Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ракурс - Промышленные технологии" Малашкиной О.П. по доверенности от 01.10.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Утмановой М.В. по доверенности от 09.01.2013 N 04-15/327,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ракурс - Промышленные технологии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2012 года по делу N А13-11682/2012 (судья Корхова Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ракурс - Промышленные технологии" (ОГРН 1023501259198; далее - ООО "Ракурс-Промтех", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция, инспекция), выразившееся в неначислении и невыплате процентов в сумме 33 335 руб. 51 коп. В порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель просил обязать инспекцию принять решение о начислении и выплате обществу процентов в сумме 33 335 руб. 51 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2012 года с учетом определения от 10 января 2013 года об исправлении опечатки заявленные обществом требования удовлетворены частично, бездействие налоговой инспекции, выразившееся в неначислении и невыплате заявителю процентов в сумме 2473 руб. 30 коп. признано не соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и незаконным; суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о начислении и выплате процентов в сумме 2473 руб. 30 коп. В удовлетворении остальной части требований общества отказано; с инспекции в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в неначислении и невыплате заявителю процентов в сумме 30 862 руб. 21 коп. Мотивируя жалобу, указало на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что переплата по налогу на прибыль, на которую обществом начислена спорная сумма процентов, образовалась в результате излишнего взыскания инспекцией авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2009 года, начисленных налоговым органом самостоятельно в карточке лицевого счета налогоплательщика.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, изложенными в ней, не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить жалобу без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Заслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 28.10.2008 обществом представлена в инспекцию декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года, в которой ежемесячный авансовый платеж по налогу исчислен обществом в федеральный бюджет в размере 33 918 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - в размере 91 319 руб.
Судом первой инстанции установлено, что 16.12.2009 обществом представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (корректировка N 1), согласно которой по сроку уплаты 28.01.2009 исходя из предполагаемого размера прибыли исчислены ежемесячные авансовые платежи, подлежащие зачислению в федеральный бюджет в размере 33 822 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - в размере 91 061 руб.
В связи с частичной неуплатой указанных платежей в установленный срок, налоговая инспекция в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) направила в адрес заявителя требование N 4244 по состоянию на 05.02.2009, в котором обществу предложено в срок до 24.02.2009 уплатить авансовые платежи по налогу на прибыль, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, в размере 29 773 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - в размере 91 061 руб. (лист дела 16).
Платежными поручениями от 19.02.2009 N 68 и N 69 общество перечислило в соответствующие бюджеты суммы налога, указанные в требовании N 4244 (листы дела 17 и 18).
В результате сдачи заявителем 27.03.2009 в инспекцию налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 год, в которой обществом уменьшены ранее исчисленные и уплаченные авансовые платежи по итогам отчетных периодов (листы дела 39 - 46), у заявителя образовалась переплата по указанному налогу.
По заявлениям общества от 02.04.2012 N 26 и N 27 о возврате переплаты по налогу на прибыль (листы дела 19 и 20) на расчетный счет ООО "Ракурс-Промтех" инспекцией перечислена переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 15 805 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - в размере 91 061 руб.
Извещением от 09.08.2012 N 19361 общество уведомлено о принятии инспекцией 09.08.2012 решений N 17161 и N 17162 о возврате налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 15 805 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 91 061 руб.
Полагая, что возвращенные суммы авансовых платежей по налогу на прибыль являются излишне взысканными, заявитель посчитал бездействие инспекции, выразившееся в неначислении и невыплате процентов в порядке статьи 79 НК РФ, незаконным и обратился в суд с соответствующим заявлением.
Статьей 286 НК РФ, предусматривающей порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей, установлено, что по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено названной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном указанной статьей.
Согласно статье 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Согласно пункту 1 статьи 287 НК РФ ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
В соответствии со статьей 289 НК РФ определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в декларации, предоставляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что при наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога, в качестве которого признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов установлен статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В пункте 6 статьи 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Пунктом 10 указанной статьи Кодекса установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней и штрафа установлен статьей 79 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога, подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, которое подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 79 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных на эту сумму процентов в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В апелляционной жалобе общество указало на то, что инспекция самостоятельно исчислила авансовые платежи на 1 квартал 2009 года по трем срокам уплаты (28.01.2009, 02.03.2009, 30.03.2009) предположительно путем распределения равными долями в размере одной трети суммы платежей, указанных в строках 300 и 310 декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года. Однако как указал представитель общества в суде апелляционной инстанции, суммы платежей, указанные в строках 300 и 310 данной декларации, являются авансовыми платежами за 4 квартал 2008 года.
