Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Дубровиной О.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Царук М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград,
Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.06.2008 г. по делу N А12-4866/08-С60 (судья Любимцева Ю.П.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волгоградрегионгаз", г. Волгоград,
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград,
Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград,
о признании недействительными ненормативных актов,
при участии в заседании:
представителя ООО "Волгоградрегионгаз" - Халанская Н.И. (доверенность N 24/11 от 09.01.2008 г., срок действия до 31.12.2008 г.), Терещук Д.С. (доверенность N 14/11 от 09.01.2008 г., срок действия до 31.12.2008 г.),
- представителя Межрайонной ФНС России N 2 по Волгоградской области - Сахарова М.В. (доверенность N 03-10/05 от 09.01.2008 г., срок действия по 31.12.2008 г.);
- представителя Управления ФНС России по Волгоградской области - Чубыкин Л.П. (доверенность N 07-17/90 от 29.12.2007 г., срок действия по 31.12.2008 г.);
- установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Волгоградрегионгаз" с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 2 по Волгоградской области от 26.10.2007 г. N 212/161э, N 213/162э, N 214/163э, N 215/164э, N 216/166э, N 217/165э, N 218/167э, которыми ООО "Волгоградрегионгаз" предложено уплатить акциз на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье (природный газ) в общей сумме 4344 руб., пени в общей сумме 642,05 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1272 руб., а также внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, решения УФНС России по Волгоградской области от 21.12.2007 г. N 567.
Решением суда первой инстанции от 11.06.2008 г. заявленные требования ООО "Волгоградрегионгаз" удовлетворены в полном объеме.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах и принять по делу судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Волгоградрегионгаз" отказать в полном объеме.
ООО "Волгоградрегионгаз" против удовлетворения апелляционных жалоб возражает по основаниям, изложенным в отзывах на жалобы, считает, что судом принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05.06.2007 г. ООО "Волгоградрегионгаз" представило в Межрайонную ИФНС России N 2 по Волгоградской области уточненные налоговые декларации по акцизам за октябрь 2002 года, февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2003 года.
26 октября 2007 г. по результатам камеральных проверок указанных деклараций налоговым органом приняты решения:
- - N 212/161 э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за октябрь 2002 года в сумме 769 руб., пени в сумме 119,87 руб. и штраф в сумме 154 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 213/162э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за февраль 2003 года в сумме 343 руб., пени в сумме 53,39 руб., штраф в сумме 69 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 214/163э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за март 2003 года в сумме 472 руб., пени в сумме 29,37 руб., штраф в сумме 94 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 215/164э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за май 2003 года в сумме 242 руб., пени в сумме 37,67 руб., штраф в сумме 48 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 216/166э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за сентябрь 2003 года в сумме 374 руб., пени в сумме 58,21 руб., штраф в сумме 75 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 217/165э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за август 2003 года в сумме 504 руб., пени в сумме 78,45 руб., штраф в сумме 101 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 218/167э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за декабрь 2003 года в сумме 1640 руб., пени в сумме 265,09 руб., штраф в сумме 328 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления налогоплательщику акциза на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье за октябрь 2002 года, февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2003 года послужил вывод налогового органа о необоснованном включении в налоговые вычеты сумм акциза, исчисленного с авансовых платежей, полученных в 2002-2003 г.г. в счет оплаты предстоящих поставок природного газа.
22 ноября 2007 г. ООО "Волгоградрегионгаз" в порядке статей 138, 139 НК РФ подало жалобу на указанные решения в УФНС России по Волгоградской области.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 21.12.2007 г. N 567 жалоба налогоплательщика на решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Волгоградской области от 26.10.2007 г. N 212/161э, N 213/162э, N 214/163э, N 215/164э, N 216/166э, N 217/165э, N 218/167э оставлена без удовлетворения.
Считая данные решения незаконными, ООО "Волгоградрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО "Волгоградрегионгаз" указал, что действия налогового органа не соответствуют требованиям налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (ст. 38 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью второй Кодекса.
