Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Красная гора": Кузнецова Ольга Николаевна, представитель по доверенности от 10.12.2012 N 5;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска: Галактионова Екатерина Петровна, представитель по доверенности от 29.12.2012 N 02-18/20456; Цекатунова Вероника Сергеевна, представитель по доверенности от 20.12.2012 N 02-18/19950
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
на решение от 22.03.2013
по делу N А73-15013/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Губиной-Гребенниковой Е.П.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Красная гора"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
о признании незаконным решения от 03.09.2012 N 1312
Общество с ограниченной ответственностью "Красная гора" (далее - ООО "Красная гора", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - Инспекция, налоговый орган) "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 03.09.2012 N 1312.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 03.09.2012 N 1312 признано недействительным.
С Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Красная гора" (ОГРН 1022701287421 ИНН 2724033879) взысканы судебные расходы в сумме 4 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и собранным доказательствам, и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов жалобы Инспекция указывает, что судом не дана оценка, в частности, письму филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю от 13.08.2012 N ОГ/2.12-1868/12 о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:04 06 90:72, 27:23:04 06 90:73, 27:23:04 06 90:74, 27:23:04 06 90:75 имеют несколько видов разрешенного использования, а также письму Финансового департамента Администрации города Хабаровска от 10.08.201 N 03-33/2190 о том, что при прочих подвидах использования земельных участков, устанавливается налоговая ставка, равная 1,5 процента.
Кроме этого, по мнению налогового органа, судом не дана оценка представленным в материалы дела кадастровым паспортам на земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:04 06 90:72, 27:23:04 06 90:73, 27:23:04 06 90:74, 27:23:04 06 90:75, в соответствии с которыми в сведениях о зонах указано описание зоны: 1) земельный участок входит в территориальную зону: "зона центра обслуживания и коммерческой активности районного уровня"; 2) земельный участок входит в территориальную зону: "зона смешанной жилой застройки".
Налоговый орган также полагает, что выводы суда основаны на документах, которые фактически не подтверждают использование участков под застройку жилых домов.
Инспекция указывает, что в материалах дела отсутствуют документы на проектирование и завершение строительства объектов, технические паспорта сетей теплоснабжения, электроснабжения, водопровода и канализации, полученная в этих целях разрешительная документация, иные документы, которые могут свидетельствовать о целевом использовании земельных участков именно под застройку жилых домов.
В заседании суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 18.06.2012.
В заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа поддержали в полном объеме доводы апелляционной жалобы, а также доводы письменных пояснений, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Кроме этого, представители налогового органа объяснили, что земельный налог за второе полугодие 2011 года по земельному участку с кадастровым номером 27:23:04 06 90:71 инспекцией не доначислялся, поскольку в свидетельстве о праве собственности на этот земельный участок отражен вид разрешенного использования: "Под многоквартирный жилой дом".
Представитель ООО "Красная гора" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, пояснений к ней, а также доводы отзыва и дополнений к отзыву на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, составлен акт от 17.05.2012 N 18773, по результатам рассмотрения которого, а также иных материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика Инспекцией приняты решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 03.08.2012 N 185 и о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки от 03.08.2012 N 159.
По результатам рассмотрения материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, Инспекцией принято решение от 03.09.2012 N 1312 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым Обществу доначислен земельный налог в сумме 2 986 741 руб., начислены пени за его несвоевременную уплату в размере 168 758,58 руб., Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 298 674,10 руб.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 17.10.2012 N 13-10/290/19430, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество, считая названное решение Инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как усматривается из материалов дела, Общество с 10.03.2011 до 15.08.2011 на праве собственности владело земельным участком площадью 70 920,1 кв. м (кадастровый номер 27:23:04 06 90:0066), находящимся "примерно в 37,4 м по направлению на северо-запад от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Демьяна Бедного, 29".
