Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2013 N 09АП-12757/2013 ПО ДЕЛУ N А40-132094/12-140-904

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Прекращение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. N 09АП-12757/2013

Дело N А40-132094/12-140-904

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
Судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Холиным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 1 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2013
по делу N А40-132094/12-140-904, принятое судьей О.Ю. Паршуковой
по заявлению ЗАО "Транснефтехим"
(ОГРН 1037725047843, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, корп. 20)
к ИФНС России N 1 по г. Москве
(ИНН 7701107259, ОГРН 1047701073860, 105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 9)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Милакова И.С. по доверенности N 110 от 01.10.2012, Козлов С.А. по доверенности N 135 от 20.11.2012, Романова И.И. N 112 от 01.10.2012
от заинтересованного лица - Гриднева С.Б. по доверенности N 06-12 от 15.01.2013, Аверьянова А.С. по доверенности N 06-12/59 от 04.04.2013
установил:

ЗАО "Транснефтехим" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 1 по Москве (ответчик, Инспекция) от 29.06.2012 N 566 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и возврате уплаченных сумм пени, штрафа и недоимки в размере 7 693 900 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2013 по делу N А40-132094/12-140-904 признано недействительным решение от 29.06.2012 N 566 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", вынесенное ИФНС России N 1 по г. Москве в отношении ЗАО "Транснефтехим", как не соответствующее ч. II НК РФ. На ИФНС России N 1 по г. Москве возложена обязанность возвратить ЗАО "Транснефтехим" излишне взысканные суммы налогов, пени и штрафа в сумме 7 693 900 руб.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС России N 1 по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому он просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь ст. ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 23.01.2012 по 05.06.2012 ИФНС России N 1 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Транснефтехим" по вопросам корректности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, единого социального налога, налога на доходы физических лиц; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст. 2 и п. 2 ст. 25 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, по результатам которой вынесено решение N 566 от 29.06.2012 о привлечении ЗАО "Транснефтехим" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) сумм налога, о начислении и уплате ЗАО "Транснефтехим" пеней и штрафов: по единому социальному налогу уплатить штраф в размере - 1 945 руб., пени в размере - 2 033 руб., недоимку в размере - 12 826 руб.; по налогу на добавленную стоимость уплатить штраф в размере - 398 862 руб., пени в размере - 665 555 руб., недоимку в размере - 6 612 6 79 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Однако, в рассматриваемом случае при расторжении трудовых договоров с сотрудниками Васиной Л.Л. Никифоровой Л.И. Смехновой Н.И. по соглашению сторон (п. 1 ст. 77 ТК РФ) выплачивается компенсация в разных размерах (от 3-х до 5-ти окладов). Основанием для выплаты компенсации является добровольное волеизъявление общества как бывшего работодателя.
В трудовых договорах сотрудниками, указанными в решении, возможность выплаты дополнительной компенсации при увольнении не предусмотрена (Трудовые договоры с Васиной Л.Л. N 107, Никифоровой N Л.И. N 88, Смехновой Н.И. N 113).
Такие соглашения не могут являться частью трудового договора (дополнением к нему), поскольку регулируют правоотношения, уже не связанные с выполнением работником трудовой функции в данной компании, а имеют своей целью урегулирование вопросов, связанных с их увольнением.
Таким образом, спорные выплаты - это не расходы работодателя на оплату труда, а фактически отступное для увольняющихся сотрудников по соглашению сторон. Данного рода выплаты не связаны с выполнением каких-либо работ, оказанием каких-либо услуг в пользу работодателя, и, следовательно, данные компенсационные выплаты не могут являться объектом налогообложения ЕСН по п. 1 ст. 236 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Расходы компании в виде выплаты подобной компенсации при увольнении не соответствуют положениям ст. 255 НК РФ, согласно которым в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Следовательно, выплата компенсации сотрудникам при увольнении по соглашению сторон не связана с выполнением ими трудовых обязанностей и не может признаваться экономически оправданной, поэтому на основании п. 1 ст. 252 НК РФ не может учитываться в составе расходов по налогу на прибыль.