Статьей 53 НК РФ определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004 г.) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем.
Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом обложения акцизом является, в частности, реализация и (или) передача природного газа на территории Российской Федерации газораспределительными организациями либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
В силу пункта 1 статьи 189 НК РФ налоговая база по акцизам увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 195 НК РФ.
Статьей 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов законодательства Российской Федерации" в часть вторую, и в частности, в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 2 статьи 181 НК РФ, а также некоторые положения статей 182, 193 и 195 НК РФ, касающиеся подакцизного минерального сырья, с 01.01.2004 г. утратили силу, из наименования и содержания статьи 189 НК РФ исключены слова "подакцизное минеральное сырье" (статьи 1, 9 Закона).
Статьей 8 названного Закона установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу настоящего Закона (то есть до 01.01.2004 г.), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшем до даты вступления в силу Закона N 117-ФЗ.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, с 01.01.2004 г. природный газ перестал быть объектом обложения акцизом, и, соответственно, суммы авансовых платежей, полученные налогоплательщиком в счет оплаты природного газа, добытого после указанной даты, независимо от момента поступления авансов не подлежат включению в налоговую базу по этому налогу.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ООО "Волгоградрегионгаз" спорной суммы акциза.
Доводу налогового органа о неосновательном обогащении налогоплательщика судом первой инстанции так же дана надлежащая правовая оценка как несостоятельному.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что акциз уплачивался за счет средств покупателей.
Напротив, из представленных Обществом документов, следует, что природный газ, закупаемый у ООО "Межрегионгаз" по регулируемой цене, реализовывался покупателям по той же цене. Данное обстоятельство подтверждается счетами-фактурами, актами приема-передачи газа, сводными актами сдачи-приемки газа от ООО "Межрегионгаз".
Так же надлежащая правовая оценка дана судом первой инстанции и доводу налогового органа о том, что сумма сторнированного ООО "Волгоградрегионгаз" акциза является документально неподтвержденной, поскольку на предприятии не организован синтетический учет сумм выручки от реализации по облагаемым операциям и необлагаемым операциям в разрезе контрагентов - покупателей как несостоятельному.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Пунктом 3 статьи 5 названного Закона предусмотрено, что организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (пункт 3 статьи 6 Закона).
Пунктом 4 статьи 8 Закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Под синтетическим учетом понимается учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Под аналитическим учетом понимается учет, который ведется на лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, согласно учетной политике на ООО "Волгоградрегионгаз" с 2004 года ведется раздельный учет операций по реализации (передаче) природного газа, добытого до 01.01.2004 года.
Раздельный учет газа по видам газа и категориям потребления, добытого до 01.01.2004 г., в целях учета движения газа, облагаемого акцизом и не облагаемого акцизом, осуществляется на уровне аналитического учета на счетах 41 "товары" субсчет 41.11 "Газ в трубопроводе". 62 "Расчеты с покупателями" субсчет 62.11 "Расчеты с внешними покупателями за газ", 90 Продажи" субсчет 90.10 "Выручка" с последующей группировкой информации:
- - в разрезе полученного газа по видам газа и категориям потребления в журнале-ордере по счету 41 "Товары";
- - в регистре налогового учета "Полная оборотная ведомость по счету "расчеты с покупателями" разрезе поставленного газа по видам газа и категориям потребления по каждому контрагенту;
- - в регистре налогового учета "Сводная оборотная ведомость по счету "Расчеты с покупателями" в разрезе поставленного газа по категориям потребления и видам газа.
