Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Башкатовой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2008 г. (судья Соколова В.Г.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Сидорова Василия Васильевича к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Орловской области о признании недействительным решения N 13 от 25.04.2008 г.
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Забелиной Г.А., государственного налогового инспектора по доверенности N 122 от 01.07.2008 г., Бында Е.С., специалиста первого разряда по доверенности N 8 от 15.01.2008 г.,
от налогоплательщика - Сидоровой М.В., представителя по доверенности б/н от 01.07.2008 г.,
установил:
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Сидоров Василий Васильевич (далее - предприниматель Сидоров, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Орловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 25.04.2008 г. N 13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2008 г. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на доказанность факта занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вследствие невключения в нее стоимости реализованного трактора, и на отсутствие в связи с этим у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований налогоплательщика.
Указанное, по мнению налогового органа, подтверждается также тем, что денежные средства, полученные от продажи трактора, использованы налогоплательщиком частично на погашение кредита, взятого для осуществления предпринимательской деятельности.
Представитель налогоплательщика считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Орловской области проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Сидорова Василия Васильевича, находящегося на упрощенной системе налогообложения, по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г.
При проведении проверки инспекцией установлен факт реализации предпринимателем Сидоровым закрытому акционерному обществу "Славянское" трактора ТО-30 стоимостью 450000 руб. по счету-фактуре б/н от 19.04.2005 г. и накладной N 4 от 19.04.2005 г. Денежные средства в указанной сумме перечислены покупателем на счет предпринимателя Сидорова в отделении Сбербанка России N 3797 п. Верховье.
В то же время, доход, полученный от реализации трактора, в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предпринимателем не включен, что, по мнению налогового органа, повлекло неуплату названного налога в бюджет за 2005 г. в сумме 27000 руб.
В связи с выявленным нарушением налогового законодательства налоговым органом был составлен акт выездной налоговой проверки от 31.03.2008 г. N 13 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.04.2008 г. N 13, согласно которому предприниматель Сидоров привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 г., предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 5400 руб., а также ему начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 8311 руб. и предложено уплатить недоимку по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 г., в сумме 27000 руб.
Не согласившись с данным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд при рассмотрении спора обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, находящимися на упрощенной системе налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, указанным в названной статье, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса "Упрощенная система налогообложения".
Объектом налогообложения названным налогом признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (пункт 1 статьи 346.14 Налогового кодекса); выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (пункт 2 статьи 346.14 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса установлено, что товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Из смысла статей 346.11, 346.12, 346.14 Налогового кодекса следует, что налогообложению в порядке главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" подлежат доходы физических лиц, получаемые в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Следовательно, в целях исчисления и уплаты данного налога необходимо различать доходы, полученные в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от иных доходов физического лица, не связанных с осуществлением такой деятельности.
Статьей 18 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
В силу пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом статьей 2 Гражданского кодекса под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, о чем регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения данной записи.
При этом в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе, и о видах осуществляемой им экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (пункт "о" части 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ).
Из совокупного толкования приведенных норм следует, что под доходом от предпринимательской деятельности в целях исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, следует понимать доход, полученный физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и внесенным в указанном качестве в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, от осуществления деятельности, поименованной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Как установлено судом области, Сидоров Василий Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, 04.12.2001 г. Основным видом деятельности предпринимателя Сидорова, указанным в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, является предоставление прочих персональных услуг, дополнительными видами деятельности - розничная торговля алкогольными и другими напитками, деятельность ресторанов и кафе, розничная торговля пищевыми продуктами.
Фактически в проверяемом периоде предприниматель занимался деятельностью по передаче во временное пользование стационарных торговых мест и площадок на территории открытого рынка для организации на них торговых мест. На основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 09.12.2002 г. N 5 предприниматель Сидоров переведен на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
Предпринимательской деятельностью, связанной с реализацией транспортных средств, предприниматель Сидоров не занимался. Данная деятельность не указана в качестве осуществляемого им вида деятельности в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
При таких обстоятельствах суд области сделал правильный вывод о том, что реализация предпринимателем Сидоровым принадлежащего ему на праве личной собственности трактора не является реализацией в целях исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, в смысле, придаваемом данному понятию статьями 39 и 249 Налогового кодекса.
