Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Егоровой Л.В. (доверенность от 18.03.2013 N 110), Гужиной О.В. (доверенность от 28.12.2012 N 2),
ответчика - Марьевой А.К. (доверенность от 17.06.2013 N 02-11/05303), Косарева А.А. (доверенность от 16.10.2013 N 02-11/08971),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 (судья Матюхина Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу N А55-4260/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Волгабурмаш", г. Самара (ИНН 6314007329, ОГРН 1026300894234) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
открытое акционерное общество "Волгабурмаш", г. Самара (далее - ОАО "Волгабурмаш", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, налоговый орган) от 17.12.2012 N 08-15/72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части: привлечения ОАО "Волгабурмаш" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 21 448 406 рублей; начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 17.12.2012 в размере 6 427 554 рублей; требования внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. На налоговый орган судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 вышеуказанное решение суда первой инстанции изменено. Отказано в удовлетворении заявленных требований ОАО "Волгабурмаш" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 в части доначисления налога на доходы физических лиц в размере 51 365 248 рублей 49 копеек. В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области с принятыми по делу судебными актами не согласилась в части признания недействительным решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 по начислению налоговых санкций и пени. Налоговый орган просит отменить обжалованные судебные акты, так как считает, что суды неправильно применили нормы материального права, а также ненадлежащим образом изучили и дали оценку представленным доказательствам и доводам налогового органа о том, что за проверяемый период ОАО "Волгабурмаш" допущено несвоевременное и неполное перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), удержанных с заработка (доходов) физических лиц.
В дополнении с кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области просит обжалованные судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 по начислению пени в размере 6 427 554 рублей и налоговых санкций в размере 10 273 049 рублей 70 копеек отменить, производство по делу в указанной части прекратить. В части удовлетворения требований заявителя о признании недействительным решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 о доначислении налоговых санкций в размере 11 175 356 рублей 30 копеек - обжалованные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
При этом налоговый орган полагает, что судами допущены нарушения норм процессуального права, поскольку не дана оценка доводу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель не согласился с доводами налогового органа по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
В судебном заседании 31.10.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 10:00 05.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалованные судебные акты подлежащими отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Волгабурмаш", включая филиалы, представительства и иные обособленные подразделения по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) сумм НДФЛ за период с 01.01.2010 по 30.09.2012. По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 20.11.2012 N 08-14/94ДСП.
По результатам налоговой проверки принято решение от 17.12.2012 N 08-15/72, которым ОАО "Волгабурмаш" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, - 21 448 406 рублей; ОАО "Волгабурмаш" доначислена сумма неуплаченного НДФЛ с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 51 365 248 рублей 49 копеек; начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 17.12.2012 года в размере 6 427 554 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 14.02.2013 N 03-15/03558 апелляционная жалоба ОАО "Волгабурмаш" оставлена без удовлетворения, решение налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 - без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72, ОАО "Волгабурмаш" оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции удовлетворили требования заявителя в части признания недействительным решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 по начислению налоговых санкций и пени в сумме 27 875 960 рублей. При этом суды пришли к выводу о том, что в нарушение положений Налогового кодекса Российской Федерации ни в акте выездной налоговой проверки от 20.11.2012 N 08-14/94ДСП, ни в решении налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 не содержится указаний на конкретные первичные документы, на основании которых установлена дата возникновения задолженности по НДФЛ перед бюджетом; вывод о нарушении заявителем статей 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации сделан налоговым органом без ссылки на конкретные, документально подтвержденные факты нарушений сроков, допущенных при перечислении НДФЛ.
Между тем судами не были учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 3 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
На основании пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму названного налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
При проверке полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанных с доходов работников сумм НДФЛ за период с 01.01.2010 по 30.09.2012 установлено: удержанные суммы НДФЛ отражались по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". При проверке своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм НДФЛ при сопоставлении сведений бухгалтерского учета о начисленных суммах налога по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" с итогами сумм налога, удержанных по платежным документам.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 3 статьи 24 и статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Волгабурмаш" за проверяемый период допущено несвоевременное и неполное перечисление в бюджет сумм НДФЛ, удержанных с заработка (доходов) физических лиц.
По мнению налогового органа, эти нарушения подтверждаются аналитическими данными по счетам N 68, 70; платежными поручениями на выдачу заработной платы; платежными поручениями на перечисление удержанного НДФЛ; бухгалтерской справкой о начислении НДФЛ; сводом начислений заработной платы и первичной бухгалтерской документацией.