В связи с этим, по мнению общества, вывод суда о самостоятельном исчислении и отражении обществом в налоговой декларации за 9 месяцев 2008 года авансовых платежей, подлежащих уплате в 1 квартале 2009 года, в том числе по сроку 28.01.2009, не подтверждается материалами дела.
Данный довод подателя жалобы не принимается судом апелляционной инстанции.
Как следует из содержания заявления от 01.10.2012 о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в неначислении процентов по статье 79 НК РФ в спорной сумме, при формировании своей правовой позиции общество на первой и второй страницах заявления само неоднократно указало, что исчисленные в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года (корректировка N 1) авансовые платежи в суммах 33 822 руб. (в федеральный бюджет) и 91 061 руб. (в бюджет субъекта Российской Федерации), а также суммы налога, возвращенные на его расчетный счет (91061 + 15805), являются авансовыми платежами первого квартала 2009 года по сроку уплаты 28.01.2009.
При этом в заявлении налогоплательщика указано и в связи с этим установлено судом первой инстанции, что основанием для квалификации обществом спорной суммы переплаты в качестве излишне взысканной послужил тот факт, что уплата авансовых платежей произведена обществом по результатам выставления инспекцией требования N 4244 по состоянию на 05.02.2009. Сославшись на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 марта 2005 года N 13592/04, ООО "Ракурс-Промтех" указало, что факт выставления в адрес налогоплательщика является началом принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
Из содержания судебного решения следует, что обстоятельства дела установлены судом исходя из правовой позиции общества, изложенной в заявлении об оспаривании бездействия инспекции и поддержанной его представителем в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Довод о самостоятельном исчислении инспекцией авансовых платежей на 1 квартал 2009 года по трем срокам уплаты (28.01.2009, 02.03.2009, 30.03.2009) путем отражения в лицевом счете налогоплательщика по налогу на прибыль сумм авансовых платежей в размере одной трети суммы платежей, указанных в строках 300 и 310 декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года, не был заявлен в суде первой инстанции, является предположительным и направлен на изменение основания заявленных требований в суде апелляционной инстанции, что является нарушением части 1 статьи 49 АПК РФ.
Ссылка апеллянта на письмо МНС России от 18.12.2002 N ВГ-6-02/1962@ отклоняется апелляционной коллегией как несостоятельная, поскольку разъяснения, содержащиеся в указанном письме, касаются порядка отражения в карточках лицевых счетов налогоплательщиков сумм ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в 1 квартале 2003 года, что не имеет отношения к рассматриваемому спору.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 503-О на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации", регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 НК РФ предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным (недействительным) требования об уплате налога с начислением процентов.
Таким образом, проценты в случае излишнего взыскания налогов являются компенсацией экономических потерь налогоплательщика в связи с неправомерным изъятием денежной суммы, то есть восстановлением нарушенного права налогоплательщика.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, от 27.12.2005 N 503-О).
Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации либо декларации по итогам налогового периода, уменьшающей налоговую обязанность по итогам отчетных периодов, не является основанием для квалификации указанных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2012 года N 16551/11.
В рассматриваемом случае переплата по налогу на прибыль возникла по итогам финансово-хозяйственной деятельности общества в результате сдачи декларации за 2008 год, в которой сумма налога исчислена заявителем к уменьшению. Исходя из правовой позиции общества, изложенной в апелляционной жалобе, заявителем, тем не менее, не представлены доказательства своевременной уплаты авансовых платежей за 4 квартал 2008 года. Следовательно, выставление инспекцией требования на уплату авансовых платежей в случае их неуплаты не противоречит положениям НК РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, общество самостоятельно исчислило авансовые платежи по налогу на прибыль по сроку 28.01.2009 исходя из предполагаемого на основании данных налоговой декларации за 9 месяцев 2008 года размера прибыли. Переплата по налогу на прибыль образовалась в результате самостоятельного определения заявителем итогов его финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль за указанный налоговый период.
Представителем общества подтверждено, что требование N 4244 об уплате заявителем не оспорено и не признано недействительным.
При таких обстоятельствах авансовые платежи по налогу на прибыль по сроку уплаты 28.01.2009 являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными налоговым органом, следовательно, у суда не имелось правовых оснований для применения положений статьи 79 НК РФ при определении даты начала начисления процентов за несвоевременный возврат инспекцией переплаты по налогу на прибыль.
