Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 декабря 2012 года по делу N А65-19736/2012 (судья Сальманова Р.Р.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Спириной Татьяны Петровны (ИНН 165907762956), г. Казань,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), г. Казань,
третьи лица:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
открытое акционерное общество "Миллениум Зилант - Сити" (ИНН 1655111539), г. Казань,
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 12 апреля 2012 года N 8233, в реализации права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений,
установил:
индивидуальный предприниматель Спирина Татьяна Петровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Спирина Т.П.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г. Казани" (далее - комитет, КЗИО) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 12.04.2012 N 8233 в реализации права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений N 4Н, назначение нежилое, общей площадью 50 кв. м, 1 этаж, номер на поэтажном плане 39 "а", 41 - 44, находящегося по адресу: РТ, г. Казань, ул. Коротченко, д. 4 (л.д. 4 - 6).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, открытое акционерное общество "Миллениум Зилант - Сити".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2012 по делу N А65-19736/2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" отказ Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", изложенный в письме от 12.04.2012 N 8233, в реализации права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений N 4 Н, первого этажа, назначение нежилое, общей площадью 50 (пятьдесят) кв. м, номера на поэтажном плане: 39 "а", 41, 42, 43, 44, находящихся по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Коротченко, д. 4.
Суд обязал МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Спириной Татьяны Петровны путем:
- - оценки арендуемых на первом этаже нежилых помещений N 4 Н, назначение нежилое, общей площадью 50 кв. м, номера на поэтажном плане N 39 "а", 41, 42, 43, 44, находящихся по адресу: РТ, г. Казань, ул. Коротченко, д. 4; в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об условиях приватизации в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ арендуемого имущества на 1 этаже: нежилых помещений N 4 Н, назначение нежилое, общей площадью 50 кв. м, номера на поэтажном плане N 39 "а", 41, 42, 43, 44 по адресу: РТ, г. Казань, ул. Коротченко, д. 4;
- - в течение 10 дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, составить и направить индивидуальному предпринимателю Спириной Татьяне Петровне проект договора купли-продажи муниципального имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности" (л.д. 114 - 119).
В апелляционной жалобе комитет просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 131 - 134).
Предприниматель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ИП Спирина Т.П. с 01.02.2005 являлся арендатором нежилых помещений, первого этажа за N 39 "а", с N 40 - 44, площадью 54,2 кв. м, с 30.06.2010 площадью 50 кв. м по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4, литер 1. В течение арендных отношений арендуемые нежилые помещения ответчиком внесены в 2007 году в качестве вклада в уставной капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити", в результате чего, договор аренды перезаключен с новым собственником.
В последующем, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2011 по делу N А65-16361/2010 по иску комитета к ОАО "Миллениум Зилант-Сити" об обязании возвратить средства инвестирования, полученные в счет оплаты выпуска акций, признанных не состоявшимися, утверждено мировое соглашение, которым ОАО "Миллениум Зилант-Сити" приняло на себя обязательство передать комитету нежилые помещения площадью 50 кв. м по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4.
В связи с переходом права собственности на арендуемые нежилые помещения между комитетом и заявителем вновь заключен договор аренды на те же помещения площадью 50 кв. м сроком до 31.08.2012 года.
Заявитель обратился к комитету с заявлением от 22.03.2012 о выкупе арендуемых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комитет письмом от 12.04.2012 (л.д. 27 - 28) отказал предпринимателю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в собственность, что явилось основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих исследованию по настоящему делу, входит установление обстоятельств соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что между комитетом и ИП Спириной Т.П. заключен договор аренды от 01.02.2005 N 6357-91 аренды городского имущества, предметом которого являлась передача в аренду нежилых помещений, за инвентарным N 4584, площадью 54,2 кв. м, первого этажа за N 39 "а", 40 по N 44, сроком до 31.01.2008, для организации торговли по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4, здание под литером 1.
Указанный договор аренды зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по РТ от 15.09.2005 (л.д. 46 - 51).
Дополнительным соглашением от 21.11.2005 размер арендуемых помещений изменен до 50,0 кв. м (л.д. 16 - 18).
