Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.
при участии в судебном заседании представителя налогового органа Носовой И.Т., доверенность от 03.12.2007 г. N 02-31/28354, и представителя ООО "Вегатек" Засориной Ю.С., доверенность от 28.03.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани (г. Астрахань)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 февраля 2008 года по делу N А06-7099/2007-19 (судья Гущина Т.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вегатек" (г. Воронеж)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (г. Астрахань)
об оспаривании действия (бездействия) налогового органа,
установил:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Вегатек" (далее - ООО "Вегатек", заявитель) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, налоговый орган) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов по заявлениям от 19.11.2007 г.
Решением суда первой инстанции от 18.02.2008 г. действия ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани по отказу ООО "Вегатек" в регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов по заявлениям от 19.11.2007 г. признаны незаконными.
Арбитражный суд Астраханской области обязал ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани произвести регистрацию объектов налогообложения - игровых автоматов по заявлениям от 19.11.2007 г. в течение пяти дней.
Налоговый орган не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить его по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Считает, что при вынесении решения судом первой инстанции не в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, в решении изложены выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального права.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани утверждает, что ею правомерно отказано в регистрации игровых автоматов, так как указанные в заявлениях о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес помещения, принадлежащие ООО "Вегатек", не относятся к категории развлекательных комплексов, предусмотренных законом Астраханской области от 28.12.2006 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области".
ООО "Вегатек" против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, представило отзыв.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Вегатек" Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму выдана лицензия от 24.05.2004 г. N 004435 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 24.05.2009 г. (л.д. 24).
ООО "Вегатек" осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игровых заведений на территории г. Астрахани через обособленные подразделения, расположенные по адресу: г. Астрахань, ул. Чалабяна/ ул. Ногина/ ул. Свердлова, 19/7/98, литеры В, Ж и по адресу: г. Астрахань, ул. Коммунистическая, 17, ул. Эспланадная (Трусова),3, ул. Тургенева, 13.
19 ноября 2007 года ООО "Вегатек" представлены в ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (л.д. 7-12).
20 ноября 2007 года письмом N 09-40/25293 Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Астрахани отказала в регистрации объектов игорного бизнеса на основании закона Астраханской области от 28.12.2006 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области", сославшись на то, что указанные в заявлениях о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 19.11.2007 г. помещения не относятся к категории развлекательных комплексов, и ООО "Вегатек" не получило согласование о размещении игорного заведения до 01 июля 2007 года в Службе лицензирования Астраханской области (л.д. 13).
Не согласившись с отказом налогового органа, ООО "Вегатек" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов по заявлению от 19.11.2007 г.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ налогового органа является незаконным, так как Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Астрахани не представила доказательств, что он основан на нормах законодательства о налогах и сборах, и что в компетенцию налогового органа входит контроль за размещением игорных заведений на территории Астраханской области.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия апелляционной инстанции считает законным и обоснованным, поскольку действующим налоговым законодательством при регистрации в порядке статьи 366 НК РФ объектов налогообложения не предусмотрена проверка инспекцией игровых заведений на соответствие пожарным, санитарным и иным специальным нормам.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли, акт, решение или совершили действия (бездействие).
С 01 января 2007 года вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным названным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ предусмотрено, что игровые заведения, имеющие соответствующие лицензии, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года при условии приведения этой деятельности в соответствие с требованиями закона до 01 июля 2007 года в части соблюдения минимальной величины чистых активов, минимальной площади залов для размещения казино и игровых автоматов, минимального количества игровых столов и игровых автоматов и т.д.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01 июля 2007 года.
Игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес (подпункт 2 пункта 1 статьи 366 НК РФ).
Положениями статьи 364 НК РФ установлено, что для целей главы 29 Кодекса, определяющей налог на игорный бизнес, под игровым автоматом следует понимать специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (пункт 4 статьи 366 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 366 НК РФ заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителей либо направляется в виде почтового отправления с описью вложений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. При этом законодатель не связывает исполнение налогоплательщиком требований иных законодательных актов с обязанностью направить заявление о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган, и, соответственно, не наделяет налоговый орган правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Из содержания статьи 366 НК РФ следует, что режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер. А сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Довод налогового органа, что им правомерно отказано в регистрации игровых автоматов, так как указанные в заявлениях о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес помещения, принадлежащие ООО "Вегатек", не относятся к категории развлекательных комплексов, предусмотренных законом Астраханской области от 28.12.2006 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области", подлежат отклонению.
