Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2013 ПО ДЕЛУ N А13-2181/2011

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2013 г. по делу N А13-2181/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 мая 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области Подхомутовой М.С. по доверенности от 14.05.2013, Красновской Е.Е. по доверенности от 09.01.2012, Ксенофонтовой Н.Н. по доверенности от 16.05.2013, от закрытого акционерного общества "Череповецкий завод металлоконструкций" Курицыной М.В. по доверенности от 10.01.2013 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 января 2013 года по делу N А13-2181/2011 (судья Ковшикова О.С.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - Инспекция) обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 января 2013 года по делу N А13-2181/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Череповецкий завод металлоконструкций" (ОГРН 1023501245701; далее - Общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области о признании недействительными решения Инспекции от 31.12.2010 N 09-21/23 и требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - Инспекция N 12) N 1461 по состоянию на 22.03.2011.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 марта 2012 года по делу N А13-2181/2011 (том 23, листы 117 - 148) с учетом исправления опечатки (том 24, лист 28), оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2012 года (том 24, листы 45-53), требования Общества удовлетворены частично: решение Инспекции и требование Инспекции N 12 признаны недействительными в части налога на прибыль в сумме 199 667 руб. 36 коп. и соответствующей суммы пеней, налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 185 руб. 27 коп., соответствующих пеней и штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2012 года (том 24, листы 158 - 169) решение и постановление отменены в части отказа в признании недействительными решения Инспекции и требования Инспекции N 12 по эпизоду доначисления НДС за 4 квартал 2008 года в связи с осуществлением операций, не облагаемых НДС. В этой части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Решением суда от 29 января 2013 года решение Инспекции от 31.12.2010 N 09-21/23 в части доначисления и предложения Обществу уплатить НДС в сумме 9 793 047 руб. 56 коп., соответствующих пеней и штрафа, а также требование Инспекции N 12 N 1461 по состоянию на 22.03.2011 в той же части признаны недействительными.
Инспекция в апелляционной жалобе и ее представители в судебном заседании просят решение суда отменить и в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемых решения и требования в части доначисления и предложения уплатить НДС в сумме 9 793 047 руб. 56 коп., соответствующих пеней и штрафа отказать. Ссылаются на недоказанность вывода суда о том, что на момент утверждения учетной политики Общество осуществляло исключительно операции, облагаемые НДС. Указывают, что судом не исследованы объективные причины, в силу которых Общество не могло предусмотреть методику расчета при утверждении учетной политики на 2008 год; методика определения доли совокупных расходов, установленная распоряжением от 30.05.2008 не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в результате определения доли совокупных расходов на основании указанного алгоритма невозможно установить виды косвенных затрат, не учтенных в целях налогового учета, а также сопоставить размеры косвенных затрат, учтенных по бухгалтерскому и налоговому учету.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения. апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция N 12 о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества, по результатам которой принято решение от 31.12.2010 N 09-21/23 (том 4, листы 1-97) о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 487 914 руб. 61 коп. Обществу предложено уплатить доначисленные налог на прибыль в сумме 687 480 руб. 90 коп. и пени в сумме 47 356 руб. 63 коп., НДС - 10 532 778 руб. 22 коп. и пени в сумме 1 806 384 руб. 13 коп., а также уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 14 914 руб. 37 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 18.03.2011 N 14-09/003033@ (том 4, листы 99 - 109) апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции утверждено без изменений.
Инспекцией N 12 на основании решения от 31.12.2010 N 09-21/23 выставлено требование N 1461 об уплате налогов, пеней и штрафа по состоянию на 22.03.2011 (том 3, листы 44 и 45).
Не согласившись с указанными решением и требованием, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, придя к выводу о том, что Общество вправе было отнести на налоговые вычеты сумму НДС по товарам, работам, услугам, полученным для изготовления и поставки стальных строительных конструкций по договору с ФГУП "192 Центральный завод", поскольку доля совокупных расходов на производство данной продукции не превысила 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом суд признал обоснованным расчет указанной доли, произведенный Обществом, и не согласился с расчетом налогового органа.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и материалам дела.
