Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Боликовой Л.А., Меркуловой Н.В.
при участии
от Некоммерческого партнерства Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты - представитель не явился
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу - Вуквукай Д.И., представитель по доверенности N 02-36/14961 от 17.12.2012
от третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу - Полякова М.Ю., представитель по доверенности N 04-07/08886 от 11.12.2012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
на решение от 10.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012
по делу N А80-108/2012
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: Дерезюк Ю.В.; в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Гричановская Е.В., Пескова Т.Д.
По заявлению Некоммерческого партнерства Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения в части
Некоммерческое партнерство "Чукотская ассоциация зверобоев традиционной охоты" обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа (далее - НП "Чукотская ассоциация зверобоев традиционной охоты", ассоциация зверобоев) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - МИФНС России N 1 по ЧАО, межрайонная инспекция) в части.
Определением от 02.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее - УФНС России по ЧАО).
Решением от 10.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012, заявление удовлетворено. Суды пришли к выводу, что спорные денежные средства правомерно не включены ассоциацией зверобоев в доход при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
В кассационной жалобе межрайонная инспекция просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
УФНС России по ЧАО в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании поддержали доводы и требования, изложенные в жалобе.
Ассоциация зверобоев извещена в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако представителя для участия в судебном заседании не направила. Отзыв на жалобу на момент рассмотрения дела не представила.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при содействии Арбитражного суда Чукотского автономного округа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на жалобу, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей межрайонной инспекции и УФНС России по ЧАО, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением МИФНС России N 1 по ЧАО от 30.12.2011 N 46, вынесенным по материалам выездной налоговой проверки, НП "Чукотская ассоциация зверобоев традиционной охоты" доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в сумме 33 809 руб. за 2009 и 6 312 руб. за 2010 с доходов, полученных по договору от 22.10.2008, заключенному с организацией Округ Северный Склон (NSB) (Барроу, Аляска, США), договору от 12.06.2009, заключенному с Тихоокеанским центром защиты окружающей среды и природных ресурсов от 12.06.2009 (Калифорния, США). Начислены пени за неполную уплату налога и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Указанные денежные средства не были включены в доход при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2009-2010 годы.
Решением УФНС России по ЧАО от 29.02.2011 N 09-69/01418 решение межрайонной инспекции утверждено, апелляционная жалоба ассоциации зверобоев оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением межрайонной инспекции в указанной части, ассоциация зверобоев оспорила его в арбитражный суд.
При рассмотрении спора судами установлено, что 22.10.2008 между организацией Округ Северный Склон и НП "Чукотская ассоциация зверобоев традиционной охоты" заключен договор об использовании средств гранта, в соответствии с которым организация Округ Северный Склон (грантодатель) выделяет, а ассоциация зверобоев (грантополучатель) получает на безвозмездной основе денежные средства (назначение - благотворительный взнос) на финансирование проекта в рамках договора Округа Северный Склон 2009-1206 и соглашения о совместной деятельности между ассоциацией зверобоев и Департаментом природопользования Округа Северный Склон по продолжению исследования гренландских китов, проведения береговых наблюдений и получению образцов тканей гренландских китов в российских водах для генетических исследований, финансируемых из средств гранта - Национальной океанической и атмосферной администрации (далее - НОАА) в размере 27 000 долларов США (721 338,66 руб.).
Включая указанную сумму в доход при определении налоговой базы, межрайонная инспекция исходила из того, что спорные денежные средства не могут быть признаны грантами, которые не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах организаций - получателей грантов, поскольку грантодатель не входит в Перечень международных и иностранных организаций, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 485, гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению.
Кроме того, как указывает межрайонная инспекция, договор предусматривает выполнение конкретных работ (услуг) и выделение денежных средств для покрытия расходов по их выполнению, что свидетельствует о заключении возмездного договора.
Суды согласились с выводами межрайонной инспекции о том, что спорные денежные средства, полученные по договору от 22.10.2008, не являются грантом, поскольку организация Округ Северный Склон не входит в Перечень международных и иностранных организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 485.
Вместе с тем, суды признали включение в доход при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2009 год 27 000 долл. США неправомерным, классифицировав договор от 22.10.2008 как договор пожертвования, исходя из цели заключения договора и его содержания. Спорные денежные средства признаны судами целевыми, полученными безвозмездно на содержание ассоциации зверобоев и ведение ассоциацией уставной деятельности, которые в соответствии со ст. 346.15 и ч. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по УСН не учитываются.
Кроме того, документы, на которые имеется ссылка в договоре от 22.10.2008 и связанные с его исполнением, при выездной налоговой проверке не исследовались. В материалах дела указанные документы отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает вывод судов о неподтверждении межрайонной инспекцией правомерности включения спорной суммы в доход при определении налоговой базы по УСН за 2009 год обоснованным.