15.08.2011 Обществом зарегистрировано право собственности на пять самостоятельных земельных участков (кадастровые номера: 27:23:04 06 90:71, 27:23:04 06 90:72, 27:23:04 06 90:73, 27:23:04 06 90:74, 27:23:04 06 90:75), образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 27:23:04 06 90:0066.
Судом первой инстанции установлено, что являясь на основании ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога, Общество в силу п. 2 ст. 396 НК РФ самостоятельно исчисляло земельный налог за 2011, при расчете которого применило налоговую ставку равную 0,05 процента.
Судом также установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении Обществом указанной налоговой ставки, что послужило основанием для доначисления Обществу земельного налога, начислению пени и штрафа в названных выше суммах.
Следовательно, по мнению налогоплательщика, у налогового органа отсутствовали правовые основания для проведения мероприятий дополнительного налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку Обществом был представлен полный пакет документов, подтверждающих сведения, отраженные налогоплательщиком в налоговой декларации.
Налоговый орган, возражая относительно заявленных требований, сослался на то, что в рассматриваемом случае Обществу при расчете земельного налога следовало применить ставку, равную 1,5 процента, поскольку спорные земельные участки имеют несколько видов разрешенного использования, удельный показатель их кадастровой стоимости рассчитан исходя из вида разрешенного использования, определенного как "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" и "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц". Такой вид разрешенного использования, который указан в свидетельствах о праве собственности на спорные земельные участки, не предусмотрен в составе видов и подвидов разрешенного использования, перечисленных в п. 2.1 Решения Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 N 571.
Следовательно, по мнению налогового органа, при указанных обстоятельствах у Инспекции имелись основания для проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, выразившихся в направлении запросов о предоставлении информации в Финансовый департамент администрации города Хабаровска и Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с целью установления вида разрешенного использования спорных земельных участков, запрет на проведение которых в рамках камеральной налоговой проверки НК РФ не установлен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать в частности 0, 3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", разрешенное использование земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках этого объекта, подлежащим внесению в сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны.
Правила землепользования и застройки в городе Хабаровске утверждены Решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211, в главе 3 которых - "градостроительные регламенты", определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В частности, пунктами 1, 2, 3, 5 статьи 10 названных Правил в территориальных зонах Ц-1ОИ, Ц-1А, Ц-1, Ц-2 установлены, в том числе следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: "Основные виды разрешенного использования", в том числе, "Здание смешанного использования: с жилыми помещениями и помещениями делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения (при условии конструктивного разделения жилого и иного использования с устройством отдельных входов и обеспечением нормативных требований к организации подъездов, загрузки, автостоянок)" (пункты 1.1, 1.1.4, 2.1, 2.1.4, 3.1, 3.1.4, 5.1, 5.1.4 статьи 10 названных Правил).
Кроме этого, в соответствии с названными Правилами в территориальной зоне смешанной жилой застройки Ж-3 устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: "Основные виды разрешенного использования": "Здание смешанного использования: с жилыми помещениями и помещениями делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения (при условии конструктивного разделения жилого и иного использования с устройством отдельных входов и обеспечением нормативных требований к организации подъездов, загрузки, автостоянок)" (пункты 11, 11.1, 11.1.2 названных Правил).
Статьей 10 названных Правил также установлено, что в территориальных зонах центра деловой, производственной и коммерческой активности при транспортных узлах ЦТ, ЦО, ЦК устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: "Основные виды разрешенного использования": "Гостиница; Крытая многоэтажная автостоянка, для размещения которой требуется отдельный участок" (пункты 6, 6.1, 6.1.5, 6.1.6, 7, 7.1., 7.1.2, 8, 8.1., 8.1.3. 8.1.4 статьи 10 названных Правил).
Таким образом, законодатель разграничил такие виды разрешенного использования земельных участков как Основной вид разрешенного использования: "Здание смешанного использования: с жилыми помещениями и помещениями делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения (при условии конструктивного разделения жилого и иного использования с устройством отдельных входов и обеспечением нормативных требований к организации подъездов, загрузки, автостоянок)" и Основной вид разрешенного использования: "Гостиница; Крытая многоэтажная автостоянка, для размещения которой требуется отдельный участок".
