Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2009 ПО ДЕЛУ N А09-3803/2008-31-20

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2009 г. по делу N А09-3803/2008-31-20


Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Полынкиной Н.А., Тиминской О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4582/08) Брянской таможни
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 24.11.2008 по делу N А09-3803/2008-31-20 (судья Копыт Ю.Д.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Импортпродукт"
к Брянской таможне
об оспаривании решения от 07.05.2008 N 19-14/11620,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Импортпродукт" - Конов Ю.Ю., доверенность от 05.03.2008 б/н; Воронцов А.Н., доверенность от 19.01.2009 б/н;
- от ответчика: Брянской таможни - Грошева Е.В., главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 10.11.2008 N 03-12/1769; Милешина Г.И., начальник отдела таможенных платежей, доверенность от 11.01.2009 N 03-12/14;
-
установил:

в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 29.01.2009 объявлен перерыв до 05.02.2009.
Общество с ограниченной ответственностью "Импортпродукт" (далее - ООО "Импортпродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 07.05.2008 N 19-14/11620 об отказе в возврате денежных средств, уплаченных за акцизные марки в качестве авансового платежа по 44 платежным поручениям, на общую сумму 4 027 390,5 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Импортпродукт" 24.04.2008 обратилось в Брянскую таможню с заявлением о возврате денежных средств в общей сумме 4 110 414 руб. (т. 1,л.121), внесенных на счет Брянской таможни в качестве авансового платежа по акцизу, следующими платежными поручениями:
1) N 00772 от 08.12.2005, 15) N 344 от 23.08.2005, 30)N 00190 от 30.08.2005
2) N 00769 от 08.12.2005, 16) N 345 от 23.08.2005, 31) N 417 от 25.08.2005,
3) N 00766 от 08.12.2005, 17) N 333 от 23.08.2005, 32) N 394 от 25.08.2005,
4) N 00765 от 08.12.2005, 18) N 368 от 24.08.2005, 33) N 395 от 25.08.2005,
5) N 00771 от 08.12.2005, 19) N 372 от 24.08.2005, 34) N 393 от 25.08.2005,
6) N 00764 от 08.12.2005, 20) N 431 от 26.08.2005, 35) N 00153 от 29.08.2005,
7) N 00774 от 08.12.2005, 21) N 432 от 26.08.2005, 36) N 00179 от 29.08.2005,
8) N 00782 от 08.12.2005, 22) N 428 от 26.08.2005, 37) N 00372 от 26.09.2005,
9) N 00770 от 08.12.2005, 23) N 00169 от 29.08.2005, 38) N 00351 от 23.09.2005,
10) N 00780 от 09.12.2005, 24) N 00170 от 29.08.2005, 39) N 00382 от 27.09.2005,
11) N 00124 от 16.08.2005, 25) N 413 от 25.08.2005, 40) N 521 от 27.09.2005,
12) N 351 от 24.08.2005, 26) N 414 от 25.08.2005 41) N 00386 от 27.09.2005
13)N 354 от 24.08.2005, 27) N 00167 от 29.08.2005, 42) N 00397 от 28.09.2005,
14) N 361 от 24.08.2005, 28) N 00166 от 29.08.2005, 43) N 00773 от 08.12.2005,
29) N 467 от 31.08.2005, 44) N 00768 от 08.12.2005.
При этом в данных платежных поручениях в графе "назначение платежа" значится "Оплата за акцизную марку. НДС не облагается".
Письмом от 07.05.2008 N 19-14/11620 Брянская таможня отказала Обществу в возврате денежных средств, сославшись на то, что перечисленные денежные средства не являются авансовыми платежами, поскольку были уплачены Обществом как оплата за акцизные марки на алкогольную продукцию и израсходованы на покупку акцизных марок (т. 1,л. 123).
В обоснование невозможности произвести возврат денежных средств Брянская таможня сослалась также на письмо ФТС от 23.11.2007 N 01-03/44372.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Импортпродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 185 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), п. 1 ст. 330, ч.ч. 1, 2 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), исходил из того, что денежные средства, оплаченные Обществом за акцизные марки в 2005 году, являющиеся авансовым платежом по акцизу, не были приняты к вычетам в 2006 году при таможенном оформлении алкогольной продукции, маркированной данными марками, ввиду того, что обязанность по уплате акциза у Общества не возникла по независящим от него обстоятельствам, в связи с чем пришел к выводу о возврате спорных сумм, как излишне уплаченных таможенных платежей.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизными товарами признаются алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов).