Согласно расчету налоговых санкций, предусмотренных статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (приложение N 2 к решению Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72; страницы 3 - 4 решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 14.02.2013 N 03-15/03558) удержанные заявителем суммы налога значительно превышают суммы налога, перечисленные им в бюджет.
Судами не дана оценка тому обстоятельству, что документы, подтверждающие вышеуказанные нарушения, отражены на странице 6 акта налогового органа от 20.11.2012 N 08-14/94ДСП и странице 2 решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом в доказательство спорных нарушений в суд первой инстанции были представлены следующие документы: платежные поручения на перечисление заработной платы с 01.01.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 30.09.2012; справка о начислении НДФЛ за 2010, 2011 годы, за 9 месяцев 2012 года; платежные поручения на перечисление НДФЛ с 01.01.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 31.12.2011, платежные поручения на перечисление НДФЛ в октябре 2012 года.
Однако судебными инстанциями им не дана надлежащая оценка.
Кроме того, в обжалованных судебных актах не нашли своего отражения доводы налогового органа о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора.
В силу пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 67 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при толковании пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке. Поэтому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган.
Как следует из материалов дела, ОАО "Волгабурмаш" обращалось в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области с апелляционной жалобой на решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 только в части начисления штрафных санкций в сумме 11 175 356 рублей 30 копеек (т. 1 л.д. 35 - 37). Заявитель просил вышестоящий налоговый орган отменить решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 только в указанной части взыскания штрафных санкций. Соответственно, Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области по существу не пересматривало решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 в части доначисления налога, пени и оставшихся налоговых санкций и не оценивало доводы ОАО "Волгабурмаш" в указанной части (т. 1 л.д. 38 - 41).
В заявлении, поданном ОАО "Волгабурмаш" в суд первой инстанции, содержатся требования о признании недействительным решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 в полном объеме (т. 1 л.д. 7 - 9).
Суды первой и апелляционной инстанций не указали мотивы, по которым не приняли во внимание вышеизложенные доводы Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области.
При данных обстоятельствах обжалованные налоговым органом судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует дать оценку доводам налогового органа и с учетом установленных обстоятельств по делу вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А55-4260/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-4260/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2013 г. по делу N А55-4260/2013
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Егоровой Л.В. (доверенность от 18.03.2013 N 110), Гужиной О.В. (доверенность от 28.12.2012 N 2),
ответчика - Марьевой А.К. (доверенность от 17.06.2013 N 02-11/05303), Косарева А.А. (доверенность от 16.10.2013 N 02-11/08971),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 (судья Матюхина Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу N А55-4260/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Волгабурмаш", г. Самара (ИНН 6314007329, ОГРН 1026300894234) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
открытое акционерное общество "Волгабурмаш", г. Самара (далее - ОАО "Волгабурмаш", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, налоговый орган) от 17.12.2012 N 08-15/72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части: привлечения ОАО "Волгабурмаш" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 21 448 406 рублей; начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 17.12.2012 в размере 6 427 554 рублей; требования внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. На налоговый орган судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 вышеуказанное решение суда первой инстанции изменено. Отказано в удовлетворении заявленных требований ОАО "Волгабурмаш" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 в части доначисления налога на доходы физических лиц в размере 51 365 248 рублей 49 копеек. В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области с принятыми по делу судебными актами не согласилась в части признания недействительным решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 по начислению налоговых санкций и пени. Налоговый орган просит отменить обжалованные судебные акты, так как считает, что суды неправильно применили нормы материального права, а также ненадлежащим образом изучили и дали оценку представленным доказательствам и доводам налогового органа о том, что за проверяемый период ОАО "Волгабурмаш" допущено несвоевременное и неполное перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), удержанных с заработка (доходов) физических лиц.
В дополнении с кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области просит обжалованные судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 по начислению пени в размере 6 427 554 рублей и налоговых санкций в размере 10 273 049 рублей 70 копеек отменить, производство по делу в указанной части прекратить. В части удовлетворения требований заявителя о признании недействительным решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 о доначислении налоговых санкций в размере 11 175 356 рублей 30 копеек - обжалованные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
При этом налоговый орган полагает, что судами допущены нарушения норм процессуального права, поскольку не дана оценка доводу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель не согласился с доводами налогового органа по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
В судебном заседании 31.10.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 10:00 05.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалованные судебные акты подлежащими отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Волгабурмаш", включая филиалы, представительства и иные обособленные подразделения по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) сумм НДФЛ за период с 01.01.2010 по 30.09.2012. По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 20.11.2012 N 08-14/94ДСП.
