Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Овсянниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2008 г. (судья Астаповская А.Г.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Кондитерская фабрика "Белогорье" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду о признании недействительными решения инспекции N 7 от 16.01.2008 г. и требований N 3405 от 27.02.2008 г., N 3406 от 27.02.2008 г., N 3407 от 27.02.2008 г., N 3408 от 27.02.2008 г. и N 2105 от 06.03.2008 г.,
при участии в судебном заседании:
от налогоплательщика: Селиной Е.В. - заместителя генерального директора по доверенности N 25 от 05.02.2008 г., Цап Г.Я. - представителя по доверенности от 05.06.2008 г.,
от налогового органа: Чиркова В.Ф. - специалиста-эксперта по доверенности N 45 от 10.12.2007 г.,
установил:
Открытое акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье" (далее - акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (далее - налоговый орган, инспекция) от 16.01.2008 г. N 7 "О прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам" и требований N 3405 от 27.02.2008 г., N 3406 от 27.02.2008 г., N 3407 от 27.02.2008 г., N 3408 от 27.02.2008 г., N 2105 от 06.03.2008 г.,
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2008 г. заявленные требования налогоплательщика удовлетворены, оспариваемые ненормативные правовые акты налогового органа признаны недействительными.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2008 г. и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления акционерного общества.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что при предоставлении права на реструктуризацию задолженности, согласно утвержденным графикам осуществления платежей, датой начала погашения задолженности по налогам является 4 квартал 2001 г., по пеням и штрафам - 4 квартал 2007 г. Допущенная налогоплательщиком неуплата реструктурируемой задолженности по пеням в срок, установленный графиком погашения задолженности, то есть в течение 4 квартала 2007 г., послужила основанием для принятия оспариваемого решения.
Ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, инспекция указывает, что судом дана оценка правомерности отказа налогового органа в списании сумм пени и штрафов по реструктуризации, тогда как отказ в списании пени и штрафа по реструктуризации акционерного общества "Кондитерская фабрика "Белогорье" не являлись предметом заявленных налогоплательщиком требований.
Акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье" в представленном отзыве считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит отказать в ее удовлетворении.
При этом налогоплательщик ссылается на отсутствие у него обязанности погашения реструктурируемой задолженности по налогам в 4 квартале 2001 г., по пеням и штрафам в 4 квартале 2007 г., и на отсутствие в связи с этим правовых оснований у инспекции для отражения в лицевом счете налогоплательщика задолженности по пеням за 4 квартал 2007 г.
Налогоплательщик, основываясь на имеющихся в материалах дела графиках погашения задолженности, исходит из того, что платежи по реструктурируемой задолженности по налогам, исчисленной на 01.01.2001 г., начинаются только с 1 квартала 2002 г., а по пеням - с 1 квартала 2008 г. Следовательно, по мнению акционерного общества, у налогового органа отсутствовали соответствующие основания для принятия оспариваемого решения.
Акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье" также указывает, что реструктурируемая задолженность по налогу досрочно им погашена, в связи с чем у него возникло право на списание реструктурируемой пени.
Налогоплательщик считает, что в случае реального наличия недоимки у общества по состоянию на 01.01.2002 г., налоговый орган имел возможность в порядке, установленном действующим законодательством, принять решение о прекращении действия реструктуризации в месячный срок, то есть не позднее 31.01.2002 г., и после этого предъявить требование об уплате налога и пени. Поскольку акционерное общество не было снято с реструктуризации в установленный срок, налогоплательщик полагает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в списании суммы задолженности по пеням и штрафам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Белгороду на основании заявления открытого акционерного общества "Белгородский пищевой комбинат" (правопреемником которого является открытое акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье") от 04.09.2001 г. вынесено решение от 28.09.2001 г. N 36 о предоставлении акционерному обществу права реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам. В соответствии с данным решением налогоплательщику предоставлено право реструктуризации по федеральным налогам всего на сумму 2381586,33 руб., в том числе по налогам и сборам - 334248,99 руб., по пеням и штрафам - 2047337,34 руб.
