Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2007 ПО ДЕЛУ N А06-4033/2007-13

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2007 г. по делу N А06-4033/2007-13


Резолютивная часть постановления объявлена "15" ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" ноября 2007 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей Борисовой Т.С., Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Камызякская рыбопромышленная компания" - Курносовой Елены Леонидовны (доверенность N 342 от 02.08.2007 г.),
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области - Кантемирова Дмитрия Алексеевича (доверенность N 03-11/15886 от 13.11.2007 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Камызякская рыбопромышленная компания", г. Камызяк Астраханской области,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "07" сентября 2007 года по делу N А06-4033/2007-13, судья Мирекина Е.И.,
по заявлению ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания", г. Камызяк Астраханской области,
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области, г. Астрахань,
о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области от 29 июня 2007 года,

установил:

Открытое Акционерное Общество "Камызякская рыбопромышленная компания" (далее - ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания") обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 5 по Астраханской области (далее - Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области) от 29.06.2007 г. N 40 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 07.09.2007 г. требования ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" удовлетворены частично, решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области от 29.06.2007 г. N 40 признано недействительным в части привлечения ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в сумме 59419 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ по ЕСН в размере 418097 руб., в части доначисления ЕСН в размере 2090483 руб., и пеней на указанную сумму в размере 761167 руб., и в части пени в сумме 33428 руб., в остальной части иска - отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда Арбитражного суда Астраханской области от 07 сентября 2007 г. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе в части.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Астраханской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласна, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Представители ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания", Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области в судебном заседании поддержали соответственно доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 27 февраля 2007 года по 15 апреля 2007 года Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет налога на доходы с физических лиц за период с 01.03.2006 г. по 31.01.2007 г., единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 05.06.2007 г. N 31, на основании которого принято решение от 29.06.2007 г. N 40 о привлечении ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы с физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в сумме 248207 рублей, по ст. 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы с физических лиц в результате занижения налоговой базы за 2006 год, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в сумме 59419 рублей, по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату единого социального налога в результате занижения налоговой базы за 2004 - 2005 г.г. в виде штрафа в сумме 418097 рублей. Этим же решением обществу предложено уплатить не полностью уплаченный единый социальный в сумме 2090483 рублей, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в сумме 430209 рублей, удержать и перечислить сумму не удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 297093 рубля, а также пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 128456 рублей, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога на доходы физических лиц в сумме 33428 рублей, пени за несвоевременное перечисление единого социального налога в сумме 761167 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 113245 руб., в том числе, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 16859 рублей и на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 96386 рублей.
По мнению налогового органа, ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания", являясь налоговым агентом, удерживало, но не перечисляло в установленный Налоговым кодексом РФ срок, суммы налога на доходы с физических лиц за проверяемый период, чем совершило налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 123 Налогового кодекса РФ. Кроме того, ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" ошибочно не включало в налогооблагаемую базу при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога выплаты взамен суточных членам экипажей судов, начисленные в иностранной валюте, выданные в рублевом эквиваленте, которые, по мнению налогового органа, являются по существу надбавкой (доплатой) к заработной плате за особые условия труда и подлежат налогообложению в установленном законом порядке.
ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" не согласилось с решением налогового органа по тем основаниям, что до вынесения налоговым органом решения по результатам выездной проверки обществом был оплачен налог на доходы физических лиц, в связи с чем, начисление штрафных санкций по ст. 123 Налогового кодекса РФ за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц неправомерно. Кроме того, общество полагает, что выплаты в иностранной валюте взамен суточных, выданные членам экипажей судов, являются компенсационными выплатами, а не надбавкой к заработной плате за особые условия труда, а потому не подлежат налогообложению. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" в суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что, отказывая ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" в удовлетворении требования о признании незаконным решения налогового органа в части привлечения общества к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неполное перечисление сумм налога на доходы с физических лиц в виде штрафа в сумме 248207 рублей, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, выводы суда в этой части являются ошибочными, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять и удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
В соответствии с п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
На основании п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 24 Налогового кодекса РФ).
Ответственность налоговых агентов установлена в ст. 123 Налогового кодекса РФ, согласно которой неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлен факт неперечисления ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" в бюджет налога на доходы физических лиц на конец проверяемого периода (31.01.2007 г.) в размере 1241035 руб.
Как подтверждается материалами дела, ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" до составления акта выездной налоговой проверки N 31 от 05.06.2007 г. и вынесения решения N 40 от 20.06.2007 г. перечислило в бюджет денежные средства в счет погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц в полном объеме двумя платежными поручениями от 25.05.2007 г. N 204 и N 198 на сумму 1247600 рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются:
- - актом выездной налоговой проверки N 31 от 05.06.2007 г., из которого следует, что на момент его подписания у предприятия задолженности по налогу на доходы с физических лиц нет. Сумма налога уплачена 25.05.2007 г. (л.д. 10);
- - решением Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области от 29.06.2007 г. N 40 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налог на доходы с физических лиц в сумме 1247600 рублей перечислен платежными поручениями от 25.05.2007 г. N 204 и N 198 (л.д. 24);
- - копиями платежных поручений от 25.05.2007 г. N 204 и N 198 о перечислении налога на доходы с физических лиц соответственно на сумму 70359 рублей и 1177241 рублей. (л.д. 71 - 72)
Таким образом, на дату составления налоговым органом акта выездной налоговой проверки N 31 (05.06.2007 г.) и дату вынесения решения N 40 от 20.06.2007 г. ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" фактически исполнило свою обязанность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 1241035 рублей.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса в виде РФ в виде штрафа в сумме 248307 рублей.
Выводы суда первой инстанции, о том, что на дату окончания выездной налоговой проверки, а именно 25 апреля 2007 года, ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" неправомерно не перечислило налог на доходы физических лиц в сумме 1241035 рублей, а также о том, что общество производит перечисление указанного налога только в период налоговых проверок, что свидетельствует об умышленным характере совершаемых им действий, а, следовательно, влечет ответственность по ст. 123 Налогового кодекса РФ, основаны на неполном исследовании обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права.
Так, основанием для привлечения налогового агента к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ является неправомерное неперечисление (неполное перечисление) суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению.
Ответственность налогового агента по данной норме наступает за невыполнение обязанности по перечислению налогов, что исключает налоговую ответственность за несвоевременное перечисление удержанных налоговых платежей.