- Согласно пункту 1 статьи 185 НК РФ при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного режима налогообложение производится в следующем порядке: при помещении подакцизных товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения акциз уплачивается в полном объеме, при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реэкспорта акциз не уплачивается;
- Налогоплательщиками акциза признаются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 179 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 126 и пункта 1 статьи 328 ТК РФ налогоплательщиками акциза являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины и налоги, в том числе российские лица, заключившие внешнеэкономические сделки.
В соответствии с п. 4 статьи 318 ТК РФ к таможенным платежам относится, в частности, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Налоговая база при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется в соответствии со ст. 191 НК РФ.
Ставки акцизов установлены статьей 193 НК РФ
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками, а указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Акцизная марка в силу пункта 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность(легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
В соответствии со ст. 13 Закона N 171-ФЗ ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, порядок регулирования импорта алкогольной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.
До 16.01.2006 ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, осуществлялся с учетом условий и ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 года N 1008 "О марках акцизного сбора" (далее - Постановление N 1008); утратило силу с 16.01.2006 в связи с принятием постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками".
В силу абз. 2 п. 2 Постановления (в редакции, действовавшей до 31.12.2005) цена одной акцизной марки, уплачиваемой в качестве авансового платежа по акцизам на алкогольную продукцию, установлена в размере 0,75 рубля.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2005 году Общество получило в Брянской таможне для маркировки алкогольной продукции, подлежащей ввозу с территории Республики Молдова на территорию Российской Федерации, акцизные марки, уплатив их стоимость в сумме 4 027 390, 5 руб. по платежным поручениям:
1) N 00772 от 08.12.2005, 15) N 344 от 23.08.2005, 30)N 00190 от 30.08.2005
2) N 00769 от 08.12.2005, 16) N 345 от 23.08.2005, 31) N 417 от 25.08.2005,
3) N 00766 от 08.12.2005, 17) N 333 от 23.08.2005, 32) N 394 от 25.08.2005,
4) N 00765 от 08.12.2005, 18) N 368 от 24.08.2005, 33) N 395 от 25.08.2005,
5) N 00771 от 08.12.2005, 19) N 372 от 24.08.2005, 34) N 393 от 25.08.2005,
6) N 00764 от 08.12.2005, 20) N 431 от 26.08.2005, 35) N 00153 от 29.08.2005,
7) N 00774 от 08.12.2005, 21) N 432 от 26.08.2005, 36) N 00179 от 29.08.2005,
8) N 00782 от 08.12.2005, 22) N 428 от 26.08.2005, 37) N 00372 от 26.09.2005,
9) N 00770 от 08.12.2005, 23) N 00169 от 29.08.2005, 38) N 00351 от 23.09.2005,
10) N 00780 от 09.12.2005, 24) N 00170 от 29.08.2005, 39) N 00382 от 27.09.2005,
11) N 00124 от 16.08.2005, 25) N 413 от 25.08.2005, 40) N 521 от 27.09.2005,
12) N 351 от 24.08.2005, 26) N 414 от 25.08.2005 41) N 00386 от 27.09.2005
13)N 354 от 24.08.2005, 27) N 00167 от 29.08.2005, 42) N 00397 от 28.09.2005,
14) N 361 от 24.08.2005, 28) N 00166 от 29.08.2005, 43) N 00773 от 08.12.2005,
29) N 467 от 31.08.2005, 44) N 00768 от 08.12.2005,
что подтверждается квитанциями о получении акцизных марок.
При этом в названных платежных поручениях в графе "назначение платежа" указано: "Оплата за акцизную марку. НДС не облагается".
Порядок ввоза на таможенную территорию России алкогольной продукции был определен Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) от 28.12.2000 N 1230 и утвержденной им Инструкцией о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками (далее - Инструкция).
В силу п. 6 Инструкции денежные средства за марки плательщик вносит в качестве авансового платежа в размере, установленном Правительством Российской Федерации, а именно 0,75 рубля за одну акцизную марку для маркировки алкогольной продукции.
