Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "15" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
при участии в заседании:
от Краснокутской городской администрации - Калагарцев И.Ф., по доверенности от 11.01.2012 г.,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области - Уткин Д.И., по доверенности от 28.11.2012 г., Верин А.В., по доверенности от 09.07.2012 г. N 02-09/07198,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии - Алхимов Р.В., по доверенности от 13 февраля 2012 г. N 64/2012-08, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (г. Ульяновск, ОГРН:1027301176627, ИНН:7303002000) на решение арбитражного суда Саратовской области от "12" октября 2012 года по делу N А57-9043/2012 (судья Калинина А.В.)
по заявлению Краснокутской городской администрации (Саратовская область, г. Красный Кут, ОГРН: 1106422000057, ИНН: 6417971493)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области (Саратовская область, г. Ершов, ОГРН: 1046401303860 ИНН: 6413521870), Управлению Федерального казначейства по Саратовской области (г. Саратов, ОГРН: 1026403343163, ИНН: 6450024002), ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (г. Ульяновск, ОГРН:1027301176627, ИНН:7303002000), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Саратов), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Саратов),
о признании незаконными действий
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась Краснокутская городская администрация (далее заявитель, администрация) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области (далее Межрайонная ИФНС России N 9 по Саратовской области, инспекция, налоговый орган) по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223845001 (Логиновское МО Краснокутский муниц. район) в сумме 3848904 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18701 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223835001 (Комсомольское МО Краснокутский муниц. район) в сумме 2625974 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18702 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223840001 (Интернациональное МО Краснокутский муниц. Район) в сумме 3100298 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18703 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63230805001 (Алгайское МО Новоузенский Муниц. Район) в сумме 2329250 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18704 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223825001 (Журавлевское МО Краснокутский муниц. Район) в сумме 100501 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18701 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 6323684001 (Питерское МО Питерский муниц. Район) в сумме 3916413 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18706 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223855001 (Чкаловское МО (Краснокутский муниц. Район) в сумме 2491200 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18707 от 19.03.2012 года.; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223850001 в сумме 6155 руб. 70 копеек; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 6322385001 в сумме 646859 руб.; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63230805001 в сумме 404458 руб. 97 копеек; о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога, с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63244551000 (Степновское МО Советский муниц. Район) в сумме 3 158 744 руб., с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63244555000 (Пушкинское МО Советский муниц. район) 3535156 руб., с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63239820001 (Кривоярское МО Ровенский мун. район) в сумме 2718976 руб., с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63244558000 (Советское МО Советский Муниц. район) в сумме 1387450 руб. по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49, которые не были сформированы решениями а зачет с другими налоговыми инспекциями (по техническим причинам); об обязании Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав Краснокутской городской администрации, по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федерального казначейства по Саратовской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (далее ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", институт), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 12 октября 2012 года заявленные Краснокутской городской администрацией требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога: в сумме 3848904 руб., утвержденного решением о зачете N 18701 от 19.03.2012 г.; в сумме 2625974 руб., утвержденного решением о зачете N 18702 от 19.03.2012 г.; в сумме 3100398 руб., утвержденного решением о зачете N 18703 от 19.03.2012 г.; в сумме 2329250 руб., утвержденного решением о зачете N 18704 от 19.03.2012 г.; в сумме 100 501 руб., утвержденного решением о зачете N 18705 от 19.03.2012 г.; в сумме 3916413 руб., утвержденного решением о зачете N 18706 от 19.03.2012 г.; в сумме 2491200 руб., утвержденного решением о зачете N 18707 от 19.03.2012 г.; а также произведенные зачеты: на сумму 3 158744 руб.; на сумму 3535156 руб.; на сумму 2718976 руб.; на сумму 1387450 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 9 по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав Краснокутской городской администрации по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадью 4 415 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49.
