Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Стогний Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе: председательствующего: Поповой Е.И.
судей краевого суда: Кудинова А.В., Рыбиной А.В.
по докладу судьи: Рыбиной А.В.
при секретаре: К.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и.о. начальника МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю П. на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 24 января 2013 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
О. <Ф.И.О.>9 обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия межрайонной ИФНС N 9 по Краснодарскому краю, выразившиеся в исчислении суммы земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельные участки, расположенные по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>, по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты> по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>
В обоснование требований указала, что не согласна с расчетом налоговым органом принадлежащих ей вышеуказанных земельных участков, поскольку указанная кадастровая стоимость земельных участков применена на основании стоимости, утвержденной распоряжением главы администрации КК от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", а затем постановлением главы администрации КК от 05.02.2010 г. N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края". Однако, распоряжением главы администрации КК от 05.02.2010 N 57-р признано утратившим силу распоряжение главы администрации КК от 29.12.2007 N 1202-р. Следовательно, налоговая база по земельному налогу, которой является кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании распоряжения Главы администрации КК от 29.12.2007 N 1202-р, в целях налогообложения применению для исчисления земельного налога за 2008 и 2009 год не подлежала. Постановлением главы администрации КК N 58 от 05.02.2010 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" были вновь утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земли в размерах, ранее утвержденных распоряжением N 1202-р. Но, указанное постановление не может применяться раньше, чем с 01.01.2011 г. Следовательно, для исчисления земельного налога за 2009 - 2010 годы в качестве налоговой базы необходимо использовать кадастровую стоимость земельного участка, использовавшуюся до 01.01.2008 года, размер которой составил: по адресу <адрес обезличен> - <данные изъяты> по адресу <адрес обезличен> <данные изъяты> по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов в размере - <данные изъяты>
На основании изложенного, заявитель также просила суд обязать межрайонную ИФНС России N 9 по Краснодарскому краю исчислить сумму земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельный участок по адресу <адрес обезличен>. с кадастровым от налоговой базы - <данные изъяты>, по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы - <данные изъяты> по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов, с кадастровым от налоговой базы - <данные изъяты>. кадастровой стоимости земельных участков и направить в ее адрес соответствующие налоговые уведомления.
Представитель межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю, надлежаще уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание первой инстанции не явился, направив письменный отзыв, в котором просил отказал О. <Ф.И.О.>10. в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть дело в их отсутствие.
Обжалуемым решением Белореченского районного суда 24 января 2013 г. заявление О. <Ф.И.О.>11 удовлетворено полностью.
Суд признал незаконными действия межрайонной инспекции ФНС N 9 по Краснодарскому краю, выразившиеся в исчислении суммы земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельные участки, расположенные по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>, по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>, по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>.
Суд обязал межрайонную инспекцию ФНС России N 9 по Краснодарскому краю исчислить сумму земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельные участки с кадастровым номером от налоговой базы - <данные изъяты>, с кадастровым номером 23:39:1101065:0002 от налоговой базы - 263 755 рублей, с кадастровым номером от налоговой базы - <данные изъяты> кадастровой стоимости земельных участков, и направить в адрес О. <Ф.И.О.>12. соответствующие налоговые уведомления.
В апелляционной жалобе и.о. начальника МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю П. <Ф.И.О.>13 ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя О. <Ф.И.О.>14 по доверенности - С. <Ф.И.О.>15 просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом, О. <Ф.И.О.>16 является собственницей земельных участков, расположенных по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым, по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым, по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов, с кадастровым, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно налоговому уведомлению на оплату земельного налога за 2009 - 2010 годы земельный налог на вышеуказанные земельные участки был исчислен исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым - <данные изъяты>, с кадастровым - <данные изъяты>., с кадастровым - <данные изъяты>
Удовлетворяя требования О. <Ф.И.О.>17 и признавая действия МИФНС N 9 по КК по исчислению земельного налога на указанные земельные участки, суд первой инстанции указал, что для исчисления земельного налога за 2010 год в качестве налоговой базы налоговым органом должна была учитываться кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков, использовавшаяся до 01 января 2008 года, размер которой составлял: для земельного участка с - <данные изъяты>, с к/н - <данные изъяты>., с к/н - <данные изъяты>
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Из пункта 1 Правил следует, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастр объектов недвижимости и его территориальными органами, для чего привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель, равно как и полномочиями по утверждению результатов такой оценки, не вправе определять правомерность и законность размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Установлено, что при исчислении земельного налога Инспекция руководствовалась сведениями (информационной базой данных) по объектам налогообложения и плательщикам земельного налога, предоставленными, в соответствии с п. 11 и п. 12 ст. 396 НК РФ, органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с положениями п. 11 и п. 12 ст. 396 НК РФ информационная база данных по объектам налогообложения и плательщикам земельного налога формируется согласно информации, получаемой налоговыми органами от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, которые передают сведения о земельных участках, содержащихся в Едином государственном реестре земель. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним, включая информацию, как о самом земельном участке, так и информацию о его собственнике. Обязанность представления в налоговый орган, указанных выше сведений, закреплена ст. 85 НК РФ.