При этом сумма авансового платежа, внесенная при покупке акцизной марки, подлежит вычету при окончательном расчете суммы акциза при таможенном оформлении маркированного товара
В соответствии с п. 29 раздела III Инструкции для получения марок импортер обязан представить в таможенный орган Российской Федерации, в частности,
- а) экземпляр зарегистрированного заявления на покупку марок с отметкой о поступлении денежных средств за марки, внесенной сотрудником уполномоченного таможенного органа в соответствии с пунктом 23 настоящей Инструкции;
- б) обязательство импортера о ввозе товаров и использовании марок, составленное в двух экземплярах в соответствии с установленной формой, предусматривающее выполнение импортером в пределах срока, указанного в пункте 30 настоящей Инструкции, следующих действий:
- - ввоз согласно установленному порядку на территорию Российской Федерации маркированного товара, указанного в приложении к обязательству импортера, составленному в соответствии с установленной формой (приложение 4а);
- - возврат поврежденных и / или неиспользованных марок уполномоченному таможенному органу, выдавшему их;
- - представление уполномоченному таможенному органу, выдавшему марки, отчета об использовании марок в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией;
- в) обеспечение выполнения обязательства импортера;
- Марки выдают в строгом соответствии с заказанными импортером количеством, видом, форматом и номенклатурой марок (п. 40 Инструкции).
В случае повреждения марок (в процессе их нанесения на товар, хранения или транспортировки, снятия с товара, который не будет ввезен на таможенную территорию Российской Федерации и (или) выпущен для свободного обращения и др.) импортер до истечения срока, указанного в обязательстве импортера, обязан осуществить возврат всех поврежденных марок в уполномоченный таможенный орган, осуществивший их выдачу (п. 83 Инструкции).
Пунктом 89 Инструкции установлено, что уполномоченный таможенный орган, принявший от импортера возвращенные поврежденные и (или) неиспользованные марки, возвращает импортеру денежные средства, уплаченные им при покупке марок, за вычетом 50% от стоимости марок, указанных в пункте 6 настоящей Инструкции, для покрытия расходов по изготовлению марок, их транспортировке, хранению, страхованию и уничтожению. При этом возврат указанных денежных средств производится в случае, если марки возвращены в порядке, определенном настоящей Инструкцией, и заявление плательщика на возврат подано не позднее трех лет со дня платежа данных денежных средств.
Возврат денежных средств за возвращенные неиспользованные и (или) поврежденные марки производится уполномоченным таможенным органом в валюте Российской Федерации не позднее месяца со дня поступления заявления о возврате.
На основании письменного заявления плательщика денежные средства могут быть зачтены в счет уплаты за новые марки или уплаты акцизов (п. 90 Инструкции).
Как усматривается из материалов дела, акцизные марки были приобретены Обществом и нанесены на импортируемую алкогольную продукцию с целью выпуска для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, в Брянскую таможню представлены отчеты об использовании акцизных марок, составленные по установленной Инструкцией форме.
Между тем в связи с грубыми нарушениями требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, предъявляемых к безопасности алкогольной продукции и виноматериалов, поступающих на территорию Российской Федерации из Республики Молдова и Республики Грузия, с 27 марта 2006 года приостановлено действие санитарно-эпидемиологических заключений на данную продукцию (Письма Главного государственного санитарного врача РФ от 25.03.2006 N 0100/3267-06-23, от 04.04.2006 N 0100/3835-06-23). Ввоз вина и виноматериалов из Республики Молдова и Республики Грузия на территорию Российской Федерации запрещен.
При этом до сведения таможенных органов Письмом ФТС России от 12.04.2006 N 01-06/12307 доведена информация о запрете выпуска для свободного обращения алкогольной продукции в случаях, когда для целей таможенного оформления представляются санитарно-эпидемиологические заключения, выданные главными государственными санитарными врачами учреждений, структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Также указано на недопустимость использования для принятия решения таможенным органом о выпуске товара в свободное обращение гигиенических заключений, выданных санитарно-эпидемиологическими службами других государств, а также оформленных на их основе сертификатов соответствия.
