Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2012 по делу N А14-15023/2012 (судья Данилов Г.Ю.), принятое по заявлению открытого акционерного общества научно-производственное объединение "Энергия" (ОГРН 1023601566064) к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
- от инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа: Семеновой А.Ф., заместителя начальника правового отдела по доверенности от 11.01.2013 N 03-17/00060;
- от открытого акционерного общества научно-производственное объединение "Энергия": Черенкова В.Е., представителя по доверенности от 10.10.2012,
установил:
Открытое акционерное общество научно-производственное объединение "Энергия" (далее - общество НПО "Энергия", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.02.2012 N 10-24/3 в части доначисления земельного налога в сумме 883 541 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на то, что общество НПО "Энергия" является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0506046:0017 (90%) и 36:34:0506046:0091, поскольку указанные земельные участки были переданы в бессрочное пользование акционерного общества "Эталон", реорганизованного в дальнейшем в акционерное общество "Завод Эталон".
Общество в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При этом общество указывает на то, что в связи с ликвидацией земельного участка с кадастровым номером 36:340506046:8 площадью 48 108 кв. м, право постоянного (бессрочного) пользования прекращено и общество перестало быть обязанным уплачивать земельный налог за указанный земельный участок.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно представленным документам, 04.05.2012 открытое акционерное общество "Завод Эталон" переименовано в открытое акционерное общество научно-производственное объединение "Энергия".
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Завод Эталон", по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт от 03.02.2012 N 10-22/1.
Рассмотрев указанный акт и материалы проверки, руководитель инспекции принял решение от 29.02.2012 N 10-24/3 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислен земельный налог за 2008 год в сумме 883 541 руб. и пени по земельному налогу в сумме 8192 руб.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 23.07.2012 N 15-2-18/10166, принятым по жалобе общества, решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 29.02.2012 N 10-24/3 в оспариваемой части, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 Кодекса налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
В случае, если земельный участок принадлежит на праве долевой собственности разным лицам, либо в отношении частей земельного участка установлены различные налоговые ставки, налоговая база в отношении таких долей определяется отдельно (пункт 2 статьи 391 Кодекса).
При этом налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 393 Налогового кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогам, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санк-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 настоящего Кодекса.
Из статьи 394 Налогового кодекса следует, что исчисление налога производится по налоговым ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса).
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 Налогового кодекса (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
Следует отметить, что определение понятия "земельный участок" в самом Налоговом кодексе отсутствует, поэтому с учетом статьи 11 Кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно используется в соответствующих отраслях законодательства.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки, как установлено статьей 11.2 Земельного кодекса, образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются новые земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 25 Земельного кодекса права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами в соответствии с названным Законом (статья 26 Земельного кодекса).
Из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Таким образом, лицо приобретает статус плательщика земельного налога только после государственной регистрации за ним одного из вышеназванных прав на земельный участок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Воронежа от 21.10.1993 N 676 акционерному обществу "Эталон" предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 4,8108 га, фактически занимаемый зданиями и производственными сооружениями по ул. Пешестрелецкой, 88.
Постановлением исполнительного комитета администрации г. Воронежа от 18.01.2000 N 20, в связи с изменением организационно-правовой формы общества "Завод Эталон", обществу предоставлен указанный земельный участок.
Право постоянного бессрочного пользования общества "Завод Эталон" на земельный участок площадью 48108 кв. м, по адресу г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, участок N 88, условный номер 36:34:5:00-00-00:00:2000-23-56, на основании данных постановлений зарегистрировано 17.03.2000.
Поскольку постановление исполнительного комитета администрации г. Воронежа от 18.01.2000 N 20 вынесено уже в период действия Закона N 122-ФЗ и право постоянного бессрочного пользования было зарегистрировано 17.03.2000, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.11.2011 N 01/125/2011-211, запись об объекте - земельном участке с кадастровым (условным) номером 36:34:5:00-00-00:00:2000-23-56 - ликвидирована.
Постановлением администрации г. Воронежа от 04.09.2001 N 980 у общества "Завод Эталон" изъят земельный участок площадью 454 кв. м в пользу закрытого акционерного общества "Ремэнергомонтаж", при этом оставлен в пользовании общества "Завод Эталон" земельный участок площадью 43 568 кв. м и 4086 кв. м, 90% от площади земельного участка 4540 кв. м без реального раздела.
Согласно ответу федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области от 09.11.2009 N 01-31/4572 земельный участок с кадастровым номером 36:340506046:8 (площадь 48 108 кв. м), расположенный по адресу г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, 88, разделен на два самостоятельных участка:
- - с кадастровым номером 36:34:0506046:17, площадью 454 кв. м (10% от площади земельного участка 4540 кв. м), используемый под нежилое помещение общества "Ремэнергомонтаж";
- - с кадастровым номером 36:34:0506046:91, используемый под производственную базу (без указания правообладателя).
Также в данном письме указано, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0506046:8 был снят с государственного кадастрового учета 08.08.2002 на основании поступившей информации о зарегистрированном праве на вновь образованный из него земельный участок с кадастровым номером 36:34:0506046:0017.
Кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0506046:91, представленная в материалы дела, не содержит информации о правообладателе данного земельного участка. Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0506046:0017 в качестве правообладателя указано закрытое акционерное общество "Ремэнергомонтаж" (10% от площади земельного участка 4 540 кв. м).
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризации - Федеральной БТИ" от 26.04.2012 N 5361 усматривается, что на указанных земельных участках помимо объектов недвижимости, принадлежащих обществу НПО "Энергия", также расположены объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации, предпринимателю Золотареву Д.Ю., закрытому акционерному обществу "Картинки".
Каких-либо сведений о правообладателе земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0506046:91 и 36:34:0506046:0017 (90% от площади земельного участка 4540 кв. м) материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у общества НПО "Энергия" отсутствовала обязанность по уплате земельного налога в 2008 году в соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налоговым органом не представлено доказательств того, что общество обладает земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве собственности, то есть является плательщиком земельного налога.
Ссылки налогового органа на судебные акты по делам NN А14-4413/2006, А14-17662/2004, А14-3231-03/94/30, А14-4639-03/120/22, согласно которым, по мнению налогового органа, факт владения, пользования и распоряжения земельным участком ранее был установлен арбитражным судом, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку предметом исследования указанных дел не являлись вопросы признания прав акционерного общества НПО "Энергия" на спорные земельные участки.
В то же время, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.07.2012 по делу N А14-7465/2012, принятым по результатам рассмотрения требования общества НПО "Энергия" о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа от 29.12.2011 N 11-21/96 в части доначисления земельного налога за 2009-2010 годы установлено отсутствие у общества НПО "Энергия" обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами кадастровыми номерами 36:34:0506046:91 и 36:34:0506046:0017 (90% от площади земельного участка 4540 кв. м), так как отсутствуют доказательства того, что общество НПО "Энергия" является правообладателем в отношении названных участков.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, поскольку налоговым органом не представлено доказательств правомерности доначисления обществу земельного налога в отношении спорного земельного участка, суд первой инстанции оценив, в порядке положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно удовлетворил заявленные требования и признал недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа N 10-24/3 от 29.02.2012 об отказе в привлечении общества НПО "Энергия" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 883 541 руб.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Воронежской области отмене не подлежит.
Вопрос о взыскании расходов по уплате государственной пошлины судом не разрешается, так как подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2012 по делу N А14-15023/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
В.А.СКРЫННИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2013 ПО ДЕЛУ N А14-15023/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. по делу N А14-15023/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2012 по делу N А14-15023/2012 (судья Данилов Г.Ю.), принятое по заявлению открытого акционерного общества научно-производственное объединение "Энергия" (ОГРН 1023601566064) к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
- от инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа: Семеновой А.Ф., заместителя начальника правового отдела по доверенности от 11.01.2013 N 03-17/00060;
- от открытого акционерного общества научно-производственное объединение "Энергия": Черенкова В.Е., представителя по доверенности от 10.10.2012,
установил:
Открытое акционерное общество научно-производственное объединение "Энергия" (далее - общество НПО "Энергия", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.02.2012 N 10-24/3 в части доначисления земельного налога в сумме 883 541 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на то, что общество НПО "Энергия" является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0506046:0017 (90%) и 36:34:0506046:0091, поскольку указанные земельные участки были переданы в бессрочное пользование акционерного общества "Эталон", реорганизованного в дальнейшем в акционерное общество "Завод Эталон".
Общество в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При этом общество указывает на то, что в связи с ликвидацией земельного участка с кадастровым номером 36:340506046:8 площадью 48 108 кв. м, право постоянного (бессрочного) пользования прекращено и общество перестало быть обязанным уплачивать земельный налог за указанный земельный участок.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно представленным документам, 04.05.2012 открытое акционерное общество "Завод Эталон" переименовано в открытое акционерное общество научно-производственное объединение "Энергия".
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Завод Эталон", по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт от 03.02.2012 N 10-22/1.
Рассмотрев указанный акт и материалы проверки, руководитель инспекции принял решение от 29.02.2012 N 10-24/3 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислен земельный налог за 2008 год в сумме 883 541 руб. и пени по земельному налогу в сумме 8192 руб.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 23.07.2012 N 15-2-18/10166, принятым по жалобе общества, решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 29.02.2012 N 10-24/3 в оспариваемой части, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 Кодекса налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
В случае, если земельный участок принадлежит на праве долевой собственности разным лицам, либо в отношении частей земельного участка установлены различные налоговые ставки, налоговая база в отношении таких долей определяется отдельно (пункт 2 статьи 391 Кодекса).
При этом налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 393 Налогового кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогам, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санк-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 настоящего Кодекса.
Из статьи 394 Налогового кодекса следует, что исчисление налога производится по налоговым ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса).