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Краснокутской городской администрации, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просят отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 19 декабря 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", заявившего о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителей, и представителей Управления Федерального казначейства по Саратовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Поскольку в порядке апелляционного производства институтом обжалуется только часть решения и другими сторонами не заявлено о пересмотре оспариваемого решения в полном объеме, суд апелляционной инстанции согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ не может выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области на основании заявления ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" от 09.02.2012 г. совершены действия по зачету сумм, излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым N 64:17:190101:01. До обращения в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченного земельного налога ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" 02.12.2012 г. представило в Межрайонную ИФНС России N 9 по Саратовской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2009 г., 2010 г., согласно которым кадастровая стоимость земельного участка составила 0 рублей и сумма уменьшения налога составила 36 000 000 руб.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:17:190101:01 в 2009, 2010 годах не изменялась и составляла 964545050 руб., и соответственно у налоговой инспекции не имелось законных оснований для проведения зачета излишне оплаченных сумм земельного налога, Краснокутская администрация в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на нарушение прав муниципального образования за счет бюджетных средств которого подлежит зачет сумм земельного налога.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии у института переплаты по земельному налогу, оплаченному в отношении земельного участка площадью 4 415 000 кв. м, с кадастровым номером 64:17:190101:01, расположенного по адресу: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими материалам дела по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В соответствии со ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Положениями части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 137 НК РФ предусмотрено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Таким образом, указанными нормами права предусмотрено право органов местного самоуправления на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В силу ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам и подлежит зачислению в доходы соответствующих местных бюджетов.
Согласно ст. 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от земельного налога, устанавливаемого представительными органами поселений в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах по нормативу -100%.
В соответствии с положениями ст. 57 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с частью 4 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.
В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов (ч. 4 ст. 57 Федерального закона N 131 -ФЗ).
В статье 31 БК РФ закреплен принцип самостоятельности бюджетов, в соответствии с которым органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
В силу ст. 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам предусматривает: зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Учитывая изложенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рассматриваемый спор о признании незаконными действий инспекции по возврату излишне уплаченного земельного налога за счет средств бюджета муниципального образования, имеет экономическую основу, по своему характеру является публично-правовым спором, возникшим из налоговых правоотношений, и подлежит рассмотрению в соответствии со статьями 27 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании решений Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области от 19.03.2012 г. произведен зачет суммы излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49 с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223845001 (Логиновское МО Краснокутский муниц. район) в сумме 3 848 904 руб.; на ОКАТО 63223835001 (Комсомольское МО Краснокутский муниц. район) в сумме 2 625 974 руб.; на ОКАТО 63223840001 (Интернациональное МО Краснокутский муниц. Район) в сумме 3 100 298 руб.; на ОКАТО 63230805001 (Алгайское МО Новоузенский Муниц. Район) в сумме 2 329 250 руб.; на ОКАТО 63223825001 (Журавлевское МО Краснокутский муниц. Район) в сумме 100 501 руб.; на ОКАТО 6323684001 (Питерское МО Питерский муниц. Район) в сумме 3 916 413 руб.; на ОКАТО 63223855001 (Чкаловское МО (Краснокутский муниц. Район) в сумме 2 491 200 руб., а также приняты решения о зачете излишне оплаченного земельного налога с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63244551000 (Степновское МО Советский муниц. Район) в сумме 3 158 744 руб.; на ОКАТО 63244555000 (Пушкинское МО Советский муниц. Район) 3 535 156 руб.; на ОКАТО 63239820001 (Кривоярское МО Ровенский мун. Район) в сумме 2 718 976 руб.; на ОКАТО 63244558000 (Советское МО Советский Муниц. Район) в сумме 1 387 450 руб.
Основанием для проведения указанных зачетов послужили заявления ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" г. Ульяновск о зачете излишне уплаченного налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Заявляя о наличии переплаты по земельному налогу, институт указал на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в связи с его исключением на основании решения арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-4164/10 из категории "земли населенных пунктов" в спорный период не была определена.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о несоответствии довода института обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 66 ЗК РФ Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила ведения государственной кадастровой оценки земель).
