Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.01.2013 ПО ДЕЛУ N А60-42607/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу N А60-42607/2012


Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2013 года
Полный текст решения изготовлен 24 января 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.М. Тугаевым, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-42607/2012
по заявлению Открытого акционерного общества "Уральский завод электрических соединителей "Исеть" (ИНН 6666003380)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (ИНН 6612001555)
о признании недействительными ненормативных актов (в части)
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: А.Ю. Фомина, представитель по доверенности от 20.11.2012, паспорт;
- от заинтересованного лица: Е.В. Свиридова, начальник юридического отдела, доверенность N 02/2013 от 29.12.2012, удостоверение;
- Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.

Открытое акционерное общество "Уральский завод электрических соединителей "Исеть" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области о признании недействительными решения N 558 от 21.06.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части штрафа в размере 197774 руб. 60 коп. за неуплату земельного налога за 2011 год, пени в сумме 22803 руб. 58 коп. и требования N 1837 от 17.08.2012 в указанной части, а также обязать налоговый орган возвратить денежные средства в сумме 219190 руб. 06 коп.
Заявителем представлено письменное ходатайство об уточнении заявленных требований и частичном отказе от заявленных требований, в соответствии с которым просит принять отказ от требований в части штрафа в размере 889 руб. и признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области N 558 от 21.06.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части штрафа в размере 196885 руб. 60 коп. за неуплату земельного налога за 2011 год, пени в сумме 22803 руб. 58 коп. и требования N 1837 от 17.08.2012 в указанной части, а также обязать налоговый орган возвратить денежные средства в сумме 219689 руб. 18 коп. Частичный отказ от требований в части штрафа и уточнение заявленных требований приняты судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Заявитель считает, что оспариваемое решение вынесено не в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При определении налоговой базы по земельному налогу на 2011 год необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП. Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2009 N 1347-ПП в 2011 году утратило силу, в связи с чем при определении кадастровой стоимости земли за 2011 год не подлежало применению.
Налоговый орган считает, что по состоянию на 01.01.2011 подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2009 N 1347-ПП, которой руководствовалась инспекция. Сведения о кадастровой стоимости земель в целях определения налоговых обязательств налогоплательщиков подлежат использованию с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости; Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП подлежит применению не ранее 01.01.2012, поскольку данное постановление издано 07.06.2011, результаты государственной оценки земель должны использоваться в следующем налоговом периоде.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 23.05.2012 N 408 и вынесено решение от 21.06.2012 N 558 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в общей сумме 197774 руб. 60 коп. на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислен земельный налог в сумме 984428 руб., начислены пени в сумме 22803 руб. 58 коп.
Основанием для доначисления налога послужили выводы налогового органа о необходимости применения при расчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:45:0200042:34, 66:45: 0100349:19, 66:45:0100450:44, 66: 45:0100242:1, 66:45:0100450:44, постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 13.08.2012 N 803/12 решение инспекции от 21.06.2012 N 558 оставлено без изменения.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской в адрес налогоплательщика выставлено требование N 1837 по состоянию на 17.08.2012 об уплате доначисленных решением от 21.06.2012 N 558 налога, пеней и штрафа.
Полагая, что решение налогового органа от 21.06.2012 N 558 и требование N 1837 по состоянию на 17.08.2012 в оспариваемой части нарушают права и законные интересы заявителя, Открытое акционерное общество "Уральский завод электрических соединителей "Исеть" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что обществу принадлежат на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки с кадастровыми номерами 66:45:0200042:34, 66:45: 0100349:19, 66:45:0100450:44, 66: 45:0100242:1, 66:45:0100450:44.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2011.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2011 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
В соответствии с п. 3 данного постановления постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Кроме того налоговый орган не самостоятельно определяет налоговую базу, а руководствуется данными Управления Росреестра по Свердловской области. Согласно ответу, предоставленному Управлением Росреестра по Свердловской области N 01-20/122 от 20.08.2012 сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ОАО "Завод "Исеть" соответствуют сведениям, приведенным в постановлении Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2011 год в отношении спорных земельных участков, подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Правильность такого подхода подтверждается судебно-арбитражной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 года N 4453/10, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.06.2012 года N А60-36593/11).