27.06.2007 комитетом арендуемые заявителем нежилые помещения переданы новому собственнику в качестве вклада в уставной капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права N 16-16-01/169/2007-586 (л.д. 29).
В связи с указанными обстоятельствами между новым собственником, ОАО "Миллениум Зилант-Сити" и ИП Спириной Т.П. заключен договор аренды от 06.08.2007 N 072, предметом которого явилась передача во временное владение и пользование нежилых помещений первого этажа N 39 "а", 40, 41, 42, 43, 44, общей площадью 54,2 кв. м, сроком до 31.12.2007.
Согласно техническому паспорту Вахитовского района г. Казани от 10.08.2004 нежилые помещения находятся в здании с инвентарным N 4584 по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4, литер 1 (л.д. 30).
01.01.2008, 01.01.2009, 01.04.2010 между ОАО "Миллениум Зилант-Сити" и предпринимателем заключены договоры аренды N 332-А, 1 570-Д, 1 162-Д тех же нежилых помещений (л.д. 13, 20, 90).
Договорами аренды от 30.06.2010 N 1233-Д, от 01.10.2011 N 1570-Д предпринимателю представлены нежилые помещения первого этажа с меньшей площадью: 50 кв. м, за номерами: 39 "а", 41, 42, 43, 44 по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4 сроком до 31.05.2011, до 01.09.2012 (л.д. 96).
В последующем, приказом Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 15.01.2010 N 10-35/пз-и ОАО "Миллениум Зилант-Сити" отказано в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, который признан несостоявшимся, также аннулирована государственная регистрация выпуска дополнительных акций в связи с нарушением ОАО "Миллениум Зилант-Сити" требований действующего законодательства по ценным бумагам. Нарушения заключались во внесении муниципального имущества эмитентом в оплату дополнительных акций не в процессе их размещения и до принятия эмитентом решения об увеличении уставного капитала эмитента посредством размещения дополнительных акций и других нарушений.
В связи с указанными обстоятельствами комитет обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ОАО "Миллениум Зилант-Сити" об обязании возвратить средства инвестирования, полученные в счет оплаты выпуска акций, признанного несостоявшимся.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2011 по делу N А65-16361/2010 утверждено мировое соглашение, согласно которому комитет отказался от требований к ОАО "Миллениум Зилант-Сити", который принял на себя обязательство вернуть комитету средства инвестирования, в том числе, содержащиеся в п. 223 Приложения, нежилые помещения площадью 50 кв. м по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4 (л.д. 104).
Поскольку государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций признана ФСФР России несостоявшимся, то в связи с переходом права собственности МКУ "КЗиО ИК МО г. Казани" на спорные нежилые помещения, то Дополнительным соглашением от 24.11.2011 к договору N 1570-Д от 01.10.2011, заключенным между ИП Смирновой Т.П. и комитетом изменен арендатор с ОАО "Миллениум Зилант - Сити" на МКУ "КЗиО ИК МО г. Казани" и срок аренды нежилых помещений N 39 "а", 41 - 44 в здании N 4, литер 1, по ул. Коротченко определен до 31.08.2012 (л.д. 20).
Факт перехода права собственности на указанное имущество подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права за МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" от 24.11.2011 и выпиской из реестра собственности города Казани по состоянию на 05.12.2012, что нежилые помещения первого этажа N 4Н общей площадью 50,0 кв. м являются собственностью города Казани на основании определения Арбитражного суда РТ от 24.11.2011 по делу N А65-16361/2010 от 27.10.2011 (л.д. 105, 106).
22.03.2012 заявитель обратился к комитету с заявлением о выкупе арендуемого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Комитет письмом от 12.04.2012 за исх. N 8233 отказал ИП Спириной Т.П. в выкупе арендуемого имущества, указав, что в соответствии с принятыми решениями о создании ОАО "Миллениум Зилант-Сити", арендуемые нежилые помещения были внесены в уставной капитал общества в качестве вклада и являются выбывшим из муниципальной собственности имуществом на момент вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 150-ФЗ, а также имущество, в отношении которого, на тот же момент принято иное управленческое решение не может быть приватизировано и передано в собственность арендатору по процедуре, установленной указанным законом (л.д. 11).
