Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Рахмановой Е.В. (доверенность от 24.12.2012 N 119-05/13), Барсуковой С.Г. (доверенность от 11.10.2012 N 119-05/242),
ответчика - Якуповой Л.Р. (доверенность от 23.10.2012 N 2.4-0-10/019590),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2012 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 (председательствующий судья - Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-22425/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Генерирующая компания", г. Казань (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735) о признании недействительным решения от 21.06.2012 N 19683 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
открытое акционерное общество "Генерирующая компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 21.06.2012 N 19683 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год. По результатам проверки составлен акт от 15.05.2012 N 19838.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, налоговым органом принято решение от 21.06.2012 N 19683 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 2 248 руб.
Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 17 002 руб., а также пени в размере 1 162,26 руб.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Управления от 18.07.2012 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что поскольку основным видом деятельности заявителя является деятельность по производству электрической энергии, земельный участок приобретен для обслуживания электростанции, железнодорожные пути, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 16:50:200203:8 являются сооружением, обслуживающим электростанцию, заявителем при исчислении земельного налога за 2011 год правомерно применена ставка 0,55%, согласно решению представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3.
Данный вывод судебная коллегия находит обоснованным, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 391 НК РФ, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателями земельных участков самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением от 29.11.2005 N 2-3 представительного органа муниципального образования г. Казани "О земельном налоге" на территории муниципального образования г. Казани установлены дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка, согласно приложению к решению от 29.11.2005 N 2-3.
Данным решением установлено 16 видов разрешенного использования, каждому из которых соответствует своя ставка земельного налога.
При этом к 10 виду разрешенного использования отнесены "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
К 13 виду разрешенного использования относятся "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации и.т.д.".
Землями транспорта в соответствии со статьей 90 ЗК РФ признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права, на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
При таких обстоятельствах суды правильно указали, что к 13 виду разрешенного использования, предусмотренного решением от 29.11.2005 N 2-3, относятся участки со специфическим предназначением по содержанию, строительству ремонту и развитию объектов транспорта. И используются эти участки организациями со специфическими видами деятельности - это деятельность в области эксплуатации транспорта.
Суды обеих инстанций правомерно указали, что при рассмотрении споров о применении той или иной ставки земельного налога должны быть оценены в совокупности объекты, расположенные на земельном участке; функциональное предназначение земельного участка, то есть фактически для каких целей используется земельный участок; а также направления и виды деятельности землепользователя (в том числе основной вид деятельности организации, указанный в учредительных документах).
Материалами настоящего дела установлено, что основным видом деятельности заявителя является производство электрической энергии, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Общества.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:200203:8 площадью 920 кв. м приобретен заявителем на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2001 N 931 и заключенного на основании данного постановления договора купли-продажи от 28.12.2001 N 1.
Данный земельный участок передан Обществу в составе "энергетического производственно-технологического комплекса".
Вместе с тем, на указанном земельном участке расположено имущество - железнодорожные пути, входящие в состав имущественного комплекса Казанской ТЭЦ-2, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 25.12.2001 N 16-50.3-22.2001-422.1.
Фактическим назначением железнодорожных путей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 16:50:200203:8, является обслуживание Казанской ТЭЦ-2, а именно: периодической поставки грузов (твердого топлива, химических реагентов), необходимых для обеспечения текущей эксплуатационной деятельности филиала. Поставляемые грузы предназначены непосредственно для осуществления производства продукции и неразрывно связаны с технологическим процессом электростанции.
Факт использования железнодорожных путей в целях обеспечения текущей эксплуатационной деятельности филиала Казанская ТЭЦ-2 также подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
При этом указанный путь является тупиковым, предназначен исключительно для подвоза грузов для нужд электростанции, что видно на схеме подъездного пути Казанской ТЭЦ-2, примыкающего к станции Восстание.
Следовательно, цель приобретения указанного земельного участка, основной вид деятельности по производству электрической энергии, первичные документы, подтверждающие использование земельного участка для обслуживания электростанции, тот факт, что использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:200203:8 самостоятельно отдельно от эксплуатации электростанции не имеет смысла, а также имеющаяся судебная практика подтверждает правильность применения заявителем ставки 0,55% при исчислении земельного налога в 2011 году.
