму (л.д. 56), которое исполнено 25.04.2007 г. (л.д. 28).
03.05.2007 г. общество направило в инспекцию заявление о возврате переплаты штрафа по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 209652,50 руб. (л.д. 27).
Решением от 22.06.2007 г. N 1863 Инспекция отказала обществу в осуществлении зачета (возврата) штрафа в связи с отсутствием в КЛС переплаты (л.д. 32).
Не согласившись с решением Инспекции N 15906 от 22.03.2007 г. Общество в порядке статей 137 и 138 НК РФ обратилось в суд.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 6 статьи 80 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
В силу п. 1, 2 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год; отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей (п. 1, 2 ст. 289 НК РФ)
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п. 3 ст. 289 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 80 НК РФ установлено, что при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В силу п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Из содержания данной статьи следует, что ответственность наступает за нарушение сроков представления налоговой декларации. Ответственность за направление декларации неустановленной формы в названной норме не предусмотрена.
В оспариваемом решении налоговый орган ссылается на то, что налогоплательщиком представлена налоговая декларация в налоговый орган - 26.12.2006 г., т.е. с пропуском срока, предусмотренного п. 3 ст. 289 НК РФ.
В пункте 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Суд первой инстанции правомерно установил, что Общество своевременно - 28.04.2006 г., направило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. по ранее утвержденной форме, что подтверждается квитанцией об отправке от 28.04.2006 г. (л.д. 9). Декларацию по новой форме (утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2006 г. N 24н) Общество представило 26.12.2006 г., после того, как ему стало известно о выпуске новых бланков, при этом, содержание декларации не изменилось. Таким образом, представление налоговой декларации на бланке старого образца не повлияло на правильность исчисления подлежащего уплате налога на прибыль.
Доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, а потому не могут быть приняты судебной коллегией.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества состава налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 статьи 119 Кодекса, и правомерно удовлетворил требование Общества о признании недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции N 15906 от 22.03.2007 г.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществить возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
На основании ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 настоящего Кодекса.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Из буквального толкования слов и выражений ст. 79 НК РФ, и из смысла ее положений в целом не усматривается, что налогоплательщик перед обращением в суд должен в обязательном порядке обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканного налога.
Исследуя изложенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что вопрос о возврате излишне взысканной суммы налога может быть разрешен в рамках двух процедур: административной, то есть налоговым органом по заявлению налогоплательщика, или судебной - в порядке искового производства. То есть подача заявления в налоговый орган в данном случае не является досудебным порядком разрешения спора.
Указанный вывод согласуется со сложившейся судебной практикой: постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.03.2003 г. по делу N А-32-21190/2002-34/595, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2005 г. N Ф04-8388/2005 (17045-А27-26), ФАС Московского округа от 19.09.2006 г. по делу N КА-А40/8755-06, ФАС Поволжского округа от 01.06.2004 г. по делу N А65-17059/03-СА2-9, ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2005 г. по делу N А26-11169/04-213.
В силу п. 7 ст. 79 НК РФ правила данной статьи применяются в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Материалами дела подтверждается обращение общества в инспекцию с заявлением от 03.05.2007 г. о возврате переплаты штрафа по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 209652,50 руб. (л.д. 27).
Судебной коллегией установлено, что Общество не обращалось в налоговый орган с заявлением о возврате штрафа по налогу на прибыль в размере 77871 руб. до 02.07.2007 г., взысканной по инкассовому поручению.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
В силу п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение 10 дней после получения заявления или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанности по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в которой была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Для проверки наличия либо отсутствия у общества недоимки по налогу на прибыль на момент вынесения решения арбитражного суда судебная коллегия запросила у инспекции выписку из лицевого счета общества по налогам по состоянию на 11.12.2007 г.
На основании представленной выписки Общества по налогу на прибыль по состоянию на 11.12.2007 г. у общества имеется переплата по налогу на прибыль в размере 1275343 руб. и недоимка по пене в размере 6895 руб. (перекрываемая переплатой по налогу). Таким образом, в случае проведения зачета недоимки по пене и переплаты по налогу, общий размер переплаты по налогу на прибыль на 11.12.2007 г. составлял 1268448 руб. (1275343 руб. - 6895 руб.).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворить требования Общества о возврате из бюджета 287523 руб. 50 коп. штрафа по налогу на прибыль, взысканного по инкассовому поручению на основании решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности, признанного судом недействительным.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьями 101, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. следует возложить на Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 декабря 2007 г. по делу N А-32-12693/2007-63/324 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
И.Г.ВИНОКУР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.02.2008 N 15АП-678/2008 ПО ДЕЛУ N А32-12693/2007-63/324
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2008 г. N 15АП-678/2008
Дело N А32-12693/2007-63/324
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гиданкиной А.В.