12.06.2009 между НП "Чукотской ассоциацией зверобоев традиционной охоты" и Тихоокеанским центром защиты окружающей среды и природных ресурсов заключен договор о целевом, безвозмездном, безвозвратном благотворительном пожертвовании на общеполезные цели, согласно которому ассоциации зверобоев выделено 20 000 долларов США (405 648,10 руб.) как благотворительное, целевое, безвозмездное, безвозвратное пожертвование на осуществление общественно полезного проекта "Мониторинг береговых лежбищ тихоокеанского моржа с участием представителей коренных народов Чукотки". В п. 14 данного договора указано, что выделенное благотворительное пожертвование является частью средств, выделенных Тихоокеанскому центру защиты окружающей среды и природных ресурсов Oak Foundation и предусмотрена возможность при ссылке на источники поддержки указывать названные организации.
В целях контроля за целевым использованием благотворительного пожертвования п. 15 договора предусмотрено указание на печатных изданиях ассоциации зверобоев, если такие будут иметь место, о поддержке, оказанной Тихоокеанским центром защиты окружающей среды и природных ресурсов и Oak Foudation.
С учетом положений пунктов 14, 15 договора межрайонной инспекцией договор от 12.06.2009 квалифицирован как договор оказания спонсору проекта - Тихоокеанскому центру защиты окружающей среды и природных ресурсов - рекламных услуг. Сумма 405 648,10 руб., полученная по договору, включена в доход при определении налоговой базы по УСН за 2009-2010 годы. При этом межрайонная инспекция руководствовалась ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ст. 778 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предоставляя денежные средства на проведение мероприятий, предусмотренных договором от 12.06.2009, Тихоокеанский центр защиты окружающей среды и природных ресурсов, по мнению межрайонной инспекции, фактически являлся спонсором проекта, а спорный договор - договором на оказание услуг рекламного характера. В связи с чем полученный ассоциацией зверобоев спонсорский взнос должен учитываться в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации в составе доходов при определении налоговой базы по УСН.
Признавая выводы межрайонной инспекции в данной части неправомерными, суды также исходили из цели заключения договора и его содержания. Договор не содержит условия о выделении денежных средств в целях рекламы Тихоокеанского центра защиты окружающей среды и природных ресурсов как спонсора, в связи с чем у межрайонной инспекции не имелось правовых оснований для включения в налоговую базу по УСН денежных средств, полученных по договору от 12.06.2009.
Доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, основанных на исследовании обстоятельств и оценке доказательств по делу, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отмены судебных актов в кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 10.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А80-108/2012 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.К.КУРГУЗОВА
Судьи
Л.А.БОЛИКОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 10.04.2013 N Ф03-200/2013 ПО ДЕЛУ N А80-108/2012
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. N Ф03-200/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Боликовой Л.А., Меркуловой Н.В.
при участии
от Некоммерческого партнерства Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты - представитель не явился
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу - Вуквукай Д.И., представитель по доверенности N 02-36/14961 от 17.12.2012
от третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу - Полякова М.Ю., представитель по доверенности N 04-07/08886 от 11.12.2012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
на решение от 10.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012
по делу N А80-108/2012
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: Дерезюк Ю.В.; в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Гричановская Е.В., Пескова Т.Д.
По заявлению Некоммерческого партнерства Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения в части
Некоммерческое партнерство "Чукотская ассоциация зверобоев традиционной охоты" обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа (далее - НП "Чукотская ассоциация зверобоев традиционной охоты", ассоциация зверобоев) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - МИФНС России N 1 по ЧАО, межрайонная инспекция) в части.
Определением от 02.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее - УФНС России по ЧАО).
Решением от 10.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012, заявление удовлетворено. Суды пришли к выводу, что спорные денежные средства правомерно не включены ассоциацией зверобоев в доход при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
В кассационной жалобе межрайонная инспекция просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
УФНС России по ЧАО в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании поддержали доводы и требования, изложенные в жалобе.
Ассоциация зверобоев извещена в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако представителя для участия в судебном заседании не направила. Отзыв на жалобу на момент рассмотрения дела не представила.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при содействии Арбитражного суда Чукотского автономного округа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на жалобу, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей межрайонной инспекции и УФНС России по ЧАО, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением МИФНС России N 1 по ЧАО от 30.12.2011 N 46, вынесенным по материалам выездной налоговой проверки, НП "Чукотская ассоциация зверобоев традиционной охоты" доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в сумме 33 809 руб. за 2009 и 6 312 руб. за 2010 с доходов, полученных по договору от 22.10.2008, заключенному с организацией Округ Северный Склон (NSB) (Барроу, Аляска, США), договору от 12.06.2009, заключенному с Тихоокеанским центром защиты окружающей среды и природных ресурсов от 12.06.2009 (Калифорния, США). Начислены пени за неполную уплату налога и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Указанные денежные средства не были включены в доход при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2009-2010 годы.
Решением УФНС России по ЧАО от 29.02.2011 N 09-69/01418 решение межрайонной инспекции утверждено, апелляционная жалоба ассоциации зверобоев оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением межрайонной инспекции в указанной части, ассоциация зверобоев оспорила его в арбитражный суд.