Исходя из вышеизложенного арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А65-22425/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
М.В.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N А65-22425/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N А65-22425/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Рахмановой Е.В. (доверенность от 24.12.2012 N 119-05/13), Барсуковой С.Г. (доверенность от 11.10.2012 N 119-05/242),
ответчика - Якуповой Л.Р. (доверенность от 23.10.2012 N 2.4-0-10/019590),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2012 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 (председательствующий судья - Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-22425/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Генерирующая компания", г. Казань (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735) о признании недействительным решения от 21.06.2012 N 19683 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
открытое акционерное общество "Генерирующая компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 21.06.2012 N 19683 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год. По результатам проверки составлен акт от 15.05.2012 N 19838.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, налоговым органом принято решение от 21.06.2012 N 19683 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 2 248 руб.
Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 17 002 руб., а также пени в размере 1 162,26 руб.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Управления от 18.07.2012 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что поскольку основным видом деятельности заявителя является деятельность по производству электрической энергии, земельный участок приобретен для обслуживания электростанции, железнодорожные пути, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 16:50:200203:8 являются сооружением, обслуживающим электростанцию, заявителем при исчислении земельного налога за 2011 год правомерно применена ставка 0,55%, согласно решению представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3.
Данный вывод судебная коллегия находит обоснованным, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 391 НК РФ, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателями земельных участков самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением от 29.11.2005 N 2-3 представительного органа муниципального образования г. Казани "О земельном налоге" на территории муниципального образования г. Казани установлены дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка, согласно приложению к решению от 29.11.2005 N 2-3.
Данным решением установлено 16 видов разрешенного использования, каждому из которых соответствует своя ставка земельного налога.
При этом к 10 виду разрешенного использования отнесены "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
К 13 виду разрешенного использования относятся "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации и.т.д.".
Землями транспорта в соответствии со статьей 90 ЗК РФ признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права, на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
При таких обстоятельствах суды правильно указали, что к 13 виду разрешенного использования, предусмотренного решением от 29.11.2005 N 2-3, относятся участки со специфическим предназначением по содержанию, строительству ремонту и развитию объектов транспорта. И используются эти участки организациями со специфическими видами деятельности - это деятельность в области эксплуатации транспорта.
Суды обеих инстанций правомерно указали, что при рассмотрении споров о применении той или иной ставки земельного налога должны быть оценены в совокупности объекты, расположенные на земельном участке; функциональное предназначение земельного участка, то есть фактически для каких целей используется земельный участок; а также направления и виды деятельности землепользователя (в том числе основной вид деятельности организации, указанный в учредительных документах).
Материалами настоящего дела установлено, что основным видом деятельности заявителя является производство электрической энергии, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Общества.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:200203:8 площадью 920 кв. м приобретен заявителем на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2001 N 931 и заключенного на основании данного постановления договора купли-продажи от 28.12.2001 N 1.
Данный земельный участок передан Обществу в составе "энергетического производственно-технологического комплекса".
Вместе с тем, на указанном земельном участке расположено имущество - железнодорожные пути, входящие в состав имущественного комплекса Казанской ТЭЦ-2, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 25.12.2001 N 16-50.3-22.2001-422.1.
Фактическим назначением железнодорожных путей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 16:50:200203:8, является обслуживание Казанской ТЭЦ-2, а именно: периодической поставки грузов (твердого топлива, химических реагентов), необходимых для обеспечения текущей эксплуатационной деятельности филиала. Поставляемые грузы предназначены непосредственно для осуществления производства продукции и неразрывно связаны с технологическим процессом электростанции.
Факт использования железнодорожных путей в целях обеспечения текущей эксплуатационной деятельности филиала Казанская ТЭЦ-2 также подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
При этом указанный путь является тупиковым, предназначен исключительно для подвоза грузов для нужд электростанции, что видно на схеме подъездного пути Казанской ТЭЦ-2, примыкающего к станции Восстание.
Следовательно, цель приобретения указанного земельного участка, основной вид деятельности по производству электрической энергии, первичные документы, подтверждающие использование земельного участка для обслуживания электростанции, тот факт, что использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:200203:8 самостоятельно отдельно от эксплуатации электростанции не имеет смысла, а также имеющаяся судебная практика подтверждает правильность применения заявителем ставки 0,55% при исчислении земельного налога в 2011 году.
Исходя из вышеизложенного арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А65-22425/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
М.В.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)