Правила ведения государственной кадастровой оценки земель определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 указанных правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
При рассмотрении спора судами установлено, что государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу г. Красный Кут, ул. Авиационная, 49, уточненной площадью 4415000 кв. м, осуществлен 27.09.2006 г. с присвоением кадастрового номера 64:17:190101:1.
В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о разрешенном использовании - под объекты транспорта воздушного (по классификатору), о категории - земли населенных пунктов.
В 2006-2007 г.г. определить кадастровую стоимость данного земельного участка не представилось возможным в связи с отсутствием удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования в кадастровом квартале 64:17:190101, в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.03 N 6-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов по Саратовской области". То есть по состоянию на 01.01.2008 в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость отсутствовала.
Земельный участок 64:17:190101:1 с указанными характеристиками в 2007 г. включен в состав объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, и в связи с вступлением в силу постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области". Подрядчиком работ по ГКОЗ определена кадастровая стоимость данного земельного участка с применением УПКСЗ 13 группы типового перечня видов разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале 64:17:190101, равного 725,15 руб. /кв. м, кадастровая стоимость при этом составила 3201581399.99 руб.
В связи с обращением УФНС России по Саратовской области в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по вопросу уточнения кадастровой стоимости земельного участка 64:17:190101:1, органом кадастрового учета выявлена техническая ошибка в определении кадастровой стоимости, допущенная подрядчиком работ по ГКОЗ.
При этом приведение вида разрешенного использования на "под объекты транспорта воздушного" в соответствии с описанием земельного участка, изготовленным ООО "Питерский НПЗЦ", фактически осуществлено Краснокутским филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" только 30.06.2008 г. Содержание ошибки состояло в применении УПКСЗ 13 группы видов разрешенного использования для кадастрового квартала 64:17:190101. Вид разрешенного использования - под объекты транспорта воздушного, относится к 11 пункте типового перечня видов разрешенного использования со значением УПКСЗ, равным 319,2 руб. /кв. м, кадастровая стоимость в результате исправления ошибки составила 1409268000 руб. Соответствующие изменения внесены в подраздел земельного участка 29.07.2008 г. Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка был принят во внимание вид его разрешенного использования - под объекты транспорта воздушного.
Поэтому сведения об объектах налогообложения, подлежащие передаче в налоговый орган в виде годовой выгрузки, по состоянию на 01.01.2009 г., содержали данные о кадастровой стоимости земельного участка 64:17:190101:1 в размере 1409268000 руб. В связи с вступлением в силу постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" органом кадастрового учета 12.10.2009 кадастровая стоимость земельного участка 64:17:190101:1 переопределена с применением УПКСЗ 11 группы типового перечня видов разрешенного использования, равного 218,47 руб. /кв. м, кадастровая стоимость при этом составила 964545050 руб. и являлась актуальной на 01.01.2010 г.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 09.09.10 г. по делу N А57-4164/10 признаны незаконными, в том числе, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 27.09.06 г. о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49, разрешенное использование - под объекты транспорта воздушного в части отнесения его к категории "земли населенных пунктов".
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области устранить допущенные нарушения, в связи с неправомерным отнесением земельного участка с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49, разрешенное использование - под объекты транспорта воздушного к категории "земли населенных пунктов", исключив в государственном кадастре недвижимости сведения о категории "земли населенных пунктов".
В части требований заявителя о признании недействительными результатов определения Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области кадастровой стоимости земельного участка: кадастровый номер 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49, разрешенное использование - под объекты транспорта воздушного, определенные после, соответственно 27.09.2006 г., 29.08.2005 г., 29.07.2008 г., производство по делу прекращено.
Таким образом, при рассмотрении дела N А57-4164/2010 не была признана недействительной кадастровая стоимость спорного земельного участка, а были оспорены действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по отнесению данного земельного участка к категории земель "Земли населенных пунктов".
Во исполнение решения суда орган кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:17:190101:01 исключил из ГКН сведения о категории земель "земли населенных пунктов".