Основанием для доначисления Обществу НДС в сумме 9 793 047 руб. 56 коп. явился вывод налогового органа о неправомерном предъявлении НДС к вычету в связи с отсутствием у налогоплательщика раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления облагаемых и необлагаемых налогом операций.
Инспекцией установлено, что на основании договора поставки стальных строительных конструкций от 21.05.2008 N 1199 Общество в 4 квартале 2008 года изготовило и поставило в адрес Федерального государственного унитарного предприятия "192 Центральный завод железнодорожной техники" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП "192 Центральный завод") стальные строительные конструкции (том 12, листы 99 - 120).
Стоимость работ по указанному договору составила 12 999 900 руб.
Материалами дела подтверждается, что данные работы носят характер опытно-конструкторских работ, оплачиваются за счет средств федерального бюджета (том 16, листы 83 - 97) и в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 данной статьи - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается (абзац восьмой пункта 4 статьи 170 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять положения пункта 4 статьи 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 НК РФ.
По расчету Общества, представленному с возражениями на акт проверки (том 14, лист дела 47), доля совокупных затрат на исполнение договора с ФГУП "192 Центральный завод" составляет 4,47%.
Согласно данному расчету совокупные расходы на производство составляют 126 686 966 руб. 80 коп., в том числе прямые затраты - 94 178 408 руб. 41 коп. (74,34% в общем объеме затрат) (том 23, лист 8) и косвенные затраты - 32 508 558 руб. 39 коп. (25,66% в общем объеме затрат) (том 23, лист 12).
Общество определило соотношение косвенных затрат и прямых, которое составило 34,52% (25,66: 74,34 x 100).
Прямые затраты на договор с ФГУП "192 Центральный завод" составляют 4 207 789 руб. 31 коп. (том 23, лист 5), следовательно, косвенные затраты по расчету Общества, составляют 1 452 447 руб. 19 коп. (4 207 789,31 x 34,52%).
Таким образом, совокупные расходы на исполнение договора с ФГУП "192 Центральный завод" по расчету Общества составляют 5 660 236 руб. 50 коп., то есть 4,47% (5660236,5 : 126686966,8 x 100) от общей суммы совокупных расходов.
Инспекция рассчитала долю совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от НДС, в общей величине совокупных расходов и определила ее значение как 5,81% (том 25, лист 30).
В расчете Инспекция использовала те же показатели, что и Общество: фактическая себестоимость завершенной производством продукции - 94 178 408 руб. 41 коп. (показатель равен размеру прямых затрат, указанному Обществом), общехозяйственные расходы - 32 508 558 руб. 39 коп. (показатель равен размеру косвенных затрат, указанному Обществом).
Инспекция определила долю выручки от необлагаемой операции (12 999 900 руб.) в общем объеме выручки (155 716 913,55-21 765 946,26), что составило 9,7%, и исчислила сумму общехозяйственных расходов, приходящихся на не облагаемую НДС операцию, как 9,7% от общей суммы общехозяйственных расходов - 32 508 558 руб. 39 коп.
В результате такого расчета общехозяйственные расходы, связанные с исполнением договора с ФГУП "192 Центральный завод", составили 3 154 945 руб. 55 коп. (32 508 558,39 х 9,7%).
Фактическая себестоимость продукции по данному договору определена в размере 4 207 789 руб. 31 коп. (показатель равен размеру прямых затрат на данный договор, указанный Обществом), совокупные расходы, связанные с договором, составили 7 362 734 руб. 86 коп. (3154945,55 + 4207789,31).
Таким образом Инспекция рассчитала долю совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налога на добавленную стоимость, в общей величине совокупных расходов в размере 5,81% (7362734,86 : (94178408,41 + 32508558,31).