Статья 364 НК РФ не содержит понятия помещения развлекательных комплексов.
Довод налогового органа, что налог на игорный бизнес является региональным, в связи с чем отказ в регистрации объектов налогообложения налога на игорный бизнес основан на законе Астраханской области от 20.11.2006 г. N 09-40/25293 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области", не принят судом первой инстанции, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
При этом статьей 2 НК РФ предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
В части 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены требования к игорным заведениям. В частности, в пункте 8 части 2 статьи 16 данного Федерального закона предусмотрено, что в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем 50 игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы.
В силу части 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Из приведенных положений следует, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ в силу статьи 1 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, согласно статье 2 НК РФ не может распространять свое действие на налоговые правоотношения. Закон N 244-ФЗ не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 НК РФ.
Закон Астраханской области от 30.12.2005 г. N 90/2005-03 "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" и закон Астраханской области от 20.11.2006 г. N 09-40/25293 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" также не относятся к законодательству о налогах и сборах.
Из вводной части закона Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 следует, что настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях защиты прав и свобод человека и гражданина определяет процедуру согласования мест размещения игорных заведений, требования к их размещению на территории Астраханской области.
Следовательно, указанный закон не содержит положений, касающихся налоговых правоотношений.
В силу статьи 5.1 закона Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 за нарушение положений настоящего закона виновные лица несут административную ответственность в соответствии с законом Астраханской области "Об административных правонарушениях".
Таким образом, из вышеуказанного следует, что налоговый орган не наделен полномочиями контроля по размещению игорных заведений на территории Астраханской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Вегатек" 19 ноября 2007 года направило в налоговый орган заявление о регистрации 150 игровых автоматов, которые в данное время установлены ООО "Вегатек" в игровых залах по адресам: г. Астрахань, ул. Чалабяна/ул.Ногина/ул.Свердлова, 19/7/98, литеры В, Ж и по адресу: г. Астрахань, ул. Коммунистическая, 17, ул. Эспланадная (Трусова),3, ул. Тургенева, 13 и эксплуатируются. Таким образом, у ООО "Вегатек" по указанным адресам имеются игровые автоматы, которые признаются объектами налогообложения, они заявлены налоговому органу в установленном статьей 366 Кодекса порядке по заявлениям от 19.11.2007 г. Общество ведет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса в перечисленных игровых залах и отвечает всем признакам налогоплательщика, установленным статьями 19, 38, 365 и 366 НК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что нормы пунктов 2 и 6 статьи 366 НК РФ сформулированы императивно и устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику. Данную обязанность налоговый орган в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ должен неукоснительно соблюдать. Исполнение этой обязанности не может зависеть от его усмотрения, так как ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства не предусмотрен.
Из положений пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ следует, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Согласно пункту 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В пункте 8 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ указано, что принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе, в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие. В данном случае речь идет именно о запрете деятельности и об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, но не об установлении требований к размещению объектов игорного бизнеса. В тех субъектах Российской Федерации, где запрещено осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса либо допускается с определенными ограничениями, установленный субъектом Российской Федерации запрет (ограничение) сохраняет свою силу с 01.01.2007 г. до 01.07.2009 г., т.е. до общефедерального запрета (за исключением игорных зон).
Закон Астраханской области от 30.12.2005 г. N 90/2005-03 "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" и закон Астраханской области от 20.11.2006 г. N 09-40/25293 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" не предусматривают запрета на деятельность и проведение азартных игр.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации 150 игровых автоматов по заявлениям ООО "Вегатек" от 19.11.2007, не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права налогоплательщика на получение свидетельства о регистрации заявленных им объектов налогообложения, в связи с чем признал его незаконным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ налогового органа в совершении соответствующих регистрационных действий при поступлении от налогоплательщика заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес основано на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере игорного бизнеса, является незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт или действие государственного органа не соответствует закону и нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным.
Суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани следует оставить без удовлетворения.
Судебные расходы за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ следует отнести на ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани. Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани платежным поручением от 07.03.2008 г. N 209.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.02.2008 г. по делу N А06-7099/2007-19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке статьи 273 АПК РФ.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2008 ПО ДЕЛУ N А06-7099/2007-19
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2008 г. по делу N А06-7099/2007-19
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.