Акционерное общество должно было осуществлять платежи в погашение задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам, а также уплачивать начисленные проценты, исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка, ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала.
В сентябре 2001 г. были согласованы и утверждены графики погашения задолженности: один график погашения задолженности по налогу на прибыль и доходы на сумму 334248,99 руб. и пять графиков погашения задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 1010868 руб.
15.08.2002 г. налоговым органом принято решение N 36-у, которым акционерному обществу предоставлено право реструктуризации задолженности по федеральным налогам всего на сумму 2051400 руб., в том числе по налогам и сборам - 29700 руб., по пеням и штрафам - 2021700 руб.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается пояснениями сторон, данное решение было принято инспекцией в связи с необходимостью определения суммы задолженности по налогам и сборам, подлежащей реструктуризации, по состоянию на 01.01.2001 г. в соответствии с требованием пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 г. "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", тогда как решением N 36 от 28.09.2001 г. указанная задолженность была установлена по состоянию на 01.09.2001 г.
Решением от 11.07.2003 г. N 6 налоговый орган внес изменения в решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам, которым изменил график погашения задолженности путем дополнительного внесения платежа по налогу на прибыль в сумме 78429,70 руб. и исключил эту сумму из реструктуризируемой суммы пеней.
Общество, полагая, что к 03.09.2002 г. оно погасило реструктуризируемую задолженность по налогу на прибыль в полном объеме, включая задолженность по налогу на прибыль в сумме 78429,70 руб. согласно решению от 11.07.2003 г. N 6, обратилось в налоговый орган с заявлениями от 12.02.2004 г. о вынесении решения о списании реструктуризируемой задолженности по пеням и штрафам.
Письмом от 06.05.2004 г. N 3123-19/9321 налоговый орган сообщил обществу о невозможности списания реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам ввиду того, что по состоянию на 01.01.2002 г. задолженность по налогу на прибыль по текущим платежам составила 5677 руб., по графику погашения задолженности - 13927 руб.
Письмом от 08.11.2007 г. N 10-53/13001 налоговый орган сообщил обществу в ответ на его письмо от 19.10.2007 г. N 114 о том, что, поскольку по предприятию не принималось решение о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности, оно имеет реструктурируемую задолженность по пеням и штрафам, срок оплаты которой, согласно утвержденным графикам, наступает до 31.12.2007 г.
16.01.2008 г. инспекцией принято решение N 7 о прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Указанным решением инспекция прекратила действие решения N 36 от 28.09.2001 г., в связи с чем обязала налогоплательщика уплатить неуплаченную сумму задолженности по налогам и сборам, по начисленным пеням и штрафам, а также проценты за пользование бюджетными средствами, начисленные в период действия реструктуризации.
Основанием принятия решения, как это следует из его текста, послужило наличие у налогоплательщика по состоянию на 01.01.2008 г. задолженности по графику погашения задолженности по начисленным пеням по налогу на прибыль в сумме 20 тыс. руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 102 тыс. руб.
Также инспекцией направлены налогоплательщику требования:
- N 3405 по состоянию на 27.02.2008 г. об уплате 1179374,39 руб. пени по налогу на добавленную стоимость в срок 18.03.2008 г.,
- N 3406 по состоянию на 27.02.2008 г. об уплате 308716,55 руб. пени по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, в срок 18.03.2008 г.,
- N 3407 по состоянию на 27.02.2008 г. об уплате 7409,26 руб. пени по налогу на прибыль, уплачиваемому в областной бюджет, в срок 18.03.2008 г.,
- N 3408 по состоянию на 27.02.2008 г. об уплате 2872,71 руб. пени по налогу на прибыль, уплачиваемому в местный бюджет, в срок 18.03.2008 г.,
- N 2105 по состоянию на 06.03.2008 г. об уплате 25601,55 руб. штрафов в срок 26.03.2008 г.
Не согласившись с решением инспекции N 7 от 16.01.2008 г. и направленными на основании него требованиями об уплате пеней и штрафов, акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, Арбитражный суд Белгородской области правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о реструктуризации) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 61 Налогового кодекса предусмотрена возможность изменения установленного срока уплаты налога путем переноса его уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 г. N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок).
