Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.08.2007 по делу N А50-8175/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Кинзябулатова Т.В. (доверенность от 03.09.2007), Никитина Е.М. (доверенность от 03.09.2007);
- общества с ограниченной ответственностью "Центр технического сервиса" (далее - общество, налогоплательщик) - Бойкова Н.В. (доверенность от 09.01.2007).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 08.05.2007 N 19 в части начисления единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 107 833 руб., пени - в сумме 10 132 руб., а также штрафов, предусмотренных п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), за неуплату ЕСН - в сумме 21 567 руб. и налога на прибыль - в сумме 3645 руб. (согласно уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиям).
Оспариваемое решение инспекции вынесено по результатам выездной налоговой проверки, которой установлены нарушения по исчислению налогоплательщиком ЕСН за 2004 г. и налога на прибыль за 2004, 2005 г. Инспекция полагает, что налогоплательщиком неправомерно не включен в налогооблагаемую базу по ЕСН платеж в сумме 380 952 руб., перечисленный на расчетный счет некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "Лукойл-Гарант" для зачисления на солидарный пенсионный счет общества по договору от 10.05.2001 N ЮЛ-95/144/01.
Решением суда от 14.08.2007 (судья Щеголихина О.В.) заявленные требования удовлетворены.
При рассмотрении вопроса об обоснованности начисления обществу к уплате в бюджет ЕСН, связанного с неправомерным исключением из налоговой базы сумм выплат, перечисленных налогоплательщиком в названный негосударственный пенсионный фонд, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные выплаты не подлежат включению в объект обложения ЕСН в силу ст. 236 Кодекса.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом требований ст. 236, 237, 255 Кодекса. По мнению налогового органа, денежные средства, перечисленные работодателем в негосударственный Пенсионный фонд в пользу работников, подлежат включению в налогооблагаемую базу по ЕСН. При этом указанный судебный акт в части признания неправомерным взыскания штрафа в сумме 3645 руб. за неуплату налога на прибыль инспекцией не обжалуется.
Суд кассационной инстанции считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пункты 1 и 2 ст. 237 Кодекса предусматривают, что налоговая база по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Объектом обложения ЕСН являются те выплаты работникам, которые становятся для него материальной выгодой, доходом. В свою очередь, нормы законодательства о налогах и сборах под доходом понимают экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемой в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Требования, установленные п. 16 ст. 255 Кодекса, на которые ссылается налоговый орган и в соответствии с которым суммы платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами, относятся к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль, распространяются только на гл. 25 Кодекса и не применимы в целях определения объекта налогообложения и налоговой базы по ЕСН, так как это не предусмотрено нормами, содержащимися в гл. 24 Кодекса.
Платежи (взносы) по договору негосударственного пенсионного обеспечения, перечисляемые обществом на солидарный неперсонифицированный счет, не создают объекта налогообложения ЕСН, так как согласно ст. 16, 17 и 18 Федерального закона Российской Федерации от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" формируют собственное имущество негосударственных пенсионных фондов и не могут одновременно являться доходами конкретных физических лиц.
Основной целью перечисления пенсионных взносов является формирование солидарного фонда пенсионных накоплений вкладчика, за счет которого фонд будет осуществлять дополнительные пенсионные выплаты в пользу работников при наступлении ряда условий, предусмотренных договором с работодателем.
Таким образом, отсутствуют условия для выделения налоговой базы по каждому физическому лицу в соответствии с требованиями, установленными ст. 237 Кодекса.