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 Налогового кодекса (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
Следует отметить, что определение понятия "земельный участок" в самом Налоговом кодексе отсутствует, поэтому с учетом статьи 11 Кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно используется в соответствующих отраслях законодательства.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки, как установлено статьей 11.2 Земельного кодекса, образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются новые земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 25 Земельного кодекса права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами в соответствии с названным Законом (статья 26 Земельного кодекса).
Из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Таким образом, лицо приобретает статус плательщика земельного налога только после государственной регистрации за ним одного из вышеназванных прав на земельный участок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Воронежа от 21.10.1993 N 676 акционерному обществу "Эталон" предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 4,8108 га, фактически занимаемый зданиями и производственными сооружениями по ул. Пешестрелецкой, 88.
Постановлением исполнительного комитета администрации г. Воронежа от 18.01.2000 N 20, в связи с изменением организационно-правовой формы общества "Завод Эталон", обществу предоставлен указанный земельный участок.
Право постоянного бессрочного пользования общества "Завод Эталон" на земельный участок площадью 48108 кв. м, по адресу г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, участок N 88, условный номер 36:34:5:00-00-00:00:2000-23-56, на основании данных постановлений зарегистрировано 17.03.2000.
Поскольку постановление исполнительного комитета администрации г. Воронежа от 18.01.2000 N 20 вынесено уже в период действия Закона N 122-ФЗ и право постоянного бессрочного пользования было зарегистрировано 17.03.2000, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.11.2011 N 01/125/2011-211, запись об объекте - земельном участке с кадастровым (условным) номером 36:34:5:00-00-00:00:2000-23-56 - ликвидирована.
Постановлением администрации г. Воронежа от 04.09.2001 N 980 у общества "Завод Эталон" изъят земельный участок площадью 454 кв. м в пользу закрытого акционерного общества "Ремэнергомонтаж", при этом оставлен в пользовании общества "Завод Эталон" земельный участок площадью 43 568 кв. м и 4086 кв. м, 90% от площади земельного участка 4540 кв. м без реального раздела.
Согласно ответу федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области от 09.11.2009 N 01-31/4572 земельный участок с кадастровым номером 36:340506046:8 (площадь 48 108 кв. м), расположенный по адресу г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, 88, разделен на два самостоятельных участка:
- - с кадастровым номером 36:34:0506046:17, площадью 454 кв. м (10% от площади земельного участка 4540 кв. м), используемый под нежилое помещение общества "Ремэнергомонтаж";
- - с кадастровым номером 36:34:0506046:91, используемый под производственную базу (без указания правообладателя).
Также в данном письме указано, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0506046:8 был снят с государственного кадастрового учета 08.08.2002 на основании поступившей информации о зарегистрированном праве на вновь образованный из него земельный участок с кадастровым номером 36:34:0506046:0017.
Кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0506046:91, представленная в материалы дела, не содержит информации о правообладателе данного земельного участка. Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0506046:0017 в качестве правообладателя указано закрытое акционерное общество "Ремэнергомонтаж" (10% от площади земельного участка 4 540 кв. м).
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризации - Федеральной БТИ" от 26.04.2012 N 5361 усматривается, что на указанных земельных участках помимо объектов недвижимости, принадлежащих обществу НПО "Энергия", также расположены объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации, предпринимателю Золотареву Д.Ю., закрытому акционерному обществу "Картинки".
Каких-либо сведений о правообладателе земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0506046:91 и 36:34:0506046:0017 (90% от площади земельного участка 4540 кв. м) материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у общества НПО "Энергия" отсутствовала обязанность по уплате земельного налога в 2008 году в соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налоговым органом не представлено доказательств того, что общество обладает земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве собственности, то есть является плательщиком земельного налога.
Ссылки налогового органа на судебные акты по делам NN А14-4413/2006, А14-17662/2004, А14-3231-03/94/30, А14-4639-03/120/22, согласно которым, по мнению налогового органа, факт владения, пользования и распоряжения земельным участком ранее был установлен арбитражным судом, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку предметом исследования указанных дел не являлись вопросы признания прав акционерного общества НПО "Энергия" на спорные земельные участки.
В то же время, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.07.2012 по делу N А14-7465/2012, принятым по результатам рассмотрения требования общества НПО "Энергия" о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа от 29.12.2011 N 11-21/96 в части доначисления земельного налога за 2009-2010 годы установлено отсутствие у общества НПО "Энергия" обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами кадастровыми номерами 36:34:0506046:91 и 36:34:0506046:0017 (90% от площади земельного участка 4540 кв. м), так как отсутствуют доказательства того, что общество НПО "Энергия" является правообладателем в отношении названных участков.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, поскольку налоговым органом не представлено доказательств правомерности доначисления обществу земельного налога в отношении спорного земельного участка, суд первой инстанции оценив, в порядке положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно удовлетворил заявленные требования и признал недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа N 10-24/3 от 29.02.2012 об отказе в привлечении общества НПО "Энергия" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 883 541 руб.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Воронежской области отмене не подлежит.
Вопрос о взыскании расходов по уплате государственной пошлины судом не разрешается, так как подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2012 по делу N А14-15023/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
В.А.СКРЫННИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)