Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.
судей Демяненко О.В.
Вахитовой Г.Д.
при секретаре Х.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Х.Р. - Ш. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 03 октября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Х.Р. к Администрации городского округа город Уфа РБ о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, признании права на выкуп земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес общей площадью ... кв. метров на льготных условиях, в размере - семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д.,
установила:
Х.Р. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа РБ о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа РБ в предоставлении земельного участка в собственность, признании за ней права на выкуп земельного участка и об обязывании заключить с ней договор купли-продажи земельного участка общей площадью ... кв. метров, кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес.
Истица в обоснование исковых требований указала, что на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа РБ N ... от дата и договора аренды земельного участка N ... от дата она пользуется земельным участком по указанному в иске адресу, предназначенном для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. На данном земельном участке расположен принадлежащий ей на праве собственности индивидуальный жилой дом. дата она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка по указанному адресу. Письмом за N ... от дата ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ ответчиком мотивирован тем, что указанный земельный участок расположен в границах красных линий, что исключает его предоставление в собственность. Истица полагает данный отказ является незаконным, поскольку в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ она имеет исключительное право на приобретение в собственность спорного земельного участка, расположенного под жилым домом, принадлежащим ей на праве собственности. Отказ в предоставлении земельного участка возможен только по основаниям, предусмотренным ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Впоследствии, истица уточнила свои исковые требования, просила признать за ней право на выкуп земельного участка и обязать ответчика заключить договор купли-продажи спорного земельного участка на льготных условиях, то есть в размере - семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Х.Р. - Ш. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым требования истицы удовлетворить в полном объеме. Мотивирует это своим несогласием с обжалуемым решением суда, считая, что органом местного самоуправления порядок резервирования земель для муниципальных нужд в отношении спорного участка не соблюден, ответчиком не доказано наличие соответствующего ограничения оборотоспособности данного земельного участка.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истицы Х.Р. - Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами. При этом, право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: ... гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников неустановлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Судом по имеющимся материалам дела установлено, что Х.Р. на основании решения мирового судьи судебного участка N 10 по Октябрьскому району г. Уфы РБ от дата принадлежит на праве собственности на индивидуальный жилой дом площадью ... кв. метров по адресу: адрес что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N ... от дата (л.д. ...).
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа РБ от дата за N ... Х.Р. предоставлен в аренду земельный участок общей площадью ... кв. метров, из земель поселения, кадастровым номером N ..., расположенный по адресу: адрес. Данный земельный участок имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, которое совпадает с его фактическим использованием.
дата между КУМС Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Х.Р. заключен договор за N ... аренды указанного земельного участка на срок с дата до дата года (л.д. ...). Указанный договор 12 дата зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ за N ...
По данным кадастрового паспорта спорный земельный участок сформирован как объект недвижимости, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, площадь ... кв. метров; участок входит в территориальную зону "РБ, г. Уфа. Зона специального назначения, реестровый номер N ..., индекс N ...", N ... л.д. ...).
... Ш. в интересах Х.Р. обратился в Администрацию городского округа город Уфа РБ с заявлением о выкупе спорного земельного участка (л.д. ...).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается доводами, изложенными в апелляционной жалобе о том, что на спорном земельном участке отсутствуют существующие красные линии, обозначающие наличие на данном земельном участке каких-либо объектов, позволяющих в силу закона отнести этот земельный участок к землям общего пользования или красные линии, обозначающие на данном участке существующие земли общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц. На испрашиваемом участке отсутствуют красные линии, обозначающие границы существующих автомобильных дорог, улиц, проездов.
Однако, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан своим письмом N ... от дата отказало Х.Р. в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, предоставление в собственность не представляется возможным.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции указал, что спорный земельный участок частично находится в границах красных линий, зарезервирован для государственных и муниципальных нужд, порядок резервирования земельных участков федеральным законодательством не установлен.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ гласит, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц(в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 года N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 года N 561 осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.
Судом установлено и не оспаривается сторонами то, что государственная регистрация ограничений прав, установленных вышеприведенным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в нарушение положений вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не была осуществлена.
Земельный участок из оборота не изъят, отсутствуют и какие-либо ограничения приватизации земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером N ... не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий из оборота (л.д. ...). Материалами дела так же не подтверждено наличие объектов на указанном земельном участке, при наличии которых, согласно содержаниям ст. ст. 27, 28, 85 Земельного кодекса РФ, а также ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация земельных участков не допускается.
Х.Р. стала собственником жилого дома по адресу: адрес и приобрела в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ право на приватизацию земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, до утверждения решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата схемы размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд, согласно п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для отказа Х.Р. в предоставлении в собственность земельного участка не имелось, обоснованными.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
На основании ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия находит, что решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 октября 2012 года надо отменить, поскольку судом не правильно применены нормы материального права.
Учитывая, что имеющиеся доказательства достаточны для принятия решения, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Х.Р.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан
определила:
отменить решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 октября 2012 года.
Вынести новое решение.
Исковые требования Х.Р. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью ... кв. метров по адресу: адрес.
Признать за Х.Р. право на выкуп земельного участка площадью ... кв. метров по адресу: адрес.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Х.Р. договор купли-продажи земельного участка площадью ... кв. метров, кадастровым номером N ..., категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: адрес по выкупной цене в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующей до 1 июля 2012 года.
Председательствующий
А.А.ГИЗАТУЛЛИН
Судьи
О.В.ДЕМЯНЕНКО
Г.Д.ВАХИТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 30.05.2013
Разделы:Земельный налог; Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.