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 24.11.2011 на момент обращения заявителя (22.03.2012) на основании определения Арбитражного суда РТ от 27.10.2011 по делу N А65-16361/2010, нежилые помещения по адресу: г. Казань, ул. Коротченко площадью 50,0 кв. м зарегистрированы за муниципальным образованием город Казань (л.д. 106), поэтому доводы комитета, указанные в письме от 12.04.2012 являются необоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам.
Из приказа ФСФР России от 15.01.2010 следует, что внесение муниципального имущества в оплату дополнительных акций осуществлено не в процессе их размещения и до принятия эмитентом решения об увеличении уставного капитала, что в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является сделкой, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов и признается недействительной.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, как правильно отражено заявителем в дополнительном заявлении, передача недвижимого имущества в оплату уставного капитала ОАО "Миллениум Зилант-Сити" не имеет юридического значения, как не порождающее юридических последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
- 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Из представленных комитету предпринимателем документов, приложенных к заявлению от 22.03.2012, так и в суд, следует, что предприниматель соответствует установленным Федеральным законом N 159-ФЗ критериям и относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Факт нахождения муниципального имущества в пользовании арендатора непрерывно с 01.02.2005 по день принятия судебного акта подтверждается договорами аренды, перечень которых приведен выше.
Отсутствие задолженности по арендной плате, пени, штрафам подтверждается справкой ответчика от 05.07.2012 за исх. N 12559 (л.д. 24, 25).
Площадь арендуемых нежилых помещений по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4 составляют 50,0 кв. м, не превышает предельное значение площади приобретаемых арендуемых площадей в 1500 кв. м, установленные Законом РТ от 03.10.2008 N 79-ЗРТ "Об установлении предельных значений площади арендуемых помещений, приобретаемых субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества".
Арендуемые нежилые помещения не включены в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы комитета, что поскольку арендуемое имущество находилось в собственности ОАО "Миллениум Зилант-Сити", то Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ не распространяет свое действие на порядок их приобретения из состава муниципальной собственности и возникшие правоотношения регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Федеральным законом N 159-ФЗ установлен исчерпывающий перечень отношений, на которые не распространяется действие указанного закона.
Согласно ч. 2 ст. 1 действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий; недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления; недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.
Таким образом, указанная норма свидетельствует о том, что имущество, переданное в качестве инвестирования в оплату уставного капитала акционерного общества, не исключено законодателем из сферы действия Закона N 159-ФЗ, в законе не содержится каких-либо ограничений при отчуждении такого имущества и реализации при этом преимущественного права арендатора.
Часть 3 ст. 1 Закона N 159-ФЗ предусматривает, что отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Федеральный закон N 178-ФЗ не содержит таких ограничений, кроме того, нормы Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливающие специальные правила отчуждения государственного и муниципального недвижимого имущества, являются приоритетными по отношению к нормам Закона N 178-ФЗ.
Суд первой инстанции правильно указал, что запрета на отчуждение спорного имущества, установленного Федеральным законом N 159-ФЗ и другими федеральными законами, не имеется, приведенные нормы федерального законодательства таких ограничений не содержит.