02.12.2012 г. ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" представило в Межрайонную ИФНС России N 9 по Саратовской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2009 г., 2010 г., где кадастровая стоимость земельных участков составила 0 рублей и сумма уменьшения налога составила 36 000 000 руб. Налоговой инспекцией на основании заявлений ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" совершены действия по зачету сумм, излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым N 64:17:190101:01.
Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, в связи с вступлением в законную силу решения арбитражного суда Саратовской области от 09.09.2010 г. по делу N А57-4164/2010 о признании незаконными действий по внесению сведений о категории земель "земли населенных пунктов" и устранении допущенных нарушений в отношении земельного участка 64:17:190101:1 при поступлении решения суда в орган кадастрового учета сведения о категории земель "земли населенных пунктов" исключены из государственного кадастра недвижимости, но сведения о кадастровой стоимости земельного участка 64:17:190101:1 остались неизменными 964545050 руб., в ежегодной выгрузке для налогового органа на 2011 г. была указана именно данная кадастровая стоимость и, соответственно, в силу ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала учету при исчислении налоговой базы по земельному налогу в спорный период.
Краснокутская городская администрация обращалась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по внесению с 03.02.2011 года сведений с нулевой кадастровой стоимостью в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49 и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав Краснокутской городской администрации по внесению с 03.02.2011 года сведений с нулевой кадастровой стоимостью в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49.
В удовлетворении требований администрации было отказано, поскольку при рассмотрении дела N А57-6791/2012 судом было установлено, что в ГКН по спорному земельному участку была определена кадастровая стоимость земельного участка равная 964545050 руб. При поступлении решения арбитражного суда по делу N А57-4164/2010 в орган кадастрового учета сведения о категории земель "земли населенных пунктов" были исключены из государственного кадастра недвижимости, однако величина кадастровой стоимости земельного участка в Государственном кадастре недвижимости осталась неизменной и составляла - 964545050 руб.
Кроме того, по состоянию на 07.09.2011 государственный кадастровый учет изменений осуществлен на основании постановления администрации Краснокутского муниципального района от 05.09.2011 N 937 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Краснокутского муниципального района от 04.07.2011 N 635 "Об установлении категории земель и внесении изменений в некоторые постановления" о включении земельного участка в категорию земель населенных пунктов и установлении вида разрешенного использования. В подраздел земельного участка 64:17:190101:1 внесено разрешенное использование "Земельные участки, предназначенные для размещения аэродромов", кадастровая стоимость определена органом кадастрового учета с применением УПКСЗ 11 группы типового перечня видов разрешенного использования согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", равного 218,47 руб. /кв. м. Согласно указанным сведениям кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 964545050 руб. Именно данные сведения о кадастровой стоимости переданы в налоговый орган для налогообложения в годовой выгрузке на 2012 г.
При рассмотрении дела N А57-6791/2012 судом также было установлено, что согласно представленной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в материалы дела кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 64:17:190101:01 по состоянию на 14.08.12 г. - кадастровая стоимость земельного участка составляет 964545050 руб.
Суд не принимает ссылку заявителя апелляционной жалобы на Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 54 о применении при расчете земельного налога по спорному земельному участку нормативной цены в связи с не установлением кадастровой стоимости, поскольку, изложенные выше обстоятельства свидетельствует о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена и институтом не оспорена, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка имеются в Государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 указанного закона следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего институту земельного участка с кадастровым номером 64:17:190101:1, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у налогового органа не имелось законных оснований для зачета сумм земельного налога, оплаченных институт, как излишне оплаченных, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные Краснокутской городской администрацией требования в части признания незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49.
Апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 12 октября 2012 года по делу N А57-9043/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Н.Н.ПРИГАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2013 ПО ДЕЛУ N А57-9043/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 г. по делу N А57-9043/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "15" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
при участии в заседании:
от Краснокутской городской администрации - Калагарцев И.Ф., по доверенности от 11.01.2012 г.,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области - Уткин Д.И., по доверенности от 28.11.2012 г., Верин А.В., по доверенности от 09.07.2012 г. N 02-09/07198,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии - Алхимов Р.В., по доверенности от 13 февраля 2012 г. N 64/2012-08, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (г. Ульяновск, ОГРН:1027301176627, ИНН:7303002000) на решение арбитражного суда Саратовской области от "12" октября 2012 года по делу N А57-9043/2012 (судья Калинина А.В.)
по заявлению Краснокутской городской администрации (Саратовская область, г. Красный Кут, ОГРН: 1106422000057, ИНН: 6417971493)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области (Саратовская область, г. Ершов, ОГРН: 1046401303860 ИНН: 6413521870), Управлению Федерального казначейства по Саратовской области (г. Саратов, ОГРН: 1026403343163, ИНН: 6450024002), ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (г. Ульяновск, ОГРН:1027301176627, ИНН:7303002000), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Саратов), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Саратов),
о признании незаконными действий
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась Краснокутская городская администрация (далее заявитель, администрация) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области (далее Межрайонная ИФНС России N 9 по Саратовской области, инспекция, налоговый орган) по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223845001 (Логиновское МО Краснокутский муниц. район) в сумме 3848904 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18701 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223835001 (Комсомольское МО Краснокутский муниц. район) в сумме 2625974 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18702 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223840001 (Интернациональное МО Краснокутский муниц. Район) в сумме 3100298 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18703 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63230805001 (Алгайское МО Новоузенский Муниц. Район) в сумме 2329250 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18704 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223825001 (Журавлевское МО Краснокутский муниц. Район) в сумме 100501 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18701 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 6323684001 (Питерское МО Питерский муниц. Район) в сумме 3916413 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18706 от 19.03.2012 года; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223855001 (Чкаловское МО (Краснокутский муниц. Район) в сумме 2491200 руб., утвержденному решением о зачете излишне уплаченного земельного налога N 18707 от 19.03.2012 года.; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223850001 в сумме 6155 руб. 70 копеек; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 6322385001 в сумме 646859 руб.; с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63230805001 в сумме 404458 руб. 97 копеек; о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога, с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63244551000 (Степновское МО Советский муниц. Район) в сумме 3 158 744 руб., с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63244555000 (Пушкинское МО Советский муниц. район) 3535156 руб., с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63239820001 (Кривоярское МО Ровенский мун. район) в сумме 2718976 руб., с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63244558000 (Советское МО Советский Муниц. район) в сумме 1387450 руб. по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49, которые не были сформированы решениями а зачет с другими налоговыми инспекциями (по техническим причинам); об обязании Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав Краснокутской городской администрации, по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федерального казначейства по Саратовской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (далее ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", институт), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 12 октября 2012 года заявленные Краснокутской городской администрацией требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога: в сумме 3848904 руб., утвержденного решением о зачете N 18701 от 19.03.2012 г.; в сумме 2625974 руб., утвержденного решением о зачете N 18702 от 19.03.2012 г.; в сумме 3100398 руб., утвержденного решением о зачете N 18703 от 19.03.2012 г.; в сумме 2329250 руб., утвержденного решением о зачете N 18704 от 19.03.2012 г.; в сумме 100 501 руб., утвержденного решением о зачете N 18705 от 19.03.2012 г.; в сумме 3916413 руб., утвержденного решением о зачете N 18706 от 19.03.2012 г.; в сумме 2491200 руб., утвержденного решением о зачете N 18707 от 19.03.2012 г.; а также произведенные зачеты: на сумму 3 158744 руб.; на сумму 3535156 руб.; на сумму 2718976 руб.; на сумму 1387450 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 9 по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав Краснокутской городской администрации по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадью 4 415 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49.
