Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-18278/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2012 г. по делу N А55-18278/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Союзнеруд" - Воротынская О.Л., доверенность от 3 июля 2012 года,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области - Русяева М.В., доверенность от 15 марта 2012 года N 04/014,
от Управления ФНС России по Самарской области - Селянская Т.А., доверенность от 07 ноября 2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2012 года, в зале N 6, апелляционные жалобы
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
Управления ФНС России по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 сентября 2012 года по делу N А55-18278/2012, судья Корнилов А.Б.,
по заявлению открытого акционерного общества "Союзнеруд", (ОГРН 1036301043393),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области,
Управлению ФНС России по Самарской области,
о признании недействительным решения,

установил:

Открытое акционерное общество "Союзнеруд" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием признать недействительными: решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области N 13-11/13876/4 от 12 января 2012 года "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решение Управления ФНС России по Самарской области от 22 февраля 2012 года N 03-15/04627 по апелляционной жалобе.
Решением суда первой инстанции от 03 сентября 2012 года требование заявителя удовлетворено.
Суд признал недействительными, как не соответствующие нормам Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области N 13-11/13876/4 от 12 января 2012 года "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решение Управления ФНС России по Самарской области от 22 февраля 2012 года N 03-15/04627.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Союзнеруд" отказать, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции принято в связи с неверным применением норм материального права и судом не дана надлежащая оценка всей совокупности доказательств, предоставленных инспекцией в суд, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Управление ФНС России по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Союзнеруд" отказать, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции вынесено в связи с неверным применением норм материального права и судом не дана надлежащая оценка всей совокупности доказательств.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления ФНС России по Самарской области.
Представитель Управления ФНС России по Самарской области доводы своей апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме. Представитель согласен с доводами апелляционной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве (вх. от 09.11.2012 г.) и в дополнениях к отзыву (вх. от 05.12.2012 г.). Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговым органом была проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2010 год представленной в налоговый орган 12 августа 2011 года.
Результаты камеральной проверки отражены в акте проверки N 13-10/6619/1017 от 28 ноября 2011 года.
Налоговым органом по результатам рассмотрения акта и представленных заявителем возражений, принято решение N 13-11/13876/4 от 12 января 2012 года, которым отказано в привлечении общества к ответственности. Налогоплательщику предложено уплатить налог в сумме 451 954 руб. и пени в сумме 7 201 руб. 20 коп.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган в апелляционном порядке.
Решением Управления ФНС России по Самарской области N 03-15/04627 от 22 февраля 2012 года в удовлетворении апелляционной жалобы заявителю было отказано.
Основанием для начисления налога и пени послужили установленные налоговым органом обстоятельства: согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области и ФБУ "Земельная кадастровая палата Самарской области, представленным в электронном виде, ОАО "Союзнеруд" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит два земельных участков: с кадастровым номером 63:09:0202053:548, расположенный по адресу: 445045, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Ярославская, 8; с кадастровым номером 63:09:0305025:570, расположенный по адресу: 445003, Самарская обл., г. Тольятти, ш. Комсомольское.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном земельном кадастре.
На основании пунктов 11, 12 и 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительство Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков утверждена Приложением Постановления Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Таким образом, для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость земли по оценке, определенной по состоянию на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом.
Поэтому, если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении площади или вида разрешенного использования земельным участком и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 63:09:0202053:5 63:09:0305025:570 по состоянию на 01.01.2010 г. переданы в соответствии с Порядком обмена Сведениями в электронном виде между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой.
Согласно электронным сведениям кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:548 по состоянию на 01.01.2010 г. составляла 166 793 784 руб.
22.06.2010 г. в результате уточнения площади земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:548 уточнилась кадастровая стоимость, которая составила 136 663 553 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:570 по состоянию на 19.01.2009 г. (дата постановки на государственный кадастровый учет) составила 5 802 440 руб.
13.03.2009 г. кадастровая стоимость земельного участка, рассчитанная в соответствии с Приложением 2 Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", составила 140 035 500 руб.
24.09.2010 г. внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости в результате выявления технической ошибки. Кадастровая стоимость, рассчитанная в соответствии с Приложением 2, составила 11 924 350 руб.
09.08.2010 г. в результате уточнения площади земельного участка уточнилась кадастровая стоимость, которая составила 10 739 173,30 руб.
Как считает налоговый орган, для целей налогообложения следует применять кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010 г. до внесения изменений в государственный кадастровый учет в результате уточнения площади земельных участков в течение 2010 г.
Согласно позиции налогового органа исходя из электронных сведений кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:020253:548 по состоянию на 01.01.2010 года составляла 166 793 784,00 руб., поскольку изменения площади и кадастровой стоимости указанного земельного участка произошли 22.06.2010 года, то такие изменения должны быть учтены на 01.01.2011 года.
ОАО "Союзнеруд", не согласившись с решениями налоговых органов, посчитав, что нарушаются его права и экономические интересы, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
В обоснование признания решения недействительным, Общество указывает на то, что согласно уточненной налоговой декларации, поданной ОАО "Союзнеруд" 12.08.2011 года по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером 63:09:020253:548 за 2010 год, исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 2 049 953 руб., по ранее поданной декларации - 2 501 907 руб.
03 сентября 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из того, что площадь земельного участка, принадлежащего заявителю не изменилась 22.06.2010 года, так как согласно свидетельству о праве постоянного бессрочного пользования от 30.03.1998 года N 29128 ОАО "Союзнеруд" принадлежит земельный участок площадью 9,146 га., заявитель утверждает, что ему никогда не принадлежал земельный участок площадью 11 1994 кв. м за который он с 2005 года оплачивал земельный налог.
Однако, налоговые органы произвели сложение площади, принадлежащей ОАО "Союзнеруд" на праве пользования с площадью, которая закреплена для целей санитарного содержания и благоустройства.
Исходя из позиции налогоплательщика данные действия налоговых органов противоречат требованиям земельного законодательства, поскольку не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования одному лицу, (п. 5 ст. 11.6 ЗК РФ).
По мнению заявителя, неправомерны доводы налогового органа, основанные на пункте 2.4 Приказа Минэкономразвития РФ от 02.11.2009 г. N 439 о том, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменении вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, приходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В данном случае уточняемая площадь земельного участка составляет 9,146 га, принадлежащая заявителю на праве бессрочного пользования, а не 11,1994 га за которую налогоплательщик оплачивал с 2005 года налог на землю неправомерно.
Из чего следует, что 22.06.2010 года по результатам кадастровых работ площадь земельного участка уточнилась всего на 303 кв. м в большую площадь от площади, указанной в свидетельстве.
Пунктами 4 и 5 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.06.2009 г. N 54 предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому, на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Согласно свидетельству о праве бессрочного пользования от 30.03.1998 г. N 29128 ОАО "Союзнеруд" принадлежит на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 9,146 га, расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Ярославская, 8, а не 11,1994 га, как указывает налоговый орган со ссылкой на сведения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
Таким образом, суд сделал обоснованный вывод о том, что уточненная налоговая декларация, поданная ОАО "Союзнеруд" за 2010 год полностью отражает действительное положение дел.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "Союзнеруд".
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 сентября 2012 года по делу N А55-18278/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)