С учетом изложенного следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне исходя из доводов, изложенных обществом в своем заявлении, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем правовых оснований для отмены принятого решения и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2012 года по делу N А13-11682/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ракурс - Промышленные технологии" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2013 ПО ДЕЛУ N А13-11682/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. по делу N А13-11682/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ракурс - Промышленные технологии" Малашкиной О.П. по доверенности от 01.10.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Утмановой М.В. по доверенности от 09.01.2013 N 04-15/327,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ракурс - Промышленные технологии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2012 года по делу N А13-11682/2012 (судья Корхова Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ракурс - Промышленные технологии" (ОГРН 1023501259198; далее - ООО "Ракурс-Промтех", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция, инспекция), выразившееся в неначислении и невыплате процентов в сумме 33 335 руб. 51 коп. В порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель просил обязать инспекцию принять решение о начислении и выплате обществу процентов в сумме 33 335 руб. 51 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2012 года с учетом определения от 10 января 2013 года об исправлении опечатки заявленные обществом требования удовлетворены частично, бездействие налоговой инспекции, выразившееся в неначислении и невыплате заявителю процентов в сумме 2473 руб. 30 коп. признано не соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и незаконным; суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о начислении и выплате процентов в сумме 2473 руб. 30 коп. В удовлетворении остальной части требований общества отказано; с инспекции в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в неначислении и невыплате заявителю процентов в сумме 30 862 руб. 21 коп. Мотивируя жалобу, указало на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что переплата по налогу на прибыль, на которую обществом начислена спорная сумма процентов, образовалась в результате излишнего взыскания инспекцией авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2009 года, начисленных налоговым органом самостоятельно в карточке лицевого счета налогоплательщика.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, изложенными в ней, не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить жалобу без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Заслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 28.10.2008 обществом представлена в инспекцию декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года, в которой ежемесячный авансовый платеж по налогу исчислен обществом в федеральный бюджет в размере 33 918 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - в размере 91 319 руб.
Судом первой инстанции установлено, что 16.12.2009 обществом представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (корректировка N 1), согласно которой по сроку уплаты 28.01.2009 исходя из предполагаемого размера прибыли исчислены ежемесячные авансовые платежи, подлежащие зачислению в федеральный бюджет в размере 33 822 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - в размере 91 061 руб.
В связи с частичной неуплатой указанных платежей в установленный срок, налоговая инспекция в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) направила в адрес заявителя требование N 4244 по состоянию на 05.02.2009, в котором обществу предложено в срок до 24.02.2009 уплатить авансовые платежи по налогу на прибыль, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, в размере 29 773 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - в размере 91 061 руб. (лист дела 16).
Платежными поручениями от 19.02.2009 N 68 и N 69 общество перечислило в соответствующие бюджеты суммы налога, указанные в требовании N 4244 (листы дела 17 и 18).
В результате сдачи заявителем 27.03.2009 в инспекцию налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 год, в которой обществом уменьшены ранее исчисленные и уплаченные авансовые платежи по итогам отчетных периодов (листы дела 39 - 46), у заявителя образовалась переплата по указанному налогу.
По заявлениям общества от 02.04.2012 N 26 и N 27 о возврате переплаты по налогу на прибыль (листы дела 19 и 20) на расчетный счет ООО "Ракурс-Промтех" инспекцией перечислена переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 15 805 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - в размере 91 061 руб.
Извещением от 09.08.2012 N 19361 общество уведомлено о принятии инспекцией 09.08.2012 решений N 17161 и N 17162 о возврате налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 15 805 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 91 061 руб.
Полагая, что возвращенные суммы авансовых платежей по налогу на прибыль являются излишне взысканными, заявитель посчитал бездействие инспекции, выразившееся в неначислении и невыплате процентов в порядке статьи 79 НК РФ, незаконным и обратился в суд с соответствующим заявлением.
Статьей 286 НК РФ, предусматривающей порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей, установлено, что по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено названной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном указанной статьей.
Согласно статье 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Согласно пункту 1 статьи 287 НК РФ ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
В соответствии со статьей 289 НК РФ определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в декларации, предоставляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что при наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога, в качестве которого признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов установлен статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В пункте 6 статьи 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Пунктом 10 указанной статьи Кодекса установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней и штрафа установлен статьей 79 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога, подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, которое подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 79 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных на эту сумму процентов в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В апелляционной жалобе общество указало на то, что инспекция самостоятельно исчислила авансовые платежи на 1 квартал 2009 года по трем срокам уплаты (28.01.2009, 02.03.2009, 30.03.2009) предположительно путем распределения равными долями в размере одной трети суммы платежей, указанных в строках 300 и 310 декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года. Однако как указал представитель общества в суде апелляционной инстанции, суммы платежей, указанные в строках 300 и 310 данной декларации, являются авансовыми платежами за 4 квартал 2008 года.
