Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вихаревой М.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 августа 2013 года
по делу N А50-14595/2013,
принятое судьей Торопициным С.В.,
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Третьякова Юрия Владимировича (ОГРН 312592126400018, ИНН 592104365924)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю (ОГРН 1045901863028, ИНН 5921010403)
о признании незаконным действия Инспекции,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Третьяков Юрий Владимирович (далее - налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю (далее - налоговый орган), выразившихся в отказе права на применение единого сельскохозяйственного налога.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, налоговый орган обжаловал его в порядке апелляционного производства.
Налоговый орган полагает, что основания для применения налогоплательщиком в 2012 году системы налогообложения в виде ЕСХН отсутствовали, поскольку в 2012 году доход от реализации сельскохозяйственной продукции налогоплательщик не получил. По мнению налогового органа, судом не учтено то, что налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в 2012 году, а п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ должен применяться с 01.01.2013.
Налоговый орган, просит, решение Арбитражного суда Пермского края от 30.08.2013 отменить, признать действия налогового органа, выразившиеся в отказе права на применение единого сельскохозяйственного налога, законными и правомерными.
От лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик как глава КФХ, зарегистрирован в налоговом органе 20.09.2012.
25.09.2012 налогоплательщиком в налоговый орган представлено заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
06.03.2013 налогоплательщиком в налоговый орган представлена налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2012 года, в которой сумма дохода отражена в сумме 58 800 руб., расходы - 140 710 руб., сумма исчисленного налога составила 0 рублей.
По результатам проверки указанной декларации налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено сообщение от 03.06.2013 N 12-28-57 о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей за 3-4 кварталы 2012 года, 1-2 квартал 2013 года, в связи с отсутствием у налогоплательщика по итогам 2012 года дохода от сельскохозяйственной деятельности. Налоговый орган в сообщении указал, что сумма дохода 58 800 руб., отраженная в декларации, является субсидией, полученной из федерального бюджета и бюджета Пермского края. Налоговый орган предложил налогоплательщику произвести перерасчет налоговых обязательств и представить налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за указанные периоды.
Не согласившись с действиями налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса).
Статьей 346.2 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
В целях главы 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.3 НК РФ (в редакции действовавшей до 31.12.2012) вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно пункту 4 статьи 346.3 НК РФ, если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Таким образом, основанием для возврата к общему режиму налогообложения является нарушение плательщиком ЕСХН 70-ти процентного ограничения, установленного статьей 346.3 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено, отсутствие у налогоплательщика дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, а также от иной предпринимательской деятельности, не связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции в 2012 году.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что условием возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения выступает наличие доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров менее 70 процентов, при этом полное отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в 2012 году таким основанием служить не может, так как НК РФ такого положения не содержит. Судом также учтено, что налогоплательщик в спорный период осуществлял подготовительные работы для осуществления сельскохозяйственной деятельности, что объясняет отсутствие дохода от реализации соответствующей продукции. Изложенное давало арбитражному суду первой инстанции основание для вывода, о том, что у налогового органа отсутствовали основания для вывода о невозможности применения налогоплательщиком системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кроме того, в соответствии с подп. 1 п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель вправе продолжить применять ЕСХН в следующем налоговом периоде, если у данного налогоплательщика в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы.
Подпункт 1 п. 4.1 ст. 346.3 добавлен в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ.
Учитывая, что налогоплательщик как глава КФХ, зарегистрирован в налоговом органе 20.09.2012, первый налоговый период для него закончился 31.12.2012, следующий налоговый период по ЕСХН начинается 01.01.2013. В связи с этим, налогоплательщик вправе воспользоваться подп. 1 п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ, который вступил в силу 01.01.2013.
Доводы, изложенные налоговым органом в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Налоговый орган от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 августа 2013 года по делу N А50-14595/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
С.Н.САФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2013 N 17АП-12144/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-14595/2013
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. N 17АП-12144/2013-АК
Дело N А50-14595/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вихаревой М.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 августа 2013 года
по делу N А50-14595/2013,
принятое судьей Торопициным С.В.,
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Третьякова Юрия Владимировича (ОГРН 312592126400018, ИНН 592104365924)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю (ОГРН 1045901863028, ИНН 5921010403)
о признании незаконным действия Инспекции,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Третьяков Юрий Владимирович (далее - налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю (далее - налоговый орган), выразившихся в отказе права на применение единого сельскохозяйственного налога.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, налоговый орган обжаловал его в порядке апелляционного производства.
Налоговый орган полагает, что основания для применения налогоплательщиком в 2012 году системы налогообложения в виде ЕСХН отсутствовали, поскольку в 2012 году доход от реализации сельскохозяйственной продукции налогоплательщик не получил. По мнению налогового органа, судом не учтено то, что налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в 2012 году, а п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ должен применяться с 01.01.2013.
Налоговый орган, просит, решение Арбитражного суда Пермского края от 30.08.2013 отменить, признать действия налогового органа, выразившиеся в отказе права на применение единого сельскохозяйственного налога, законными и правомерными.
От лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик как глава КФХ, зарегистрирован в налоговом органе 20.09.2012.
25.09.2012 налогоплательщиком в налоговый орган представлено заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
06.03.2013 налогоплательщиком в налоговый орган представлена налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2012 года, в которой сумма дохода отражена в сумме 58 800 руб., расходы - 140 710 руб., сумма исчисленного налога составила 0 рублей.
По результатам проверки указанной декларации налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено сообщение от 03.06.2013 N 12-28-57 о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей за 3-4 кварталы 2012 года, 1-2 квартал 2013 года, в связи с отсутствием у налогоплательщика по итогам 2012 года дохода от сельскохозяйственной деятельности. Налоговый орган в сообщении указал, что сумма дохода 58 800 руб., отраженная в декларации, является субсидией, полученной из федерального бюджета и бюджета Пермского края. Налоговый орган предложил налогоплательщику произвести перерасчет налоговых обязательств и представить налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за указанные периоды.
Не согласившись с действиями налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса).
Статьей 346.2 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
В целях главы 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.3 НК РФ (в редакции действовавшей до 31.12.2012) вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно пункту 4 статьи 346.3 НК РФ, если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Таким образом, основанием для возврата к общему режиму налогообложения является нарушение плательщиком ЕСХН 70-ти процентного ограничения, установленного статьей 346.3 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено, отсутствие у налогоплательщика дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, а также от иной предпринимательской деятельности, не связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции в 2012 году.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что условием возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения выступает наличие доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров менее 70 процентов, при этом полное отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в 2012 году таким основанием служить не может, так как НК РФ такого положения не содержит. Судом также учтено, что налогоплательщик в спорный период осуществлял подготовительные работы для осуществления сельскохозяйственной деятельности, что объясняет отсутствие дохода от реализации соответствующей продукции. Изложенное давало арбитражному суду первой инстанции основание для вывода, о том, что у налогового органа отсутствовали основания для вывода о невозможности применения налогоплательщиком системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кроме того, в соответствии с подп. 1 п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель вправе продолжить применять ЕСХН в следующем налоговом периоде, если у данного налогоплательщика в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы.
Подпункт 1 п. 4.1 ст. 346.3 добавлен в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ.
Учитывая, что налогоплательщик как глава КФХ, зарегистрирован в налоговом органе 20.09.2012, первый налоговый период для него закончился 31.12.2012, следующий налоговый период по ЕСХН начинается 01.01.2013. В связи с этим, налогоплательщик вправе воспользоваться подп. 1 п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ, который вступил в силу 01.01.2013.
Доводы, изложенные налоговым органом в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Налоговый орган от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 августа 2013 года по делу N А50-14595/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
С.Н.САФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)