ООО "Волгоградрегионгаз" организован обособленный учет выручки при продаже разных видов газа, добытого до 01.01.2004 г., и по категориям потребления:
- - природный газ (до 31.12.2003) промышленность - природный газ, отгруженный до 31.12.2003 (включительно) промышленность;
- - природный газ (до 31.12.2003) население - природный газ, отгруженный до 31.12.2003 (включительно) население;
- - сухой отбензиненный газ (до 31.12.2003) промышленность - сухой отбензиненный газ, отгруженный до 31.12.2003 (включительно) промышленность;
- - природный газ (добытый до 01.01.2004) промышленность - природный газ, добытый до 01.01.2004 и отгруженный с 01.01.2004 промышленность;
- - природный газ (добытый до 01.01.2004) население - природный газ, добытый до 01.01.2004 и отгруженный с 01.01.2004 население;
- - газ НГДП (добытый до 01.01.2004) промышленность - газ НГДП, добытый до 01.01.2004 и отгруженный с 01.01.2004 промышленность;
- - газ НГДП (добытый до 01.01.2004) население - газ НГДП, добытый до 01.01.2004 и отгруженный с 01.01.2004 население;
- - сухой отбензиненный газ (добытый до 01.01.2004) промышленность - сухой отбензиненный газ, добытый до 01.01.2004 и отгруженный с 01.01.2004 промышленность.
Реализация газа, добытого после 01.01.2004 г., отражается в учете по соответствующим видам газа и категориям потребления без ссылки на "газ, добыты до 01.01.2004".
Основанием для количественного учета поступления газа от поставщиков, в том числе по категориям потребителей и видам газа, являются акты приема-передачи газа. Основанием для стоимостного учета поступления газа, в том числе по его видам, являются приложения к актам приема-передачи газа по стоимости и счета-фактуры поставщиков. Стоимость газа по категориям потребления определяется расчетно: на основании данных количественного учета (акты приема-передачи) и цен, указанных в счетах-фактурах.
Кроме того, Обществом для проверки были представлены: полная оборотная ведомость по счету "Расчеты с покупателями по газу"; ведомость по движению авансов, возникших на 01.01.2004 г. за январь 2004 г. - март 2007 г. в разрезе контрагентов; ведомость по движению авансов, возникших на 01.01.2004 г. за январь 2004 г. - март 2007 г.; расчет суммы излишне уплаченного акциза с авансов, возникших на 01.01.2004 г. по состоянию на 01.04.2007 г.; полная оборотная ведомость по счету "Авансы от внешних покупателей"; бухгалтерские справки для внесения корректировочных записей в учете; акты сверки расчетов ООО "Волгоградрегионгаз" с покупателями; счета-фактуры и товарные накладные; акты приема-передачи газа между ООО "Волгоградрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз".
Сопоставление информации, содержащейся в указанных документах, позволяет определить сумму авансовых платежей, сумму исчисленного акциза, расчеты с покупателями за газ, добытый до 01.01.2004 г. и после 01.01.2004 г., в разрезе контрагентов, видов газа, категорий потребления, а также составляющих цены на газ: оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, стоимость транспортировки газа.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что вывод налогового органа об отсутствии документального подтверждения правомерности сторнирования акциза, уплаченного с авансовых платежей, опровергается материалами дела.
Кроме того, как верно указа суд первой инстанции, является неправомерной ссылка налогового органа в мотивировочной части оспариваемых решений на нарушение налогоплательщиком положений пункта 7 статьи 78 НК РФ, поскольку заявление о возврате или зачете сумм акциза, отраженных в уточненных налоговых декларациях за октябрь 2002 года, февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2003 года к возмещению, налогоплательщиком в налоговый орган не подавалось.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, всем доводам налогового органа судом первой инстанции дана надлежащая оценка, суд правомерно пришел к выводу, что действия налогового органа по начислению ООО "Волгоградрегионгаз" акциза на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье за октябрь 2002 года, февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2003 года в общей сумме 4344 руб., пени в общей сумме 642,05 руб., штрафа в общей сумме 1272 руб., а также предложение внести необходимые исправления документы в бухгалтерского и налогового учета не соответствуют требованиям налогового законодательства, следовательно, оспариваемые решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Волгоградской области и решение УФНС России по Волгоградской области являются незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основаниями к отмене принятого решения. Апелляционные жалобы Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-4866/08-С60 от 11.06.2008 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2008 ПО ДЕЛУ N А12-4866/08-С60
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2008 г. по делу N А12-4866/08-С60
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Дубровиной О.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Царук М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград,
Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.06.2008 г. по делу N А12-4866/08-С60 (судья Любимцева Ю.П.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волгоградрегионгаз", г. Волгоград,
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград,
Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград,
о признании недействительными ненормативных актов,
при участии в заседании:
представителя ООО "Волгоградрегионгаз" - Халанская Н.И. (доверенность N 24/11 от 09.01.2008 г., срок действия до 31.12.2008 г.), Терещук Д.С. (доверенность N 14/11 от 09.01.2008 г., срок действия до 31.12.2008 г.),
- представителя Межрайонной ФНС России N 2 по Волгоградской области - Сахарова М.В. (доверенность N 03-10/05 от 09.01.2008 г., срок действия по 31.12.2008 г.);
- представителя Управления ФНС России по Волгоградской области - Чубыкин Л.П. (доверенность N 07-17/90 от 29.12.2007 г., срок действия по 31.12.2008 г.);
- установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Волгоградрегионгаз" с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 2 по Волгоградской области от 26.10.2007 г. N 212/161э, N 213/162э, N 214/163э, N 215/164э, N 216/166э, N 217/165э, N 218/167э, которыми ООО "Волгоградрегионгаз" предложено уплатить акциз на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье (природный газ) в общей сумме 4344 руб., пени в общей сумме 642,05 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1272 руб., а также внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, решения УФНС России по Волгоградской области от 21.12.2007 г. N 567.
Решением суда первой инстанции от 11.06.2008 г. заявленные требования ООО "Волгоградрегионгаз" удовлетворены в полном объеме.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах и принять по делу судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Волгоградрегионгаз" отказать в полном объеме.
ООО "Волгоградрегионгаз" против удовлетворения апелляционных жалоб возражает по основаниям, изложенным в отзывах на жалобы, считает, что судом принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05.06.2007 г. ООО "Волгоградрегионгаз" представило в Межрайонную ИФНС России N 2 по Волгоградской области уточненные налоговые декларации по акцизам за октябрь 2002 года, февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2003 года.
26 октября 2007 г. по результатам камеральных проверок указанных деклараций налоговым органом приняты решения:
- - N 212/161 э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за октябрь 2002 года в сумме 769 руб., пени в сумме 119,87 руб. и штраф в сумме 154 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 213/162э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за февраль 2003 года в сумме 343 руб., пени в сумме 53,39 руб., штраф в сумме 69 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 214/163э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за март 2003 года в сумме 472 руб., пени в сумме 29,37 руб., штраф в сумме 94 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 215/164э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за май 2003 года в сумме 242 руб., пени в сумме 37,67 руб., штраф в сумме 48 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 216/166э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за сентябрь 2003 года в сумме 374 руб., пени в сумме 58,21 руб., штраф в сумме 75 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 217/165э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за август 2003 года в сумме 504 руб., пени в сумме 78,45 руб., штраф в сумме 101 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - N 218/167э, которым предприятию предложено уплатить акциз на природный газ за декабрь 2003 года в сумме 1640 руб., пени в сумме 265,09 руб., штраф в сумме 328 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления налогоплательщику акциза на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье за октябрь 2002 года, февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2003 года послужил вывод налогового органа о необоснованном включении в налоговые вычеты сумм акциза, исчисленного с авансовых платежей, полученных в 2002-2003 г.г. в счет оплаты предстоящих поставок природного газа.
22 ноября 2007 г. ООО "Волгоградрегионгаз" в порядке статей 138, 139 НК РФ подало жалобу на указанные решения в УФНС России по Волгоградской области.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 21.12.2007 г. N 567 жалоба налогоплательщика на решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Волгоградской области от 26.10.2007 г. N 212/161э, N 213/162э, N 214/163э, N 215/164э, N 216/166э, N 217/165э, N 218/167э оставлена без удовлетворения.
Считая данные решения незаконными, ООО "Волгоградрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО "Волгоградрегионгаз" указал, что действия налогового органа не соответствуют требованиям налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (ст. 38 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью второй Кодекса.