судей Демяненко О.В.
Вахитовой Г.Д.
при секретаре Х.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Х.Р. - Ш. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 03 октября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Х.Р. к Администрации городского округа город Уфа РБ о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, признании права на выкуп земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес общей площадью ... кв. метров на льготных условиях, в размере - семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д.,
установила:
Х.Р. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа РБ о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа РБ в предоставлении земельного участка в собственность, признании за ней права на выкуп земельного участка и об обязывании заключить с ней договор купли-продажи земельного участка общей площадью ... кв. метров, кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес.
Истица в обоснование исковых требований указала, что на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа РБ N ... от дата и договора аренды земельного участка N ... от дата она пользуется земельным участком по указанному в иске адресу, предназначенном для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. На данном земельном участке расположен принадлежащий ей на праве собственности индивидуальный жилой дом. дата она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка по указанному адресу. Письмом за N ... от дата ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ ответчиком мотивирован тем, что указанный земельный участок расположен в границах красных линий, что исключает его предоставление в собственность. Истица полагает данный отказ является незаконным, поскольку в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ она имеет исключительное право на приобретение в собственность спорного земельного участка, расположенного под жилым домом, принадлежащим ей на праве собственности. Отказ в предоставлении земельного участка возможен только по основаниям, предусмотренным ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Впоследствии, истица уточнила свои исковые требования, просила признать за ней право на выкуп земельного участка и обязать ответчика заключить договор купли-продажи спорного земельного участка на льготных условиях, то есть в размере - семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Х.Р. - Ш. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым требования истицы удовлетворить в полном объеме. Мотивирует это своим несогласием с обжалуемым решением суда, считая, что органом местного самоуправления порядок резервирования земель для муниципальных нужд в отношении спорного участка не соблюден, ответчиком не доказано наличие соответствующего ограничения оборотоспособности данного земельного участка.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истицы Х.Р. - Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами. При этом, право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: ... гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников неустановлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Судом по имеющимся материалам дела установлено, что Х.Р. на основании решения мирового судьи судебного участка N 10 по Октябрьскому району г. Уфы РБ от дата принадлежит на праве собственности на индивидуальный жилой дом площадью ... кв. метров по адресу: адрес что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N ... от дата (л.д. ...).
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа РБ от дата за N ... Х.Р. предоставлен в аренду земельный участок общей площадью ... кв. метров, из земель поселения, кадастровым номером N ..., расположенный по адресу: адрес. Данный земельный участок имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, которое совпадает с его фактическим использованием.
дата между КУМС Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Х.Р. заключен договор за N ... аренды указанного земельного участка на срок с дата до дата года (л.д. ...). Указанный договор 12 дата зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ за N ...
По данным кадастрового паспорта спорный земельный участок сформирован как объект недвижимости, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, площадь ... кв. метров; участок входит в территориальную зону "РБ, г. Уфа. Зона специального назначения, реестровый номер N ..., индекс N ...", N ... л.д. ...).
... Ш. в интересах Х.Р. обратился в Администрацию городского округа город Уфа РБ с заявлением о выкупе спорного земельного участка (л.д. ...).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается доводами, изложенными в апелляционной жалобе о том, что на спорном земельном участке отсутствуют существующие красные линии, обозначающие наличие на данном земельном участке каких-либо объектов, позволяющих в силу закона отнести этот земельный участок к землям общего пользования или красные линии, обозначающие на данном участке существующие земли общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц. На испрашиваемом участке отсутствуют красные линии, обозначающие границы существующих автомобильных дорог, улиц, проездов.
Однако, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан своим письмом N ... от дата отказало Х.Р. в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, предоставление в собственность не представляется возможным.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции указал, что спорный земельный участок частично находится в границах красных линий, зарезервирован для государственных и муниципальных нужд, порядок резервирования земельных участков федеральным законодательством не установлен.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ гласит, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц(в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 года N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 года N 561 осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.
Судом установлено и не оспаривается сторонами то, что государственная регистрация ограничений прав, установленных вышеприведенным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в нарушение положений вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не была осуществлена.
Земельный участок из оборота не изъят, отсутствуют и какие-либо ограничения приватизации земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером N ... не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий из оборота (л.д. ...). Материалами дела так же не подтверждено наличие объектов на указанном земельном участке, при наличии которых, согласно содержаниям ст. ст. 27, 28, 85 Земельного кодекса РФ, а также ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация земельных участков не допускается.
Х.Р. стала собственником жилого дома по адресу: адрес и приобрела в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ право на приватизацию земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, до утверждения решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата схемы размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд, согласно п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для отказа Х.Р. в предоставлении в собственность земельного участка не имелось, обоснованными.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
На основании ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия находит, что решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 октября 2012 года надо отменить, поскольку судом не правильно применены нормы материального права.
Учитывая, что имеющиеся доказательства достаточны для принятия решения, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Х.Р.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан
определила:
отменить решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 октября 2012 года.
Вынести новое решение.
Исковые требования Х.Р. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью ... кв. метров по адресу: адрес.
Признать за Х.Р. право на выкуп земельного участка площадью ... кв. метров по адресу: адрес.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Х.Р. договор купли-продажи земельного участка площадью ... кв. метров, кадастровым номером N ..., категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: адрес по выкупной цене в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующей до 1 июля 2012 года.
Председательствующий
А.А.ГИЗАТУЛЛИН
Судьи
О.В.ДЕМЯНЕНКО
Г.Д.ВАХИТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)