В связи с этим, по мнению общества, вывод суда о самостоятельном исчислении и отражении обществом в налоговой декларации за 9 месяцев 2008 года авансовых платежей, подлежащих уплате в 1 квартале 2009 года, в том числе по сроку 28.01.2009, не подтверждается материалами дела.
Данный довод подателя жалобы не принимается судом апелляционной инстанции.
Как следует из содержания заявления от 01.10.2012 о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в неначислении процентов по статье 79 НК РФ в спорной сумме, при формировании своей правовой позиции общество на первой и второй страницах заявления само неоднократно указало, что исчисленные в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года (корректировка N 1) авансовые платежи в суммах 33 822 руб. (в федеральный бюджет) и 91 061 руб. (в бюджет субъекта Российской Федерации), а также суммы налога, возвращенные на его расчетный счет (91061 + 15805), являются авансовыми платежами первого квартала 2009 года по сроку уплаты 28.01.2009.
При этом в заявлении налогоплательщика указано и в связи с этим установлено судом первой инстанции, что основанием для квалификации обществом спорной суммы переплаты в качестве излишне взысканной послужил тот факт, что уплата авансовых платежей произведена обществом по результатам выставления инспекцией требования N 4244 по состоянию на 05.02.2009. Сославшись на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 марта 2005 года N 13592/04, ООО "Ракурс-Промтех" указало, что факт выставления в адрес налогоплательщика является началом принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
Из содержания судебного решения следует, что обстоятельства дела установлены судом исходя из правовой позиции общества, изложенной в заявлении об оспаривании бездействия инспекции и поддержанной его представителем в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Довод о самостоятельном исчислении инспекцией авансовых платежей на 1 квартал 2009 года по трем срокам уплаты (28.01.2009, 02.03.2009, 30.03.2009) путем отражения в лицевом счете налогоплательщика по налогу на прибыль сумм авансовых платежей в размере одной трети суммы платежей, указанных в строках 300 и 310 декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года, не был заявлен в суде первой инстанции, является предположительным и направлен на изменение основания заявленных требований в суде апелляционной инстанции, что является нарушением части 1 статьи 49 АПК РФ.
Ссылка апеллянта на письмо МНС России от 18.12.2002 N ВГ-6-02/1962@ отклоняется апелляционной коллегией как несостоятельная, поскольку разъяснения, содержащиеся в указанном письме, касаются порядка отражения в карточках лицевых счетов налогоплательщиков сумм ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в 1 квартале 2003 года, что не имеет отношения к рассматриваемому спору.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 503-О на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации", регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 НК РФ предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным (недействительным) требования об уплате налога с начислением процентов.
Таким образом, проценты в случае излишнего взыскания налогов являются компенсацией экономических потерь налогоплательщика в связи с неправомерным изъятием денежной суммы, то есть восстановлением нарушенного права налогоплательщика.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, от 27.12.2005 N 503-О).
Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации либо декларации по итогам налогового периода, уменьшающей налоговую обязанность по итогам отчетных периодов, не является основанием для квалификации указанных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2012 года N 16551/11.
В рассматриваемом случае переплата по налогу на прибыль возникла по итогам финансово-хозяйственной деятельности общества в результате сдачи декларации за 2008 год, в которой сумма налога исчислена заявителем к уменьшению. Исходя из правовой позиции общества, изложенной в апелляционной жалобе, заявителем, тем не менее, не представлены доказательства своевременной уплаты авансовых платежей за 4 квартал 2008 года. Следовательно, выставление инспекцией требования на уплату авансовых платежей в случае их неуплаты не противоречит положениям НК РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, общество самостоятельно исчислило авансовые платежи по налогу на прибыль по сроку 28.01.2009 исходя из предполагаемого на основании данных налоговой декларации за 9 месяцев 2008 года размера прибыли. Переплата по налогу на прибыль образовалась в результате самостоятельного определения заявителем итогов его финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль за указанный налоговый период.
Представителем общества подтверждено, что требование N 4244 об уплате заявителем не оспорено и не признано недействительным.
При таких обстоятельствах авансовые платежи по налогу на прибыль по сроку уплаты 28.01.2009 являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными налоговым органом, следовательно, у суда не имелось правовых оснований для применения положений статьи 79 НК РФ при определении даты начала начисления процентов за несвоевременный возврат инспекцией переплаты по налогу на прибыль.
С учетом изложенного следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне исходя из доводов, изложенных обществом в своем заявлении, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем правовых оснований для отмены принятого решения и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 декабря 2012 года по делу N А13-11682/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ракурс - Промышленные технологии" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)