при участии в судебном заседании представителя налогового органа Носовой И.Т., доверенность от 03.12.2007 г. N 02-31/28354, и представителя ООО "Вегатек" Засориной Ю.С., доверенность от 28.03.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани (г. Астрахань)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 февраля 2008 года по делу N А06-7099/2007-19 (судья Гущина Т.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вегатек" (г. Воронеж)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (г. Астрахань)
об оспаривании действия (бездействия) налогового органа,
установил:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Вегатек" (далее - ООО "Вегатек", заявитель) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, налоговый орган) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов по заявлениям от 19.11.2007 г.
Решением суда первой инстанции от 18.02.2008 г. действия ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани по отказу ООО "Вегатек" в регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов по заявлениям от 19.11.2007 г. признаны незаконными.
Арбитражный суд Астраханской области обязал ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани произвести регистрацию объектов налогообложения - игровых автоматов по заявлениям от 19.11.2007 г. в течение пяти дней.
Налоговый орган не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить его по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Считает, что при вынесении решения судом первой инстанции не в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, в решении изложены выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального права.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани утверждает, что ею правомерно отказано в регистрации игровых автоматов, так как указанные в заявлениях о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес помещения, принадлежащие ООО "Вегатек", не относятся к категории развлекательных комплексов, предусмотренных законом Астраханской области от 28.12.2006 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области".
ООО "Вегатек" против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, представило отзыв.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Вегатек" Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму выдана лицензия от 24.05.2004 г. N 004435 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 24.05.2009 г. (л.д. 24).
ООО "Вегатек" осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игровых заведений на территории г. Астрахани через обособленные подразделения, расположенные по адресу: г. Астрахань, ул. Чалабяна/ ул. Ногина/ ул. Свердлова, 19/7/98, литеры В, Ж и по адресу: г. Астрахань, ул. Коммунистическая, 17, ул. Эспланадная (Трусова),3, ул. Тургенева, 13.
19 ноября 2007 года ООО "Вегатек" представлены в ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (л.д. 7-12).
20 ноября 2007 года письмом N 09-40/25293 Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Астрахани отказала в регистрации объектов игорного бизнеса на основании закона Астраханской области от 28.12.2006 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области", сославшись на то, что указанные в заявлениях о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 19.11.2007 г. помещения не относятся к категории развлекательных комплексов, и ООО "Вегатек" не получило согласование о размещении игорного заведения до 01 июля 2007 года в Службе лицензирования Астраханской области (л.д. 13).
Не согласившись с отказом налогового органа, ООО "Вегатек" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов по заявлению от 19.11.2007 г.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ налогового органа является незаконным, так как Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Астрахани не представила доказательств, что он основан на нормах законодательства о налогах и сборах, и что в компетенцию налогового органа входит контроль за размещением игорных заведений на территории Астраханской области.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия апелляционной инстанции считает законным и обоснованным, поскольку действующим налоговым законодательством при регистрации в порядке статьи 366 НК РФ объектов налогообложения не предусмотрена проверка инспекцией игровых заведений на соответствие пожарным, санитарным и иным специальным нормам.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли, акт, решение или совершили действия (бездействие).
С 01 января 2007 года вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным названным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ предусмотрено, что игровые заведения, имеющие соответствующие лицензии, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года при условии приведения этой деятельности в соответствие с требованиями закона до 01 июля 2007 года в части соблюдения минимальной величины чистых активов, минимальной площади залов для размещения казино и игровых автоматов, минимального количества игровых столов и игровых автоматов и т.д.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01 июля 2007 года.
Игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес (подпункт 2 пункта 1 статьи 366 НК РФ).
Положениями статьи 364 НК РФ установлено, что для целей главы 29 Кодекса, определяющей налог на игорный бизнес, под игровым автоматом следует понимать специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (пункт 4 статьи 366 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 366 НК РФ заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителей либо направляется в виде почтового отправления с описью вложений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. При этом законодатель не связывает исполнение налогоплательщиком требований иных законодательных актов с обязанностью направить заявление о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган, и, соответственно, не наделяет налоговый орган правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Из содержания статьи 366 НК РФ следует, что режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер. А сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Довод налогового органа, что им правомерно отказано в регистрации игровых автоматов, так как указанные в заявлениях о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес помещения, принадлежащие ООО "Вегатек", не относятся к категории развлекательных комплексов, предусмотренных законом Астраханской области от 28.12.2006 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области", подлежат отклонению.