Согласно п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 года N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
В силу положений ч. 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям с 01.01.2009 по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 3 ст. 9 указанного Закона при получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отказ МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани", выраженный в письме от 12.04.2012 за исх. N 8233, в выкупе арендуемых нежилых помещений по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4 не соответствует Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нарушает права и законные интересы заявителя, что является основанием для удовлетворения требований ИП Спириной Т.П.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, суд, выполняя указание законодателя, определяет способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя по его требованию, указывая в резолютивной части на совершение ответчиком определенных действий, при этом суд не связан с предложением заявителя на определение указанного способа.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2013 по делу N А65-13758/2012.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина комитетом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 декабря 2012 года по делу N А65-19736/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2013 ПО ДЕЛУ N А65-19736/2012
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу N А65-19736/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 декабря 2012 года по делу N А65-19736/2012 (судья Сальманова Р.Р.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Спириной Татьяны Петровны (ИНН 165907762956), г. Казань,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), г. Казань,
третьи лица:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
открытое акционерное общество "Миллениум Зилант - Сити" (ИНН 1655111539), г. Казань,
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 12 апреля 2012 года N 8233, в реализации права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений,
установил:
индивидуальный предприниматель Спирина Татьяна Петровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Спирина Т.П.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г. Казани" (далее - комитет, КЗИО) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 12.04.2012 N 8233 в реализации права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений N 4Н, назначение нежилое, общей площадью 50 кв. м, 1 этаж, номер на поэтажном плане 39 "а", 41 - 44, находящегося по адресу: РТ, г. Казань, ул. Коротченко, д. 4 (л.д. 4 - 6).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, открытое акционерное общество "Миллениум Зилант - Сити".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2012 по делу N А65-19736/2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" отказ Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", изложенный в письме от 12.04.2012 N 8233, в реализации права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений N 4 Н, первого этажа, назначение нежилое, общей площадью 50 (пятьдесят) кв. м, номера на поэтажном плане: 39 "а", 41, 42, 43, 44, находящихся по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Коротченко, д. 4.
Суд обязал МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Спириной Татьяны Петровны путем:
- - оценки арендуемых на первом этаже нежилых помещений N 4 Н, назначение нежилое, общей площадью 50 кв. м, номера на поэтажном плане N 39 "а", 41, 42, 43, 44, находящихся по адресу: РТ, г. Казань, ул. Коротченко, д. 4; в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об условиях приватизации в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ арендуемого имущества на 1 этаже: нежилых помещений N 4 Н, назначение нежилое, общей площадью 50 кв. м, номера на поэтажном плане N 39 "а", 41, 42, 43, 44 по адресу: РТ, г. Казань, ул. Коротченко, д. 4;
- - в течение 10 дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, составить и направить индивидуальному предпринимателю Спириной Татьяне Петровне проект договора купли-продажи муниципального имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности" (л.д. 114 - 119).
В апелляционной жалобе комитет просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 131 - 134).
Предприниматель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ИП Спирина Т.П. с 01.02.2005 являлся арендатором нежилых помещений, первого этажа за N 39 "а", с N 40 - 44, площадью 54,2 кв. м, с 30.06.2010 площадью 50 кв. м по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4, литер 1. В течение арендных отношений арендуемые нежилые помещения ответчиком внесены в 2007 году в качестве вклада в уставной капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити", в результате чего, договор аренды перезаключен с новым собственником.
В последующем, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2011 по делу N А65-16361/2010 по иску комитета к ОАО "Миллениум Зилант-Сити" об обязании возвратить средства инвестирования, полученные в счет оплаты выпуска акций, признанных не состоявшимися, утверждено мировое соглашение, которым ОАО "Миллениум Зилант-Сити" приняло на себя обязательство передать комитету нежилые помещения площадью 50 кв. м по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4.
В связи с переходом права собственности на арендуемые нежилые помещения между комитетом и заявителем вновь заключен договор аренды на те же помещения площадью 50 кв. м сроком до 31.08.2012 года.
Заявитель обратился к комитету с заявлением от 22.03.2012 о выкупе арендуемых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комитет письмом от 12.04.2012 (л.д. 27 - 28) отказал предпринимателю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в собственность, что явилось основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих исследованию по настоящему делу, входит установление обстоятельств соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что между комитетом и ИП Спириной Т.П. заключен договор аренды от 01.02.2005 N 6357-91 аренды городского имущества, предметом которого являлась передача в аренду нежилых помещений, за инвентарным N 4584, площадью 54,2 кв. м, первого этажа за N 39 "а", 40 по N 44, сроком до 31.01.2008, для организации торговли по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4, здание под литером 1.
Указанный договор аренды зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по РТ от 15.09.2005 (л.д. 46 - 51).
Дополнительным соглашением от 21.11.2005 размер арендуемых помещений изменен до 50,0 кв. м (л.д. 16 - 18).