В целях урегулирования вопросов, связанных с реэкспортом маркированной акцизными марками алкогольной продукции молдавского и грузинского производства и принятием отчетов об использовании акцизных марок, письмом от 25.04.2006 N 01-06/14113 "О реэкспорте алкогольной продукции" ФТС России предписало по обращению организаций помещать данную алкогольную продукцию под таможенный режим реэкспорта; а также обеспечить идентификацию акцизных марок, нанесенных на вывозимую алкогольную продукцию, путем отражения в акте таможенного досмотра товаров информации о реквизитах акцизных марок и их количестве.
Как установлено судом, в связи с запретом ввоза алкогольной продукции и виноматериалов из Республики Молдова на территорию Российской Федерации в зоне деятельности Брянской таможни скопилось более ста пятидесяти железнодорожных вагонов с указанной алкогольной продукцией, поступившей в адрес ООО "Импортпродукт".
Руководствуясь письмом ФТС России от 25.04.2006 N 01-06/14113 "О реэкспорте алкогольной продукции", Общество вывезло вышеуказанную маркированную алкогольную продукцию в соответствии с таможенным режимом реэкспорта.
В соответствии со ст. 239 ТК РФ реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Как следует из положений пп. 2 п. 2 ст. 185 НК РФ, если подакцизные товары, ранее ввезенные на территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории в таможенном режиме реэкспорта (обратного вывоза), то акциз, уплаченный при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежит возврату в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 319 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения таможенной границы.
Поскольку маркированная алкогольная продукция изначально была ввезена на территорию Российской Федерации, но в связи с запретом выпуска для свободного обращения вывезена Обществом с таможенной территории Российской Федерации, то объект, подлежащий обложению таможенными платежами, в частности, акцизом, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, отсутствует.
Из платежных поручений следует, что перечисление денежных средств произведено Обществом как оплата за акцизные марки.
В рассматриваемом случае маркированная алкогольная продукции в свободное обращение не выпущена, следовательно, окончательный расчет, при котором стоимость акцизной марки, внесенная при ее покупке, подлежала вычету при расчете суммы акциза при таможенном оформлении маркированного товара, не произведен.
При этом указанная продукция вывезена Обществом с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорт, в связи с чем обязанность по уплате акциза у Общества не возникла.
Следовательно, излишней уплаты таможенных платежей, в частности, акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, не произошло.
Однако в момент реэкспорта маркированной алкогольной продукции к такой продукции применялись положения п. 108 Инструкции, согласно которому в случае заявления к таможенному режиму реэкспорта маркированного товара марки, нанесенные на такой товар, подлежат повреждению способом, исключающим возможность их использования для реализации товара на территории Российской Федерации.
Между тем, как усматривается из материалов дела, марки, нанесенные на импортируемый Обществом товар способом, исключающим возможность их использования для реализации товара на территории Российской Федерации, при реэкспорте повреждены не были.
Согласно пункту 89 Инструкции обязанным по возврату денежных средств, уплаченных при покупке акцизных марок, является уполномоченный таможенный орган, принявший от импортера поврежденные и (или) неиспользованные акцизные марки.
В данном случае акцизные марки не были сняты с алкогольной продукции и возвращены таможенному органу, выдавшему их.
Вместе с тем 25.04.2008 Общество обратилось в порядке ст. ст. 330, 355 ТК РФ в Брянскую таможню с заявлением о возврате денежных средств, уплаченных в качестве авансового платежа в счет предстоящих таможенных платежей.
Суд первой инстанции посчитал, что поскольку обязанность по уплате акциза у Общества не возникла по независящим от него обстоятельствам, то спорные денежные средства подлежат возврату как излишне уплаченные таможенные платежи.
Между тем применение ст. ст. 330, 355 ТК РФ при удовлетворении заявленных требований является неправомерным.
Пунктом 1 ст. 355 ТК РФ установлено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом.
Таким образом, излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой таможенных пошлин и налогов признается сумма денежных средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин и налогов, размер которой превышает сумму, подлежащую уплате.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Как установлено судом апелляционной инстанции, по 44 платежным поручением в 2005 году Общество внесло на счет Брянской таможни оплату за акцизные марки.
