Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2013 ПО ДЕЛУ N А56-57000/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. по делу N А56-57000/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халиковой К.Н.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Серкутьева И.В. по доверенности от 01.08.2012
от ответчика (должника): 1) не явился (извещен)
2) представителей Шевцовой Е.Н. по доверенности от 21.01.2013 N 04-25/01080, Привольнева М.А. по доверенности от 10.01.2013 N 04-25/00072
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5066/2013) ООО "Строительная компания "Дальпитерстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2013 по делу N А56-57000/2012 (судья Глумов Д.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Строительная компания "Дальпитерстрой"
к 1) УФНС РФ по Ленинградской области
2) ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области
о признании частично недействительным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Дальпитерстрой" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, заинтересованной лицо) от 30.07.2012 N 11-07/988 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение Инспекции) и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 06.09.2012 N 16-21-03/11705 (далее - решение Управления) по апелляционной жалобе общества на решение Инспекции в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 948054 руб. по земельному участку с кадастровым номером 47:07:10-44-001:206 и в размере 1043381 руб. по земельному участку с кадастровым номером 47:07:10-44-001:209; начисления пени в размере 44075 руб. и 48513 руб. в связи с неуплатой земельного налога за 2011 год по указанным выше земельным участкам; привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 77451 руб. и 85250 руб.
Решением суда первой инстанции от 10.01.2013 в удовлетворении требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда от 10.01.2013 и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Инспекции отклонили по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации общества по земельному налогу за 2011 год, оформленной актом камеральной налоговой проверки от 17.05.2012 N 13989, принято решение от 30.07.2012 N 11-07/988, которым доначислен Обществу земельный налог в размере 2 169 161 руб., пени в размере 100858 руб. 66 коп., налоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 177 235 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 06.09.2012 N 16-21-03/11705 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Общество оспорило в судебном порядке решения Инспекции и Управления по эпизоду, связанному с начислением земельного налога, а также соответствующих сумм пени и штрафа, на земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:10-44-001:206 и 47:07:10-44-001:209, расположенные по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Кудрово, уч. N 2, считая их в частично недействительными. По мнению Общества, Инспекция необоснованно доначислила земельный налог по земельным участкам, поскольку кадастровая стоимость данных участков не была установлена по состоянию на 01.01.2011. В обосновании данного обстоятельства общество ссылается на официальные сведения, размещенные на сайте Управления Росреестра по Ленинградской области to47.rosreestr.ru по состоянию на 08.06.2012, письмо Всеволожского филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области от 08.04.2010 N 1216/04-02, из которого следует, что кадастровая стоимость земельных участков на дату составления данного письма не определена.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований по указанному эпизоду, обоснованно руководствовались следующим.
Как видно из материалов дела, на основании договоров купли-продажи от 07.12.2010 N 1-К и от 01.02.2010 N 2-К Общество приобрело в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:10-44-001:206 и 47:07:10-44-001:209, расположенные по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Кудрово, уч. N 2. Право собственности на указанный земельные участки зарегистрировано в установленном порядке 15.01.2010 и 18.03.2010 (л.д. 55-56)
Согласно пункту 1 статьи 388 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В пункте 1 Постановления от 23.07.2009 N 54 разъяснено, что согласно статье 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации данные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области", которое опубликовано 29.12.2007 в "Вестнике Правительства Ленинградской области" N 97.
В указанном постановлении Правительства Ленинградской области определен перечень видов разрешенного использования, а также средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов.
В соответствии с положениями пункта 11 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
При вынесении решения о доначислении земельного налога Инспекция использовала сведения, полученные в электронном виде из органов кадастрового учета о кадастровой стоимости спорных земельных участков, а также направила запрос от 28.06.2012 N 11-06/14843 во Всеволожский отдел ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра".
На данный запрос Инспекцией получен ответ от 16.07.2012 N 2423/04-11 от Всеволожского отдела ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" о кадастровой стоимости земельных участков, согласно которому: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:10-44-001:209 по состоянию на 18.03.2010 и на 01.01.2011 составляет 173896869 руб. 60 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:10-44-001:0206 по состоянию на 18.03.2010 и на 01.01.2011 составляет 189618389 руб. 46 коп., а также в инспекцию были представлены кадастровые справки (л.д. 150-153).
Во исполнение определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2012 Управлением был направлен запрос в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", в ответ на который получены кадастровые паспорта на спорные земельные участки, из которых следует, что кадастровая стоимость данных земельных участков по состоянию на 01.01.2011 была определена и аналогична той же, которая указана в ответе Всеволожского отдела ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 16.07.2012 N 2423/04-11 (л.д. 209-210).
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а также сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Согласно Постановлению N 52, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", который соответствует статье 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Постановление N 52 вступило в силу 20.02.2008.
Суд первой инстанции признал, что Общество, определяя свои налоговые обязательства по исчислению земельного налога, имело возможность получить необходимые сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, однако с письменным заявлением в соответствующий орган не обращалось.
Пункт 14 статьи 396 НК РФ является специальной нормой налогового законодательства, устанавливающей особый порядок доведения до сведения налогоплательщика одного из элементов, необходимых для определения налоговой базы по земельному налогу, - кадастровой стоимости. Из данной нормы следует, что не позднее 1 марта налогоплательщик должен располагать сведениями о кадастровой стоимости участка на 1 января соответствующего налогового периода.
Иные действия по исчислению и уплате земельного налога должны быть совершены налогоплательщиком самостоятельно (пункт 3 статьи 391 НК РФ, пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно Постановлению N 52 размещение сведений о кадастровой стоимости земельных участков на официальном сайте Росреестра не является единственным способом доведения кадастровой стоимости до налогоплательщиков.
Пункт 1 Постановления N 52 устанавливает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка предоставляются налогоплательщику по письменному заявлению в порядке, установленном пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Обществом не представлены доказательства обращения с письменным заявлением в органы кадастрового учета о предоставлении ему сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2011, что также подтверждается и Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области в письме от 24.12.2012 N 11366.
В соответствии с пунктом 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога самостоятельно, следовательно, обществу надлежало обратиться в территориальный орган кадастрового учета с письменным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков - объектов налогообложения, по состоянию на 01.01.2011.
Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что расчет земельного налога за спорный период не мог быть сделан с использованием сведений о кадастровой стоимости земельного участка, полученной в органе кадастрового учета, в порядке, определенном Постановлением N 52.
Судом первой инстанции отмечено следующее. Отсутствие на официальном сайте в сети Интернет информации о кадастровой стоимости земельных участков не влечет нарушения прав налогоплательщиков на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков путем письменного запроса в территориальные органы кадастрового учета, а представленный протокол осмотра и исследования письменных доказательств от 08.06.2012, составленный нотариусом Григорьевой В.Н., не свидетельствует о том, что на момент, когда заявитель был обязан исчислить и уплатить земельный налог за 2011 год, сведения о кадастровой стоимости земельных участков на официальном сайте Росреестра отсутствовали. Письма ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области Всеволожский филиал от 08.04.2010 и 27.04.2010 не имеют отношения к спорным правоотношениям, поскольку датированы до момента определения кадастровой стоимости на 01.01.2011 в целях исчисления земельного налога за 2011 год.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы налогоплательщика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2013 по делу N А56-57000/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Е.А.СОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)