Статья 364 НК РФ не содержит понятия помещения развлекательных комплексов.
Довод налогового органа, что налог на игорный бизнес является региональным, в связи с чем отказ в регистрации объектов налогообложения налога на игорный бизнес основан на законе Астраханской области от 20.11.2006 г. N 09-40/25293 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области", не принят судом первой инстанции, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
При этом статьей 2 НК РФ предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
В части 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены требования к игорным заведениям. В частности, в пункте 8 части 2 статьи 16 данного Федерального закона предусмотрено, что в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем 50 игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы.
В силу части 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Из приведенных положений следует, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ в силу статьи 1 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, согласно статье 2 НК РФ не может распространять свое действие на налоговые правоотношения. Закон N 244-ФЗ не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 НК РФ.
Закон Астраханской области от 30.12.2005 г. N 90/2005-03 "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" и закон Астраханской области от 20.11.2006 г. N 09-40/25293 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" также не относятся к законодательству о налогах и сборах.
Из вводной части закона Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 следует, что настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях защиты прав и свобод человека и гражданина определяет процедуру согласования мест размещения игорных заведений, требования к их размещению на территории Астраханской области.
Следовательно, указанный закон не содержит положений, касающихся налоговых правоотношений.
В силу статьи 5.1 закона Астраханской области от 30.12.2005 N 90/2005-03 за нарушение положений настоящего закона виновные лица несут административную ответственность в соответствии с законом Астраханской области "Об административных правонарушениях".
Таким образом, из вышеуказанного следует, что налоговый орган не наделен полномочиями контроля по размещению игорных заведений на территории Астраханской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Вегатек" 19 ноября 2007 года направило в налоговый орган заявление о регистрации 150 игровых автоматов, которые в данное время установлены ООО "Вегатек" в игровых залах по адресам: г. Астрахань, ул. Чалабяна/ул.Ногина/ул.Свердлова, 19/7/98, литеры В, Ж и по адресу: г. Астрахань, ул. Коммунистическая, 17, ул. Эспланадная (Трусова),3, ул. Тургенева, 13 и эксплуатируются. Таким образом, у ООО "Вегатек" по указанным адресам имеются игровые автоматы, которые признаются объектами налогообложения, они заявлены налоговому органу в установленном статьей 366 Кодекса порядке по заявлениям от 19.11.2007 г. Общество ведет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса в перечисленных игровых залах и отвечает всем признакам налогоплательщика, установленным статьями 19, 38, 365 и 366 НК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что нормы пунктов 2 и 6 статьи 366 НК РФ сформулированы императивно и устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику. Данную обязанность налоговый орган в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ должен неукоснительно соблюдать. Исполнение этой обязанности не может зависеть от его усмотрения, так как ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства не предусмотрен.
Из положений пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ следует, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Согласно пункту 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В пункте 8 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ указано, что принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе, в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие. В данном случае речь идет именно о запрете деятельности и об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, но не об установлении требований к размещению объектов игорного бизнеса. В тех субъектах Российской Федерации, где запрещено осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса либо допускается с определенными ограничениями, установленный субъектом Российской Федерации запрет (ограничение) сохраняет свою силу с 01.01.2007 г. до 01.07.2009 г., т.е. до общефедерального запрета (за исключением игорных зон).
Закон Астраханской области от 30.12.2005 г. N 90/2005-03 "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" и закон Астраханской области от 20.11.2006 г. N 09-40/25293 "О внесении изменений в закон Астраханской области "О размещении игорных заведений на территории Астраханской области" не предусматривают запрета на деятельность и проведение азартных игр.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации 150 игровых автоматов по заявлениям ООО "Вегатек" от 19.11.2007, не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права налогоплательщика на получение свидетельства о регистрации заявленных им объектов налогообложения, в связи с чем признал его незаконным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ налогового органа в совершении соответствующих регистрационных действий при поступлении от налогоплательщика заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес основано на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере игорного бизнеса, является незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт или действие государственного органа не соответствует закону и нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным.
Суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани следует оставить без удовлетворения.
Судебные расходы за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ следует отнести на ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани. Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани платежным поручением от 07.03.2008 г. N 209.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.02.2008 г. по делу N А06-7099/2007-19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке статьи 273 АПК РФ.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)