При рассмотрении спора судами установлено, что 22.10.2008 между организацией Округ Северный Склон и НП "Чукотская ассоциация зверобоев традиционной охоты" заключен договор об использовании средств гранта, в соответствии с которым организация Округ Северный Склон (грантодатель) выделяет, а ассоциация зверобоев (грантополучатель) получает на безвозмездной основе денежные средства (назначение - благотворительный взнос) на финансирование проекта в рамках договора Округа Северный Склон 2009-1206 и соглашения о совместной деятельности между ассоциацией зверобоев и Департаментом природопользования Округа Северный Склон по продолжению исследования гренландских китов, проведения береговых наблюдений и получению образцов тканей гренландских китов в российских водах для генетических исследований, финансируемых из средств гранта - Национальной океанической и атмосферной администрации (далее - НОАА) в размере 27 000 долларов США (721 338,66 руб.).
Включая указанную сумму в доход при определении налоговой базы, межрайонная инспекция исходила из того, что спорные денежные средства не могут быть признаны грантами, которые не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах организаций - получателей грантов, поскольку грантодатель не входит в Перечень международных и иностранных организаций, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 485, гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению.
Кроме того, как указывает межрайонная инспекция, договор предусматривает выполнение конкретных работ (услуг) и выделение денежных средств для покрытия расходов по их выполнению, что свидетельствует о заключении возмездного договора.
Суды согласились с выводами межрайонной инспекции о том, что спорные денежные средства, полученные по договору от 22.10.2008, не являются грантом, поскольку организация Округ Северный Склон не входит в Перечень международных и иностранных организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 485.
Вместе с тем, суды признали включение в доход при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2009 год 27 000 долл. США неправомерным, классифицировав договор от 22.10.2008 как договор пожертвования, исходя из цели заключения договора и его содержания. Спорные денежные средства признаны судами целевыми, полученными безвозмездно на содержание ассоциации зверобоев и ведение ассоциацией уставной деятельности, которые в соответствии со ст. 346.15 и ч. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по УСН не учитываются.
Кроме того, документы, на которые имеется ссылка в договоре от 22.10.2008 и связанные с его исполнением, при выездной налоговой проверке не исследовались. В материалах дела указанные документы отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает вывод судов о неподтверждении межрайонной инспекцией правомерности включения спорной суммы в доход при определении налоговой базы по УСН за 2009 год обоснованным.
12.06.2009 между НП "Чукотской ассоциацией зверобоев традиционной охоты" и Тихоокеанским центром защиты окружающей среды и природных ресурсов заключен договор о целевом, безвозмездном, безвозвратном благотворительном пожертвовании на общеполезные цели, согласно которому ассоциации зверобоев выделено 20 000 долларов США (405 648,10 руб.) как благотворительное, целевое, безвозмездное, безвозвратное пожертвование на осуществление общественно полезного проекта "Мониторинг береговых лежбищ тихоокеанского моржа с участием представителей коренных народов Чукотки". В п. 14 данного договора указано, что выделенное благотворительное пожертвование является частью средств, выделенных Тихоокеанскому центру защиты окружающей среды и природных ресурсов Oak Foundation и предусмотрена возможность при ссылке на источники поддержки указывать названные организации.
В целях контроля за целевым использованием благотворительного пожертвования п. 15 договора предусмотрено указание на печатных изданиях ассоциации зверобоев, если такие будут иметь место, о поддержке, оказанной Тихоокеанским центром защиты окружающей среды и природных ресурсов и Oak Foudation.
С учетом положений пунктов 14, 15 договора межрайонной инспекцией договор от 12.06.2009 квалифицирован как договор оказания спонсору проекта - Тихоокеанскому центру защиты окружающей среды и природных ресурсов - рекламных услуг. Сумма 405 648,10 руб., полученная по договору, включена в доход при определении налоговой базы по УСН за 2009-2010 годы. При этом межрайонная инспекция руководствовалась ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ст. 778 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предоставляя денежные средства на проведение мероприятий, предусмотренных договором от 12.06.2009, Тихоокеанский центр защиты окружающей среды и природных ресурсов, по мнению межрайонной инспекции, фактически являлся спонсором проекта, а спорный договор - договором на оказание услуг рекламного характера. В связи с чем полученный ассоциацией зверобоев спонсорский взнос должен учитываться в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации в составе доходов при определении налоговой базы по УСН.
Признавая выводы межрайонной инспекции в данной части неправомерными, суды также исходили из цели заключения договора и его содержания. Договор не содержит условия о выделении денежных средств в целях рекламы Тихоокеанского центра защиты окружающей среды и природных ресурсов как спонсора, в связи с чем у межрайонной инспекции не имелось правовых оснований для включения в налоговую базу по УСН денежных средств, полученных по договору от 12.06.2009.
Доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, основанных на исследовании обстоятельств и оценке доказательств по делу, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отмены судебных актов в кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 10.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А80-108/2012 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.К.КУРГУЗОВА
Судьи
Л.А.БОЛИКОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)