Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 N 09АП-7371/2013АК ПО ДЕЛУ N А40-58597/12-107-328

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. N 09АП-7371/2013АК

Дело N А40-58597/12-107-328

Резолютивная часть постановления объявлена "25" марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "01" апреля 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2012 принятое судьей М.В. Лариным по делу N А40-58597/12-107-328 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АЛ-КО КОБЕР" (ОГРН 1037739682562,101000, г. Москва, Архангельский пер., д. 9, стр. 1, оф. 6) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве (ОГРН 1047701073860, 105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 9) о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Грановский М.Ю. по дов. N б/н от 02.05.2012 Питиримов Д.П. по дов. N б/н от 26.09.2012
от заинтересованного лица - Аверьянова А.С. по дов. N 06-12/9 от 02.04.2012
установил:

Решением от 28.11.2012 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "АЛ-КО КОБЕР" требования в полном объеме. Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве от 30.12.2011 г. N 480 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций в размере 3 333 884 руб., налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 2 947 260 руб. и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "АЛ-КО КОБЕР" требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью "АЛ-КО КОБЕР" (далее Заявитель, Общество) по результатам которой составлен акт от 30.11.2011 N 592 (том 1 л.д. 96 - 139) и с учетом возражений Заявителя (том 2 л.д. 24 - 25) вынесено оспариваемой решение от 30.12.2011 N 480 о привлечении к ответственности (том 1 л.д. 33 - 77). Указанным решением Заявитель привлечен к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 1 429 819 руб., водного налога в размере 759 914 руб. (пункт 4.1), начислены пени по состоянию на 30.12.2011 за неуплату налога на прибыль организаций в размере 13 802 руб., НДС в размере 742 273 руб., НДФЛ в размере 3 493 руб. (пункт 4.3), предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 7 149 094 руб., НДС в размере 4 499 216 руб. (пункт 4.4). Решением Управления ФНС России по г. Москве от 27.03.2012 N 21-19/026567 (том 1 л.д. 24 - 30) решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено. Общество оспаривает решение инспекции в части доначисления за 2008-2010 год налога на прибыль организаций в размере 3 333 884 руб., произведенное налоговым органом в результате расхождения сумм доходов от реализации, отраженных в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций и декларациях по НДС, доначисления НДС в размере 2 947 260 руб. в результате расхождения сумм вычетов, указанных в налоговых декларациях за 2008-2010 год суммам вычетов, указанным в соответствующих книгах покупок, начисления пеней и штрафа на указанные суммы доначислений.
В части доначисления налога на прибыль организаций за 2008 - 2010 гг." и соответствующих сумму пеней и налоговых санкций.
Как следует из пункта 1.6 оспариваемого Решения Инспекции, в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлены расхождения сумм доходов от реализации, отраженных в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций (строка 010 листа 02), с суммой доходов от реализации, отраженных в декларациях по налогу на добавленную стоимость за соответствующий год (строка 010 раздела 3), что, по мнению Инспекции, свидетельствует о занижении Заявителем налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2008 - 2010 гг.
Между тем, указанные расхождения связаны с применяемым в Обществе способом учета возврата товаров от покупателей, который не мог привести к занижению налоговой базы по налогу на прибыль и, как следствие, к неполной уплате налога. При составлении налогового регистра по налогу на прибыль "Доходы от реализации" операции по возврату товара от покупателя отражались сторнировочными записями, т.е. уменьшали общий итог доходов от реализации отчетного периода на сумму возврата. Одновременно в налоговом регистре "Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации" сторнировочными записями отражалась себестоимость возврата. Таким образом, при составлении декларации по налогу на прибыль показатель строки 010 Листа 02 "Доходы от реализации" представлял собой выручку от реализации за вычетом суммы возврата. При составлении же декларации по налогу на добавленную стоимость показатель строки 010 Раздела 3 "Реализация товаров (работ, услуг)" включал всю сумму выручки от реализации без уменьшения на сумму возврата, поскольку согласно правилам заполнения декларации по НДС возврат товара отражался в ней путем включения НДС, входящего в сумму возврата, в состав налоговых вычетов по строке 130 Раздела 3 (в 2008 г. и 2009 г. по строке 320 Раздела 3). В связи с указанным порядком составления деклараций между показателями "Доходы от реализации" (строка 010 Листа 02) декларации по налогу на прибыль и "Реализация товаров (работ, услуг)" (строка 010 Раздела 3) декларации по НДС возникала разница, равная сумме возврата за налоговый период.
