Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: И.И. Бородулиной, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. без использования средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Гавриловой Татьяны Викторовны, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 01 апреля 2013 года по делу N А45-28855/2012 (судья Хорошилов А.В.)
по заявлению Гавриловой Татьяны Викторовны, г. Новосибирск
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе, г. Новосибирск (ИНН 5406140248, ОГРН 1035401906407)
третье лицо: Закрытое акционерное общество Центр Бытового и Промышленного сервиса "Грин Вэлли", г. Москва (ИНН 5404401624, ОГРН 1095404021492)
о признании незаконным постановления от 12.11.2012 года N 51-12-748/пн,
установил:
Гаврилова Татьяна Викторовна (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе (далее по тексту - административный орган, Региональное отделение) о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2012 N 51-12-748/пн о прекращении производства по делу об административном правонарушении и направлении дела на новое рассмотрение.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Закрытое акционерное общество Центр Бытового и Промышленного сервиса "Грин Вэлли" (далее по тексту - третье лицо, Общество).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01 апреля 2013 года по делу N А45-28855/2012 Гавриловой Т.В. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда полностью отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Гаврилова Т.В. ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Гавриловой Т.В. изложены в апелляционной жалобе.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представило.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
На основании частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, Гавриловой Т.В. в адрес административного органа подано заявление от 22.03.2012 в отношении Общества по вопросу соблюдения порядка подготовки к проведению, созыва и проведения общих собраний акционеров Общества, состоявшихся в период с 01.03.2010, и соблюдения процедуры эмиссии ценных бумаг общества.
На основании заявления в период с 08.04.2012 по 29.06.2012 Региональным отделением проведена камеральная проверка деятельности Общества, по результатам которой установлено, что: - при создании Общества в результате реорганизации закрытого акционерного общества Швейно-меховой фирмы "ШАРМ" в форме выделения 05.11.2009 размещено 60 обыкновенных именных акций общества, государственная регистрация данного выпуска ценных бумаг не осуществлена, при этом на годовом собрании акционеров общества по итогам 2010 года принято решение об увеличении уставного капитала общества до 100 000 рублей путем размещения 540 обыкновенных акций номинальной стоимостью 166,67 рубля каждая, что в силу положений части 2 пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), пункта 2.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее по тексту - Стандарты) делает невозможным завершение эмиссии дополнительного выпуска ценных бумаг общества (государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг не может быть осуществлена до государственной регистрации выпуска ценных бумаг, в дополнение к которому должны быть размещены ценные бумаги дополнительного выпуска); - решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения 540 дополнительных акций не определена категория размещаемых ценных бумаг, что не соответствует требованиям пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее по тексту - Федеральный закон N 208-ФЗ); - общим собранием акционеров общества 10.06.2011, принято решение о размещении 540 дополнительных акций посредством их распределения среди акционеров, при этом в протоколе собрания акционеров указано, что акции дополнительного выпуска продаются акционерам в количестве, пропорционально их долям в уставном капитале общества, то есть увеличение уставного капитала общества происходит за счет имущества акционеров общества, а не за счет имущества общества (пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 208-ФЗ), что создает неопределенность в решении вопроса о способе размещения акций и принадлежности источников увеличения уставного капитала общества; - Обществом в течение шести месяцев с момента принятия решения о размещении 540 дополнительных акций не составлено и не утверждено решение об их выпуске, что является неисполнением условий предусмотренных пунктам 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5 Стандартов, пункта 4 статьи 17, статьи 19 Федерального закона N 39-ФЗ, указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 13.07.2012 N 51-12-02-63/а-к и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, 16.08.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа с участием заявителя составлен протокол N 51-12-652/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее по тексту КоАП РФ), заявитель признан потерпевшим по делу (статья 25.2 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении с участием Гавриловой Т.В. рассмотрено уполномоченным должностным лицом Регионального отделения 12.11.2012. В соответствии с оспариваемым постановлением производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Гавриловой Т.В. в суд первой инстанции с соответствующим заявлением.
Отказывая Гавриловой Т.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 функции по контролю и надзору Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.
В соответствии со статьей 15.17 КоАП РФ нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
По смыслу диспозиции указанной статьи объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ об административных правонарушениях, образуют действия эмитента, выражающиеся в нарушениях установленного порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг.