После фактического вывоза алкогольной продукции с таможенной территории Российской Федерации ООО "Импортпродукт" полностью отчиталось перед Брянской таможней по использованию акцизных марок, что подтверждается отчетами об использовании, а также ГТД, подтверждающими фактический вывоз товара с территории России в таможенном режиме реэкспорта. Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Считая, что денежные средства, уплаченные за акцизные марки, в силу ст. 330 ТК РФ являются авансовыми платежами, внесенными в счет предстоящих таможенных платежей, Общество обратилось в Брянскую таможню за их возвратом.
Действительно, согласно Постановлению N 1008 (в редакции, действовавшей до 31.12.2005 года) оплата марок являлась авансовым платежом по акцизам.
Между тем спорные денежные средства не являются авансовыми платежами в смысле, придаваемом им ст. 330 ТК РФ, в силу следующего.
Из анализа указанной статьи следует, что формулировка в счет предстоящих таможенных платежей предполагает, что лицо имеет намерение распорядиться внесенными денежными средствами в будущем, не в момент перечисления указанных средств.
При этом денежные средства не идентифицируются плательщиком в качестве конкретных видов налогов, сумм таможенных платежей и видов товаров, т.е. авансовые средства обезличены: в платежном поручении, на основании которого денежные средства перечисляются на счет таможенного органа, не указывается, вносятся ли они в счет уплаты таможенной пошлины, акциза.
Таким образом, декларант сначала вносит денежную сумму на счет таможенного органа, а потом определяет ее назначение.
Кроме того, денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 ТК РФ.
Следовательно, перечисленные таким образом средства являются имуществом субъекта внешнеэкономической деятельности, и таможенный орган не вправе их расходовать самостоятельно.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела платежных поручений, денежные средства были внесены Обществом в качестве оплаты стоимости покупки акцизной марки, соответственно, имели иной правовой статус, чем авансовые платежи, определенные ст. 330 ТК РФ.
Доказательств уплаты авансовых платежей Общество суду не представило.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, касающихся порядка маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками следует, что цена акцизной марки включает в себя также определенные виды расходов и затрат, не являющихся авансовыми платежами по акцизу.
Вместе с тем оплата за акцизную марку в силу норм ТК РФ не является одним из видов таможенных платежей, а именно акцизом, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в связи с чем указанные денежные средства уплачены не в качестве таможенных пошлин и налогов.
Более того, в соответствии с Законом N 171-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 31.12.2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" (далее - Постановление N 866), а также постановление Правительства от 21.12.2005 N 786 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции", которым установлено, что цена акцизной марки для маркировки алкогольной продукции составляет 1300 руб. за 1000 штук без учета налога на добавленную стоимость (пп. "в" п. 2). Таким образом, такое понятие как авансовый платеж по акцизу утратило силу с 16.01.2006.
Следовательно, к порядку возврата стоимости акцизных марок не могут быть применены ни правила возврата авансовых платежей, ни правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (ст. 355 ТК РФ).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассматриваемые денежные суммы не могут быть признаны излишне уплаченными или излишне взысканными, поэтому основания для их возврата отсутствуют.
Таким образом, нормы ст. 355 ТК РФ не распространяются на возврат денежных средств, уплаченных за акцизные марки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а требования Общества подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 1000 руб., уплаченная заявителем апелляционной жалобы по платежному поручению от 25.11.2008 N 3195, подлежит взысканию с ООО "Импортпродукт" в пользу Брянской таможни.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ.
Поскольку при обращении в суд Обществом уплачена государственная пошлина в размере 4000 руб., то в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ госпошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату из бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2008 по делу N А09-3803/2008-31-20 отменить.
Заявление ООО "Импортпродукт" о признании незаконным решения Брянской таможни от 07.05.2008 N 19-14/11620 об отказе в возврате денежных средств по 44 платежным поручениям на общую сумму 4 027 390, 5 руб. оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Импортпродукт" (ул. Наметкина, д. 10, строение 1, г. Москва, 117420) в пользу Брянской таможни (ул. Фокина, 121, г. Брянск, 241000) судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Импортпродукт" (ул. Наметкина, д. 10, строение 1, г. Москва, 117420) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 21.05.2008 N 00027, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА

Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
О.А.ТИМИНСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)