Нормы материального права Арбитражным судом Пермского края применены правильно, выводы его соответствуют установленным обстоятельствам дела и не противоречат представленным сторонами доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным судом не допущено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение суда Арбитражного суда Пермского края от 14.08.2007 по делу N А50-8175/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке Пермского края в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
И.А.ТАТАРИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2007 N Ф09-9505/07-С2 ПО ДЕЛУ N А50-8175/07
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2007 г. N Ф09-9505/07-С2
Дело N А50-8175/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.08.2007 по делу N А50-8175/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Кинзябулатова Т.В. (доверенность от 03.09.2007), Никитина Е.М. (доверенность от 03.09.2007);
- общества с ограниченной ответственностью "Центр технического сервиса" (далее - общество, налогоплательщик) - Бойкова Н.В. (доверенность от 09.01.2007).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 08.05.2007 N 19 в части начисления единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 107 833 руб., пени - в сумме 10 132 руб., а также штрафов, предусмотренных п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), за неуплату ЕСН - в сумме 21 567 руб. и налога на прибыль - в сумме 3645 руб. (согласно уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиям).
Оспариваемое решение инспекции вынесено по результатам выездной налоговой проверки, которой установлены нарушения по исчислению налогоплательщиком ЕСН за 2004 г. и налога на прибыль за 2004, 2005 г. Инспекция полагает, что налогоплательщиком неправомерно не включен в налогооблагаемую базу по ЕСН платеж в сумме 380 952 руб., перечисленный на расчетный счет некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "Лукойл-Гарант" для зачисления на солидарный пенсионный счет общества по договору от 10.05.2001 N ЮЛ-95/144/01.
Решением суда от 14.08.2007 (судья Щеголихина О.В.) заявленные требования удовлетворены.
При рассмотрении вопроса об обоснованности начисления обществу к уплате в бюджет ЕСН, связанного с неправомерным исключением из налоговой базы сумм выплат, перечисленных налогоплательщиком в названный негосударственный пенсионный фонд, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные выплаты не подлежат включению в объект обложения ЕСН в силу ст. 236 Кодекса.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом требований ст. 236, 237, 255 Кодекса. По мнению налогового органа, денежные средства, перечисленные работодателем в негосударственный Пенсионный фонд в пользу работников, подлежат включению в налогооблагаемую базу по ЕСН. При этом указанный судебный акт в части признания неправомерным взыскания штрафа в сумме 3645 руб. за неуплату налога на прибыль инспекцией не обжалуется.
Суд кассационной инстанции считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пункты 1 и 2 ст. 237 Кодекса предусматривают, что налоговая база по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Объектом обложения ЕСН являются те выплаты работникам, которые становятся для него материальной выгодой, доходом. В свою очередь, нормы законодательства о налогах и сборах под доходом понимают экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемой в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Требования, установленные п. 16 ст. 255 Кодекса, на которые ссылается налоговый орган и в соответствии с которым суммы платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами, относятся к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль, распространяются только на гл. 25 Кодекса и не применимы в целях определения объекта налогообложения и налоговой базы по ЕСН, так как это не предусмотрено нормами, содержащимися в гл. 24 Кодекса.
Платежи (взносы) по договору негосударственного пенсионного обеспечения, перечисляемые обществом на солидарный неперсонифицированный счет, не создают объекта налогообложения ЕСН, так как согласно ст. 16, 17 и 18 Федерального закона Российской Федерации от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" формируют собственное имущество негосударственных пенсионных фондов и не могут одновременно являться доходами конкретных физических лиц.
Основной целью перечисления пенсионных взносов является формирование солидарного фонда пенсионных накоплений вкладчика, за счет которого фонд будет осуществлять дополнительные пенсионные выплаты в пользу работников при наступлении ряда условий, предусмотренных договором с работодателем.
Таким образом, отсутствуют условия для выделения налоговой базы по каждому физическому лицу в соответствии с требованиями, установленными ст. 237 Кодекса.
Нормы материального права Арбитражным судом Пермского края применены правильно, выводы его соответствуют установленным обстоятельствам дела и не противоречат представленным сторонами доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным судом не допущено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение суда Арбитражного суда Пермского края от 14.08.2007 по делу N А50-8175/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке Пермского края в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
И.А.ТАТАРИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)