Названный Порядок устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.
При этом при подаче соответствующего заявления после 01.01.2001 г. подлежащая реструктуризации задолженность по налогам исчисляется по данным учета налоговых органов по состоянию на 01.01.2001 г., а задолженность по начисленным пеням и штрафам - по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности.
Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 данного Порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Согласно пункту 5 Порядка при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
График погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, в силу пункта 6 Порядка, должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз в квартал.
Организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1 число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 г. N 1002 (пункт 7 Порядка).
В соответствии с пунктом 8 Порядка при возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.
В силу пункта 19 Порядка контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.
Судом области установлено, что заявление о реструктуризации имеющейся задолженности по уплате платежей в бюджет подано налогоплательщиком в налоговый орган 04.09.2001 г., т.е. после 01.01.2001 г.
Следовательно, подлежащая на основании данного заявления реструктуризации задолженность по налогам должна исчисляться по данным учета налоговых органов по состоянию на 01.01.2001 г.
Фактически, вследствие ошибочного определения инспекцией суммы задолженности по налогам и сборам, подлежащей реструктуризации, в решении N 36 от 28.09.2001 г. по состоянию на 01.09.2001 г., размер данной задолженности определен уточненным решением N 36-у от 15.08.2002 г. с учетом принятия дополнительного решения от 11.07.2003 г. N 6, и составил 108129,70 руб. (29700 руб. + 78429,70 руб.).
Как установлено при рассмотрении дела, сумма реструктурируемой задолженности по налогам фактически была погашена налогоплательщиком досрочно, что подтверждается имеющимися в деле платежными документами. Также отсутствие задолженности по текущим платежам и по реструктурируемой задолженности по состоянию на 01.01.2003 г. подтверждается выписками из лицевых счетов по учету уплаты налогов налоговым органом. Данное обстоятельство инспекцией не отрицается и в переписке с налогоплательщиком.
При оценке доводов налогового органа о несвоевременной уплате акционерным обществом текущих платежей и платежей по графику по состоянию на 01.01.2002 г., исходя из того, что налогоплательщик начал осуществлять платежи лишь в 3 квартале 2002 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что инспекцией не было вынесено соответствующего решения о прекращении действия решения о реструктуризации в месячный срок со дня возникновения указанных обстоятельств.
Следовательно, налогоплательщиком не было утрачено право на реструктуризацию в связи с указанными обстоятельствами, о чем ему было сообщено самим налоговым органом в письме от 08.11.2007 г. N 10-53/13001.
График погашения задолженности является, в силу указания пункта 18 Порядка, составной частью решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам.
Суд принимает во внимание, что в материалах дела имеются различные графики, согласованные сторонами.
Так, исходя из графиков погашения задолженности, находящихся в томе 1 рассматриваемого дела на листах 24-30, началом осуществления платежей по налогу указан первый квартал без указания соответствующего года, а по пеням и штрафам - первый квартал по состоянию на 2007 г.
Исходя из графиков, находящихся в томе 2 дела на листах 111-116, первым годом уплаты реструктурируемой задолженности является 2002 г., при этом первый платеж указан по состоянию на первый квартал 2001 г., периодом второго платежа является второй квартал 2002 г., платежи по задолженности по налогам оканчиваются в четвертом квартале 2007 г.
В результате анализа представленных сторонами в материалы дела различных графиков, суд области обоснованно пришел к выводу, что платежи по реструктурируемой задолженности по налогам начинаются с 1 квартала 2002 г., а по пеням и штрафам - с 1 квартала 2008 г.
В связи с отсутствием обязанности налогоплательщик в части уплаты в составе реструктурированной задолженности платежей по пеням и штрафам в 4 квартале 2007 г., основания для принятия оспариваемого решения N 7 от 16.01.2008 г. о прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам у налогового органа отсутствовали.
Кроме того, в рамках рассмотрения данного дела судом области дана оценка правомерности отказа налогового органа в списании сумм пени и штрафов по реструктуризации. По мнению суда апелляционной инстанции, данное обстоятельство не свидетельствует, как указано в апелляционной жалобе, о выходе суда за пределы рассмотрения заявленных требований.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что возможность списания пеней - один из этапов процедуры реструктуризации, в связи с чем данному обстоятельству дана правовая оценка в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении вопроса о правомерности принятия решения о прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному акту), наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.