Статьей 53 НК РФ определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004 г.) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем.
Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом обложения акцизом является, в частности, реализация и (или) передача природного газа на территории Российской Федерации газораспределительными организациями либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
В силу пункта 1 статьи 189 НК РФ налоговая база по акцизам увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 195 НК РФ.
Статьей 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов законодательства Российской Федерации" в часть вторую, и в частности, в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 2 статьи 181 НК РФ, а также некоторые положения статей 182, 193 и 195 НК РФ, касающиеся подакцизного минерального сырья, с 01.01.2004 г. утратили силу, из наименования и содержания статьи 189 НК РФ исключены слова "подакцизное минеральное сырье" (статьи 1, 9 Закона).
Статьей 8 названного Закона установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу настоящего Закона (то есть до 01.01.2004 г.), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшем до даты вступления в силу Закона N 117-ФЗ.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, с 01.01.2004 г. природный газ перестал быть объектом обложения акцизом, и, соответственно, суммы авансовых платежей, полученные налогоплательщиком в счет оплаты природного газа, добытого после указанной даты, независимо от момента поступления авансов не подлежат включению в налоговую базу по этому налогу.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ООО "Волгоградрегионгаз" спорной суммы акциза.
Доводу налогового органа о неосновательном обогащении налогоплательщика судом первой инстанции так же дана надлежащая правовая оценка как несостоятельному.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что акциз уплачивался за счет средств покупателей.
Напротив, из представленных Обществом документов, следует, что природный газ, закупаемый у ООО "Межрегионгаз" по регулируемой цене, реализовывался покупателям по той же цене. Данное обстоятельство подтверждается счетами-фактурами, актами приема-передачи газа, сводными актами сдачи-приемки газа от ООО "Межрегионгаз".
Так же надлежащая правовая оценка дана судом первой инстанции и доводу налогового органа о том, что сумма сторнированного ООО "Волгоградрегионгаз" акциза является документально неподтвержденной, поскольку на предприятии не организован синтетический учет сумм выручки от реализации по облагаемым операциям и необлагаемым операциям в разрезе контрагентов - покупателей как несостоятельному.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Пунктом 3 статьи 5 названного Закона предусмотрено, что организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (пункт 3 статьи 6 Закона).
Пунктом 4 статьи 8 Закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Под синтетическим учетом понимается учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Под аналитическим учетом понимается учет, который ведется на лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, согласно учетной политике на ООО "Волгоградрегионгаз" с 2004 года ведется раздельный учет операций по реализации (передаче) природного газа, добытого до 01.01.2004 года.
Раздельный учет газа по видам газа и категориям потребления, добытого до 01.01.2004 г., в целях учета движения газа, облагаемого акцизом и не облагаемого акцизом, осуществляется на уровне аналитического учета на счетах 41 "товары" субсчет 41.11 "Газ в трубопроводе". 62 "Расчеты с покупателями" субсчет 62.11 "Расчеты с внешними покупателями за газ", 90 Продажи" субсчет 90.10 "Выручка" с последующей группировкой информации:
- - в разрезе полученного газа по видам газа и категориям потребления в журнале-ордере по счету 41 "Товары";
- - в регистре налогового учета "Полная оборотная ведомость по счету "расчеты с покупателями" разрезе поставленного газа по видам газа и категориям потребления по каждому контрагенту;
- - в регистре налогового учета "Сводная оборотная ведомость по счету "Расчеты с покупателями" в разрезе поставленного газа по категориям потребления и видам газа.