Таким образом, установлено, что с учетом положений ст. 390, ст. 391, п. 11, п. 12 ст. 396 НК РФ, указанные выше сведения использовались Инспекцией при определении налоговой базы.
Так, согласно представленным в Инспекцию сведениям, кадастровая стоимость участков истицы на 2009 г., 2010 г. и 2011 г. не изменялась и составляла: по адресу: <адрес обезличен> - <данные изъяты> по адресу: <адрес обезличен> - <данные изъяты>.; по адресу: <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов - <данные изъяты>
Статьей 391 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы. В соответствии с п. 1 указанной статьи, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год.
Таким образом, при расчете Заявителю земельного налога за 2010 г. Инспекцией обоснованно использована кадастровая стоимость земельного участка на основании сведений, полученных из Управления Росреестра по состоянию на 01.01.2010 г.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 24 января 2013 г. - отменить.
Принять по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции:
В удовлетворении заявления О. <Ф.И.О.>19 о признании незаконными действия МИФНС N 9 по Краснодарскому краю, выразившиеся в исчислении суммы земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельные участки, расположенные по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты> по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым налоговой базы <данные изъяты>, по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>; а также возложении обязанности на МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю исчислить сумму земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельные участки с кадастровым номером от налоговой базы - <данные изъяты>, с кадастровым номером от налоговой базы - <данные изъяты>, с кадастровым номером от налоговой базы - <данные изъяты> рублей кадастровой стоимости земельных участков и направить в адрес О. <Ф.И.О.>20 соответствующие налоговые уведомления - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6040/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу N 33-6040/2013
Судья: Стогний Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе: председательствующего: Поповой Е.И.
судей краевого суда: Кудинова А.В., Рыбиной А.В.
по докладу судьи: Рыбиной А.В.
при секретаре: К.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и.о. начальника МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю П. на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 24 января 2013 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
О. <Ф.И.О.>9 обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия межрайонной ИФНС N 9 по Краснодарскому краю, выразившиеся в исчислении суммы земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельные участки, расположенные по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>, по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты> по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>
В обоснование требований указала, что не согласна с расчетом налоговым органом принадлежащих ей вышеуказанных земельных участков, поскольку указанная кадастровая стоимость земельных участков применена на основании стоимости, утвержденной распоряжением главы администрации КК от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", а затем постановлением главы администрации КК от 05.02.2010 г. N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края". Однако, распоряжением главы администрации КК от 05.02.2010 N 57-р признано утратившим силу распоряжение главы администрации КК от 29.12.2007 N 1202-р. Следовательно, налоговая база по земельному налогу, которой является кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании распоряжения Главы администрации КК от 29.12.2007 N 1202-р, в целях налогообложения применению для исчисления земельного налога за 2008 и 2009 год не подлежала. Постановлением главы администрации КК N 58 от 05.02.2010 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" были вновь утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земли в размерах, ранее утвержденных распоряжением N 1202-р. Но, указанное постановление не может применяться раньше, чем с 01.01.2011 г. Следовательно, для исчисления земельного налога за 2009 - 2010 годы в качестве налоговой базы необходимо использовать кадастровую стоимость земельного участка, использовавшуюся до 01.01.2008 года, размер которой составил: по адресу <адрес обезличен> - <данные изъяты> по адресу <адрес обезличен> <данные изъяты> по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов в размере - <данные изъяты>
На основании изложенного, заявитель также просила суд обязать межрайонную ИФНС России N 9 по Краснодарскому краю исчислить сумму земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельный участок по адресу <адрес обезличен>. с кадастровым от налоговой базы - <данные изъяты>, по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы - <данные изъяты> по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов, с кадастровым от налоговой базы - <данные изъяты>. кадастровой стоимости земельных участков и направить в ее адрес соответствующие налоговые уведомления.
Представитель межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю, надлежаще уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание первой инстанции не явился, направив письменный отзыв, в котором просил отказал О. <Ф.И.О.>10. в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть дело в их отсутствие.