27.06.2007 комитетом арендуемые заявителем нежилые помещения переданы новому собственнику в качестве вклада в уставной капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права N 16-16-01/169/2007-586 (л.д. 29).
В связи с указанными обстоятельствами между новым собственником, ОАО "Миллениум Зилант-Сити" и ИП Спириной Т.П. заключен договор аренды от 06.08.2007 N 072, предметом которого явилась передача во временное владение и пользование нежилых помещений первого этажа N 39 "а", 40, 41, 42, 43, 44, общей площадью 54,2 кв. м, сроком до 31.12.2007.
Согласно техническому паспорту Вахитовского района г. Казани от 10.08.2004 нежилые помещения находятся в здании с инвентарным N 4584 по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4, литер 1 (л.д. 30).
01.01.2008, 01.01.2009, 01.04.2010 между ОАО "Миллениум Зилант-Сити" и предпринимателем заключены договоры аренды N 332-А, 1 570-Д, 1 162-Д тех же нежилых помещений (л.д. 13, 20, 90).
Договорами аренды от 30.06.2010 N 1233-Д, от 01.10.2011 N 1570-Д предпринимателю представлены нежилые помещения первого этажа с меньшей площадью: 50 кв. м, за номерами: 39 "а", 41, 42, 43, 44 по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4 сроком до 31.05.2011, до 01.09.2012 (л.д. 96).
В последующем, приказом Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 15.01.2010 N 10-35/пз-и ОАО "Миллениум Зилант-Сити" отказано в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, который признан несостоявшимся, также аннулирована государственная регистрация выпуска дополнительных акций в связи с нарушением ОАО "Миллениум Зилант-Сити" требований действующего законодательства по ценным бумагам. Нарушения заключались во внесении муниципального имущества эмитентом в оплату дополнительных акций не в процессе их размещения и до принятия эмитентом решения об увеличении уставного капитала эмитента посредством размещения дополнительных акций и других нарушений.
В связи с указанными обстоятельствами комитет обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ОАО "Миллениум Зилант-Сити" об обязании возвратить средства инвестирования, полученные в счет оплаты выпуска акций, признанного несостоявшимся.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2011 по делу N А65-16361/2010 утверждено мировое соглашение, согласно которому комитет отказался от требований к ОАО "Миллениум Зилант-Сити", который принял на себя обязательство вернуть комитету средства инвестирования, в том числе, содержащиеся в п. 223 Приложения, нежилые помещения площадью 50 кв. м по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4 (л.д. 104).
Поскольку государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций признана ФСФР России несостоявшимся, то в связи с переходом права собственности МКУ "КЗиО ИК МО г. Казани" на спорные нежилые помещения, то Дополнительным соглашением от 24.11.2011 к договору N 1570-Д от 01.10.2011, заключенным между ИП Смирновой Т.П. и комитетом изменен арендатор с ОАО "Миллениум Зилант - Сити" на МКУ "КЗиО ИК МО г. Казани" и срок аренды нежилых помещений N 39 "а", 41 - 44 в здании N 4, литер 1, по ул. Коротченко определен до 31.08.2012 (л.д. 20).
Факт перехода права собственности на указанное имущество подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права за МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" от 24.11.2011 и выпиской из реестра собственности города Казани по состоянию на 05.12.2012, что нежилые помещения первого этажа N 4Н общей площадью 50,0 кв. м являются собственностью города Казани на основании определения Арбитражного суда РТ от 24.11.2011 по делу N А65-16361/2010 от 27.10.2011 (л.д. 105, 106).
22.03.2012 заявитель обратился к комитету с заявлением о выкупе арендуемого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Комитет письмом от 12.04.2012 за исх. N 8233 отказал ИП Спириной Т.П. в выкупе арендуемого имущества, указав, что в соответствии с принятыми решениями о создании ОАО "Миллениум Зилант-Сити", арендуемые нежилые помещения были внесены в уставной капитал общества в качестве вклада и являются выбывшим из муниципальной собственности имуществом на момент вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 150-ФЗ, а также имущество, в отношении которого, на тот же момент принято иное управленческое решение не может быть приватизировано и передано в собственность арендатору по процедуре, установленной указанным законом (л.д. 11).