В соответствии со статьей 2 Федерального N 39-ФЗ эмиссия ценных бумаг - это установленная названным Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 39-ФЗ процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Каждый этап процедуры эмиссии, в том числе порядок совершения эмитентом тех или иных действий, сроки их совершения, принятие решений органами эмитента, императивно установлен законодательством Российской Федерации о ценных бумагах и об акционерных обществах.
Процедура эмиссии ценных бумаг начинается с принятия решения о размещении ценных бумаг, в полном объеме соответствующего требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
За исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, эмитент осуществляет эмиссию ценных бумаг путем последовательного осуществления ее этапов в хронологии, указанной в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 39-ФЗ.
Моментом завершения процедуры эмиссии ценных бумаг является государственная регистрация Отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 39-ФЗ при государственной регистрации каждого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску эмиссионных ценных бумаг, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
С учетом изложенного, дополнительный выпуск ценных бумаг - выпуск ценных бумаг дополнительно к уже зарегистрированному выпуску ценных бумаг.
Процедура эмиссии дополнительных акций включает в себя такой обязательный этап как государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг, по результатам которого дополнительному выпуску ценных бумаг регистрирующим органом присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация которого осуществлена, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Таким образом, государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг не может быть осуществлена до государственной регистрации выпуска ценных бумаг, в дополнение к которому должны быть размещены ценные бумаги дополнительного выпуска.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 28, подпункту 6 пункта 1 статьи 48 Федерального закона N 208-ФЗ решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 7.1 раздела 7 устава Общества, зарегистрированного 05.11.2009 ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска, общее собрание акционеров принимает решения по вопросам, отнесенным Федеральным законом N 208-ФЗ к полномочиям совета директоров (наблюдательского совета).
При создании ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли" в результате реорганизации закрытого акционерного общества Швейно-меховой фирмы "Шарм" в форме выделения 05.11.2009 разметено 60 обыкновенных именных акций ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли". Государственная регистрация данного выпуска ценных бумаг не осуществлена.
На годовом общем собрании акционеров ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли" по итогам 2010 года принято решение об увеличении уставного капитала ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли" до 100 000 рублей путем размещения 540 обыкновенных акций номинальной стоимостью 166,67 рубля каждая.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона N 208-ФЗ решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, порядок принятия решения о размещении ценных бумаг, а также его содержание должны соответствовать требованиям федеральных законов и Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 года N 07-4/пз-н.
Согласно пункту 2.3.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания и скрепляется печатью эмитента. Передача эмитентом права подписания решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг иным лицам, в том числе на основании доверенности, не допускается. То есть, лицом, ответственным за составление и подписание решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, является единоличный исполнительный орган эмитента.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.
Согласно пункту 2.3.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении.
Как правильно указал суд первой инстанции, из содержания статьи 19 Федерального закона N 39-ФЗ не следует, что Общество не вправе принимать решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций. Общее собрание акционеров ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли" вправе принять решение о размещении 540 дополнительных акций ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли", несмотря на то, что государственная регистрация выпуска ценных бумаг не осуществлялась.
Из материалов дела следует, что решение о дополнительном выпуске 540 акций Общества не осуществлялось и не утверждалось, документы для государственной регистрации данного дополнительного выпуска ценных бумаг в Региональное отделение не поступали, размещение данных ценных бумаг не осуществлялось.
Обратного заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 39-ФЗ размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
В силу пункта 5 статьи 28 Федерального закона N 208-ФЗ увеличение уставного капитала общества путем, размещения дополнительных акций может осуществляться за счет имущества общества. Увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций осуществляется только за счет имущества общества.
Сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет имущества общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.
При увеличении уставного капитала общества за счет его имущества путем размещения дополнительных акций эти акции распределяются среди всех акционеров. При этом каждому акционеру распределяются акции той же категории (типа), что и акции, которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащих ему акций.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь положениями статьи 100 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона N 208-ФЗ, сделал правильный вывод о том, что принятие решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций является правом эмитента, и размещение данных акций проводится исключительно по желанию Общества.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли" отсутствует событие административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по статье 15.17 КоАП РФ.
