Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2012 N 15АП-14064/2012 ПО ДЕЛУ N А32-16165/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2012 г. N 15АП-14064/2012

Дело N А32-16165/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
А.Р. Салпагаровой
при участии:
от ООО "Кристалл-2" представитель Кретова В.А. по доверенности от 20.04.2012 г., представитель Чмотова И.Г. по доверенности от 24.04.2012 г.
от МИФНС N 13 по Краснодарскому краю представитель Турченко В.А. по доверенности от 28.11.2012 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.08.2012 по делу N А32-16165/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Кристалл-2"

к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю

при участии третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г. Краснодар)
о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.

установил:

открытое акционерное общество "Кристалл-2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края (далее - налоговый орган) N 5 от 31.03.2011 г. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2012 по делу N А32-16165/2011 произведена замена заинтересованного лица на правопреемника Межрайонную ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю N 5 от 31 марта 2011 г.
Не согласившись с решением суда от 30.08.2012 по делу N А32-16165/2011 МИФНС России N 13 по Краснодарскому краю обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
Апелляционная жалобы мотивирована тем, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не является нормативным правовым актом, а значит, на него не распространяются положения Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края", которые были применены судом. Инспекция полагает также, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р не является актом о налогах и сборах, следовательно, на него не могут быть распространены положения Налогового кодекса РФ. Кадастровая стоимость на 2009 г. официально утверждена распоряжением 1202-р от 29.12.2007. Суд не учел, что распоряжением 1202-р от 29.12.2007 только 05.02.2010 признано утратившим силу распоряжением N 57-р. Постановлением N 58 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2007 (публикация от 08.02.2010). Таким образом, налоговый орган правомерно доначислил обществу земельный налог за 2009 г. на основании распоряжения N 1202-р от 29.12.2007.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2012 по делу N А32-16165/2011 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МИФНС N 13 по Краснодарскому краю поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель ООО "Кристалл-2" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией ФНС России по Новокубанскому району Краснодарского края вынесено решение от 31.03.2011 N 5 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить земельный налог за 2009 год в сумме 12 017 961,0 руб.
Основанием для вынесения решения явилось то обстоятельство, что в нарушение п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ ОАО "Кристалл-2" при определении налоговой базы земельного налога за 2009 год занижена кадастровая стоимость в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
- - 23:21:401004:9 в размере 152 668 989 руб.;
- - 23:21:4004:88 в размере 1 385 798 руб.;
- - 23:21:401005:938 в размере 1 429 484 руб.;
- - 23:21:401004:117 в размере 16 732 679 руб.;
- - 23:21:401007:1121 в размере 27 586 550 руб.;
- - 23:21:401005:937 в размере 9 785 916 руб.;
- - 23:21:401005:313 в размере 2 286 019 руб.;
- - 23:21:401005:315 в размере 23 649 029 руб.;
- - 23:21:401005:962 в размере 1 323 217 руб.;
- - 23:21:401005:961 в размере 8 320 366 руб.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Краснодарскому краю, поступившим в инспекцию в соответствии с п. 13. ст. 396 НК РФ, кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2009 составляла:
- - 23:21:401004:9 в размере 885 169 075 руб.;
- - 23:21:4004:88 в размере 8 169 627 руб.;
- - 23:21:401005:938 в размере 7 95 914 руб.;
- - 23:21:401004:117 в размере 101 281 454 руб.;
- - 23:21:401007:1121 в размере 3 429 445 руб.;
- - 23:21:401005:937 в размере 30 265 846 руб.;
- - 23:21:401005:313 в размере 5 613 390 руб.;
- - 23:21:401005:315 в размере 66 121 217 руб.;
- - 23:21:401005:962 в размере 14 081 руб.;
- - 23:21:401005:961 в размере 33 286 043 руб.
Кроме того, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0320001:5 Заявителем применена кадастровая стоимость в размере 30 637 287 руб.
Согласно сведениям, поступившим в инспекцию в соответствии с п. 13 ст. 396 НК РФ кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляла 4 317 908 руб.
Указанные нарушения привели к доначислению земельного налога за 2009 год в сумме 12 017 961,0 рубль.
Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в Управление ФНС РФ по Краснодарскому краю, которое решением от 27.05.2011 N 20-12-442 апелляционную жалобу общества оставило без удовлетворения.
Считая решение налогового органа N 5 от 31.03.2011 г. незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованном удовлетворении требований общества, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем, оно подлежало применению на 2010 г.
Следовательно, в рассматриваемом случае информация о кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2009, имеющаяся в органах кадастра являлась недействительной, поскольку основанием для внесения в кадастр такой информации послужило недействующее на тот момент постановление от 29.12.2007 N 1202-р.
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). Данная позиция изложена и в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Инспекция не производила определение суммы платежей по земельному налогу на основе нормативной цены земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, у налоговой инспекции не имелось оснований для увеличения налоговой базы по земельному налогу при исчислении земельного налога за 2009 год.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение налоговой инспекции N 5 от 31.03.2011 г. о доначислении обществу земельного налога за 2009 год в размере 12 017 961 рубль необоснованно, поскольку не соответствует нормам действующего законодательства, и нарушает права и охраняемые законом интересы общества, как плательщика земельного налога.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов и противоречат сложившейся практике по вопросам рассмотрении аналогичных дел.
Суд первой инстанции выполнил требования ст. 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2012 по делу N А32-16165/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
И.Г.ВИНОКУР

Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)