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Краснокутской городской администрации, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просят отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 19 декабря 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", заявившего о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителей, и представителей Управления Федерального казначейства по Саратовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Поскольку в порядке апелляционного производства институтом обжалуется только часть решения и другими сторонами не заявлено о пересмотре оспариваемого решения в полном объеме, суд апелляционной инстанции согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ не может выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области на основании заявления ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" от 09.02.2012 г. совершены действия по зачету сумм, излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым N 64:17:190101:01. До обращения в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченного земельного налога ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" 02.12.2012 г. представило в Межрайонную ИФНС России N 9 по Саратовской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2009 г., 2010 г., согласно которым кадастровая стоимость земельного участка составила 0 рублей и сумма уменьшения налога составила 36 000 000 руб.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:17:190101:01 в 2009, 2010 годах не изменялась и составляла 964545050 руб., и соответственно у налоговой инспекции не имелось законных оснований для проведения зачета излишне оплаченных сумм земельного налога, Краснокутская администрация в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на нарушение прав муниципального образования за счет бюджетных средств которого подлежит зачет сумм земельного налога.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии у института переплаты по земельному налогу, оплаченному в отношении земельного участка площадью 4 415 000 кв. м, с кадастровым номером 64:17:190101:01, расположенного по адресу: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими материалам дела по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В соответствии со ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Положениями части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 137 НК РФ предусмотрено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Таким образом, указанными нормами права предусмотрено право органов местного самоуправления на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В силу ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам и подлежит зачислению в доходы соответствующих местных бюджетов.
Согласно ст. 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от земельного налога, устанавливаемого представительными органами поселений в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах по нормативу -100%.
В соответствии с положениями ст. 57 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с частью 4 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.
В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов (ч. 4 ст. 57 Федерального закона N 131 -ФЗ).
В статье 31 БК РФ закреплен принцип самостоятельности бюджетов, в соответствии с которым органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
В силу ст. 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам предусматривает: зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Учитывая изложенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рассматриваемый спор о признании незаконными действий инспекции по возврату излишне уплаченного земельного налога за счет средств бюджета муниципального образования, имеет экономическую основу, по своему характеру является публично-правовым спором, возникшим из налоговых правоотношений, и подлежит рассмотрению в соответствии со статьями 27 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании решений Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области от 19.03.2012 г. произведен зачет суммы излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49 с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63223845001 (Логиновское МО Краснокутский муниц. район) в сумме 3 848 904 руб.; на ОКАТО 63223835001 (Комсомольское МО Краснокутский муниц. район) в сумме 2 625 974 руб.; на ОКАТО 63223840001 (Интернациональное МО Краснокутский муниц. Район) в сумме 3 100 298 руб.; на ОКАТО 63230805001 (Алгайское МО Новоузенский Муниц. Район) в сумме 2 329 250 руб.; на ОКАТО 63223825001 (Журавлевское МО Краснокутский муниц. Район) в сумме 100 501 руб.; на ОКАТО 6323684001 (Питерское МО Питерский муниц. Район) в сумме 3 916 413 руб.; на ОКАТО 63223855001 (Чкаловское МО (Краснокутский муниц. Район) в сумме 2 491 200 руб., а также приняты решения о зачете излишне оплаченного земельного налога с ОКАТО 63223501000 (г. Красный Кут) на ОКАТО 63244551000 (Степновское МО Советский муниц. Район) в сумме 3 158 744 руб.; на ОКАТО 63244555000 (Пушкинское МО Советский муниц. Район) 3 535 156 руб.; на ОКАТО 63239820001 (Кривоярское МО Ровенский мун. Район) в сумме 2 718 976 руб.; на ОКАТО 63244558000 (Советское МО Советский Муниц. Район) в сумме 1 387 450 руб.
Основанием для проведения указанных зачетов послужили заявления ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" г. Ульяновск о зачете излишне уплаченного налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Заявляя о наличии переплаты по земельному налогу, институт указал на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в связи с его исключением на основании решения арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-4164/10 из категории "земли населенных пунктов" в спорный период не была определена.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о несоответствии довода института обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 66 ЗК РФ Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила ведения государственной кадастровой оценки земель).