Буквальное толкование положений ст. 123 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что законодатель не установил зависимость факта исполнения налоговым агентом обязанности по перечислению налога от срока перечисления.
Понятия "неисполнение" и "несвоевременное исполнение" какой-либо обязанности в гл. 16 Налогового кодекса РФ разграничены.
Под неисполнением обязанности понимается невыполнение возложенной обязанности в полном объеме.
Применительно к рассматриваемой ситуации неисполнением обязанности будет являться неперечисление налоговым агентом в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
Однако в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент составления акта налоговой проверки и вынесения решения о привлечении ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" к налоговой ответственности, налоговый агент перечислил в бюджет налог на доходы в физических лиц в сумме 1241035 рублей, недоимки по данному налогу нет, что также нашло свое отражение как в акте, так и в оспариваемом решении налогового органа.
Под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока.
Таким образом, понятия "неисполнение обязанности" и "несвоевременное исполнение обязанности" не являются идентичными. Следовательно, несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных налогов в бюджет нельзя расценивать как неисполнение обязанности по перечислению налогов.
Учитывая, что в ст. 123 Налогового кодекса РФ упоминания о "несвоевременном перечислении" сумм налога налоговым агентом не содержится, а прямо указывается на наступление ответственности в случае "неперечисления" соответствующих сумм налога налоговым агентом, то привлечение налогового агента к ответственности по данной статье за несвоевременное перечисление налога неправомерно.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность. (статья 106 Налогового кодекса РФ)
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом.
В данном случае отсутствует событие налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса РФ, что является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности (пп. 1 ст. 109 Налогового кодекса РФ).
Нормы налогового законодательства расширительному толкованию не подлежат, поэтому диспозицию данной статьи недопустимо распространять на случаи несвоевременного перечисления суммы налога равно как недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности в процессе правоприменительной практики.
Таким образом, уплата ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" сумм налога на доходы физических лиц после назначения выездной проверки, но до составления акта N 31 от 05.06.2007 г. и решения N 40 от 29.06.2007 г., исходя из содержания диспозиции ст. 123 Налогового кодекса РФ, не является налоговым правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена законодательством РФ о налогах и сборах, при этом, нарушение сроков перечисления налога на доходы физических лиц является основанием для начисления пени по ст. 75 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах отказ суда первой инстанции в удовлетворении требования ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" о признании незаконным решения налогового органа в части привлечения общества к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неполное перечисление сумм налога на доходы с физических лиц в сумме 248207 рублей является незаконным, а решение в данной части подлежит отмене.
Признавая недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа в части привлечения ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ в сумме 59419 руб., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в сумме 418097 руб., в части доначисления единого социального налога в размере 2090483 руб., и пеней на указанную сумму в размере 761167 руб., и в части пени в сумме 33428 руб., суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, дал объективную оценку обстоятельствам дела и сделал правильные выводы, основанные на нормах материального права.
При этом в мотивировочной и резолютивной частях решения суда первой инстанции не содержится выводов о незаконности действий налогового органа в части удержания и перечисления в бюджет суммы не удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 297093 рублей, в части доначисления страховых взносов в пенсионный фонд в сумме 430209 рублей и пени по ним в сумме 113245 рублей, в том числе на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 16859 рублей и на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 96386 рублей. В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в данной части подлежит изменению.
Решением налогового органа N 40 от 29.06.2007 г. установлено, что ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" производило выплаты членам экипажей судов в иностранной валюте вместо суточных по курсу в рублях, при этом в нарушение положений Налогового кодекса РФ общество неправомерно не включало в базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
По мнению налогового органа, указанные выплаты должны включаться в налогооблагаемую базу при исчислении единого социального налога и облагаться налогом на доходы физических лиц, поскольку по существу они являются надбавкой (доплатой) к заработной плате за особые условия труда.
В соответствии с п. п. 1 п. 3 ст. Налогового кодекса НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ предусматривается обязанность налоговых агентов по своевременному и правильному исчислению, удержанию и внесению в бюджет сумм налогов с доходов физических лиц.
В силу п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ облагаемая единым социальным налогом база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ, начисленных налогоплательщикам за налоговый период в пользу физических лиц.
В силу п. п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Выплаты суточных членам экипажей судов заграничного плавания флота российских судоходных компаний осуществляются в соответствии распоряжениями Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р (с изменениями, внесенными распоряжениями Правительства РФ от 10.10.1994 N 1608-р, от 25.10.1994 N 1685-р, от 03.11.1994 N 1741-р, от 10.07.1995 N 946-р, от 22.11.2000 N 1657-р).
При этом компенсационные выплаты, указанные в статье 238 Налогового кодекса РФ, не ограничиваются только теми выплатами, о которых говорится в статье 164 Трудового кодекса РФ.
Оснований для исключения из перечня, приведенного в статье 238 Кодекса, компенсационных выплат, предусмотренных статьей 129 Трудового кодекса РФ, не имеется.
Кроме того, несмотря на то, что выплаты иностранной валюты членам экипажей судов, произведенные взамен суточных, не являются суточными (суточные выплачиваются при направлении в служебные командировки, а нахождение экипажа на судне в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой), указанные выплаты, по своей сути, направлены на компенсацию расходов членов экипажей судов.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание противоречивую позицию Министерства финансов Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, изложенную в письме от 31.05.2004 N 04-04-04/63, в котором было разъяснено, что выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимых членам экипажей судов заграничного плавания морского флота судоходных российских компаний, являющиеся, по существу, компенсационными выплатами, в пределах норм, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 N 819-р, не подлежат налогообложению единым социальным налогом. Это свидетельствует о наличии неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, содержащихся в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, которые в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 04.04.2006 N 13704/05 и N 14118/05, выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний, осуществляемые в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.94 N 819-р "Об установлении предельных размеров норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний", по своей правовой природе относятся к компенсационным выплатам, связанным с особыми условиями труда, которые на основании ст. 238 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, сделал правильные выводы, указав, что выплаты суточных членам экипажей судов по своей правовой природе относятся к компенсационным выплатам, связанным с особыми условиями труда, которые на основании статьи 238 Трудового кодекса РФ освобождаются от налогообложения.
С учетом изложенного у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления обществу единого социального налога в сумме 2090483 рубля, пеней на указанную сумму в размере 761167 рубль, привлечения общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за не полную уплату единого социального налога в сумме 418097 рублей, а также обязывания удержать и перечислить не удержанную сумму налога на доходы с физических лиц в сумме 297093 рублей, начисления пеней на указанную сумму в размере 33428 рублей и привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 59419 рублей.
Довод представителя налогового органа о том, что в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" не оспаривало решение налогового органа в части доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 430209 рублей, а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 113245 руб., в том числе, направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 16859 рублей и на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 96386 рублей, суд находит не состоятельным, поскольку ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области о признании незаконным оспариваемого решения налогового органа в полном объеме.