Таким образом, в связи с тем, что расходы на оплату компенсаций работнику в случае прекращения трудового договора по соглашению сторон не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то, соответственно, данные выплаты не подлежат налогообложению единым социальным налогом в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ.
Денежные выплаты (компенсации при увольнении сотрудников общества), указанные в п. 2.46 решения не были отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу на прибыль организации (Бухгалтерская справка-расчет ПНР за 2009 год).
Таким образом, рассматриваемые компенсации, не подлежат обложению ЕСН. Министерство финансов Российской Федерации (см. письма Минфина России от 16.02.2010 N 03-03-06/1/73, от 20.12.2007 N 03-04-06-02/223, от 21.02.2007 N 03.03-06/2/38) в письме от 21.02.2007 N 03-03-06/2/38 указало на то, что если в соответствии с положениями главы 25 НК РФ расходы на оплату дополнительных компенсаций работнику при прекращении трудового договора по соглашению сторон не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то, соответственно, данные выплаты не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ.
Поскольку выплаченные работникам компенсации при прекращении трудового договора не предусмотрены трудовыми договорами, не связаны с выполнением работ, оказанием услуг в пользу работодателя, не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу на прибыль, они не подлежат обложению ЕСН на основании п. 1 ст. 3 ст. 236 НК РФ.
ЗАО "Транснефтехим" неправомерно включены в состав вычетов суммы НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО "СП Сереп" и ООО "Машресурс". Работы по ремонту цистерн производились ООО "СП Сереп" и ООО "Машресурс" на территории Украины, следовательно, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
В соответствии с условиями договоров N 160 Ррем/СВ от 10.08.2009, N 162 Ррем/СВ от 11.08.2009, N 61 Ррем/СВ от 16.07.2008, N 90 Ррем/СВ от 07.04.2009 ООО "СП Сереп" и ООО "Машресурс" приняли на себя обязательства по осуществлению комплекса работ по капитальному ремонту ж.д. цистерн с продлением срока их использования (перечень указан в Регламентах комплекса работ к указанным договорам).
Целью заключения договоров было продление срока службы вагонов.
Согласно указанным договорам сдача-приемка результатов всего комплекса выполненных работ производится после прибытия ж.д. цистерн на территорию РФ. При приемке работ подписываются акты выполненных работ.
В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ день передачи работ (услуг) считается днем реализации этих работ (услуг).
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается передача результатов выполненных работ (оказание услуг) на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы при исчислении НДС является день передачи работ (услуг).
Таким образом, в момент определения объекта налогообложения и налоговой базы при передаче комплекса выполненных работ по капитальному ремонту ж.д. цистерн с продлением срока их полезного использования, в соответствии с вышеуказанными договорами, ж.д. цистерны (движимое имущество) находились на территории РФ. В соответствии с пп. 2 п. 1.1. ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, находящимся на территории РФ.
В период оказания комплексной услуги по капитальному ремонту ж.д. цистерн с продлением срока службы последние находились на территории РФ. Для исполнения части (доли) услуги - проведение капитального ремонта (п. 13 в вышеуказанном списке), цистерны направлены на территорию иностранного государства (Украина).
Из документов, подтверждающих оказание услуги следует, что субподрядчики привлечены для выполнения капитального ремонта. Остальная часть комплекса работ была осуществлена силами ООО "СП Сереп" и ООО "Машресурс", в том числе с привлечением третьего лица ООО "ЭксКом", на территории РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг). Такими документами в соответствии с условиями вышеуказанных договоров, являются акты выполненного комплекса работ по капитальному ремонту ж.д. цистерн с продлением срока их полезного использования, подтверждающие факт выполнения работ на ж.д. цистернах, находящихся на территории РФ.
Договоры, заключенные между ООО "СП Сереп" ООО "Машресурс" и ЗАО "Транснефтехим" являются договорами подряда, в которых СП "Сереп" ООО "Машресурс" приняли на себя обязанности генерального подрядчика по выполнению капитального ремонта ж.д. цистерн с продлением срока полезного использования.