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 24.11.2011 на момент обращения заявителя (22.03.2012) на основании определения Арбитражного суда РТ от 27.10.2011 по делу N А65-16361/2010, нежилые помещения по адресу: г. Казань, ул. Коротченко площадью 50,0 кв. м зарегистрированы за муниципальным образованием город Казань (л.д. 106), поэтому доводы комитета, указанные в письме от 12.04.2012 являются необоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам.
Из приказа ФСФР России от 15.01.2010 следует, что внесение муниципального имущества в оплату дополнительных акций осуществлено не в процессе их размещения и до принятия эмитентом решения об увеличении уставного капитала, что в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является сделкой, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов и признается недействительной.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, как правильно отражено заявителем в дополнительном заявлении, передача недвижимого имущества в оплату уставного капитала ОАО "Миллениум Зилант-Сити" не имеет юридического значения, как не порождающее юридических последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
- 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Из представленных комитету предпринимателем документов, приложенных к заявлению от 22.03.2012, так и в суд, следует, что предприниматель соответствует установленным Федеральным законом N 159-ФЗ критериям и относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Факт нахождения муниципального имущества в пользовании арендатора непрерывно с 01.02.2005 по день принятия судебного акта подтверждается договорами аренды, перечень которых приведен выше.
Отсутствие задолженности по арендной плате, пени, штрафам подтверждается справкой ответчика от 05.07.2012 за исх. N 12559 (л.д. 24, 25).
Площадь арендуемых нежилых помещений по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4 составляют 50,0 кв. м, не превышает предельное значение площади приобретаемых арендуемых площадей в 1500 кв. м, установленные Законом РТ от 03.10.2008 N 79-ЗРТ "Об установлении предельных значений площади арендуемых помещений, приобретаемых субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества".
Арендуемые нежилые помещения не включены в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы комитета, что поскольку арендуемое имущество находилось в собственности ОАО "Миллениум Зилант-Сити", то Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ не распространяет свое действие на порядок их приобретения из состава муниципальной собственности и возникшие правоотношения регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Федеральным законом N 159-ФЗ установлен исчерпывающий перечень отношений, на которые не распространяется действие указанного закона.
Согласно ч. 2 ст. 1 действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий; недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления; недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.
Таким образом, указанная норма свидетельствует о том, что имущество, переданное в качестве инвестирования в оплату уставного капитала акционерного общества, не исключено законодателем из сферы действия Закона N 159-ФЗ, в законе не содержится каких-либо ограничений при отчуждении такого имущества и реализации при этом преимущественного права арендатора.
Часть 3 ст. 1 Закона N 159-ФЗ предусматривает, что отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Федеральный закон N 178-ФЗ не содержит таких ограничений, кроме того, нормы Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливающие специальные правила отчуждения государственного и муниципального недвижимого имущества, являются приоритетными по отношению к нормам Закона N 178-ФЗ.
Суд первой инстанции правильно указал, что запрета на отчуждение спорного имущества, установленного Федеральным законом N 159-ФЗ и другими федеральными законами, не имеется, приведенные нормы федерального законодательства таких ограничений не содержит.
Согласно п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 года N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
В силу положений ч. 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям с 01.01.2009 по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 3 ст. 9 указанного Закона при получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отказ МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани", выраженный в письме от 12.04.2012 за исх. N 8233, в выкупе арендуемых нежилых помещений по адресу: г. Казань, ул. Коротченко, д. 4 не соответствует Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нарушает права и законные интересы заявителя, что является основанием для удовлетворения требований ИП Спириной Т.П.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, суд, выполняя указание законодателя, определяет способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя по его требованию, указывая в резолютивной части на совершение ответчиком определенных действий, при этом суд не связан с предложением заявителя на определение указанного способа.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2013 по делу N А65-13758/2012.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина комитетом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 декабря 2012 года по делу N А65-19736/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)