В нарушение указанных норм, инспекцией не были представлены доказательства законности принятого решения от 16.01.2008 г. N 7 "О прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам", в результате чего судом первой инстанции данный ненормативный правовой акт налогового органа правомерно признан недействительным.
Порядок уплаты и взыскания налогов, одним из этапов которого является направление налогоплательщику требования об уплате налога, регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации - главы 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов" и 10 "Требование об уплате налогов и сборов".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31.12.2006 г., если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, применяются положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Федерального закона. Соответственно правоотношения, возникшие до 31.12.2006 г., регулируются нормами, действовавшими до внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом N 137-ФЗ от 27.07.2006 г.
Поскольку обязанность по уплате спорных сумм налога и пеней возникла до 31.12.2006 г., на взыскание этих сумм распространяется порядок взыскания, действовавший до 31.12.2006 г.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции) установлено, что основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога является неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанности по уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой статьей 11 Налогового кодекса понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Таким образом, из изложенных положений Налогового кодекса следует, что требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику лишь при наличии у него неисполненной обязанности по уплате налога.
Отсутствие у налогоплательщика соответствующей налоговой обязанности исключает возможность направления ему требования об уплате налога.
Поскольку оспариваемые налогоплательщиком требования выставлены инспекцией на основании не соответствующего законодательству решения от 16.01.2008 г. N 7, из которого у налогоплательщика не могло возникнуть обязанности по уплате налога и пеней, то данные требования также обоснованно признаны судом недействительными,.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку, поэтому основания для отмены или изменения состоявшегося решения у суда апелляционной инстанции отсутствуют, в связи с чем апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2008 г. по делу N А08-529/08-1 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
А.А.СУРНЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2008 ПО ДЕЛУ N А08-529/08-1
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2008 г. по делу N А08-529/08-1
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Овсянниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2008 г. (судья Астаповская А.Г.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Кондитерская фабрика "Белогорье" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду о признании недействительными решения инспекции N 7 от 16.01.2008 г. и требований N 3405 от 27.02.2008 г., N 3406 от 27.02.2008 г., N 3407 от 27.02.2008 г., N 3408 от 27.02.2008 г. и N 2105 от 06.03.2008 г.,
при участии в судебном заседании:
от налогоплательщика: Селиной Е.В. - заместителя генерального директора по доверенности N 25 от 05.02.2008 г., Цап Г.Я. - представителя по доверенности от 05.06.2008 г.,
от налогового органа: Чиркова В.Ф. - специалиста-эксперта по доверенности N 45 от 10.12.2007 г.,
установил:
Открытое акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье" (далее - акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (далее - налоговый орган, инспекция) от 16.01.2008 г. N 7 "О прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам" и требований N 3405 от 27.02.2008 г., N 3406 от 27.02.2008 г., N 3407 от 27.02.2008 г., N 3408 от 27.02.2008 г., N 2105 от 06.03.2008 г.,
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2008 г. заявленные требования налогоплательщика удовлетворены, оспариваемые ненормативные правовые акты налогового органа признаны недействительными.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2008 г. и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления акционерного общества.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что при предоставлении права на реструктуризацию задолженности, согласно утвержденным графикам осуществления платежей, датой начала погашения задолженности по налогам является 4 квартал 2001 г., по пеням и штрафам - 4 квартал 2007 г. Допущенная налогоплательщиком неуплата реструктурируемой задолженности по пеням в срок, установленный графиком погашения задолженности, то есть в течение 4 квартала 2007 г., послужила основанием для принятия оспариваемого решения.
Ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, инспекция указывает, что судом дана оценка правомерности отказа налогового органа в списании сумм пени и штрафов по реструктуризации, тогда как отказ в списании пени и штрафа по реструктуризации акционерного общества "Кондитерская фабрика "Белогорье" не являлись предметом заявленных налогоплательщиком требований.
Акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье" в представленном отзыве считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит отказать в ее удовлетворении.
При этом налогоплательщик ссылается на отсутствие у него обязанности погашения реструктурируемой задолженности по налогам в 4 квартале 2001 г., по пеням и штрафам в 4 квартале 2007 г., и на отсутствие в связи с этим правовых оснований у инспекции для отражения в лицевом счете налогоплательщика задолженности по пеням за 4 квартал 2007 г.
Налогоплательщик, основываясь на имеющихся в материалах дела графиках погашения задолженности, исходит из того, что платежи по реструктурируемой задолженности по налогам, исчисленной на 01.01.2001 г., начинаются только с 1 квартала 2002 г., а по пеням - с 1 квартала 2008 г. Следовательно, по мнению акционерного общества, у налогового органа отсутствовали соответствующие основания для принятия оспариваемого решения.
Акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье" также указывает, что реструктурируемая задолженность по налогу досрочно им погашена, в связи с чем у него возникло право на списание реструктурируемой пени.
Налогоплательщик считает, что в случае реального наличия недоимки у общества по состоянию на 01.01.2002 г., налоговый орган имел возможность в порядке, установленном действующим законодательством, принять решение о прекращении действия реструктуризации в месячный срок, то есть не позднее 31.01.2002 г., и после этого предъявить требование об уплате налога и пени. Поскольку акционерное общество не было снято с реструктуризации в установленный срок, налогоплательщик полагает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в списании суммы задолженности по пеням и штрафам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Белгороду на основании заявления открытого акционерного общества "Белгородский пищевой комбинат" (правопреемником которого является открытое акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье") от 04.09.2001 г. вынесено решение от 28.09.2001 г. N 36 о предоставлении акционерному обществу права реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам. В соответствии с данным решением налогоплательщику предоставлено право реструктуризации по федеральным налогам всего на сумму 2381586,33 руб., в том числе по налогам и сборам - 334248,99 руб., по пеням и штрафам - 2047337,34 руб.
Акционерное общество должно было осуществлять платежи в погашение задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам, а также уплачивать начисленные проценты, исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка, ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала.
В сентябре 2001 г. были согласованы и утверждены графики погашения задолженности: один график погашения задолженности по налогу на прибыль и доходы на сумму 334248,99 руб. и пять графиков погашения задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 1010868 руб.
15.08.2002 г. налоговым органом принято решение N 36-у, которым акционерному обществу предоставлено право реструктуризации задолженности по федеральным налогам всего на сумму 2051400 руб., в том числе по налогам и сборам - 29700 руб., по пеням и штрафам - 2021700 руб.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается пояснениями сторон, данное решение было принято инспекцией в связи с необходимостью определения суммы задолженности по налогам и сборам, подлежащей реструктуризации, по состоянию на 01.01.2001 г. в соответствии с требованием пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 г. "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", тогда как решением N 36 от 28.09.2001 г. указанная задолженность была установлена по состоянию на 01.09.2001 г.
Решением от 11.07.2003 г. N 6 налоговый орган внес изменения в решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам, которым изменил график погашения задолженности путем дополнительного внесения платежа по налогу на прибыль в сумме 78429,70 руб. и исключил эту сумму из реструктуризируемой суммы пеней.
Общество, полагая, что к 03.09.2002 г. оно погасило реструктуризируемую задолженность по налогу на прибыль в полном объеме, включая задолженность по налогу на прибыль в сумме 78429,70 руб. согласно решению от 11.07.2003 г. N 6, обратилось в налоговый орган с заявлениями от 12.02.2004 г. о вынесении решения о списании реструктуризируемой задолженности по пеням и штрафам.
Письмом от 06.05.2004 г. N 3123-19/9321 налоговый орган сообщил обществу о невозможности списания реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам ввиду того, что по состоянию на 01.01.2002 г. задолженность по налогу на прибыль по текущим платежам составила 5677 руб., по графику погашения задолженности - 13927 руб.