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права от 15.08.2011 усматривается, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами: 27:23:04 06 90:72, 27:23:04 06 90:73, 27:23:04 06 90:74, 27:23:04 06 90:75 имеют один вид разрешенного использования, предусмотренный, в числе прочих, названными Правилами землепользования и застройки: "Здание смешанного использования: с жилыми помещениями и помещениями делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения (при условии конструктивного разделения жилого и иного использования с устройством отдельных входов и обеспечением нормативных требований к организации подъездов, загрузки, автостоянок)".
Из свидетельства о государственной регистрации права от 10.03.2011 также усматривается, что для земельного участка с кадастровым номером 27:23:04 06 90:0066, в результате разделения которого образованы названные выше земельные участки, определен разрешенный вид использования: "Для оформления земельного участка под застройку в соответствии с градостроительным регламентом".
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы налогового органа о том, что спорные земельные участки имеют несколько видов разрешенного использования, поскольку они не соответствуют как нормам материального права, регулирующим спорные отношения, так и фактическим обстоятельствам.
В частности, подпунктом 1 пункта 2.1 названного Решения предусмотрено, что налоговая ставка по земельному налогу для земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки (наименование вида разрешенного использования земельного участка), земельных участков, предназначенных для размещения малоэтажных жилых домов, земельных участков, предназначенных для размещения среднеэтажных жилых домов, земельных участков, предназначенных для размещения многоэтажных жилых домов, земельных участков общежитий (состав вида разрешенного использования земельного участка (подвиды) установлена в размере 0,05%.
В то же время, подпунктами 3, 6 пункта 2.1 названного Решения ставка земельного налога в размере 1,5% установлена для земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок (наименование вида разрешенного использования), в частности, для земельных участков, на которых взимается плата за хранение автотранспортных средств, а также для земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц (наименование вида разрешенного использования), для земельных участков гостиниц; прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей) - (состав вида разрешенного использования земельного участка (подвиды).
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы налогового органа о том, что по сведениям Федеральной кадастровой палаты, земельный участок с кадастровым номером 27:23:04 06 90:0066 имел несколько видов разрешенного использования, в том числе: "Объект (сеть, сооружение) инженерно-технического обеспечения, для размещения которого требуется отдельный земельный участок. Объект (учреждение, предприятие) социального обслуживания населения, в том числе социально-реабилитационный центр. Объект образования... Гостиница. Крытая многоэтажная стоянка", поскольку названные сведения противоречат виду разрешенного использования, указанному в свидетельстве о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 27:23:04 06 90:0066.
Адрес спорных земельных участков установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка - нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Демьяна Бедного, 29.
Как усматривается из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 27:23:04 06 90:74, он расположен в территориальной зоне (Ж-3), выделенной для обеспечения правовых условий формирования жилых районов средней плотности застройки, где предусматривается размещение одноквартирных, двухквартирных и блокированных жилых домов не выше трех этажей с земельными участками, многоквартирных жилых домов до 10 этажей. Местоположение участка: г. Хабаровск, Железнодорожный район, ул. Демьяна Бедного, 29.
Как следует из полученного Обществом положительного заключения негосударственной экспертизы N 4-1-1-0020-13, Обществом на указанном земельном участке будет осуществляться строительство многоквартирного 20/22 этажного жилого дома.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков с кадастровыми номерами: 27:23:04 06 90:72, 27:23:04 06 90:73, 27:23:04 06 90:75 они также входят в территориальную зону: "зона смешанной жилой застройки" (Ж-3).