Капитальный ремонт ж.д. цистерн с продлением службы полезного использования определен Регламентом комплекса работ и операций, в том числе и специализированных работ (требующих специального разрешения), часть которых выполнялась субподрядчиками на территории иностранного государства, а часть работ и их приемка заказчиком (ЗАО "Транснефтехим") осуществлялась на территории РФ. При этом ООО "СП Сереп" ООО "Машресурс", выступая по отношению к иностранным субподрядчикам в качестве Заказчика работ, самостоятельно произвело вывоз и ввоз имущества, оплату выполненных "работ, а также таможенное его оформление и уплату НДС (со стоимости выполненных субподрядчиком работ) при ввозе на территорию РФ.
Согласно Регламенту проведения работ, завершение ремонта (окончания полного комплекса работ) цистерн и передача результатов выполненных работ по акту приема-передачи работ (момент определения налоговой базы) происходили во время нахождения имущества на территории РФ. Данное обстоятельство обязывает ООО "СП Сереп" и ООО "Машресурс" исчислить НДС в соответствии со статьями 146, 164 и 167 НК РФ по ставке 18% с полной стоимости выполненных работ, определенной договором и актом об оказании услуг.
Помимо акта выполненного комплекса работ по капитальному ремонту ж.д. цистерн с продлением срока их полезного использования, документами подтверждающими факт выполнения работ на ж.д. цистернах, находящихся на территории РФ, являются: Заявка на проведение работ; ж.д. квитанция об отправке вагона на ст. Таганрог; ж.д. квитанция о прибытии вагона на ст. Таганрог; Грузовые таможенные декларации; Регламенты проведения комплекса работ по договорам; Техническое решение N 900/1-66.09 о возможности эксплуатации ж.д. цистерн; Уведомление по форме ВУ-36М; Дефектная ведомость; Заключение экспертизы промышленной безопасности N ЭЖД-256-2009; Заявка на регистрацию ж.д. цистерн в ФАЖТ; Извещение о регистрации подвижного состава.
Для осуществления работ, входящих в комплекс работ по ремонту ж.д. цистерн за пределами таможенной территории РФ вывоз и последующий ввоз указанных цистерн заявляется в таможенные органы РФ в таможенном режиме "переработка вне таможенной территории РФ".
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на территорию РФ признается объектом налогообложения.
В силу с п. 2 ст. 160 НК РФ при ввозе на таможенную территорию РФ продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом "переработки вне таможенной территории РФ" налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
Согласно п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ применяются налоговые ставки, указанные в п. п. 2 и 3 данной статьи. В данном случае указанная операция по ремонту ж.д. цистерн, оформленных в таможенном режиме "переработка вне таможенной территории РФ" является объектом налогообложения НДС по ставке 18%, что подтверждается грузовой таможенной декларацией.
Соответственно у ООО "СП Сереп" и ООО "Машресурс" при заявлении таможенного режима "переработка вне таможенной территории РФ" возникла обязанность уплатить НДС по выполненным работам, являющимися частью комплекса работ по капитальному ремонту ж.д. цистерн с продлением срока их полезного использования, выполненных и продаваемых Заказчику - ЗАО "Транснефтехим" на территории РФ.
Таким образом, на основании ст. 146 НК РФ ООО "СП Сереп" и ООО "Машресурс" обязаны уплатить НДС с реализации комплекса работ и предъявить сумму налога ЗАО "Транснефтехим" в соответствии со ст. 168 НК РФ, и как следствие, правомерно исчислили, уплатили в бюджет и предъявили НДС заказчику (ЗАО "Транснефтехим") в соответствии с требованиями НК РФ, а ЗАО "Транснефтехим" правомерно приняло к вычету суммы налога НДС от ООО "СП Сереп" и ООО "Машресурс" на основании выставленных счетов-фактур.
Фактически в бюджет РФ налог на добавленную стоимость ООО "СП Сереп" и ООО "Машресурс" уплачен при ввозе ж.д. цистерн на территорию РФ в режиме "переработка вне таможенной территории РФ" и в последующем данный налог заявлен к возмещению из бюджета РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения, принятого Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2013 по делу N А40-132094/12-140-904 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Р.Г.НАГАЕВ
Судьи
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Н.О.ОКУЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)