Как правильно указал суд первой инстанции, законодательством не предусмотрена методика определения доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в общей величине совокупных расходов на производство. Согласно статье 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Учетная политика Общества на 2008 год утверждена приказом генерального директора от 29.12.2007 N 395 (том 5, листы 100 - 159). В составе учетной политики утвержден Стандарт "Учетная политика организации для целей налогового учета" (том 5, листы 109 - 115), которым также не предусмотрена методика определения доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в общей величине совокупных расходов на производство.
По заявлению Общества на момент утверждения учетной политики для целей налогового учета Общество осуществляло исключительно операции по реализации металлопродукции, облагаемые налогом на добавленную стоимость, заказов на производство продукции, операции по реализации которой не облагаются налогом (освобождены от налогообложения), у Общества не имелось и их осуществление не планировалось.
Данное обстоятельство налоговым органом не опровергнуто.
Договор с ФГУП "192 Центральный завод" заключен 21.05.2008, операции по изготовлению и поставки металлопродукции в адрес этого предприятия осуществлены в 4 квартале 2008 года. Сделка имела разовый характер.
В связи с тем, что на момент заключения договора и исполнения обязательств по нему Общество не могло внести изменения в действующую и утвержденную 29.12.2007 учетную политику для целей налогообложения на 2008 год генеральный директор Общества издал распоряжение от 30.05.2008 (том 13, лист 66).
Поскольку НК РФ не установлен порядок расчета 5% величины совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), реализация которых не облагается НДС, Общество имело право, исходя из положений статьи 170 НК РФ, разработать не противоречащий нормам главы 21 НК РФ метод определения доли расходов на производство заказа ФГУП "192 Центральный завод" в общей сумме расходов на производство в 4 квартале 2008 года.
В распоряжении от 30.05.2008 общество указало, что определение доли совокупных расходов на производство продукции, не облагаемой НДС, в сумме совокупных расходов на производство за налоговый период - квартал будет производиться расчетным путем согласно указанному в распоряжении алгоритму.
Предусмотренный в распоряжении алгоритм расчета не противоречит нормам НК РФ, поэтому на основании статьи 313 НК РФ правомерно использован Обществом при определении доли совокупных расходов на производство продукции, не облагаемой НДС, в сумме совокупных расходов на производство.
Расчет Инспекции составлен на основании Инструкции "Руководство по ведению бухгалтерского учета затрат на производство и калькулированию продукции", утвержденной в составе учетной политики Общества (том 5, листы 142 - 150), в пункте 6.4.3 которой предусмотрено, что общехозяйственные расходы распределяются по видам продукции, базой для распределения принимается выручка от продаж.
Суд кассационной инстанции в постановлении от 17 сентября 2012 года по настоящему делу указал, что названный документ регулирует вопросы ведения бухгалтерского, а не налогового учета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество применило методику расчета, правомерно в целях налогового учета предусмотренную в распоряжении от 30.05.2008, а инспекция руководствовалась локальным актом Общества, не подлежащим применению для целей налогового учета, поэтому для определения доли совокупных расходов на производство продукции, не облагаемой НДС, в сумме совокупных расходов на производство следует руководствоваться расчетом Общества.
Таким образом, Общество вправе применить положения абзаца девятого пункта 4 статьи 170 НК РФ и в полном объеме заявить вычет по НДС за 4 квартал 2008 года.
Указывая в апелляционной жалобе на то, что примененная Обществом методика определения доли совокупных расходов, установленная распоряжением от 30.05.2008, не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган не привел положений НК РФ, которым указанная методика противоречит.
Довод Инспекции о недоказанности отсутствия у Общества на момент принятия учетной политики на 2008 год операций по реализации продукции, не облагаемой НДС, не может быть принят, поскольку налоговый орган в ходе проверки не установил наличие у заявителя таких операций, а в ходе судебного разбирательства не заявил о необходимости представления Обществом определенных доказательств, которые могли бы подтвердить факт наличия таких операций.
При указанных обстоятельствах оспариваемые решение и требование правомерно признаны недействительными в части доначисления и предложения уплатить НДС в сумме 9 793 047 руб. 56 коп., соответствующие пени и штраф.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 января 2013 года по делу N А13-2181/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)