ООО "Волгоградрегионгаз" организован обособленный учет выручки при продаже разных видов газа, добытого до 01.01.2004 г., и по категориям потребления:
- - природный газ (до 31.12.2003) промышленность - природный газ, отгруженный до 31.12.2003 (включительно) промышленность;
- - природный газ (до 31.12.2003) население - природный газ, отгруженный до 31.12.2003 (включительно) население;
- - сухой отбензиненный газ (до 31.12.2003) промышленность - сухой отбензиненный газ, отгруженный до 31.12.2003 (включительно) промышленность;
- - природный газ (добытый до 01.01.2004) промышленность - природный газ, добытый до 01.01.2004 и отгруженный с 01.01.2004 промышленность;
- - природный газ (добытый до 01.01.2004) население - природный газ, добытый до 01.01.2004 и отгруженный с 01.01.2004 население;
- - газ НГДП (добытый до 01.01.2004) промышленность - газ НГДП, добытый до 01.01.2004 и отгруженный с 01.01.2004 промышленность;
- - газ НГДП (добытый до 01.01.2004) население - газ НГДП, добытый до 01.01.2004 и отгруженный с 01.01.2004 население;
- - сухой отбензиненный газ (добытый до 01.01.2004) промышленность - сухой отбензиненный газ, добытый до 01.01.2004 и отгруженный с 01.01.2004 промышленность.
Реализация газа, добытого после 01.01.2004 г., отражается в учете по соответствующим видам газа и категориям потребления без ссылки на "газ, добыты до 01.01.2004".
Основанием для количественного учета поступления газа от поставщиков, в том числе по категориям потребителей и видам газа, являются акты приема-передачи газа. Основанием для стоимостного учета поступления газа, в том числе по его видам, являются приложения к актам приема-передачи газа по стоимости и счета-фактуры поставщиков. Стоимость газа по категориям потребления определяется расчетно: на основании данных количественного учета (акты приема-передачи) и цен, указанных в счетах-фактурах.
Кроме того, Обществом для проверки были представлены: полная оборотная ведомость по счету "Расчеты с покупателями по газу"; ведомость по движению авансов, возникших на 01.01.2004 г. за январь 2004 г. - март 2007 г. в разрезе контрагентов; ведомость по движению авансов, возникших на 01.01.2004 г. за январь 2004 г. - март 2007 г.; расчет суммы излишне уплаченного акциза с авансов, возникших на 01.01.2004 г. по состоянию на 01.04.2007 г.; полная оборотная ведомость по счету "Авансы от внешних покупателей"; бухгалтерские справки для внесения корректировочных записей в учете; акты сверки расчетов ООО "Волгоградрегионгаз" с покупателями; счета-фактуры и товарные накладные; акты приема-передачи газа между ООО "Волгоградрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз".
Сопоставление информации, содержащейся в указанных документах, позволяет определить сумму авансовых платежей, сумму исчисленного акциза, расчеты с покупателями за газ, добытый до 01.01.2004 г. и после 01.01.2004 г., в разрезе контрагентов, видов газа, категорий потребления, а также составляющих цены на газ: оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, стоимость транспортировки газа.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что вывод налогового органа об отсутствии документального подтверждения правомерности сторнирования акциза, уплаченного с авансовых платежей, опровергается материалами дела.
Кроме того, как верно указа суд первой инстанции, является неправомерной ссылка налогового органа в мотивировочной части оспариваемых решений на нарушение налогоплательщиком положений пункта 7 статьи 78 НК РФ, поскольку заявление о возврате или зачете сумм акциза, отраженных в уточненных налоговых декларациях за октябрь 2002 года, февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2003 года к возмещению, налогоплательщиком в налоговый орган не подавалось.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, всем доводам налогового органа судом первой инстанции дана надлежащая оценка, суд правомерно пришел к выводу, что действия налогового органа по начислению ООО "Волгоградрегионгаз" акциза на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье за октябрь 2002 года, февраль, март, май, август, сентябрь, декабрь 2003 года в общей сумме 4344 руб., пени в общей сумме 642,05 руб., штрафа в общей сумме 1272 руб., а также предложение внести необходимые исправления документы в бухгалтерского и налогового учета не соответствуют требованиям налогового законодательства, следовательно, оспариваемые решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Волгоградской области и решение УФНС России по Волгоградской области являются незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основаниями к отмене принятого решения. Апелляционные жалобы Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-4866/08-С60 от 11.06.2008 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)