Выводы налоговой инспекции о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год следует руководствоваться кадастровой стоимостью земли, установленной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, являются обоснованными, по основаниям изложенным выше.
По данным камеральной налоговой проверки, сумма исчисленного земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2011 год, занижена налогоплательщиком на 984428 руб.
Таким образом, налоговая инспекция за 2011 год правомерно доначислила земельный налог в размере 984428 руб.
Согласно КРСБ по состоянию на 01.02.2012 (срок уплаты земельного налога за 2011) общество имело задолженность по налогу в вышеназванной сумме.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как видно из материалов дела, обязанность по уплате земельного налога за 2011 год заявителем исполнена ненадлежащим образом. Земельный налог за 2011 год в сумме 984428 руб. уплачен налогоплательщиком 06.09.2012 (срок уплаты земельного налога за 2011 год - 01.02.2012).
Поскольку обязанность по уплате земельного налога заинтересованным лицом в установленный срок не была исполнена, обоснованно начисление пеней в сумме 22803 руб. 58 коп. на указанную задолженность. Оснований для удовлетворения требования в части признания недействительными решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области N 558 от 21.06.2012 о доначислении пеней в сумме 22803 руб. 58 коп. и требования 1837 от 17.08.2012 в указанной части, не имеется.
Кроме того, оспариваемым решением заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в общей сумме 197774 руб. 60 коп.
В силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия решения отказаться от иска полностью или частично, отказ от иска принимается судом при условии, если это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Отказ заявителя от иска в части суммы штрафа 889 руб. не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) предусмотрена статьей 122 Кодекса.
В результате проверки заинтересованным лицом сделан вывод о том, что заявителем допущена неуплата (неполная уплата) земельного налога за 2011 год.
Поскольку факт совершения заявителем указанного правонарушения подтверждается материалами дела, привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса за неуплату (неполную уплату) земельного налога произведено заинтересованным лицом правомерно.
Согласно п. 4 ст. 112 Кодекса при применении налоговых санкций за налоговые правонарушения суд или налоговый орган, рассматривающий дело, устанавливает обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика за совершение таких правонарушений, и учитывает эти обстоятельства в порядке, установленном ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации
Пунктом 3 ст. 114 Кодекса установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П от 15.07.1999 санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности ответственности характеру допущенного нарушения в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя.
Суд рассматривает в качестве смягчающего ответственность обстоятельства совершение правонарушения впервые, а также отсутствие доказательств наличия вреда или пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих налоговых обязательств.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным на основании п.п. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 Кодекса снизить размер штрафа по ст. 122 Кодекса до 49221 руб. 40 коп.
На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению частично. Решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области N 558 от 21.06.2012 и требование N 1837 от 17.08.2012 подлежат признанию недействительными в части наложения и предложения к уплате штрафа в сумме, превышающей 49221 руб. 40 коп. В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 4000 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Государственная пошлина в сумме 7383 руб. 80 коп. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета как излишне уплаченная по платежному поручению N 4199 от 26.10.2012.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Производство по делу в части штрафа в размере 889 руб. прекратить.
2. Требования удовлетворить частично.
Признать недействительными решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области N 558 от 21.06.2012 и требование N 1837 от 17.08.2012 в части наложения и предложения к уплате штрафа в сумме, превышающей 49221 руб. 40 коп.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
3. В удовлетворении остальной части требований отказать.
4. Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области в пользу Открытого акционерного общества "Уральский завод электрических соединителей "Исеть" (ИНН 6666003380) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4000 (четыре тысячи) руб.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Уральский завод электрических соединителей "Исеть" (ИНН 6666003380) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7383 (семь тысяч триста восемьдесят три) руб. 80 коп., уплаченную по платежному поручению N 4199 от 26.10.2012. Подлинное платежное поручение возвратить заявителю.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)