В соответствии со ст. 10 вышеуказанного Федерального закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что выплаты членам экипажей в иностранной валюте взамен суточных не являются составной частью заработной платы, поскольку относятся к компенсационным, а, следовательно, указанные выплаты не подлежат обложению ни налогом на доходы физических лиц, ни единым социальным налогом.
При таких обстоятельствах у налогового органа не имелось правовых оснований к доначислению страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 430209 рублей, а также пени в сумме 113245 рублей, в том числе на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 16859 рублей, на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 96386 рублей.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции в части отказа ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" в признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 430209 рублей и пени на указанную сумму в размере 113245 рублей подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 170, 176, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

постановил:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 07.09.2007 года по делу А06-4033/2007-13 в части отказа ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" в признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области N 40 от 29.06.2007 г. в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 297093 рубля, а также доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 430209 рублей и пени на указанную сумму в размере 113245 рублей и привлечения ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 248207 рублей - отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области N 40 от 29.06.2007 г. в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 297093 рубля, а также доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 430209 рублей и пени на указанную сумму в размере 113245 рублей и привлечения ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 248207 рублей.
В остальной части решение арбитражного суда Астраханской области от 07.09.2007 года по делу А06-4033/2007-13 оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области в пользу ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Возвратить ОАО "Камызякская рыбопромышленная компания" из федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлине в сумме 1000 рублей, оплаченные платежным поручением N 374 от 04.10.2007, за рассмотрение апелляционной жалобы, выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 АПК РФ.

Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
М.А.АКИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)