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а также правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о недействительности оспариваемого решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска, удовлетворив заявленные ООО "Красная гора" требования.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.03.2013 по делу N А73-15013/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2013 N 06АП-2484/2013 ПО ДЕЛУ N А73-15013/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. N 06АП-2484/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Красная гора": Кузнецова Ольга Николаевна, представитель по доверенности от 10.12.2012 N 5;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска: Галактионова Екатерина Петровна, представитель по доверенности от 29.12.2012 N 02-18/20456; Цекатунова Вероника Сергеевна, представитель по доверенности от 20.12.2012 N 02-18/19950
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
на решение от 22.03.2013
по делу N А73-15013/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Губиной-Гребенниковой Е.П.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Красная гора"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
о признании незаконным решения от 03.09.2012 N 1312
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Красная гора" (далее - ООО "Красная гора", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - Инспекция, налоговый орган) "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 03.09.2012 N 1312.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 03.09.2012 N 1312 признано недействительным.
С Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Красная гора" (ОГРН 1022701287421 ИНН 2724033879) взысканы судебные расходы в сумме 4 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и собранным доказательствам, и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов жалобы Инспекция указывает, что судом не дана оценка, в частности, письму филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю от 13.08.2012 N ОГ/2.12-1868/12 о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:04 06 90:72, 27:23:04 06 90:73, 27:23:04 06 90:74, 27:23:04 06 90:75 имеют несколько видов разрешенного использования, а также письму Финансового департамента Администрации города Хабаровска от 10.08.201 N 03-33/2190 о том, что при прочих подвидах использования земельных участков, устанавливается налоговая ставка, равная 1,5 процента.
Кроме этого, по мнению налогового органа, судом не дана оценка представленным в материалы дела кадастровым паспортам на земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:04 06 90:72, 27:23:04 06 90:73, 27:23:04 06 90:74, 27:23:04 06 90:75, в соответствии с которыми в сведениях о зонах указано описание зоны: 1) земельный участок входит в территориальную зону: "зона центра обслуживания и коммерческой активности районного уровня"; 2) земельный участок входит в территориальную зону: "зона смешанной жилой застройки".
Налоговый орган также полагает, что выводы суда основаны на документах, которые фактически не подтверждают использование участков под застройку жилых домов.
Инспекция указывает, что в материалах дела отсутствуют документы на проектирование и завершение строительства объектов, технические паспорта сетей теплоснабжения, электроснабжения, водопровода и канализации, полученная в этих целях разрешительная документация, иные документы, которые могут свидетельствовать о целевом использовании земельных участков именно под застройку жилых домов.
В заседании суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 18.06.2012.
В заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа поддержали в полном объеме доводы апелляционной жалобы, а также доводы письменных пояснений, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Кроме этого, представители налогового органа объяснили, что земельный налог за второе полугодие 2011 года по земельному участку с кадастровым номером 27:23:04 06 90:71 инспекцией не доначислялся, поскольку в свидетельстве о праве собственности на этот земельный участок отражен вид разрешенного использования: "Под многоквартирный жилой дом".
Представитель ООО "Красная гора" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, пояснений к ней, а также доводы отзыва и дополнений к отзыву на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, составлен акт от 17.05.2012 N 18773, по результатам рассмотрения которого, а также иных материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика Инспекцией приняты решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 03.08.2012 N 185 и о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки от 03.08.2012 N 159.
По результатам рассмотрения материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, Инспекцией принято решение от 03.09.2012 N 1312 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым Обществу доначислен земельный налог в сумме 2 986 741 руб., начислены пени за его несвоевременную уплату в размере 168 758,58 руб., Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 298 674,10 руб.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 17.10.2012 N 13-10/290/19430, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество, считая названное решение Инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как усматривается из материалов дела, Общество с 10.03.2011 до 15.08.2011 на праве собственности владело земельным участком площадью 70 920,1 кв. м (кадастровый номер 27:23:04 06 90:0066), находящимся "примерно в 37,4 м по направлению на северо-запад от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Демьяна Бедного, 29".