Доводы заявителя, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 апреля 2013 г. по делу N А45-28855/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2013 ПО ДЕЛУ N А45-28855/2012
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N А45-28855/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: И.И. Бородулиной, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. без использования средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Гавриловой Татьяны Викторовны, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 01 апреля 2013 года по делу N А45-28855/2012 (судья Хорошилов А.В.)
по заявлению Гавриловой Татьяны Викторовны, г. Новосибирск
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе, г. Новосибирск (ИНН 5406140248, ОГРН 1035401906407)
третье лицо: Закрытое акционерное общество Центр Бытового и Промышленного сервиса "Грин Вэлли", г. Москва (ИНН 5404401624, ОГРН 1095404021492)
о признании незаконным постановления от 12.11.2012 года N 51-12-748/пн,
установил:
Гаврилова Татьяна Викторовна (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе (далее по тексту - административный орган, Региональное отделение) о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2012 N 51-12-748/пн о прекращении производства по делу об административном правонарушении и направлении дела на новое рассмотрение.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Закрытое акционерное общество Центр Бытового и Промышленного сервиса "Грин Вэлли" (далее по тексту - третье лицо, Общество).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01 апреля 2013 года по делу N А45-28855/2012 Гавриловой Т.В. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда полностью отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Гаврилова Т.В. ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Гавриловой Т.В. изложены в апелляционной жалобе.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представило.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
На основании частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, Гавриловой Т.В. в адрес административного органа подано заявление от 22.03.2012 в отношении Общества по вопросу соблюдения порядка подготовки к проведению, созыва и проведения общих собраний акционеров Общества, состоявшихся в период с 01.03.2010, и соблюдения процедуры эмиссии ценных бумаг общества.
На основании заявления в период с 08.04.2012 по 29.06.2012 Региональным отделением проведена камеральная проверка деятельности Общества, по результатам которой установлено, что: - при создании Общества в результате реорганизации закрытого акционерного общества Швейно-меховой фирмы "ШАРМ" в форме выделения 05.11.2009 размещено 60 обыкновенных именных акций общества, государственная регистрация данного выпуска ценных бумаг не осуществлена, при этом на годовом собрании акционеров общества по итогам 2010 года принято решение об увеличении уставного капитала общества до 100 000 рублей путем размещения 540 обыкновенных акций номинальной стоимостью 166,67 рубля каждая, что в силу положений части 2 пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), пункта 2.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее по тексту - Стандарты) делает невозможным завершение эмиссии дополнительного выпуска ценных бумаг общества (государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг не может быть осуществлена до государственной регистрации выпуска ценных бумаг, в дополнение к которому должны быть размещены ценные бумаги дополнительного выпуска); - решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения 540 дополнительных акций не определена категория размещаемых ценных бумаг, что не соответствует требованиям пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее по тексту - Федеральный закон N 208-ФЗ); - общим собранием акционеров общества 10.06.2011, принято решение о размещении 540 дополнительных акций посредством их распределения среди акционеров, при этом в протоколе собрания акционеров указано, что акции дополнительного выпуска продаются акционерам в количестве, пропорционально их долям в уставном капитале общества, то есть увеличение уставного капитала общества происходит за счет имущества акционеров общества, а не за счет имущества общества (пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 208-ФЗ), что создает неопределенность в решении вопроса о способе размещения акций и принадлежности источников увеличения уставного капитала общества; - Обществом в течение шести месяцев с момента принятия решения о размещении 540 дополнительных акций не составлено и не утверждено решение об их выпуске, что является неисполнением условий предусмотренных пунктам 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5 Стандартов, пункта 4 статьи 17, статьи 19 Федерального закона N 39-ФЗ, указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 13.07.2012 N 51-12-02-63/а-к и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, 16.08.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа с участием заявителя составлен протокол N 51-12-652/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее по тексту КоАП РФ), заявитель признан потерпевшим по делу (статья 25.2 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении с участием Гавриловой Т.В. рассмотрено уполномоченным должностным лицом Регионального отделения 12.11.2012. В соответствии с оспариваемым постановлением производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Гавриловой Т.В. в суд первой инстанции с соответствующим заявлением.
Отказывая Гавриловой Т.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 функции по контролю и надзору Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.
В соответствии со статьей 15.17 КоАП РФ нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
По смыслу диспозиции указанной статьи объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ об административных правонарушениях, образуют действия эмитента, выражающиеся в нарушениях установленного порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг.