судей Андреевой Е.В., Винокур И.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тютюнниковой Я.В.
при участии:
от заявителя: Сидоров В.А. - представитель по доверенности от 10.09.2007 г. N 23-Д
от заинтересованного лица: Рынова Е.Н. - представитель по доверенности от 02.05.2007 г. N 05/9360
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 декабря 2007 г.
по делу А-32-12693/2007-63/324,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЛИНВАН Маркетинг" к заинтересованному лицу - Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару
о признании недействительным решения N 15906 от 22.03.2007 г., а также обязании возвратить штраф в размере 287523 руб. 50 коп.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛИНВАН Маркетинг" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару (далее - Инспекция, налоговый орган) N 15906 от 22.03.2007 г., а также обязании возвратить штраф в размере 287523 руб. 50 коп.
Решением суда от 11 декабря 2007 г. (том 1 л.д. 77-82) признано недействительным решение Инспекции N 15906 от 22.03.2007 г. о привлечении ООО "ЛИНВАН Маркетинг" к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 287523 руб. 50 коп. в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ. Суд обязал Инспекцию возвратить Обществу штраф в сумме 287523 руб. 50 коп., списанный по инкассовому поручению N 39643 от 18.04.2007 г., с Инспекции в пользу Общества взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что Обществом своевременно представлена декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. по устаревшей форме, ответственность за направление декларации неустановленной формы ст. 119 НК РФ не предусмотрена. Материалами дела подтверждается взыскание с общества штрафа в размере 287523,50 руб. на основании инкассового поручения, который подлежит возврату в связи с признанием недействительным решения инспекции N 15906 от 22.03.2007 г. о привлечении ООО "ЛИНВАН Маркетинг" к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 287523 руб. 50 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2007 г. в полном объеме и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.
По мнению подателя жалобы, представленная ООО "ЛИНВАН Маркетинг" в апреле 2006 года декларация по налогу на прибыль за первый квартал 2006 г. не соответствовала требованиям действующего налогового законодательства.
Налоговый орган полагает, что декларация, представленная по форме, не соответствующей установленной, не может стать основанием для проведения камеральной налоговой проверки.
Декларация по налогу на прибыль за первый квартал 2006 г. по форме, утвержденной Приказом Министерства Финансов РФ от 07.02.2006 г. N 24 н, а соответственно подлежащая камеральной налоговой проверке, была представлена Обществом 26.12.2006 г., то есть с нарушением срока, установленного ст. 289 НК РФ, в связи с чем, инспекция считает, что ООО "ЛИНВАН Маркетинг" правомерно привлечено к налоговой ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество с ограниченной ответственностью "ЛИНВАН Маркетинг" указало, что инспекция в нарушение п. 2.1.5 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 г. N САЭ-3-01/444@, не направила обществу в 3-дневный срок уведомление о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме. Считает, что налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. с нарушением сроков, установленных НК РФ, в декабре 2006 г. Считает, что представление декларации по форме, не соответствующей утвержденной Приказом Министерства Финансов РФ от 07.02.2006 г. N 24н, не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ. Ссылается на судебную практику федеральных судов по данному вопросу.
В судебном заседании представители Инспекции и Общества настаивают на доводах апелляционной жалобы и отзыва.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основанием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции Общество, являясь плательщиком налога на прибыль, 28.04.2006 г. направило по почте декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. (л.д. 9, 12-26), что не оспаривается налоговой инспекцией.
В материалах дела имеется уведомление инспекции от 13.11.2006 г. N 631 о том, что декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. составлена по форме, не установленной действующим законодательством и предложение Обществу представить в трехдневный срок декларацию, установленной формы (л.д. 44), доказательств направления данного уведомления в адрес общества инспекция не представила.
26.12.2006 г. общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. установленной формы (л.д. 45-53).
Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации по налогу на прибыль Общества за первый квартал 2006 г., по результатом которой вынесла решение N 15906 от 22.03.2007 г. о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации, в виде штрафа в сумме 287523 руб. 50 коп. (л.д. 10-11).
30.03.2007 г. Обществу выставлено требование N 3220, которым предложено в срок до 09.04.2007 г. уплатить налоговые санкции в добровольном порядке (л.д. 54).
18.04.2007 г. в связи с неисполнением указанного требования, Инспекцией принято решение N 15513 о взыскании 287523 руб. 50 коп. за счет денежных средств налогоплательщика - организации в банках (л.д. 55), на основании которого на расчетный счет в банке общества выставлено инкассовое поручение N 39643 от 18.04.2007 г. на указанную сумму (л.д. 56), которое исполнено 25.04.2007 г. (л.д. 28).
