Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Первухина В.М., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" в лице филиала - Сорочинского межрайонного отдела вневедомственной охраны" (далее - Учреждение) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2012 по делу N А47-9302/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В заседании приняли участие представители:
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Будникова И.Г. (доверенность от 11.01.2012 N 03/32-000-60);
- Сорочинского межрайонного отдела вневедомственной охраны - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" - Моисеева Г.Г. (доверенность от 07.08.2012 N 8/2945).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.03.2012 N 10-12/03151 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 26.07.2012 (судья Сиваракша В.И.) заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции признано недействительным в части налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по налогу на прибыль организаций в сумме 908 036,10 рублей, пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 286 741,74 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, уставная некоммерческая деятельность бюджетного учреждения не облагается налогом на прибыль. Кроме того, полученные от осуществляемой налогоплательщиком уставной некоммерческой деятельности средства подлежат перечислению в доход федерального бюджета и в самостоятельное распоряжение учреждения не поступают, таким образом, доходы (экономическую выгоду) налогоплательщик не получает, соответственно, в силу п. 14 ст. 251 Кодекса данный доход не подлежит обложению налогом на прибыль организаций.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 составлен акт от 01.03.2012 N 147 и вынесено оспариваемое решение от 29.03.2012 N 10-12/03151.
Решением УФНС России по Оренбургской области от 03.05.2012 N 16-15/05166 указанное решение инспекции оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд.
Основанием для доначисления налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней послужили выводы налогового органа о том, что в результате невключения учреждением в состав доходов от реализации услуг денежных средств, полученных на основании договоров по охране имущества юридических и физических лиц, налогоплательщиком необоснованно занижена облагаемая база по налогу на прибыль.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, суды исходили из того, что полученные налогоплательщиком средства в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются доходом, подлежащим учету при исчислении налога на прибыль, просрочка исполнения обязанности по уплате налога влечет начисление пеней.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 Кодекса признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями Кодекса.
По ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В силу ст. 321.1 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
По правилам ст. 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Судами установлено, что налогоплательщик в спорный период оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе. Получаемые по договорам охраны с юридическими и физическими лицами средства учитывались по смете доходов и расходов как доходы от оказания услуг федеральными учреждениями. Казначейством данные средства учитывались при поступлении на лицевой счет учреждения вневедомственной охраны как полученные от приносящей доход деятельности.
На основании установленных обстоятельств судами сделаны обоснованные выводы о том, что полученные учреждением вневедомственной охраны средства в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются подлежащей обложению налогом на прибыль выручкой от реализации товаров (работ, услуг).
Оснований для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что осуществляемая им правоохранительная деятельность не подлежит обложению налогом на прибыль, судами рассмотрен и обоснованно отклонен. Суды сослались на то, что исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен в ст. 251 Кодекса, и не предусматривает плату, получаемую подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан.
Иные доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2012 по делу N А47-9302/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" в лице филиала - Сорочинского межрайонного отдела вневедомственной охраны" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
В.М.ПЕРВУХИН
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 01.02.2013 N Ф09-13576/12 ПО ДЕЛУ N А47-9302/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2013 г. N Ф09-13576/12
Дело N А47-9302/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Первухина В.М., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" в лице филиала - Сорочинского межрайонного отдела вневедомственной охраны" (далее - Учреждение) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2012 по делу N А47-9302/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В заседании приняли участие представители:
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Будникова И.Г. (доверенность от 11.01.2012 N 03/32-000-60);
- Сорочинского межрайонного отдела вневедомственной охраны - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" - Моисеева Г.Г. (доверенность от 07.08.2012 N 8/2945).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.03.2012 N 10-12/03151 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 26.07.2012 (судья Сиваракша В.И.) заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции признано недействительным в части налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по налогу на прибыль организаций в сумме 908 036,10 рублей, пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 286 741,74 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, уставная некоммерческая деятельность бюджетного учреждения не облагается налогом на прибыль. Кроме того, полученные от осуществляемой налогоплательщиком уставной некоммерческой деятельности средства подлежат перечислению в доход федерального бюджета и в самостоятельное распоряжение учреждения не поступают, таким образом, доходы (экономическую выгоду) налогоплательщик не получает, соответственно, в силу п. 14 ст. 251 Кодекса данный доход не подлежит обложению налогом на прибыль организаций.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 составлен акт от 01.03.2012 N 147 и вынесено оспариваемое решение от 29.03.2012 N 10-12/03151.
Решением УФНС России по Оренбургской области от 03.05.2012 N 16-15/05166 указанное решение инспекции оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд.
Основанием для доначисления налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней послужили выводы налогового органа о том, что в результате невключения учреждением в состав доходов от реализации услуг денежных средств, полученных на основании договоров по охране имущества юридических и физических лиц, налогоплательщиком необоснованно занижена облагаемая база по налогу на прибыль.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, суды исходили из того, что полученные налогоплательщиком средства в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются доходом, подлежащим учету при исчислении налога на прибыль, просрочка исполнения обязанности по уплате налога влечет начисление пеней.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 Кодекса признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями Кодекса.
По ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В силу ст. 321.1 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
По правилам ст. 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Судами установлено, что налогоплательщик в спорный период оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе. Получаемые по договорам охраны с юридическими и физическими лицами средства учитывались по смете доходов и расходов как доходы от оказания услуг федеральными учреждениями. Казначейством данные средства учитывались при поступлении на лицевой счет учреждения вневедомственной охраны как полученные от приносящей доход деятельности.
На основании установленных обстоятельств судами сделаны обоснованные выводы о том, что полученные учреждением вневедомственной охраны средства в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются подлежащей обложению налогом на прибыль выручкой от реализации товаров (работ, услуг).
Оснований для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что осуществляемая им правоохранительная деятельность не подлежит обложению налогом на прибыль, судами рассмотрен и обоснованно отклонен. Суды сослались на то, что исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен в ст. 251 Кодекса, и не предусматривает плату, получаемую подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан.
Иные доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2012 по делу N А47-9302/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" в лице филиала - Сорочинского межрайонного отдела вневедомственной охраны" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
В.М.ПЕРВУХИН
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)