Письмом от 08.11.2007 г. N 10-53/13001 налоговый орган сообщил обществу в ответ на его письмо от 19.10.2007 г. N 114 о том, что, поскольку по предприятию не принималось решение о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности, оно имеет реструктурируемую задолженность по пеням и штрафам, срок оплаты которой, согласно утвержденным графикам, наступает до 31.12.2007 г.
16.01.2008 г. инспекцией принято решение N 7 о прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Указанным решением инспекция прекратила действие решения N 36 от 28.09.2001 г., в связи с чем обязала налогоплательщика уплатить неуплаченную сумму задолженности по налогам и сборам, по начисленным пеням и штрафам, а также проценты за пользование бюджетными средствами, начисленные в период действия реструктуризации.
Основанием принятия решения, как это следует из его текста, послужило наличие у налогоплательщика по состоянию на 01.01.2008 г. задолженности по графику погашения задолженности по начисленным пеням по налогу на прибыль в сумме 20 тыс. руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 102 тыс. руб.
Также инспекцией направлены налогоплательщику требования:
- N 3405 по состоянию на 27.02.2008 г. об уплате 1179374,39 руб. пени по налогу на добавленную стоимость в срок 18.03.2008 г.,
- N 3406 по состоянию на 27.02.2008 г. об уплате 308716,55 руб. пени по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет, в срок 18.03.2008 г.,
- N 3407 по состоянию на 27.02.2008 г. об уплате 7409,26 руб. пени по налогу на прибыль, уплачиваемому в областной бюджет, в срок 18.03.2008 г.,
- N 3408 по состоянию на 27.02.2008 г. об уплате 2872,71 руб. пени по налогу на прибыль, уплачиваемому в местный бюджет, в срок 18.03.2008 г.,
- N 2105 по состоянию на 06.03.2008 г. об уплате 25601,55 руб. штрафов в срок 26.03.2008 г.
Не согласившись с решением инспекции N 7 от 16.01.2008 г. и направленными на основании него требованиями об уплате пеней и штрафов, акционерное общество "Кондитерская фабрика "Белогорье" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, Арбитражный суд Белгородской области правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о реструктуризации) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 61 Налогового кодекса предусмотрена возможность изменения установленного срока уплаты налога путем переноса его уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 г. N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок).
Названный Порядок устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.
При этом при подаче соответствующего заявления после 01.01.2001 г. подлежащая реструктуризации задолженность по налогам исчисляется по данным учета налоговых органов по состоянию на 01.01.2001 г., а задолженность по начисленным пеням и штрафам - по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности.
Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 данного Порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Согласно пункту 5 Порядка при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
График погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, в силу пункта 6 Порядка, должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз в квартал.
Организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1 число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 г. N 1002 (пункт 7 Порядка).
В соответствии с пунктом 8 Порядка при возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.
В силу пункта 19 Порядка контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.
Судом области установлено, что заявление о реструктуризации имеющейся задолженности по уплате платежей в бюджет подано налогоплательщиком в налоговый орган 04.09.2001 г., т.е. после 01.01.2001 г.
Следовательно, подлежащая на основании данного заявления реструктуризации задолженность по налогам должна исчисляться по данным учета налоговых органов по состоянию на 01.01.2001 г.
Фактически, вследствие ошибочного определения инспекцией суммы задолженности по налогам и сборам, подлежащей реструктуризации, в решении N 36 от 28.09.2001 г. по состоянию на 01.09.2001 г., размер данной задолженности определен уточненным решением N 36-у от 15.08.2002 г. с учетом принятия дополнительного решения от 11.07.2003 г. N 6, и составил 108129,70 руб. (29700 руб. + 78429,70 руб.).
Как установлено при рассмотрении дела, сумма реструктурируемой задолженности по налогам фактически была погашена налогоплательщиком досрочно, что подтверждается имеющимися в деле платежными документами. Также отсутствие задолженности по текущим платежам и по реструктурируемой задолженности по состоянию на 01.01.2003 г. подтверждается выписками из лицевых счетов по учету уплаты налогов налоговым органом. Данное обстоятельство инспекцией не отрицается и в переписке с налогоплательщиком.