Обжалуемым решением Белореченского районного суда 24 января 2013 г. заявление О. <Ф.И.О.>11 удовлетворено полностью.
Суд признал незаконными действия межрайонной инспекции ФНС N 9 по Краснодарскому краю, выразившиеся в исчислении суммы земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельные участки, расположенные по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>, по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>, по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>.
Суд обязал межрайонную инспекцию ФНС России N 9 по Краснодарскому краю исчислить сумму земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельные участки с кадастровым номером от налоговой базы - <данные изъяты>, с кадастровым номером 23:39:1101065:0002 от налоговой базы - 263 755 рублей, с кадастровым номером от налоговой базы - <данные изъяты> кадастровой стоимости земельных участков, и направить в адрес О. <Ф.И.О.>12. соответствующие налоговые уведомления.
В апелляционной жалобе и.о. начальника МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю П. <Ф.И.О.>13 ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя О. <Ф.И.О.>14 по доверенности - С. <Ф.И.О.>15 просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом, О. <Ф.И.О.>16 является собственницей земельных участков, расположенных по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым, по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым, по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов, с кадастровым, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно налоговому уведомлению на оплату земельного налога за 2009 - 2010 годы земельный налог на вышеуказанные земельные участки был исчислен исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым - <данные изъяты>, с кадастровым - <данные изъяты>., с кадастровым - <данные изъяты>
Удовлетворяя требования О. <Ф.И.О.>17 и признавая действия МИФНС N 9 по КК по исчислению земельного налога на указанные земельные участки, суд первой инстанции указал, что для исчисления земельного налога за 2010 год в качестве налоговой базы налоговым органом должна была учитываться кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков, использовавшаяся до 01 января 2008 года, размер которой составлял: для земельного участка с - <данные изъяты>, с к/н - <данные изъяты>., с к/н - <данные изъяты>
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Из пункта 1 Правил следует, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастр объектов недвижимости и его территориальными органами, для чего привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель, равно как и полномочиями по утверждению результатов такой оценки, не вправе определять правомерность и законность размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Установлено, что при исчислении земельного налога Инспекция руководствовалась сведениями (информационной базой данных) по объектам налогообложения и плательщикам земельного налога, предоставленными, в соответствии с п. 11 и п. 12 ст. 396 НК РФ, органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с положениями п. 11 и п. 12 ст. 396 НК РФ информационная база данных по объектам налогообложения и плательщикам земельного налога формируется согласно информации, получаемой налоговыми органами от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, которые передают сведения о земельных участках, содержащихся в Едином государственном реестре земель. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним, включая информацию, как о самом земельном участке, так и информацию о его собственнике. Обязанность представления в налоговый орган, указанных выше сведений, закреплена ст. 85 НК РФ.
Таким образом, установлено, что с учетом положений ст. 390, ст. 391, п. 11, п. 12 ст. 396 НК РФ, указанные выше сведения использовались Инспекцией при определении налоговой базы.
Так, согласно представленным в Инспекцию сведениям, кадастровая стоимость участков истицы на 2009 г., 2010 г. и 2011 г. не изменялась и составляла: по адресу: <адрес обезличен> - <данные изъяты> по адресу: <адрес обезличен> - <данные изъяты>.; по адресу: <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов - <данные изъяты>
Статьей 391 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы. В соответствии с п. 1 указанной статьи, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год.
Таким образом, при расчете Заявителю земельного налога за 2010 г. Инспекцией обоснованно использована кадастровая стоимость земельного участка на основании сведений, полученных из Управления Росреестра по состоянию на 01.01.2010 г.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 24 января 2013 г. - отменить.
Принять по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции:
В удовлетворении заявления О. <Ф.И.О.>19 о признании незаконными действия МИФНС N 9 по Краснодарскому краю, выразившиеся в исчислении суммы земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельные участки, расположенные по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты> по адресу <адрес обезличен>, с кадастровым налоговой базы <данные изъяты>, по адресу <адрес обезличен>, промзона, район нижних складов, с кадастровым от налоговой базы <данные изъяты>; а также возложении обязанности на МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю исчислить сумму земельного налога за 2009 и 2010 годы за земельные участки с кадастровым номером от налоговой базы - <данные изъяты>, с кадастровым номером от налоговой базы - <данные изъяты>, с кадастровым номером от налоговой базы - <данные изъяты> рублей кадастровой стоимости земельных участков и направить в адрес О. <Ф.И.О.>20 соответствующие налоговые уведомления - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)