По результатам налоговой проверки принято решение от 17.12.2012 N 08-15/72, которым ОАО "Волгабурмаш" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, - 21 448 406 рублей; ОАО "Волгабурмаш" доначислена сумма неуплаченного НДФЛ с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 51 365 248 рублей 49 копеек; начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 17.12.2012 года в размере 6 427 554 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 14.02.2013 N 03-15/03558 апелляционная жалоба ОАО "Волгабурмаш" оставлена без удовлетворения, решение налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 - без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72, ОАО "Волгабурмаш" оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции удовлетворили требования заявителя в части признания недействительным решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 по начислению налоговых санкций и пени в сумме 27 875 960 рублей. При этом суды пришли к выводу о том, что в нарушение положений Налогового кодекса Российской Федерации ни в акте выездной налоговой проверки от 20.11.2012 N 08-14/94ДСП, ни в решении налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 не содержится указаний на конкретные первичные документы, на основании которых установлена дата возникновения задолженности по НДФЛ перед бюджетом; вывод о нарушении заявителем статей 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации сделан налоговым органом без ссылки на конкретные, документально подтвержденные факты нарушений сроков, допущенных при перечислении НДФЛ.
Между тем судами не были учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 3 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
На основании пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму названного налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
При проверке полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанных с доходов работников сумм НДФЛ за период с 01.01.2010 по 30.09.2012 установлено: удержанные суммы НДФЛ отражались по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". При проверке своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм НДФЛ при сопоставлении сведений бухгалтерского учета о начисленных суммах налога по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" с итогами сумм налога, удержанных по платежным документам.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 3 статьи 24 и статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Волгабурмаш" за проверяемый период допущено несвоевременное и неполное перечисление в бюджет сумм НДФЛ, удержанных с заработка (доходов) физических лиц.
По мнению налогового органа, эти нарушения подтверждаются аналитическими данными по счетам N 68, 70; платежными поручениями на выдачу заработной платы; платежными поручениями на перечисление удержанного НДФЛ; бухгалтерской справкой о начислении НДФЛ; сводом начислений заработной платы и первичной бухгалтерской документацией.
Согласно расчету налоговых санкций, предусмотренных статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (приложение N 2 к решению Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72; страницы 3 - 4 решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 14.02.2013 N 03-15/03558) удержанные заявителем суммы налога значительно превышают суммы налога, перечисленные им в бюджет.
Судами не дана оценка тому обстоятельству, что документы, подтверждающие вышеуказанные нарушения, отражены на странице 6 акта налогового органа от 20.11.2012 N 08-14/94ДСП и странице 2 решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом в доказательство спорных нарушений в суд первой инстанции были представлены следующие документы: платежные поручения на перечисление заработной платы с 01.01.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 30.09.2012; справка о начислении НДФЛ за 2010, 2011 годы, за 9 месяцев 2012 года; платежные поручения на перечисление НДФЛ с 01.01.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 31.12.2011, платежные поручения на перечисление НДФЛ в октябре 2012 года.
Однако судебными инстанциями им не дана надлежащая оценка.
Кроме того, в обжалованных судебных актах не нашли своего отражения доводы налогового органа о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора.
В силу пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 67 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при толковании пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке. Поэтому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган.
Как следует из материалов дела, ОАО "Волгабурмаш" обращалось в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области с апелляционной жалобой на решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 только в части начисления штрафных санкций в сумме 11 175 356 рублей 30 копеек (т. 1 л.д. 35 - 37). Заявитель просил вышестоящий налоговый орган отменить решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 только в указанной части взыскания штрафных санкций. Соответственно, Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области по существу не пересматривало решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 17.12.2012 N 08-15/72 в части доначисления налога, пени и оставшихся налоговых санкций и не оценивало доводы ОАО "Волгабурмаш" в указанной части (т. 1 л.д. 38 - 41).
В заявлении, поданном ОАО "Волгабурмаш" в суд первой инстанции, содержатся требования о признании недействительным решения налогового органа от 17.12.2012 N 08-15/72 в полном объеме (т. 1 л.д. 7 - 9).
Суды первой и апелляционной инстанций не указали мотивы, по которым не приняли во внимание вышеизложенные доводы Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области.
При данных обстоятельствах обжалованные налоговым органом судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует дать оценку доводам налогового органа и с учетом установленных обстоятельств по делу вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А55-4260/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)