Правила ведения государственной кадастровой оценки земель определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 указанных правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
При рассмотрении спора судами установлено, что государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу г. Красный Кут, ул. Авиационная, 49, уточненной площадью 4415000 кв. м, осуществлен 27.09.2006 г. с присвоением кадастрового номера 64:17:190101:1.
В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о разрешенном использовании - под объекты транспорта воздушного (по классификатору), о категории - земли населенных пунктов.
В 2006-2007 г.г. определить кадастровую стоимость данного земельного участка не представилось возможным в связи с отсутствием удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования в кадастровом квартале 64:17:190101, в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.03 N 6-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов по Саратовской области". То есть по состоянию на 01.01.2008 в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость отсутствовала.
Земельный участок 64:17:190101:1 с указанными характеристиками в 2007 г. включен в состав объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, и в связи с вступлением в силу постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области". Подрядчиком работ по ГКОЗ определена кадастровая стоимость данного земельного участка с применением УПКСЗ 13 группы типового перечня видов разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале 64:17:190101, равного 725,15 руб. /кв. м, кадастровая стоимость при этом составила 3201581399.99 руб.
В связи с обращением УФНС России по Саратовской области в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по вопросу уточнения кадастровой стоимости земельного участка 64:17:190101:1, органом кадастрового учета выявлена техническая ошибка в определении кадастровой стоимости, допущенная подрядчиком работ по ГКОЗ.
При этом приведение вида разрешенного использования на "под объекты транспорта воздушного" в соответствии с описанием земельного участка, изготовленным ООО "Питерский НПЗЦ", фактически осуществлено Краснокутским филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" только 30.06.2008 г. Содержание ошибки состояло в применении УПКСЗ 13 группы видов разрешенного использования для кадастрового квартала 64:17:190101. Вид разрешенного использования - под объекты транспорта воздушного, относится к 11 пункте типового перечня видов разрешенного использования со значением УПКСЗ, равным 319,2 руб. /кв. м, кадастровая стоимость в результате исправления ошибки составила 1409268000 руб. Соответствующие изменения внесены в подраздел земельного участка 29.07.2008 г. Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка был принят во внимание вид его разрешенного использования - под объекты транспорта воздушного.
Поэтому сведения об объектах налогообложения, подлежащие передаче в налоговый орган в виде годовой выгрузки, по состоянию на 01.01.2009 г., содержали данные о кадастровой стоимости земельного участка 64:17:190101:1 в размере 1409268000 руб. В связи с вступлением в силу постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" органом кадастрового учета 12.10.2009 кадастровая стоимость земельного участка 64:17:190101:1 переопределена с применением УПКСЗ 11 группы типового перечня видов разрешенного использования, равного 218,47 руб. /кв. м, кадастровая стоимость при этом составила 964545050 руб. и являлась актуальной на 01.01.2010 г.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 09.09.10 г. по делу N А57-4164/10 признаны незаконными, в том числе, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 27.09.06 г. о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49, разрешенное использование - под объекты транспорта воздушного в части отнесения его к категории "земли населенных пунктов".
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области устранить допущенные нарушения, в связи с неправомерным отнесением земельного участка с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49, разрешенное использование - под объекты транспорта воздушного к категории "земли населенных пунктов", исключив в государственном кадастре недвижимости сведения о категории "земли населенных пунктов".
В части требований заявителя о признании недействительными результатов определения Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области кадастровой стоимости земельного участка: кадастровый номер 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49, разрешенное использование - под объекты транспорта воздушного, определенные после, соответственно 27.09.2006 г., 29.08.2005 г., 29.07.2008 г., производство по делу прекращено.
Таким образом, при рассмотрении дела N А57-4164/2010 не была признана недействительной кадастровая стоимость спорного земельного участка, а были оспорены действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по отнесению данного земельного участка к категории земель "Земли населенных пунктов".