Указанное подтверждается также тем, что данное транспортное средство было приобретено Сидоровым у акционерного общества "Велор" в качестве физического лица за собственные денежные средства без включения расходов по приобретению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления единого налога, что подтверждается счетом-фактурой N 0000006128 от 08.07.2004 г., квитанцией к приходному кассовому ордеру N 346 от 08.07.2004 г. и накладной N 0000006128 от 08.07.2004 г.
То обстоятельство, что в документах на реализацию трактора в качестве продавца и получателя денежных средств был указан предприниматель Сидоров, не является в данном случае фактором, определяющим сущность произведенной операции как реализация товара при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку суд при рассмотрении спора установил, что указание данных сведений в документах на реализацию является ошибочным.
Факт неправильного заполнения платежно-расчетных документов не свидетельствует о том, что Сидоров продал трактор ТО-30 как индивидуальный предприниматель, а, следовательно, получил доход от предпринимательской деятельности, с которого должен уплатить налог.
Также не свидетельствует об этом использование полученных от реализации трактора денежных средств на погашение кредита, взятого для осуществления предпринимательской деятельности. В силу пункта 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговый орган не представил суду бесспорных доказательств того, что трактор ТО-30 являлся для предпринимателя Сидорова основным средством или был приобретен им для дальнейшей перепродажи при осуществлении предпринимательской деятельности.
Следовательно, у предпринимателя Сидорова не возникло обязанности по исчислению и уплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, с учетом вывода суда об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления спорной суммы налога, у него также не имелось оснований и для начисления пеней за несвоевременную уплату налога.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности явился вывод налогового органа о совершении налогоплательщиком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Так как суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии факта неуплаты предпринимателем Сидоровым единого налога, то в этом случае отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 109 Налогового кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения
Следовательно, предприниматель необоснованно привлечен оспариваемым решением инспекции к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа за неуплату налога.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции по настоящему делу.
Суд первой инстанции в полном объеме установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, не содержит.
Учитывая результат рассмотрения дела, государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная инспекцией при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2008 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
А.А.СУРНЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2008 ПО ДЕЛУ N А48-1982/08-2
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2008 г. по делу N А48-1982/08-2
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Башкатовой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2008 г. (судья Соколова В.Г.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Сидорова Василия Васильевича к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Орловской области о признании недействительным решения N 13 от 25.04.2008 г.
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Забелиной Г.А., государственного налогового инспектора по доверенности N 122 от 01.07.2008 г., Бында Е.С., специалиста первого разряда по доверенности N 8 от 15.01.2008 г.,
от налогоплательщика - Сидоровой М.В., представителя по доверенности б/н от 01.07.2008 г.,
установил:
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Сидоров Василий Васильевич (далее - предприниматель Сидоров, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Орловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 25.04.2008 г. N 13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2008 г. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на доказанность факта занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вследствие невключения в нее стоимости реализованного трактора, и на отсутствие в связи с этим у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований налогоплательщика.
Указанное, по мнению налогового органа, подтверждается также тем, что денежные средства, полученные от продажи трактора, использованы налогоплательщиком частично на погашение кредита, взятого для осуществления предпринимательской деятельности.
Представитель налогоплательщика считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Орловской области проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Сидорова Василия Васильевича, находящегося на упрощенной системе налогообложения, по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г.
При проведении проверки инспекцией установлен факт реализации предпринимателем Сидоровым закрытому акционерному обществу "Славянское" трактора ТО-30 стоимостью 450000 руб. по счету-фактуре б/н от 19.04.2005 г. и накладной N 4 от 19.04.2005 г. Денежные средства в указанной сумме перечислены покупателем на счет предпринимателя Сидорова в отделении Сбербанка России N 3797 п. Верховье.
В то же время, доход, полученный от реализации трактора, в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предпринимателем не включен, что, по мнению налогового органа, повлекло неуплату названного налога в бюджет за 2005 г. в сумме 27000 руб.
В связи с выявленным нарушением налогового законодательства налоговым органом был составлен акт выездной налоговой проверки от 31.03.2008 г. N 13 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.04.2008 г. N 13, согласно которому предприниматель Сидоров привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 г., предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 5400 руб., а также ему начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 8311 руб. и предложено уплатить недоимку по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 г., в сумме 27000 руб.