03.05.2007 г. общество направило в инспекцию заявление о возврате переплаты штрафа по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 209652,50 руб. (л.д. 27).
Решением от 22.06.2007 г. N 1863 Инспекция отказала обществу в осуществлении зачета (возврата) штрафа в связи с отсутствием в КЛС переплаты (л.д. 32).
Не согласившись с решением Инспекции N 15906 от 22.03.2007 г. Общество в порядке статей 137 и 138 НК РФ обратилось в суд.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 6 статьи 80 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
В силу п. 1, 2 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год; отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей (п. 1, 2 ст. 289 НК РФ)
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п. 3 ст. 289 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 80 НК РФ установлено, что при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В силу п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Из содержания данной статьи следует, что ответственность наступает за нарушение сроков представления налоговой декларации. Ответственность за направление декларации неустановленной формы в названной норме не предусмотрена.
В оспариваемом решении налоговый орган ссылается на то, что налогоплательщиком представлена налоговая декларация в налоговый орган - 26.12.2006 г., т.е. с пропуском срока, предусмотренного п. 3 ст. 289 НК РФ.
В пункте 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Суд первой инстанции правомерно установил, что Общество своевременно - 28.04.2006 г., направило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2006 г. по ранее утвержденной форме, что подтверждается квитанцией об отправке от 28.04.2006 г. (л.д. 9). Декларацию по новой форме (утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2006 г. N 24н) Общество представило 26.12.2006 г., после того, как ему стало известно о выпуске новых бланков, при этом, содержание декларации не изменилось. Таким образом, представление налоговой декларации на бланке старого образца не повлияло на правильность исчисления подлежащего уплате налога на прибыль.
Доводы Инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, а потому не могут быть приняты судебной коллегией.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества состава налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 статьи 119 Кодекса, и правомерно удовлетворил требование Общества о признании недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции N 15906 от 22.03.2007 г.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществить возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
На основании ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 настоящего Кодекса.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Из буквального толкования слов и выражений ст. 79 НК РФ, и из смысла ее положений в целом не усматривается, что налогоплательщик перед обращением в суд должен в обязательном порядке обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканного налога.
Исследуя изложенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что вопрос о возврате излишне взысканной суммы налога может быть разрешен в рамках двух процедур: административной, то есть налоговым органом по заявлению налогоплательщика, или судебной - в порядке искового производства. То есть подача заявления в налоговый орган в данном случае не является досудебным порядком разрешения спора.
Указанный вывод согласуется со сложившейся судебной практикой: постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.03.2003 г. по делу N А-32-21190/2002-34/595, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2005 г. N Ф04-8388/2005 (17045-А27-26), ФАС Московского округа от 19.09.2006 г. по делу N КА-А40/8755-06, ФАС Поволжского округа от 01.06.2004 г. по делу N А65-17059/03-СА2-9, ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2005 г. по делу N А26-11169/04-213.
В силу п. 7 ст. 79 НК РФ правила данной статьи применяются в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Материалами дела подтверждается обращение общества в инспекцию с заявлением от 03.05.2007 г. о возврате переплаты штрафа по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 209652,50 руб. (л.д. 27).
Судебной коллегией установлено, что Общество не обращалось в налоговый орган с заявлением о возврате штрафа по налогу на прибыль в размере 77871 руб. до 02.07.2007 г., взысканной по инкассовому поручению.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
В силу п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение 10 дней после получения заявления или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанности по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в которой была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Для проверки наличия либо отсутствия у общества недоимки по налогу на прибыль на момент вынесения решения арбитражного суда судебная коллегия запросила у инспекции выписку из лицевого счета общества по налогам по состоянию на 11.12.2007 г.
На основании представленной выписки Общества по налогу на прибыль по состоянию на 11.12.2007 г. у общества имеется переплата по налогу на прибыль в размере 1275343 руб. и недоимка по пене в размере 6895 руб. (перекрываемая переплатой по налогу). Таким образом, в случае проведения зачета недоимки по пене и переплаты по налогу, общий размер переплаты по налогу на прибыль на 11.12.2007 г. составлял 1268448 руб. (1275343 руб. - 6895 руб.).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворить требования Общества о возврате из бюджета 287523 руб. 50 коп. штрафа по налогу на прибыль, взысканного по инкассовому поручению на основании решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности, признанного судом недействительным.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьями 101, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. следует возложить на Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 декабря 2007 г. по делу N А-32-12693/2007-63/324 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
И.Г.ВИНОКУР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)