При оценке доводов налогового органа о несвоевременной уплате акционерным обществом текущих платежей и платежей по графику по состоянию на 01.01.2002 г., исходя из того, что налогоплательщик начал осуществлять платежи лишь в 3 квартале 2002 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что инспекцией не было вынесено соответствующего решения о прекращении действия решения о реструктуризации в месячный срок со дня возникновения указанных обстоятельств.
Следовательно, налогоплательщиком не было утрачено право на реструктуризацию в связи с указанными обстоятельствами, о чем ему было сообщено самим налоговым органом в письме от 08.11.2007 г. N 10-53/13001.
График погашения задолженности является, в силу указания пункта 18 Порядка, составной частью решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам.
Суд принимает во внимание, что в материалах дела имеются различные графики, согласованные сторонами.
Так, исходя из графиков погашения задолженности, находящихся в томе 1 рассматриваемого дела на листах 24-30, началом осуществления платежей по налогу указан первый квартал без указания соответствующего года, а по пеням и штрафам - первый квартал по состоянию на 2007 г.
Исходя из графиков, находящихся в томе 2 дела на листах 111-116, первым годом уплаты реструктурируемой задолженности является 2002 г., при этом первый платеж указан по состоянию на первый квартал 2001 г., периодом второго платежа является второй квартал 2002 г., платежи по задолженности по налогам оканчиваются в четвертом квартале 2007 г.
В результате анализа представленных сторонами в материалы дела различных графиков, суд области обоснованно пришел к выводу, что платежи по реструктурируемой задолженности по налогам начинаются с 1 квартала 2002 г., а по пеням и штрафам - с 1 квартала 2008 г.
В связи с отсутствием обязанности налогоплательщик в части уплаты в составе реструктурированной задолженности платежей по пеням и штрафам в 4 квартале 2007 г., основания для принятия оспариваемого решения N 7 от 16.01.2008 г. о прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам у налогового органа отсутствовали.
Кроме того, в рамках рассмотрения данного дела судом области дана оценка правомерности отказа налогового органа в списании сумм пени и штрафов по реструктуризации. По мнению суда апелляционной инстанции, данное обстоятельство не свидетельствует, как указано в апелляционной жалобе, о выходе суда за пределы рассмотрения заявленных требований.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что возможность списания пеней - один из этапов процедуры реструктуризации, в связи с чем данному обстоятельству дана правовая оценка в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении вопроса о правомерности принятия решения о прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному акту), наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.
В нарушение указанных норм, инспекцией не были представлены доказательства законности принятого решения от 16.01.2008 г. N 7 "О прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам", в результате чего судом первой инстанции данный ненормативный правовой акт налогового органа правомерно признан недействительным.
Порядок уплаты и взыскания налогов, одним из этапов которого является направление налогоплательщику требования об уплате налога, регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации - главы 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов" и 10 "Требование об уплате налогов и сборов".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31.12.2006 г., если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, применяются положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Федерального закона. Соответственно правоотношения, возникшие до 31.12.2006 г., регулируются нормами, действовавшими до внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом N 137-ФЗ от 27.07.2006 г.
Поскольку обязанность по уплате спорных сумм налога и пеней возникла до 31.12.2006 г., на взыскание этих сумм распространяется порядок взыскания, действовавший до 31.12.2006 г.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции) установлено, что основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога является неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанности по уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой статьей 11 Налогового кодекса понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Таким образом, из изложенных положений Налогового кодекса следует, что требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику лишь при наличии у него неисполненной обязанности по уплате налога.
Отсутствие у налогоплательщика соответствующей налоговой обязанности исключает возможность направления ему требования об уплате налога.
Поскольку оспариваемые налогоплательщиком требования выставлены инспекцией на основании не соответствующего законодательству решения от 16.01.2008 г. N 7, из которого у налогоплательщика не могло возникнуть обязанности по уплате налога и пеней, то данные требования также обоснованно признаны судом недействительными,.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку, поэтому основания для отмены или изменения состоявшегося решения у суда апелляционной инстанции отсутствуют, в связи с чем апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.06.2008 г. по делу N А08-529/08-1 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
А.А.СУРНЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)