В соответствии со статьей 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налогового кодекса Российской Федерации. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Таким образом, установленный Заявителем порядок ведения налогового учета не привел к занижению налогооблагаемой базы и недоплате налога на прибыль организаций за 2008 - 2010 гг.
По мнению Инспекции, возврат товара, реализованного в прошлом налоговом периоде, должен отражаться в текущем налоговом периоде путем увеличения внереализационных расходов на сумму возврата и увеличения внереализационных доходов на себестоимость возврата при этом показатель "Доходы от реализации" не может быть уменьшен.
Между тем, учитывая, что налогооблагаемая база (НОБ) определяется по формуле: НОБ = 010 + 020 - 030 - 040, где 010, ..., 040 - коды строк Декларации по налогу на прибыль. Арифметически НОБ не изменится вне зависимости от того уменьшаем ли мы строки 010 и 030 или увеличиваем строки 040 и 020. Таким образом, разница в методике отражения в налоговом учете возврата товара ненадлежащего качества на определение налогооблагаемой базы не влияет. Из представленного Заявителем в материалы дела (том 11 л.д. 73 - 75) сравнительного анализа результатов расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2008 - 2010 гг. по методике, применявшейся Заявителем, и методике предложенной Инспекцией, видно их полное совпадение. При таких обстоятельствах Инспекция неправомерно доначислила Заявителю налог на прибыль организаций за 2008 - 2010 гг. в сумме 3 333 883 рублей, соответствующие суммы пеней и налоговый санкции за его несвоевременную уплату.
В части доначисления налога на добавленную стоимость и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
Как следует из пункта 2.5 Решения, в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено несоответствие сведений, указанных в декларации по НДС, сведениям, указанным в книге покупок, что, по мнению Инспекции, привело к завышению размера вычетов по НДС за указанный период. Указанный вывод Инспекции основан исключительно на несоответствии сумм вычетов НДС по налоговой декларации и вычетов по книге покупок.
Между тем, анализ первичных документов, книг покупок и продаж, а также налоговых деклараций свидетельствует о том, что занижения налогооблагаемой базы по НДС не произошло. Так, при составлении декларации по налогу на добавленную стоимость показатель строки 010 Раздела 3 "Реализация товаров (работ, услуг)" включает всю сумму выручки от реализации без уменьшения на сумму возврата, поскольку согласно правилам заполнения декларации по НДС возврат товара отражается в ней путем включения НДС, входящего в сумму возврата, в состав налоговых вычетов по строке 130 Раздела 3 (в 2008 г. и 2009 г. по строке 320 Раздела 3). Вместе с тем, Заявитель при составлении книги покупок, суммы произведенных возвратов в нее не включал, а отражал в книге продаж сторнировочными записями, т.е. со знаком "минус" (том 3 л.д. 122 - 150, том 4 л.д. 1 - 48, том 5 л.д. 1 - 50). Вследствие применяемого способа отражения возвратов итоговая сумма вычетов НДС, исчисленная по книге покупок, оказывается меньше общей суммы налоговых вычетов, отраженной по строке 220 декларации, на сумму налога, включенного в стоимость возвращенного товара. Одновременно, на эту же величину сумма НДС, исчисленная по книге продаж, оказывается меньше общей суммы НДС, отраженной по строке 120 декларации. Таким образом, хотя применявшаяся Заявителем методика отражения возвратов в книгах покупок и продаж отличалась от правил их заполнения, установленных Постановлением Правительства РФ, данная ошибка носила методический характер и не могла привести к занижению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.
Налоговая инспекция, обратив внимание на несовпадение налоговых вычетов, отраженных в декларации и книге покупок, проигнорировала тот факт, что на такую же сумму различается НДС, исчисленный в декларации с выручки от реализации и итоговая сумма НДС, отраженная в книге продаж. Между тем, НДС, подлежащий уплате в бюджет и рассчитанный как разница между итогом по книге продаж и книге покупок, совпадает с суммой НДС, исчисленной к уплате в бюджет по налоговой декларации (строка 230), что исключает основание для утверждения о занижении налоговых обязательств и неуплате налога.
Таким образом, Заявитель, применяя способ учета возвращенного товара, установленный его учетной политикой, не нарушил положений налогового законодательства в части исполнения обязанности по уплате налогов, в связи с чем решение Инспекции ФНС России N 1 по городу Москве от 30.12.2011 N 480 в части доначисления суммы налога на прибыль организаций в размере 3 333 884 руб., НДС в размере 2 947 260 руб., начисления соответствующих пеней и штрафа является недействительным, противоречащим НК РФ.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2012 по делу N А40-58597/12-107-328 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий
Р.Г.НАГАЕВ
Судьи
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Н.О.ОКУЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)