15.08.2011 Обществом зарегистрировано право собственности на пять самостоятельных земельных участков (кадастровые номера: 27:23:04 06 90:71, 27:23:04 06 90:72, 27:23:04 06 90:73, 27:23:04 06 90:74, 27:23:04 06 90:75), образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 27:23:04 06 90:0066.
Судом первой инстанции установлено, что являясь на основании ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога, Общество в силу п. 2 ст. 396 НК РФ самостоятельно исчисляло земельный налог за 2011, при расчете которого применило налоговую ставку равную 0,05 процента.
Судом также установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении Обществом указанной налоговой ставки, что послужило основанием для доначисления Обществу земельного налога, начислению пени и штрафа в названных выше суммах.
Следовательно, по мнению налогоплательщика, у налогового органа отсутствовали правовые основания для проведения мероприятий дополнительного налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку Обществом был представлен полный пакет документов, подтверждающих сведения, отраженные налогоплательщиком в налоговой декларации.
Налоговый орган, возражая относительно заявленных требований, сослался на то, что в рассматриваемом случае Обществу при расчете земельного налога следовало применить ставку, равную 1,5 процента, поскольку спорные земельные участки имеют несколько видов разрешенного использования, удельный показатель их кадастровой стоимости рассчитан исходя из вида разрешенного использования, определенного как "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" и "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц". Такой вид разрешенного использования, который указан в свидетельствах о праве собственности на спорные земельные участки, не предусмотрен в составе видов и подвидов разрешенного использования, перечисленных в п. 2.1 Решения Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 N 571.
Следовательно, по мнению налогового органа, при указанных обстоятельствах у Инспекции имелись основания для проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, выразившихся в направлении запросов о предоставлении информации в Финансовый департамент администрации города Хабаровска и Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с целью установления вида разрешенного использования спорных земельных участков, запрет на проведение которых в рамках камеральной налоговой проверки НК РФ не установлен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать в частности 0, 3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", разрешенное использование земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках этого объекта, подлежащим внесению в сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны.
Правила землепользования и застройки в городе Хабаровске утверждены Решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211, в главе 3 которых - "градостроительные регламенты", определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В частности, пунктами 1, 2, 3, 5 статьи 10 названных Правил в территориальных зонах Ц-1ОИ, Ц-1А, Ц-1, Ц-2 установлены, в том числе следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: "Основные виды разрешенного использования", в том числе, "Здание смешанного использования: с жилыми помещениями и помещениями делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения (при условии конструктивного разделения жилого и иного использования с устройством отдельных входов и обеспечением нормативных требований к организации подъездов, загрузки, автостоянок)" (пункты 1.1, 1.1.4, 2.1, 2.1.4, 3.1, 3.1.4, 5.1, 5.1.4 статьи 10 названных Правил).
Кроме этого, в соответствии с названными Правилами в территориальной зоне смешанной жилой застройки Ж-3 устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: "Основные виды разрешенного использования": "Здание смешанного использования: с жилыми помещениями и помещениями делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения (при условии конструктивного разделения жилого и иного использования с устройством отдельных входов и обеспечением нормативных требований к организации подъездов, загрузки, автостоянок)" (пункты 11, 11.1, 11.1.2 названных Правил).
Статьей 10 названных Правил также установлено, что в территориальных зонах центра деловой, производственной и коммерческой активности при транспортных узлах ЦТ, ЦО, ЦК устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: "Основные виды разрешенного использования": "Гостиница; Крытая многоэтажная автостоянка, для размещения которой требуется отдельный участок" (пункты 6, 6.1, 6.1.5, 6.1.6, 7, 7.1., 7.1.2, 8, 8.1., 8.1.3. 8.1.4 статьи 10 названных Правил).
Таким образом, законодатель разграничил такие виды разрешенного использования земельных участков как Основной вид разрешенного использования: "Здание смешанного использования: с жилыми помещениями и помещениями делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения (при условии конструктивного разделения жилого и иного использования с устройством отдельных входов и обеспечением нормативных требований к организации подъездов, загрузки, автостоянок)" и Основной вид разрешенного использования: "Гостиница; Крытая многоэтажная автостоянка, для размещения которой требуется отдельный участок".