Во исполнение решения суда орган кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:17:190101:01 исключил из ГКН сведения о категории земель "земли населенных пунктов".
02.12.2012 г. ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" представило в Межрайонную ИФНС России N 9 по Саратовской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2009 г., 2010 г., где кадастровая стоимость земельных участков составила 0 рублей и сумма уменьшения налога составила 36 000 000 руб. Налоговой инспекцией на основании заявлений ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" совершены действия по зачету сумм, излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым N 64:17:190101:01.
Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, в связи с вступлением в законную силу решения арбитражного суда Саратовской области от 09.09.2010 г. по делу N А57-4164/2010 о признании незаконными действий по внесению сведений о категории земель "земли населенных пунктов" и устранении допущенных нарушений в отношении земельного участка 64:17:190101:1 при поступлении решения суда в орган кадастрового учета сведения о категории земель "земли населенных пунктов" исключены из государственного кадастра недвижимости, но сведения о кадастровой стоимости земельного участка 64:17:190101:1 остались неизменными 964545050 руб., в ежегодной выгрузке для налогового органа на 2011 г. была указана именно данная кадастровая стоимость и, соответственно, в силу ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала учету при исчислении налоговой базы по земельному налогу в спорный период.
Краснокутская городская администрация обращалась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по внесению с 03.02.2011 года сведений с нулевой кадастровой стоимостью в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49 и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав Краснокутской городской администрации по внесению с 03.02.2011 года сведений с нулевой кадастровой стоимостью в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49.
В удовлетворении требований администрации было отказано, поскольку при рассмотрении дела N А57-6791/2012 судом было установлено, что в ГКН по спорному земельному участку была определена кадастровая стоимость земельного участка равная 964545050 руб. При поступлении решения арбитражного суда по делу N А57-4164/2010 в орган кадастрового учета сведения о категории земель "земли населенных пунктов" были исключены из государственного кадастра недвижимости, однако величина кадастровой стоимости земельного участка в Государственном кадастре недвижимости осталась неизменной и составляла - 964545050 руб.
Кроме того, по состоянию на 07.09.2011 государственный кадастровый учет изменений осуществлен на основании постановления администрации Краснокутского муниципального района от 05.09.2011 N 937 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Краснокутского муниципального района от 04.07.2011 N 635 "Об установлении категории земель и внесении изменений в некоторые постановления" о включении земельного участка в категорию земель населенных пунктов и установлении вида разрешенного использования. В подраздел земельного участка 64:17:190101:1 внесено разрешенное использование "Земельные участки, предназначенные для размещения аэродромов", кадастровая стоимость определена органом кадастрового учета с применением УПКСЗ 11 группы типового перечня видов разрешенного использования согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", равного 218,47 руб. /кв. м. Согласно указанным сведениям кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 964545050 руб. Именно данные сведения о кадастровой стоимости переданы в налоговый орган для налогообложения в годовой выгрузке на 2012 г.
При рассмотрении дела N А57-6791/2012 судом также было установлено, что согласно представленной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в материалы дела кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 64:17:190101:01 по состоянию на 14.08.12 г. - кадастровая стоимость земельного участка составляет 964545050 руб.
Суд не принимает ссылку заявителя апелляционной жалобы на Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 54 о применении при расчете земельного налога по спорному земельному участку нормативной цены в связи с не установлением кадастровой стоимости, поскольку, изложенные выше обстоятельства свидетельствует о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена и институтом не оспорена, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка имеются в Государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 указанного закона следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего институту земельного участка с кадастровым номером 64:17:190101:1, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у налогового органа не имелось законных оснований для зачета сумм земельного налога, оплаченных институт, как излишне оплаченных, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные Краснокутской городской администрацией требования в части признания незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Саратовской области по произведению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 64:17:190101:01, площадь 4415000 кв. м, местоположение: г. Красный Кут, ул. Авиационная, д. 49.
Апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 12 октября 2012 года по делу N А57-9043/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Н.Н.ПРИГАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)