Не согласившись с данным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд при рассмотрении спора обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, находящимися на упрощенной системе налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, указанным в названной статье, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса "Упрощенная система налогообложения".
Объектом налогообложения названным налогом признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (пункт 1 статьи 346.14 Налогового кодекса); выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (пункт 2 статьи 346.14 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса установлено, что товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Из смысла статей 346.11, 346.12, 346.14 Налогового кодекса следует, что налогообложению в порядке главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" подлежат доходы физических лиц, получаемые в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Следовательно, в целях исчисления и уплаты данного налога необходимо различать доходы, полученные в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от иных доходов физического лица, не связанных с осуществлением такой деятельности.
Статьей 18 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
В силу пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом статьей 2 Гражданского кодекса под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, о чем регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения данной записи.
При этом в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе, и о видах осуществляемой им экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (пункт "о" части 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ).
Из совокупного толкования приведенных норм следует, что под доходом от предпринимательской деятельности в целях исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, следует понимать доход, полученный физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и внесенным в указанном качестве в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, от осуществления деятельности, поименованной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Как установлено судом области, Сидоров Василий Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, 04.12.2001 г. Основным видом деятельности предпринимателя Сидорова, указанным в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, является предоставление прочих персональных услуг, дополнительными видами деятельности - розничная торговля алкогольными и другими напитками, деятельность ресторанов и кафе, розничная торговля пищевыми продуктами.
Фактически в проверяемом периоде предприниматель занимался деятельностью по передаче во временное пользование стационарных торговых мест и площадок на территории открытого рынка для организации на них торговых мест. На основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 09.12.2002 г. N 5 предприниматель Сидоров переведен на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
Предпринимательской деятельностью, связанной с реализацией транспортных средств, предприниматель Сидоров не занимался. Данная деятельность не указана в качестве осуществляемого им вида деятельности в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
При таких обстоятельствах суд области сделал правильный вывод о том, что реализация предпринимателем Сидоровым принадлежащего ему на праве личной собственности трактора не является реализацией в целях исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, в смысле, придаваемом данному понятию статьями 39 и 249 Налогового кодекса.
Указанное подтверждается также тем, что данное транспортное средство было приобретено Сидоровым у акционерного общества "Велор" в качестве физического лица за собственные денежные средства без включения расходов по приобретению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления единого налога, что подтверждается счетом-фактурой N 0000006128 от 08.07.2004 г., квитанцией к приходному кассовому ордеру N 346 от 08.07.2004 г. и накладной N 0000006128 от 08.07.2004 г.
То обстоятельство, что в документах на реализацию трактора в качестве продавца и получателя денежных средств был указан предприниматель Сидоров, не является в данном случае фактором, определяющим сущность произведенной операции как реализация товара при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку суд при рассмотрении спора установил, что указание данных сведений в документах на реализацию является ошибочным.
Факт неправильного заполнения платежно-расчетных документов не свидетельствует о том, что Сидоров продал трактор ТО-30 как индивидуальный предприниматель, а, следовательно, получил доход от предпринимательской деятельности, с которого должен уплатить налог.
Также не свидетельствует об этом использование полученных от реализации трактора денежных средств на погашение кредита, взятого для осуществления предпринимательской деятельности. В силу пункта 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговый орган не представил суду бесспорных доказательств того, что трактор ТО-30 являлся для предпринимателя Сидорова основным средством или был приобретен им для дальнейшей перепродажи при осуществлении предпринимательской деятельности.
Следовательно, у предпринимателя Сидорова не возникло обязанности по исчислению и уплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, с учетом вывода суда об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления спорной суммы налога, у него также не имелось оснований и для начисления пеней за несвоевременную уплату налога.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности явился вывод налогового органа о совершении налогоплательщиком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Так как суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии факта неуплаты предпринимателем Сидоровым единого налога, то в этом случае отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 109 Налогового кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения
Следовательно, предприниматель необоснованно привлечен оспариваемым решением инспекции к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа за неуплату налога.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции по настоящему делу.
Суд первой инстанции в полном объеме установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, не содержит.
Учитывая результат рассмотрения дела, государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная инспекцией при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2008 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
А.А.СУРНЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)