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права от 15.08.2011 усматривается, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами: 27:23:04 06 90:72, 27:23:04 06 90:73, 27:23:04 06 90:74, 27:23:04 06 90:75 имеют один вид разрешенного использования, предусмотренный, в числе прочих, названными Правилами землепользования и застройки: "Здание смешанного использования: с жилыми помещениями и помещениями делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения (при условии конструктивного разделения жилого и иного использования с устройством отдельных входов и обеспечением нормативных требований к организации подъездов, загрузки, автостоянок)".
Из свидетельства о государственной регистрации права от 10.03.2011 также усматривается, что для земельного участка с кадастровым номером 27:23:04 06 90:0066, в результате разделения которого образованы названные выше земельные участки, определен разрешенный вид использования: "Для оформления земельного участка под застройку в соответствии с градостроительным регламентом".
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы налогового органа о том, что спорные земельные участки имеют несколько видов разрешенного использования, поскольку они не соответствуют как нормам материального права, регулирующим спорные отношения, так и фактическим обстоятельствам.
В частности, подпунктом 1 пункта 2.1 названного Решения предусмотрено, что налоговая ставка по земельному налогу для земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки (наименование вида разрешенного использования земельного участка), земельных участков, предназначенных для размещения малоэтажных жилых домов, земельных участков, предназначенных для размещения среднеэтажных жилых домов, земельных участков, предназначенных для размещения многоэтажных жилых домов, земельных участков общежитий (состав вида разрешенного использования земельного участка (подвиды) установлена в размере 0,05%.
В то же время, подпунктами 3, 6 пункта 2.1 названного Решения ставка земельного налога в размере 1,5% установлена для земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок (наименование вида разрешенного использования), в частности, для земельных участков, на которых взимается плата за хранение автотранспортных средств, а также для земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц (наименование вида разрешенного использования), для земельных участков гостиниц; прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей) - (состав вида разрешенного использования земельного участка (подвиды).
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы налогового органа о том, что по сведениям Федеральной кадастровой палаты, земельный участок с кадастровым номером 27:23:04 06 90:0066 имел несколько видов разрешенного использования, в том числе: "Объект (сеть, сооружение) инженерно-технического обеспечения, для размещения которого требуется отдельный земельный участок. Объект (учреждение, предприятие) социального обслуживания населения, в том числе социально-реабилитационный центр. Объект образования... Гостиница. Крытая многоэтажная стоянка", поскольку названные сведения противоречат виду разрешенного использования, указанному в свидетельстве о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 27:23:04 06 90:0066.
Адрес спорных земельных участков установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка - нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Демьяна Бедного, 29.
Как усматривается из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 27:23:04 06 90:74, он расположен в территориальной зоне (Ж-3), выделенной для обеспечения правовых условий формирования жилых районов средней плотности застройки, где предусматривается размещение одноквартирных, двухквартирных и блокированных жилых домов не выше трех этажей с земельными участками, многоквартирных жилых домов до 10 этажей. Местоположение участка: г. Хабаровск, Железнодорожный район, ул. Демьяна Бедного, 29.
Как следует из полученного Обществом положительного заключения негосударственной экспертизы N 4-1-1-0020-13, Обществом на указанном земельном участке будет осуществляться строительство многоквартирного 20/22 этажного жилого дома.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков с кадастровыми номерами: 27:23:04 06 90:72, 27:23:04 06 90:73, 27:23:04 06 90:75 они также входят в территориальную зону: "зона смешанной жилой застройки" (Ж-3).
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а также правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о недействительности оспариваемого решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска, удовлетворив заявленные ООО "Красная гора" требования.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.03.2013 по делу N А73-15013/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)