В соответствии со статьей 2 Федерального N 39-ФЗ эмиссия ценных бумаг - это установленная названным Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 39-ФЗ процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Каждый этап процедуры эмиссии, в том числе порядок совершения эмитентом тех или иных действий, сроки их совершения, принятие решений органами эмитента, императивно установлен законодательством Российской Федерации о ценных бумагах и об акционерных обществах.
Процедура эмиссии ценных бумаг начинается с принятия решения о размещении ценных бумаг, в полном объеме соответствующего требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
За исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, эмитент осуществляет эмиссию ценных бумаг путем последовательного осуществления ее этапов в хронологии, указанной в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 39-ФЗ.
Моментом завершения процедуры эмиссии ценных бумаг является государственная регистрация Отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 39-ФЗ при государственной регистрации каждого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску эмиссионных ценных бумаг, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
С учетом изложенного, дополнительный выпуск ценных бумаг - выпуск ценных бумаг дополнительно к уже зарегистрированному выпуску ценных бумаг.
Процедура эмиссии дополнительных акций включает в себя такой обязательный этап как государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг, по результатам которого дополнительному выпуску ценных бумаг регистрирующим органом присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация которого осуществлена, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Таким образом, государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг не может быть осуществлена до государственной регистрации выпуска ценных бумаг, в дополнение к которому должны быть размещены ценные бумаги дополнительного выпуска.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 28, подпункту 6 пункта 1 статьи 48 Федерального закона N 208-ФЗ решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 7.1 раздела 7 устава Общества, зарегистрированного 05.11.2009 ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска, общее собрание акционеров принимает решения по вопросам, отнесенным Федеральным законом N 208-ФЗ к полномочиям совета директоров (наблюдательского совета).
При создании ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли" в результате реорганизации закрытого акционерного общества Швейно-меховой фирмы "Шарм" в форме выделения 05.11.2009 разметено 60 обыкновенных именных акций ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли". Государственная регистрация данного выпуска ценных бумаг не осуществлена.
На годовом общем собрании акционеров ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли" по итогам 2010 года принято решение об увеличении уставного капитала ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли" до 100 000 рублей путем размещения 540 обыкновенных акций номинальной стоимостью 166,67 рубля каждая.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона N 208-ФЗ решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, порядок принятия решения о размещении ценных бумаг, а также его содержание должны соответствовать требованиям федеральных законов и Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 года N 07-4/пз-н.
Согласно пункту 2.3.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания и скрепляется печатью эмитента. Передача эмитентом права подписания решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг иным лицам, в том числе на основании доверенности, не допускается. То есть, лицом, ответственным за составление и подписание решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, является единоличный исполнительный орган эмитента.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.
Согласно пункту 2.3.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении.
Как правильно указал суд первой инстанции, из содержания статьи 19 Федерального закона N 39-ФЗ не следует, что Общество не вправе принимать решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций. Общее собрание акционеров ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли" вправе принять решение о размещении 540 дополнительных акций ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли", несмотря на то, что государственная регистрация выпуска ценных бумаг не осуществлялась.
Из материалов дела следует, что решение о дополнительном выпуске 540 акций Общества не осуществлялось и не утверждалось, документы для государственной регистрации данного дополнительного выпуска ценных бумаг в Региональное отделение не поступали, размещение данных ценных бумаг не осуществлялось.
Обратного заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 39-ФЗ размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
В силу пункта 5 статьи 28 Федерального закона N 208-ФЗ увеличение уставного капитала общества путем, размещения дополнительных акций может осуществляться за счет имущества общества. Увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций осуществляется только за счет имущества общества.
Сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет имущества общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.
При увеличении уставного капитала общества за счет его имущества путем размещения дополнительных акций эти акции распределяются среди всех акционеров. При этом каждому акционеру распределяются акции той же категории (типа), что и акции, которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащих ему акций.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь положениями статьи 100 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона N 208-ФЗ, сделал правильный вывод о том, что принятие решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций является правом эмитента, и размещение данных акций проводится исключительно по желанию Общества.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях ЗАО ЦБиПС "Грин Вэлли" отсутствует событие административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по статье 15.17 КоАП РФ.
Доводы заявителя, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 апреля 2013 г. по делу N А45-28855/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)